Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей 1 младшей группы с тяжёлыми нарушениями речи.
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Рассохина Валентина Васильевна

Учёные, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и под ростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой взаимосвязи с уровнем развития общей и точной моторики. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.

М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведёт к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируем и соединение зоны, отвечающие за речь.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. Предлагаем педагогам и родителям пальчиковые игры и упражнения для использования с детьми раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики

детей 1 младшей группы с тяжёлыми нарушениями речи.

«Движения руки тесно связаны с речью и способствуют её развитию».

В. М. Бехтерев

Известный педагог В. А.Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал Аристотель. «Рука – это внешний мозг» - писал Кант.

Учёные, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и под ростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой взаимосвязи с уровнем развития общей и точной моторики. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.

М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведёт к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируем и соединение зоны, отвечающие за речь.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняет эмоциональное напряжение, развивают координацию движений силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Замечательное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Чей нос?», «Сорока – белобока», «Коза рогатая». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые. И так, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идёт формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.

Развивая мелкую моторику рук ребёнка, решается сразу несколько задач:

-стимуляция развития речи у детей раннего возраста;

-помощь детям с задержкой в развитии речи;

-тренировка внимания, пространственного мышления;

-воспитание эмоциональной выразительности;

-подготовка руки к письму у старших дошкольников.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Они очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребёнка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности, способствуют развитию речи, творческой мыслительной деятельности. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые отношения между взрослым и ребёнком.

При первых играх ребёнок, если не имеет опыта, может отбиваться и пытаться уйти. Держать силой не надо, исключите причину отказа: поменяйте игру, подождите, когда ребёнок будет более расслаблен, например, после купания или кормления. Лучше всего выбрать определённо время для пальчиковых игр, в результате чего такие игры станут для ребёнка привычной процедурой.

Приступая к этим занятиям следует помнить о принципах проведения: перед игрой с ребёнком немножко разотрите и погладьте его ручки, чтобы создать необходимый эмоциональный настрой.

Выбрав одно или два упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можно оставить в репертуаре и по желанию малыша возвращаться к ним.

После многочисленных проведений игры дети нередко начинают произносить частично текст (начало фраз, либо договаривание окончаний). Постепенно текст разучивается наизусть, соотнося слова с движением. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что –то неправильно, поощряйте успехи. Если   ребёнок настаивает на повторении какой-то игры уступайте ему. Детям свойственно повторять одно и то же действие для его закрепления.

Игры – подготовки

(на каждый ударный слог первой фразы трогаем – покачиваем пальчики от большого к мизинцу и обратно).

На реке камыши, расплескались там ерши,

Круг постарше, (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке),

Круг помладше, (рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке),

Круг совсем малыши (ставим – щекочем точечкой в серединке).

Первичные игры или игры – манипуляции.

Эти игры ориентированы на простое соприкосновение пальцев, поглаживание взрослым пальцев и рук, простые круговые движения внутри ладони по часовой и против часовой стрелки. Таким образом мы активизируем точки, связанные с речевыми зонами мозга. Всё выполняет мама, управляя руками ребёнка. Постепенно чуть усложняем игры - не просто дотрагиваясь и оперируя с пальцами ребёнка, а быстрыми движениями массажируя палец от основания пальца до подушечки.

Шалун (аналог сороки – вороны: на первые две строчки чертить круговые линии на ладошки малыша).

Наша Маша варила кашу,

Кашу сварила, деток кормила.

(на следующие две строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)

Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала,

А этому не дала! Ты, очень шалил! Свою тарелку разбил! Нет тебе ничего!

Сюда можно отнести: «Пальчик, мальчик…?», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка…», «Пальчики пошли гулять…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?» - ребёнок поочерёдно загибает пальчик. Он может выполнять эти упражнения с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

Сюжетные пальчиковые упражнения

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки одновременно).

«Распускается цветок» - из сжатого кулака «появляются» пальцы

«Грабли» -ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

«Ёлка» - ладони на себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу).

Пальцы выставляются вперёд, локти к корпусу не прижимаются.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта, мебели, домашних и диких животных, деревьев, птиц, насекомых.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать, и в это время произносить звуки: б- п, к – г, д – т.

