Программа факультатива "Семицветик"
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) на тему

Фёдорова Наталья Николаевна

Значение двигательной деятельности в развитии речи ребенка известно давно. Физиолог И.П. Павлов называл кинетические импульсы речевого аппарата "базальными компонентами речи". Исследования М.М. Кольцовой, Г.А.Волковой, В.М.Бехтерева свидетельствуют, что «...чем лучше у ребёнка развита моторика, тем лучше у него будет развита речь». При повышении тонуса речевой зоны коры головного мозга опосредованно возникает возбуждение в двигательной зоне коры, т.к. данные зоны располагаются в непосредственной близости, их клетки на определённых участках взаимопроникают, переплетаются.

Поэтому актуален поиск новых средств сохранения и укрепления здоровья детей, а также влияющих на познавательно-речевое развитие ребенка.

Цель программы: преодоление речевого недоразвития и укрепление психофизического здоровья детей, имеющих нарушения речи, опосредованные отставанием в развитии двигательной сферы посредством использования разнообразных методов работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fakultativa_semitsvetik.docx93.97 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАДЫМСКИЙ РАЙОН»

МКДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ»

                                                                                               Утверждена

педагогическим советом

МКДОУ «Ладушки»

протокол № 1 от «30»  08.  2012г.

        Программа факультатива

«СЕМИЦВЕТИК»

Возраст детей: 5-6 лет.

Срок реализации: 2 года Воспитатель Фёдорова Н.Н.

        п. Пангоды 2012 год

Пояснительная записка

В настоящее время в условиях модернизации образования огромное значение имеет интеграция областей. Образовательная область «Коммуникация» для нашего детского сада является приоритетным направлением (познавательно-речевое направление). Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании дошкольников.

Сегодня же хочется остановиться ещё на одном направлении, которое так же благотворно влияет на развитие речи - подвижная игра, но мало используется педагогами целенаправленно. Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.

Разрабатывая программу, мы стремились к тому, чтобы система оздоровительной работы с детьми, включающая, в том числе и инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, и, самое главное, нравилась бы детям.

Актуальность программы

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей к целесообразному использованию приобретенных двигательных навыков. В подвижных играх создаются благоприятные условия для развития физических качеств. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом многократно одни и те же движения, не замечая усталости.

Кроме того, подвижные игры, обеспечивая подвижность такого ребенка, значительно повышают качество его запоминания. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяются в игре.

Значение двигательной деятельности в развитии речи ребенка известно давно. Физиолог И.П. Павлов называл кинетические импульсы речевого аппарата "базальными компонентами речи". Исследования М.М. Кольцовой, Г.А.Волковой, В.М.Бехтерева свидетельствуют, что «...чем лучше у ребёнка развита моторика, тем лучше у него будет развита речь». При повышении тонуса речевой зоны коры головного мозга опосредованно возникает возбуждение в двигательной зоне коры, т.к. данные зоны располагаются в непосредственной близости, их клетки на определённых участках взаимопроникают, переплетаются.

Поэтому актуален поиск новых средств сохранения и укрепления здоровья детей, а также влияющих на познавательно-речевое развитие ребенка.

В результате этого была разработана программа “Семицветик». Программа “Семицветик» комплексно подходит к решению проблемы сохранения, укрепления и коррекции здоровья детей.

Для реализации программы в детском саду имеются следующие условия:

  • Медицинский и процедурный кабинет, который оснащен медицинским оборудованием;
  • медицинская сестра;
  •  физкультурно-музыкальный зал, который оборудован необходимым инвентарём:        мягкими модулями, гимнастическими скамьями, спортивными матами; гимнастическими стенками, и другим необходимым оборудованием. Количество и качество спортивного инвентаря и оборудования помогает обеспечивать высокую моторную плотность физкультурных занятий;
  • в каждой возрастной группе имеются спортивные уголки, где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;
  • в ДОУ работают специалисты узкой направленности: педагог- психолог, учитель-логопед;
  • оснащены кабинеты педагога - психолога, учителя - логопеда, для групповой и индивидуальной коррекционной работы с детьми.

Концепция программы

У детей с нарушениями речи наблюдаются ослабленное внимание, слаборазвитая мелкая моторика, быстрая утомляемость, замедленность «переключения» с одного вида деятельности на другой. Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения физических упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Диагностика двигательных качеств дошкольников, зачисленных на логопункт показывает, что низкий уровень физической подготовленности имеют около 60-70% детей.

Огромное значение двигательной деятельности в развитии речи ребенка известно давно. Еще русский физиолог И.П. Павлов называл кинетические импульсы речевого аппарата "базальными компонентами речи". Исследования М.М. Кольцовой, Г.А.Волковой, В.М.Бехтерева свидетельствуют, что «...чем лучше у ребёнка развита моторика, тем лучше у него будет развита речь». Было доказано, что чем больше двигательных реакций вырабатывается на слово, тем успешнее идёт развитие обобщающей функции слова. Так же после проведения работ в области формирования моторной речи, выяснилось, что широкое включение двигательного анализатора в процесс обучения детей звукоподражанию ускоряет появление голосовой реакции и положительно сказывается на её качестве.

Речевая зона коры головного мозга располагается в непосредственной близости к двигательной зоне коры и их клетки на определённых участках взаимопроникают, переплетаются. Поэтому при повышении тонуса речевой зоны опосредованно возникает возбуждение в двигательной зоне коры, что благотворно влияет на двигательную активность детей.

Авторы, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М.Лыков, Ю.Ф.Змановский, Н.Т.Терехова, М.Ю.Кистяковская, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, С.О.Филиппова - отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. Они приходят к выводу, что необходимо регулярно использовать систему физических упражнений в старших группах детского сада, что непосредственно будет влиять на подготовку к овладению школьными предметами.

Сопоставив данные исследований известных учёных, логопедов, а также результаты обследования речи и двигательных качеств детей позволили сделать вывод, что наша работа должна строиться с учётом ведущих линий речевого развития (фонетики, лексики, грамматики, связной речи) и обеспечивать интеграцию речевого и физического развития ребёнка.

Основные принципы программы;

  1.  Принцип научности - подкрепление всех необходимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.
  2.  Принцип активности и сознательности - участие педагогов и родителей в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
  3.  Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

Цель программы: преодоление речевого недоразвития и укрепление психофизического здоровья детей, имеющих нарушения речи, опосредованные отставанием в развитии двигательной сферы посредством использования разнообразных методов работы.

