РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ С ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
материал по развитию речи по теме

Канунникова Ирина Михайловна

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_vyrazitelnosti_rechi.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №25 «Василёк»

города Губкин Белгородской области

РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ  

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ

 С ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

( из опыта работы)

Подготовил:

воспитатель

Канунникова И.М.

2014

Далеко не каждый ребенок может построить развернутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования  и развития выразительности речи ребенка. Именно через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. А умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать.

Целью работы является: овладение детьми полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе, а это одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает в себя также и неречевые средства: жесты, мимику, пантомимику, пластику. Многие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Исходя из этого, я решила связать работу над развитием речи детей со средствами театрализованной деятельности, с ее атрибутами и элементами.

Театрализация привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует развитию у них коллективных умений, чувства взаимопомощи, взаимопонимания. В своей работе я выделила следующие этапы обучения:

  • обучение детей умению задавать вопросы;
  • обогащение словаря детей
  • обучение детей умению составлять предложения;
  • обучение детей придумыванию загадок, сравнений, метафор;
  • обучение  рассуждению (объяснительной и доказательной речи);
  •  развитие интонационной выразительности речи.

Прежде чем начать учить детей задавать вопросы, провела работу над дифференциацией интонации. Так, на самом первом этапе предложила ребятам послушать рассказ: - Вчера я ходила на рынок и купила там яблоки и груши. Это фрукты. Задаю детям вопрос: «Почему вы мне ничего не ответили? - выслушиваю ответы, - Ну хорошо, слушайте дальше. А еще я купила огурцы и помидоры. Это овощи? Да, конечно. Как вы поняли, что в первый раз я вас не спрашивала, а во второй спросила?» С детьми пришли к выводу, что наш голос может изменяться – повышаться и понижаться. Таким образом, мы передаем информацию.  Для развития восприятия мелодики использовала прием дирижирования, при котором повышение и понижение голоса сопровождается плавными движениями руки вверх или вниз.

Для составления достаточно длинного распространенного предложения  я использовала  сказки. Интересна игра «От каждого по словечку» (дети добавляют свое слово к вышесказанному). Воспитатель: Колобок. Данил: Колобок катится. Женя: Веселый Колобок катится. Милена: Веселый и румяный Колобок катится. Кира: Веселый и румяный Колобок катится по дорожке. И т.д. Для игры использовала сказки «Красная Шапочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Заюшкина избушка» и др. Также широко использовала творческие игры со словами.

Далее приступила  к работе над обогащением словаря детей. На основе сказок придумывали с детьми красивые прилагательные для характеристики героев. Так, при обсуждении сказки «Заюшкина избушка», дети называли зайчика маленьким, хорошим, пушистым, грустным, удивленным, испуганным, трусливым, добрым. Без сказки и ее эмоциональной драматизации вряд ли дети сумели бы подобрать столько определений. Чтобы было интересней, а также с целью раскрепощения детей, вводила элементы театрализации.

На этапе обучения придумывания загадок учила детей придумывать загадки на основе свойств или признаков предметов. Так, Лера  придумала загадку о лопате: весь огород прокопала и ни капли не устала, а Алиса придумала загадку о медведе: большой, неуклюжий, спит в берлоге в стужу.

Способы придумывания сравнений позаимствовала из технологии ТРИЗ. Один из них такой; объект №1 + какой + объект №2. Вот что получилось у детей: облака легкие, как вата (пух); пантера быстрая, как ветер

Хорошо понимая, что основное назначение речи – ее коммуникативная функция, а, в свою очередь, коммуникативная компетентность ребенка – необходимый фактор подготовки детей к школе, работала над развитием связной речи, основное внимание, уделяя развитию доказательной, объяснительной речи, речи – рассуждения, речи – планирования. И снова на помощь приходят игры из ТРИЗ: «Хорошо – плохо. Цель этой игры: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Правила игры:  ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых  определяются положительные и отрицательные свойства.  

В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?

Д: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.

В: Огонь - это плохо. Почему?

Д: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.

С целью развития артикуляционного аппарата дошкольников, проводила упражнения из цикла «Театр скороговорок», на которых разыгрываются инсценировки на материале скороговорок. Широко использовала дидактические игры «Расскажи сказку в лицах», Мои любимые сказки», различные виды театра (пальчиковые, настольные, Бибабо), а также настольные игры «Играем в театр» и «Кукольный театр», материал которых позволяет не только рассказывать известные сказки и режиссировать их, но и сочинять собственные.

Интонационной выразительностью речи дети овладевают в процессе общения с взрослыми. Работу по развитию выразительности речи проводила в два этапа: - формирование навыков восприятия интонации (работа на этом этапе описана выше), - формирование навыков её использования в собственной речи. В любом высказывании или его части (предложении) можно выделить следующие компоненты: логическое ударение, мелодику, темп, ритм, паузу, тембр. Очень важно научить детей понимать и правильно расставлять логическое ударение во фразах. Это необходимо для того, чтобы яснее и эмоциональнее донести смысл своих высказываний до других людей.

Результатом работы в этом направлении является повышение познавательного интереса детей к играм – драматизациям, расширение речевого творчества воспитанников, в повышении уровня развития речи дошкольников, что выражается в ее интонационной выразительности, в умении произносить монологи и развернутые диалоги, составлять небольшие рассказы, сочинять сказки, подбирать рифмы, в обогащении словарного запаса детей, в умении детей раскрепощено держаться при выступлениях, выбирать средства выразительности (как одно из них – интонационную выразительность) для драматизаций и импровизаций, передавать с их помощью настроение, эмоциональное состояние, переживания персонажей.

В заключение хотелось бы привести цитату великого драматурга Б. Шоу: «Письменное искусство богато грамматически, но совершенно беспомощно, когда речь идет об интонации. Есть 50 способов сказать «нет» и 50 способов сказать «да», в то время как написать слово можно только один раз».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система развития выразительности речи детей дошкольного возраста на основе театрализованной деятельности

Система развития выразительности речи детей дошкольного возраста на основе театрализованной деятельности...

«Развитие интонационной выразительности речи у детей с ТНР через театрализованную деятельность».

Охарактеризовать условия развития интонационной выразительности стороны речи дошкольников с ТНР через театрализованную деятельность. ...

Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей "РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ С ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ"

По программе в  развитии речи детей старшего дошкольного возраста выделяются следующие направления работы: - содержательность и связность речи (развитие монолога и диалога); - развити...

РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ С ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

По программе в развитии речи детей старшего дошкольного возраста выделяются следующие направления работы: - содержательность и связность речи (развитие монолога и диалога); - развитие речевого творчес...