Пальчиковые кинезеологические упражнения («гимнастика для мозга»).

«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно – указательный, средний и т.д.

«Кулак – ребро – ладонь» _ последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Симметричные рисунки» - нарисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (лучше начинать с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Важно, чтобы ребёнок смотрел во время рисования на свою руку).

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки горячей водой» - движения, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» - большим и указательными пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать гвозди».

«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой. Для более эффективного самомассажа кистей рук используется грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

Театр в руке.

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»). «Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой – либо персонаж.

«Осьминожка» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы - пальцы, путешествуют по морскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга - замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе. И так, подводя итоги, можно констатировать следующее: пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, мышления произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваются. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берет малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, а ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Технологическая карта

«Пальчиковые игры»

Задачи:

Возбуждение речевых центров головного мозга и усиление согласованной деятельности

речевых зон:

Создание благоприятного эмоционального фона и условий для развития у детей умения

подражать взрослым, слушать и понимать смысл речи для повышения речевой

активности;

Развитие памяти, воображения, гибкости и подвижности кистей рук.

Методы и приёмы:

Игровой характер;

Непринуждённость обстановки;

Использование атрибутов (образные перчатки, ёжик…).

  1. Массаж кистей рук и пальцев (поглаживать и растирать ладошки вверх – вниз); Разминать и растирать каждый пальчик.

2. Пальчиковая гимнастика

Противопоставление пальцев;

Сгибание и разгибание кисти в кулак поочерёдно и одновременно.

Супинация и пронация кисти, движения вверх и вниз, (смена быстро и медленно);

Отведение и приведение пальцев

Круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах;

Свободные постукивания пальцами по столу одновременно и поочерёдно;

Свободное похлопывание кистью по столу;

Отведение и приведение кисти;

Надавливание подушечками пальцев одной руки на пальцы другой.

Щелчки;

Крючки;

Движения карандашами.

3.Игры с пальчиками.

4.Расскажи стихи руками.

5.Расскажи сказку руками.

Отражение в предметно – развивающей среде.

Картотека;

Пластмассовые мячи;

Перчатки;

Ёжик – колющий мячик;

Карандаши, палочки;

Пальчиковый театр;

Колпачки фломастеров;

Жёлуди, плоды каштанов;

Контурные изображения героев;

Камешки, верёвочки, фантики, резиночки.

Список литературы:

И.В. Ганичева «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми» - М. Книголюб, 2008.

Т.В, Александрова «Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок» \\ Дошкольная педагогика. – 2008.№7.

Т.П, Буцыкина, Г.М. Вартапетова «Развитие общей и мелкой моторики, как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников».\\ Логопед. 2005.№3.

О.И. Крупенчук «Пальчиковые игры». – СПб. Издательский  дом «Литера», 2007.

Г.Г.Аганян «Мы топали, мы топали». Учеб. Пособие для родителей и  воспитателей\ Г.Г Аганян - Дмитров: Карапуз, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи с использованием современных образовательных технологий.

закреплять умение составлять описательный рассказ по предложенной схемепродолжать учить детей употреблять слова сложной слоговой структуры (экс-кур-со-вод, дос-то-при-ме-ча-тель-нос-ти);закрепля...

Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей.

Почему пальцы помогают говорить.Когда начинать заниматься.Как играть в пальчиковые игры.Группы пальчиковых игр....

Конспект НОД «Поможем весне» по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей тяжёлыми нарушениями речи старшего возраста

Конспект НОД «Поможем весне» по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей тяжёлыми нарушениями речи старшего возраста...

Консультация для родителей «Проектная деятельность с детьми второй младшей группы, имеющих тяжёлые нарушения речи»

Метод проекта  подходит для развития связной речи у детей с ТНР. Он позволяет раскрыть и проявить себя детям, имеющим речевые проблемы, повысить самооценку, преодолеть робость и застенчивость, пр...

Интегрированное подгрупповое занятие по развитию познавательной сферы для детей подготовительной группы с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)

Интегрированное  подгрупповое  занятие по развитию познавательной сферы для детей подготовительной группы с  тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)...

Статья "Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей"

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего те...

РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что общему развитию моторики уделяют внимание многие детские психологи, физиологи, логопеды....