Задачи:

- обогащать познавательно-речевую компетентность детей, осуществлять необходимую работу по устранению речевых нарушений: воспитывать правильное звукопроизношение, развивать словарный запас, грамматический строй, связную речь, фонематические процессы и общие речевые навыки;

- формировать у детей потребность в активной деятельности, совершенствовать двигательные умения и навыки, развивать пальчиковую моторику, координацию движений, ориентировку в пространстве;

- вызывать желание преодолевать нарушения в речи и двигательной сфере, воспитывать у детей нравственно-волевые качества личности;

- содействовать становлению субъективно-ценностного отношения к своему здоровью.

Кроме основных задач Программы решаются следующие:

  • развитие речи (словарь, звуковая культура);
  • формирование коммуникативных способностей;
  • развитие познавательной активности;
  • развитие чувств сопереживания.

Срок реализации программы: Данная программа рассчитана на два учебных года для детей старшей и подготовительной к школе группы.

Продолжительность одного занятия

Количество занятий в неделю

Количество занятий в год

1 год обучения (старшая группа дети 4-5 лет)

20 мин

1

36

2 год обучения (подготовительная к школе группа дети 6-7 лет)

30 мин

1

36

Возраст детей, участвующих в реализации программы:

первый год - обучение детей старшей        группы 4-5 лет;

второй год - обучение детей подготовительной к школе группы 6-

7 лет.

Наполняемость групп составляет:

  • 1 год обучения - 20 человек;
  • 2 год обучения - 20 человек.

Формы и режимы занятий.

Формой работы первого года обучения по программе «Семицветик» являются занятия по развитию мелкой моторики рук.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Первый год обучения:

Развитие мелкой моторики рук: умение производить точные движения кистью и пальцами рук; умение проводить вертикальную линию (ошибка до 30 град.)

умение перерисовывать квадрат

умение перерисовывать круг

умение рисовать человечка(3 элемента)

умение рисовать человечка(6 элементов);

развитие речи (словарь, звуковая культура), познавательной активности, чувств сопереживания, коммуникативных способностей.

Второй год обучения:

- сформированность устойчивого интереса к подвижным играм и играм с элементами спорта, игровым упражнениям, желания использовать их в самостоятельной двигательной деятельности; развитие двигательных способностей; воспитание положительных морально-волевых качеств; сформированность навыков и стереотипов здорового образа жизни; ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «вправо», «влево», а также - над, -под, -в, -на, -за, -перед;

- уметь исследовать нюансы поведения человека в различных ситуациях;

- развитие речи (словарь, звуковая культура);

- развитие познавательной активности;

- развитие чувств сопереживания;

- развитие коммуникативных способностей.

Системообразующей единицей работы второго года обучения является комплексно-тематическое планирование, ведущим принципом которого является интеграция познавательно-речевой и физической деятельности детей.

Структура занятия включает 7 этапов (соответствует 7 лепесткам «Цветик-семицветик»):

  1.  беседа;
  2.  артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие фонематического восприятия;
  3.  упражнения на развитие координации речи с движением;
  4.  лексико-грамматические игры;
  5.  упражнения на развитие двигательных умений и навыков;
  6.  подвижные и малоподвижные игры;
  7.  релаксация.

Все структурные элементы занятия тесно переплетены между собой и

органично связаны одной лексической темой. В физкультурно-речевых занятиях присутствует рациональное сочетание статических и динамических нагрузок, что особенно важно для детей с нарушениями речи.

Место проведения занятий - музыкально-спортивный зал МКДОУ «Детский сад «Ладушки»  п. Пангоды».

Учебно-тематический план 1 года обучения

Тема

Месяц

Итого

9

10

11

12

1

2

3

4

5

1

Я — человек

2

2

2

Осень. Овощи. Фрукты

2

2

3

Птицы

3

3

4

Орудия труда

2

2

5

Одежда и обувь

1

1

2

6

Мебель, посуда

1

1

7

Г ород, транспорт

2

2

8

Зимний лес

1

1

9

Дикие животные

1

1

10

Дикие животные и их детеныши

1

1

11

Домашние животные

1

1

12

Птицы зимой

1

1

13

Семья

2

2

14

Профессии

2

2

15

Подарок для мамы

1

1

16

Весна

1

1

2

17

Игрушки

2

2

18

Дикие и домашние животные

1

1

19

Птицы встречают весну

1

1

20

Весна. Труд весной

1

1

2

21

Мониторинг коррекционной работы.

2

2

4

Итого часов

36

Календарно-тематический план кружка «Семицветик» первого года обучения

 

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Содержание интегрированного занятия

Сентябрь

1-2

Обследование речи и диагностика показателей двигательных качеств детей.

3

Я человек

  1. «Кто это?» — Обрывание лишней бумаги но контуру фигуры человека (из частей), выкладывание и наклеивание.
  2. «Кто в домике живет?» — Выкладывание из палочек дома и силуэта человека или животного с соблюдением пропорций.

4

Я — человек

1. «Пластилиновые жгутики» — выкладывание пластилиновыми жгутиками фигуры человека по контуру.

Октябрь

5

Осень. Овощи. Фрукты

Красивые листочки» - обводка трафаретов листьев клена, дуба, штриховка и раскрашивание по устной инструкции (трафареты из ватмана, не картонные).

  1. «Сложи лист» — складывание листа (кленового, дубового), разрезанного па 6 частей.
  2. «Собираем урожай» — лепка овощей.

6

Осень. Овощи. Фрукты

  1. «Что выросло на грядке?» — Выкладывание овощей и фруктов пластилиновыми жгутиками по контуру.
  2. Натюрморт        «Дары осени» обрывание но контуру овощей и фруктов из цветной бумаги и наклеивание их в альбом.

7

Птицы

  1. «Красивая птица» — обводка трафарета птицы и заполнение объема клочками цветной бумаги по методу мозаики.
  2. «Кто        это?» — обводка трафарета птицы из ватмана, штриховка в разных направлениях (по показу).

8

Птицы

  1. «Кто        спрятался в комочке?» — разглаживание смятых трафаретов птиц из альбомной бумаги с последующей обводкой и раскрашиванием.
  2. «Птицы        из проволоки» — выгибание из проволоки геометрических форм (овала, круга, треугольника) и выкладывание из них птицы.

9

Птицы

1. «Это птицы» — выкладывание птицы пластилиновыми жгутиками по контуру.

Ноябрь

10

Орудия труда

  1. «Орудия труда» — обрывание лишней бумаги по контуру (топор, лопата, молоток).
  2. «Конструктор» — выкладывание из палочек орудий труда (по памяти, с предварительным рассматриванием образца).
  3. «Красивые        инструменты» - обводка трафаретов инструментов и заполнение их объема маленькими кружочками (от дырокола).

11

Орудия труда

  1. «Картинки из мозаики» выкладывание ведра, лопаты, молотка, топора из мозаики но схематическому рисунку.
  2. 2. «Найди отверстие» — найти подходящее по размеру отверстие в дощечке и вставить в него палочку или гвоздь.

12

Одежда и обувь

  1. «Пластилиновые жгутики» выкладывание платья пластилиновыми жгутиками по контуру.
  2. 2. «Ножницы потерялись» — обрывание лишней бумаги у контурных изображений предметов одежды.
  3. 3.«Разрезные картинки» — собирание катанок с предметами одежды из 6—8 частей.
  4. «Маленький модельер» конструирование предметов одежды из геометрических форм.

13

Мебель, посуда

  1. «Склеим чашку» — собрать трафарет чашки, разрезанный на 6-8 частей.
  2. 2.«Разноцветная ваза» — заполнение объема трафарета вазы цветными клочками бумаги по методу мозаики (отрывание мелких клочков от листа цветной бумаги, наклеивание их).
  3. 3.«Это мебель» — обрывание лишней бумаги по контуру нарисованных предметов (шкаф, стол).
  4. «Мебель для гостиной» выкладывание из палочек шкафа, дивана.

Декабрь

14

Город, транспорт

  1. «Строим высотный дом» — работа со строительным материалом.
  2. 2. «Сосчитай, сколько этажей» — определение количества этажей в доме-трафарете по окошкам (считать их снизу вверх); обводка трафаретов.

1. Штриховка «под кирпич».

  1. 2. «Строители» — выложить дом из палочек с заданным количеством этажей (3, 4, 5).

3.«Маленький архитектор» выкладывание дома из геометрических фигур, заготовленных методом обрывания бумаги по контуру.

15

Город, транспорт

  1. 1.«Что спряталось в комочке?» — Разглаживание
  2. 2.«Разрезные картинки» — сложить картинку автобуса из 6-8 частей.
  3. 3.«Сборка грузовика» — заготовка геометрических фигур методом обрывания из бумаги (2 прямоугольника, квадрат, 3 кружка), выкладывание грузовика и наклеивание.

4.«Пластилиновые жгутики» выложить грузовик, автобус пластилиновыми жгутиками по контуру.

16

Зимний лес

  1. 1.«В лесу родилась елочка» — обводка трафарета елки, штриховка слева направо, справа налево.

2.«Пластилиновые жгутики» выкладывание елки по контуру пластилиновыми жгутиками зеленого цвета.

  1. 3.«Снеговик» — заготовить кружки из квадратов разной величины методом обрывания; намазать заготовки клеем, посыпать крупной солью и выложить снеговика.
  2. 4.«Зимнее дерево» — выкладывание дерева из спичек.

17

Дикие животные

  1. 1.«Кто это?» - Определение на ощупь, с предварительным рассматриванием, какие дикие животные изображены на плоскостных трафаретах, объем которых заполнен гречневой крупой.
  2. 2.«Кто где живет?» — Обводка трафарета дикого животного из альбомной бумаги, штриховка по устной инструкции.
  3. 3.«Маленький конструктор» выгибание из проволоки геометрических фигур и выкладывание из них силуэта медведя (большой овал — туловище, 4 маленьких овала — лапы, круг — голова, 2 полукруга — уши).
  4. 4.«Угощение для белочки» — лепка орешков и грибов.

Январь

18

Дикие животные и их детеныши

  1. «Картинки из яичной скорлупы» — измельчение яичной скорлупы и заполнение объема трафарета зайца, медвежонка по методу цветной мозаики.
  2. «Разрезанные картинки» — сложить картинку дикого животного из 6-8 частей.
  3. «Оленьи рога» — выложить из пучка ниток, прикрепленных к голове трафарета оленя, рога.
  4. Коллективная работа «У зайчонка день рождения» — дети самостоятельно выбирают трафареты диких животных или их детенышей и при помощи кусочков цветной бумаги заполняют объем фигуры по методу мозаики. Все трафареты приклеиваются к общему панно.

19

Домашние животные

  1. 1.«Маленький конструктор» — выкладывание котенка, щенка, поросенка из готовых геометрических фигур (из цветной бумаги).
  2. 2.«Пластилиновые жгутики» — выкладывание по контуру пластилиновыми жгутиками силуэтов кошки, свиньи, собаки.

3.«Маленький конструктор» выкладывание из спичек домашних животных и их детенышей (по памяти).

  1. «Узнай, кто это?» — После предварительного рассматривания определение на ощупь, фигурок домашних животных, изображеных на плоскостных трафаретах.

20

Птицы зимой

1.Коллективная работа «Птицы на кормушке» — дети отщипывают от большого куска пластилина маленькие комочки и примазывают их на трафарет птицы по всему объему. Затем каждый «ставит» свою птицу на общую кормушку.

2.«Кто чем питается?» — сортировка крупы для птиц: перловка и горох.

3.«Картинки из мозаики» — собирание птицы из цветной мозаики по образцу.

4.«Разрезанные картинки» складывание картинки птицы из 6-8 частей.

Февраль

21

Семья

1.«Маленькие художники» — обводка

трафарета девочки и мальчика из альбомной бумаги и раскрашивание.

2.«Моя семья» — выкладывание «семьи» из готовых геометрических фигур.

3.«Одежда для куклы» — обводка трафаретов юбки и блузки, вырезание по контуру и заполнение объема по методу цветной мозаики.

4.«Узнай, кто это?» — После предварительной беседы определение на ощупь фигурок «взрослых» и «детей» по плоскостным трафаретам.

22

Семья

1.«Маленький скульптор» — лепка из пластилина фигуры человека.

2.«Иллюстрация к сказке «Три медведя» — выкладывание из спичек по контуру стульев для Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки.

3.«Кто спрятался в комочках?» — Разглаживание смятых трафаретов фигур детей из плотной бумаги с последующей обводкой и раскрашиванием по заданию: спортивный костюм у старшего брата красного цвета, у младшего — синего.

  1. Коллективная работа «Большая семья на отдыхе» — обрывание по контуру фигур с последующим размещением их на большом листе бумаги (у пенька, на пеньке, под деревом и т. п.).

23

Профессии

1.«Строители» — выкладывание дома из цветной мозаики.

2.«Фармацевт» — заготовка и расфасовка таблеток (отщипнуть комочек пластилина и придавить его на бумажную полоску).

3.«Врач окулист» — выкладывание из палочек букв разной величины для диагностики зрения.

4.«Скульптор» — лепка медведя из пластилина.

24

Профессии

1.«Слесарь-сборщик» — выгибание из проволоки разной длины основных частей машины и сборка (выкладывание на столе).

2.«Ножницы потерялись» - заготовка «продуктов» для овощного магазина: обрывание по контуру «овощей» и «фруктов» из готовых геометрических

форм.

3.«Ткач» — плетение коврика из полосок цветной бумаги.

4.«Воспитатель» — научим Неумейку шнуровать ботинки, застегивать крючки, пуговицы, кнопки.

Март

25

Подарок для мамы

Изготовление поздравительной открытки «Ветка мимозы». На листе бумаги нарисованы контуры вазы и ветки мимозы. Вазу промазываем клеем и посыпаем гречкой (можно манкой, песком, пшеном и т. п. на выбор). Для мимозы из клочков желтой бумаги, путем их скатывания делаем маленькие комочки; стебель и листочки вырезаем ножницами из зеленой бумаги и приклеиваем.

26

Весна

1.«Грачи прилетели» — на белом листе бумаги в нескольких местах примазываем кусочки черного пластилина и стекой наносим точки — следы грачей.

2.«Корм для птиц» — сортировка гречки, риса и семечек подсолнуха.

3.«Волшебная капель» — пипеткой капаем капельки воды по контуру лужи.

4.«Весеннее солнышко» — обрывание из готовых геометрических фигур кружка и длинных полосок и наклеивание их в альбом.

27

Игрушки

1.«Разрезные картинки» — собрать картинку с изображением игрушки из 6-8 частей.

2.«Что это?» — После предварительного рассматривания определить на ощупь, из какого материала (наждачная бумага, крупа) изготовлены плоскостные игрушки: кубик, мяч, шар, матрешка, пирамида.

3.«Маленький конструктор» — выложить но контуру любимую игрушку из цветных палочек.

  1. «Мастерская» — изготовление игрушек из природного материала.

28

Игрушки

1.Чудеса из бумаги» — изготовление игрушек методом оригами.

2.«Мастерская» — изготовление плоскостных игрушек методом аппликации из ткани.

3.«Чудесный мешочек» — после предварительного просмотра.

4. Определить на ощупь игрушку и материал, из которого она сделана.

Апрель

29

Одежда и обувь

1.«Пластилиновые жгутики» — обводка трафаретов одежды и обуви; выкладывание по контуру пластилиновыми жгутиками.

2.«Ловкие        пальчики» — зашнуровать сапожок и завязать бантик.

3.«Красивый        сарафан в белый горох» — приклеить белые кружочки по всему цветному трафарету сарафана.

4.«Модельер»        — собрать 2 платья из деталей с соблюдением размера, уточняя названия деталей (воротник, рукава, карман). Используется картон, либо ткань.

30

Дикие и домашние животные

1.«Маленький конструктор» выкладывание из спичек любого дикого животного, а из пластмассовых палочек — домашнего.

2.«Угощение для зайки и котенка» — выгибание предметов из проволоки.

3.«Кто чем питается?» — в «сухом бассейне» найти предмет, определить его на ощупь, назвать и сказать, кто это ест.

4.Коллективная работа «Кто где живет?» — Обвести трафарет дикого или домашнего животного, вырезать его и поместить в лес или на подворье, изображенные на большом листе бумаги.

31

Птицы встречают весну

1.«Не ошибись» — после предварительной беседы определить на ощупь, сколько и каких птиц изображено па плоскостном трафарете из наждачной бумаги (ласточка, воробей, ворона).

2.«Птица с птенчиком» — обвести трафареты птицы и птенца (большой и поменьше) и заполнить объем клочками цветной бумаги по методу цветной мозаики.

3.«Домик для скворца» — выкладывание из спичек по принципу «колодца».

4.«Домик для птиц» — вылепить из пластилина гнездо и выстелить его изнутри мелкими клочками ваты.

32

Весна

1.«Почки распускаются» — отщипывание от зеленого куска пластилина маленьких комочков и промазывание их к веткам дерева, |нарисованного на альбомном листе.

2.«Готовим саженцы» — выкладывание дерева с корешками из палочек различной толщины.

3.«Весенний луг»- работа па «ткацких» станках зелеными нитками.

4.«Ловкие ручки» — выгибание из проволоки «лепестков» (овалов) и «сердцевины» (кружка) ромашки; составление цветка.

33

Весна. Труд весной

1.«Ножницы потерялись» — изготовление трафаретов орудий труда из бумаги методом обрывания ее излишков по контуру.

2.«Разрезные картинки» — сложить картинку с изображением трактора, разрезанную па 8 частей.

3.«Вспаханный огород» — изготовление объемной иллюстрации: на голубом фоне методом обрывания из черной бумаги делаются грядки.

4.«Посадка фасоли» — от белого или коричневого куска пластилина отщипнуть комочек, «посадить» на «вспаханную землю» в огороде и придавить (используются уже сделанные «грядки»).

Май

34

Весна. Труд весной

1.«Наша дача» — выкладывание из спичек дома, забора, деревьев.

2.«Доски для забора» — заготовка «досок» для забора из бумаги методом обрывания по контуру.

3.«Ловкие пальчики» — изготовление цепи из проволочных колечек для украшения забора.

4.«Ловкие пальчики» — плетение скатерти-шотландки из цветных бумажных полосок.

35-36

Чему мы научились за год

«Изготовление поделок» - дети самостоятельно выбирают различные материалы для поделок, рассказывают о том, что собираются делать и комментируют свои действия.

Обследование речи и диагностика показателей двигательных качеств детей. Мониторинг работы.

Учебно-тематический план 2 года обучения

Тема

Месяц

Итого

9

10

11

12

1

2

3

4

5

1

Вводное занятие

1

1

2

Детский сад.

1

1

3

Осень. Деревья.

1

1

4

Ягоды. Грибы.

1

1

5

Овощи. Фрукты.

1

1

6

Перелётные птицы.

1

1

7

Домашние животные, птицы.

1

1

8

Дикие животные.

1

1

9

Наша Родина - Россия. Родной город.

1

1

10

Дом. Мебель.

1

1

11

Домашние

электроприборы.

1

12

Зима.

1

1

13

Зимующие птицы.

1

1

14

Игрушки.

1

1

15

Новогодний праздник.

1

1

16

Зимние развлечения.

1

1

17

Жители водоёмов.

1

1

18

Человек. Части тела.

1

1

19

Посуда. Продукты питания.

1

1

20

Одежда, головные уборы, обувь.

1

1

21

День защитника Отечества.

1

1

22

Профессии.

1

1

23

Женский день. Профессии мам.

1

1

24

Транспорт. Правила дорожного движения.

1

1

25

Спорт. Здоровье.

1

1

26

Животные Севера.

1

1

27

Животные жарких стран.

1

1

28

Космос.

1

1

29

Весна в природе.

1

1

30

Цветы.

1

1

31

Насекомые.

1

1

32

Школа. Школьные принадлежности.

1

1

33

Мониторинг коррекционной работы.

2

2

4

ИТОГО

36

Календарно-тематический план кружка «Семицветик» второго года обучения

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Тема интегрированного занятия

Сентябрь

1-2

Обследование речи и диагностика показателей двигательных качеств детей.

3

Вводное занятие.

«Цветик - семицветик».

4

Детский сад.

«В детском саду».

Октябрь

5

Осень. Деревья.

«Золотая осень».

6

Ягоды. Грибы.

«Мы с друзьями в лес пойдём».

7

Овощи. Фрукты.

«Собираем урожай».

8

Перелётные птицы.

«Лягушка-путешественница».

9

Домашние животные, птицы.

«День в деревне».

Ноябрь

10

Дикие животные.

«Прогулка в лес5>.

11

Наша Родина - Россия. Родной город.

«Наша Родина».

12

Дом. Мебель.

«Наш дом».

13

Домашние электроприборы.

«Домашние помощники».

Декабрь

14

Зима.

«Зима пришла».

15

Зимующие птицы.

«Вороны, воробьи, синицы...».

16

Игрушки.

«Любимые игрушки».

17

Новогодний праздник.

«Новый год».

Январь

18

Зимние развлечения.

«Зимние забавы».

19

Жители водоёмов.

«Подводное царство».

20

Человек. Части тела.

«Девочки и мальчики».

Февраль

21

Посуда. Продукты питания.

«Ждём гостей».

22

Одежда, головные уборы, обувь.

«Модники и модницы».

23

День защитника Отечества.

«Наша Армия сильна».

24

Профессии.

«Все работы хороши».

Март

25

Женский день. Профессии мам.

«У мамы руки золотые».

26

Транспорт. Правила дорожного движения.

«Весёлые путешественники».

27

Спорт. Здоровье.

«Спорт, здоровье. Я».

28

Животные Севера.

«Путешествие на Север».

Апрель

29

Животные жарких стран.

«Африканское сафари».

30

Космос.

«Юные космонавты».

31

Весна в природе.

«Весна, весна на улице».

32

Цветы.

«На лугу».

33

Насекомые.

«На солнечной полянке».

Май

34

Школа. Школьные принадлежности.

«Выпускники».

35-36

Обследование речи и диагностика показателей двигательных качеств детей. Мониторинг коррекционной работы.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Диагностика мелкой моторики.

Диагностические задании для выявления уровня сформированности

мелкой моторики пальцев.

(О.В.Бачина, Н.Ф.Коробова практическое пособие для педагогов родителей)

  1.  Тест на определение полноты объема движений пальцев рук доминантной руки.

Ход тестирования:

Тестирующий дает установку ребенку положить на стол кисти обеих рук ладонями вверх.

Последовательность выполнения задания:

  1.  Крепко сжать пальчики в кулачки, не поворачивая ладоней.
  2.  Удерживать сжатые кулачки под счет от 1 до 5.
  3.  Под счет раз, два сжимать и разжимать ладони (повторить 5-6 раз). Тестирующий фиксирует полноту амплитуды отведения пальцев.

Интерпретация результатов тестирования:

  •  Недостаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены не в полном объеме.
  • Достаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены в полном объеме.

Результаты выполнения теста, заносятся в таблицу.

  1.  Тест на выявления переключаемости движений пальцев рук доминантной руки «Кулак —ребро —ладонь» (А.Р. Лурия)

Ход тестирования:

Ребенку предлагается повторить по образцу, данному тестирующим, серию из девяти движений, которая состоит из трижды повторяющегося ряда движений «кулак -ребро -ладонь»

Могут быть нарушены:

  • переключение с одного вида движений на другое;
  • последовательность движений.

Интерпретация результатов тестирования:        •

Переключаемость оценивается как достаточная при безошибочном выполнении команд тестирующего.

Переключаемость считается недостаточно сформированной при нарушении переключаемости движений руки, когда характер действия тестируемого не соответствует командам тестирующего.

3. Тест на определение уровня сформированности умения удерживать заданную позу пальцев доминантной руки.

Ход тестирования:

Тестирующий предлагает ребенку сделать крючки большим, указательным и средним пальцами. Остальные пальцы нужно прижать к ладони и удержать их в этом положении, не меняя позы, под счет от 1 до 10.

Интерпретация результатов тестирования:

Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями, если он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев.

Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями недостаточно (или не владеет совсем), если пальцы непроизвольно начинают разгибаться.

4.Тест на определение уровня точности выполнения движений пальцами доминантной руки.

Ход тестирования:

Тестирующий предлагает ребенку последовательно делать колечки двумя пальцами доминантной руки: большим и указательным; большим и средним; большим и безымянным; большим и мизинцем.

Тестирование рекомендуется повторить 3 раза, слегка убыстряя темп движений.

Интерпретация результатов тестирования:

Точность выполнения движений пальцами считается достаточной, если ребенок соединяет пальцу колечками ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности.

Точность выполнения движений пальцами считается недостаточной при нарушении точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки.

Диагностика уровня сформированности и школьно-значимых

функций.

5.0ценка зрительно-ручной координации. Манометрический

тест: (тест Озерецкого)

Ход тестирования:

Ребенку предлагается обвести ручкой два предварительно нарисованных карандашом круга диаметром 3 см - один правой, другой - левой рукой.

Интерпретация результатов тестирования:

Оценивалось время, затрачиваемое учащимся на обведение круга в секундах. Результаты заносятся в таблицу.

Диагностика физического развития дошкольников.

Ориентировочные показатели физической подготовленности детей 3-7 лет

(утверждено Постановлением Правительства Р.Ф. 29 декабря 2001г. №916)

Наименование показателя

Пол

5 лет

6 лет

7 лет

1

Бросок набивного мяча

Мал

160-230

175-300

220-350

Дев

150-225

170-280

190-330

2

Прыжок в длину с места

Мал

85-130

100-140

130-155

Дев

85-125

90-140

125-150

3

Наклон туловища вперед из положения стоя (см)

Мал

3-6

4-7

5-8

Дев

6-9

7-10

8-12

4

Бег на дистанцию 10 метров схода

Мал

3,8-3,7

2,5-2,1

2,3-2,0

Дев

4,0-3,8

2,6-2,2

2,5-2,1

5

Бег на дистанцию 30 метров

Мал

8,2-7,0

7,0-6,3

6,2-5,7

Дев

8,5-7,4

7,5-6,6

6,5-5,9

6

Челночный бег 3x10 метров

Мал

9,2-8,0

8,0-7,4

7,2-6,8

Дев

9,5-8,4

8,5-7,7

7,5-7,0

7

Бег зигзагом

Мал

9,2-8,0

8,0-7,4

7,2-6,8

Дев

9,5-8,4

8,5-7,7

7,5-7,0

8

Подъем туловища в сед за 30 сек. (количество)

Мал

9-11

10-12

12-14

Дев

7-9

8-10

9-12

9

Прыжки через скакалку

Мал

1-3

3-15

7-21

Дев

2-5

3-20

15-45

10

Бег на дистанцию 90,120,150 метров

Мал

31,6-34,6

31,9-35,0

31,5-35,2

Дев

32,0-35,0

32,0-36,0

32,5-37,0

11

Поднимание ног в положении лежа на спине

Мал

9-10

10-11

11-13

Дев

6-8

7-9

10-12

Использование диагностических тестов.

Во время тестирования важно учитывать:

  •  индивидуальные возможности ребёнка;
  •  особенности проведения тестов, которые должны выявлять даже самые незначительные отклонения в двигательном развитии ребёнка.

Перед выполнением контрольных двигательных заданий следует провести небольшую разминку (спокойная ходьба, переходящая в бег, непрерывный бег 1,5 минуты, дыхательные упражнения).

Тесты лучше проводить в игровой форме, чтобы детям нравились занятия, чтобы они могли ощутить «мышечную радость» от физических нагрузок. Следует отметить большой интерес у старших дошкольников к выполнению вышеперечисленных тестовых испытаний. Наблюдения показали, что большая часть (60%) постоянно стремятся сопоставить свои результаты с показателями сверстников. Некоторые дети (30%) даже задумываются над тем, как улучшить свои показатели, стараются неоднократно повторять одно и тоже задание, обращаются к воспитателю за помощью и стремятся добиться хороших результатов. И лишь незначительная часть детей (10%) остаются пассивными и инертными.

Диагностика физической подготовленности должна проводится не менее двух раз в течение учебного года (сентябрь — май).

Дети, выполнившие все тесты, с результатами в рамках возрастных норм могут быть отнесены к среднему уровню физической подготовленности; выше ориентировочных показателей (более трёх показателей) - к высокому уровню физической подготовленности. Если из семи тестов, ребёнок имеет от трёх и более показателей ниже нормы, то у него низкий уровень физической подготовленности.

                 ДИАГНОСТИКА ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

               Тесты по определению скоростно - силовых качеств.

Бросок набивного мяча. (1 кг.) двумя руками из - за головы из исходного

положения стоя.

Испытание проводится на ровной площадке длинной не менее 10 м. ребенок встает у контрольной линии разметки и бросает мяч из - за головы двумя руками вперед из исходного положения стоя, одна нога впереди, другая сзади или ноги врозь. При броске ступни должны сохранять контакт с землей. Допускается движение вслед за произведенным броском. Делаются 3 попытки. Засчитывается лучший результат.

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Прыжок в длину с места.

 Обследование прыжков в длину с места можно проводить на участке детского сада в теплое время, а в помещении в холодное время года. Прыжок выполняется в заполненную песком яму для прыжков или на взрыхленный грунт (площадью 1x2 метра). При неблагоприятных погодных условиях прыжки можно проводить в физкультурном зале, для этого может быть использована физкультурная дорожка.

Ребенку предлагают, отталкиваясь двумя ногами, с интенсивным взмахом рук, от размеченной линии отталкивания на максимальное для него расстояние и приземляться на обе ноги. При приземлении нельзя опираться позади руками. Измеряется расстояние между линией отталкивания и отпечатком ног (по пяткам) при приземлении (в см.). Делаются 3 попытки. Засчитывается лучшая из попыток.

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Метание мягкого мяча на дальность

Обследование дальности метания проводится на асфальтовой дорожке или физкультурной площадке. Коридор для метания должен быть шириной не менее 3 метров и длиной 15-20 метров. Дорожка предварительно размечается мелом поперечными линиями через каждый метр и пронумеровывается цифрами расстояние. Линия отталкивания шириной 40 см заштриховывается мелом. По команде, ребенок подходит к линии отталкивания, из И.п. стоя производит бросок мячом (200 гр.), одной рукой из - за головы , одна нога поставлена впереди другой на расстоянии шага. При броске нельзя изменять положение ступней. Засчитывается лучший результат из трех попыток.

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Тесты по определению быстроты.

Бег на дистанцию 10 метров схода

На асфальтированной дорожке намечаются линии старта и финиша. За линией финиша (в 6 — 7 м от нее) ставится ориентир (яркий предмет — кегля, кубик), для того чтобы ребенок, пересекая линию финиша, не делал резкой остановки. Предлагаются две попытки, отдых между ними 5 мин.

Ребенок по команде «на старт» подходит к черте и занимает удобную позу. Воспитатель стоит сбоку от линии старта с секундомером. После взмаха флажком ребенок делает разбег. В момент пересечения линии старта воспитатель включает секундомер и выключает его тогда, когда ребенок добегает до линии финиша.

Фиксируется лучший результат из двух попыток.

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Бег на дистанцию 30 метров

Задание проводится на беговой дорожке (длина не менее 40 м, шири на 3 м). На дорожке отмечаются линия старта и линия финиша. Тестирование проводят двое взрослых; один находится с флажком на линии старта, второй (с секундомером) — на линии финиша. За линией финиша на расстоянии 5 —7 м ставится яркий ориентир. По команде воспитателя «внимание» ребенок подходит к линии старта и принимает стартовую позу. Затем следует команда «марш» — взмах флажком (он должен даваться сбоку от ребенка). В это время воспитатель, стоящий на линии финиша, включает секундомер. Во время короткого отдыха (3 — 5 мин) проводится спокойная ходьба с дыхательными упражнениями.

Предлагаются две попытки, фиксируется лучший результат. Внимание! Во время бега не следует торопить ребенка, корректировать его бег.

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.

Челночный бег ЗХ10 метров

Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «марш» (в этот момент воспитатель включает секундомер) трехкратно преодолевает 10- метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5 шт.). Ребенок обегает каждый кубик, не задевая его.

Выполнения данного теста можно использовать игровой момент «достань игрушку».

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Тесты по определению выносливости.

Бег на дистанцию 90,120,150 метров (в зависимости от возраста детей)

Тест проводится с небольшой подгруппой (5 — 7 человек), сформированной с учетом уровня двигательной активности детей. Участвуют два воспитателя и медсестра, которая следит за самочувствием детей.

Воспитателю заранее необходимо измерить дистанцию беговой дорожки (в метрах) и разметить ее — отметить линию старта и половину дистанции. Дорожка может проходить вокруг дошкольного учреждения. Дети подходят к линии старта. Воспитатель группы дает команду «на старт» и включает секундомер. Воспитатель по физической культуре бежит впереди колонны в среднем темпе 1—2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановок.

Тест предназначен для детей: 5 лет - дистанция 90 м;

  1.  лет - дистанция 120 м;
  2.  лет - дистанция 150 м.

Тесты по определению силовой выносливости.

Подъем туловища в сед (за 30 секунд)

Ребенок лежит на гимнастическом мате на спине, скрестив руки на груди. По команде «начали» ребенок поднимается, не сгибая колен (воспитатель слегка придерживает колени ребенка, сидя на мате рядом с ним), садится и вновь ложится. Воспитатель считает количество подъемов. Тест считается правильно выполненным, если ребенок при подъеме не коснулся локтями мата, а спина и колени оставались прямыми.

Из двух попыток засчитывается лучший результат.

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.

Поднимание ног в положении лежа на спине.

Ребенок лежит на спине в положении «руки за голову». По команде он поднимает прямые и сомкнутые ноги до вертикального положения и затем снова опускает их до пола. Плечи фиксируются другим ребенком. Засчитывается число правильно выполненных поднимании за 30 с.

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.

(Данные тесты предложены Н.Н.Кожуховой, Л.А.Рыжовой, М.М. Самодуровой)

Фиксируется общее время бега.

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.

Тесты по определению ловкости.

Бег зигзагом

Тест проводится на спортивной площадке или в зале длиной не менее 15 м. Намечается линия старта, которая является одновременно и линией финиша. От линии «старта» на расстоянии 5 м кладутся 2 больших мяча, от них на расстоянии 3 м еще 2 больших мяча параллельно первым и еще 2 мяча на таком же расстоянии. Таким образом, дистанция делится на 3 зоны. Расстояние между мячами 2 м. Необходимо указать направление движения стрелками.

По команде «На старт!» ребенок становится позади линии старта. По команде «Марш!» ребенок бежит зигзагом в направлении, указанном стрелкой между мячами и финиширует. Воспитатель выключает секундомер только после того, как ребенок пройдет всю дистанцию. Время измеряется с точностью до 1/1 Ос. Тест проводится одним ребенком 2 раза и фиксируется лучший результат. Если ребенок задел мяч или столкнул его с места, сбился с курса или упал, тест проводится заново.

Ребенку необходим показ.

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.

Прыжки через скакалку

Принимается исходное положение: ноги вместе, руки внизу, в руках скакалка. Затем ребенок прыгает вперед через скакалку. Воспитатель считает количество прыжков.

Делаются две попытки, засчитывается лучший результат.

Внимание! Важно правильно подобрать скакалку для каждого ребенка. Если скакалка выбрана правильно, то когда ребенок встает обеими ногами на середину скакалки и натягивает ее, концы скакалки достают до подмышек.

Тест предназначен для детей от 5 до 7 лет.

Тесты по определению гибкости.

Наклон туловища вперед.

Тест проводится двумя воспитателями. Ребенок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметке). Задание: наклониться вниз, стараясь не сгибать колени (при необходимости их может придерживать один из воспитателей). Второй воспитатель по линейке, установленной перпендикулярно скамейке, регистрирует тот уровень, до которого дотянулся ребенок кончиками пальцев. Если ребенок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком минус.

Тест по определению прироста показателей психофизических качеств

Для оценки темпов прироста показателей психофизических качеств мы предлагаем пользоваться формулой, предложенной В.И. Усачевым:

100(V1-V2)

W = V2 (V1+V2)

где W - прирост показателей темпов в %

V1 - исходный уровень V2 - конечный уровень.

Например: Саша Д. прыгнул в длину с места вначале года на 42 см., а в конце - на 46см. подставляя эти значения формулу, получаем:

W= 100(46-42) = 9%

1/2(42+46)

Хорошо это или плохо? Ответ на этот вопрос можно найти в шкале оценки темпов прироста физических качеств.

Шкала оценок темпов прироста физических качеств детей дошкольного возраста

Темпы

прироста

(%)

Оценка

За счет чего достигнут прирост

До 8

Неудовлетворительно

За счет естественного роста

8-10

Удовлетворительно

За счет естественного роста и естественной двигательной активности

10-15

Хорошо

За счет естественного прироста и целенаправленной системы физического воспитания

Свыше 15

Отлично

За счет эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений

Таким образом, представленные тесты и диагностические методики позволяют:

  1.  оценить различные стороны психомоторного развития детей;
  2.  видеть динамику физического и моторного развития, становления координационных механизмов и процессов их управления;
  3.  широко использовать данные задания в практической деятельности дошкольных учреждений.

Диагностика развития речи по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред.Васильевой М.А.

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

1.Словарь

а. Объясни значение слов (без картинок):

холодильник - (шкаф для хранения, охлаждения и замораживания продуктов);

вездеход - (транспорт, который может проехать по любым дорогам, даже самым трудным);

пылесос - (такой прибор, который удаляет пыль и мелкий мусор в доме).

б.        «Кто заметит больше»

Ребенку предлагается назвать как можно больше деталей предмета (можно по картинке):

платье - юбка, воротник, карманы, оборка, рукав.

машина - колеса, руль, кабина, кузов, мотор, дверь.

в.        «Кому что нужно для работы»

Самолет - .. .летчику Лейка - ...садовнику Весы- ...продавцу Термометр - ...врачу Микрофон - ...артисту, певцу Швейная машинка - ...портнихе Руль - водителю, шоферу

г.        «Третий лишний»

Капуста, морковь, яблоко Диван, стакан, стул Медведь, заяц, воробей Платье, сапоги, юбка

2.Звуковой анализ слова

а. Придумай слово с определенным звуком

С - санки, самолет, снег К - кошка, корабль, кровать

А - аквариум, апельсин, арбуз

Р - рыба, робот, растение

б. «Найди рифму»

(дается образец воспитателя)

кукушка - ...хлопушка, подушка чашка- ...ромашка, рубашка

утка- ...дудка, шутка рак- ...мак, лак

3.Грамматический строй речи

а. «Назови ласково» (дается образец)

Дом - домик Стол - столик Кошка - ...кошечка Окно - ...окошечко Яблоко - ...яблочко Серый - ...серенький Рыжий - ...рыженький

б. «Где что хранится» (дается образец) Сахар -... в сахарнице

Хлеб -... в хлебнице Молоко -...в молочнике Соль -... в солонке Масло -... в масленке

в. «Какой, какая, какое»(по картинкам)

Яблоко - сочное, красное, сладкое Трава - зеленая, мягкая, нежная Лиса - хитрая, рыжая Лимон - кислый, ароматный, желтый

г. «Из чего сок»

Из свеклы - свекольный Из яблок - .. .яблочный Из моркови - ...морковный Из капусты - ... капустный Из арбуза - ...арбузный

д. «Один - много»

Один стул - много стульев Один стол - много столов Одна чашка - много чашек Одна кукла- много кукол Одно ухо - много ушей Одно колесо - много колес

  1.  Связная речь

а. Расскажи по картинке (простой сюжет из серии «Игры детей» или «Моя семья»)

б. Расскажи об игрушке (кошка или кукла)

в. Расскажи сказку (по выбору ребенка)

г. Расскажи стихотворение (по выбору ребенка)

  1. Звуковой анализ слова

а)        «Похожие слова»

Вспомним разные слова, похожие слова (воспитатель дает образец: птичка- синичка или мак-рак)

машина- ...малина, Марина

усы-...часы, весы

жучок-.. .паучок, сверчок, волчок

б)        «Придумай слова с определенным звуком»

С - санки, слон,собака К - корова, кровать, кошка А - арбуз, аквариум, автобус

в)        «Назови части слова»

РА-МА (какой первый слог, какой второй?)

ША-РЫ, РЫ-БА, МА-ЛИ-НА, БЕ-РЕ-

ЗА

  1. Грамматический строй речи

а)        «Закончи предложение»

Мы не ходили гулять, потому что...(шел дождь; было холодно)

Мы позвонили маме, чтобы... (она не беспокоилась; поздравить с днем рождения)

б)        «Скажи наоборот»

весело - грустно тяжело - легко далеко- близко высокий - низкий день - ночь сухой - мокрый сладкий - горький жарко- холодно

в)        «Скажи по-другому»

(дается образец воспитателя: роса сверкает - сверкающая роса):

листья шуршат - ...шуршащие листья ручей журчит - .. .журчащий ручей ребенок рисует-... рисующий ребенок девочка поет -... поющая девочка

г)        «Назови одним словом»

яблоки, груши, абрикосы - ...фрукты лиса, медведь, еж - ... дикие животные собака, кошка, лошадь - домашние животные

стол, шкаф, кровать – мебель

сапоги, туфли, босоножки - обувь кастрюля, стакан, тарелка - посуда Назови профессии людей: стол, р, художник, продавец...

Назови деревья: дуб, клен, тополь .... Назови транспорт:        автобус,

велосипед, самолет...

д) «Чего не стало» (родительный падеж множественного числа):

Были сапоги - нет ...сапог Были туфли - нет.. .туфель Были яблоки - нет...яблок Были груши - нет.. .груш Были флажки - нет... флажков

 З.Связная речь

а) Пересказ (Воспитатель читает 2 раза, ребенок пересказывает, как запомнил) - («В лесу» или «Котята», стр. 259-260 «Речевые игры» Селиверстов)

б) Рассказ по картинке (из серии «Моя семья» или «Игры детей»)

в) Опиши игрушку (кошка, или машина, или пирамида)

г) Расскажи сказку (любую на выбор ребенка)

д) Расскажи стихотворение (по выбору ребенка)

Литература

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду/Отв. ред. М.А.Васильева. – М.: Просвещение, 2002..
  2. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи/Автор-составитель сборника Г.В.Чиркина. – М. Просвещение, 2009.
  3. «Итоговые дни по лексическим темам» Е. А. Алябьева Творческий центр Москва 2006г.
  4. «Тематические дни и недели в детском саду» Е. А. Алябьева Москва 2008г.
  5. «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» Л.И. Арефьева Москва 2004г.
  6. «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко Москва 2005г.
  7. «Артикуляционная гимнастика» Е.А. Пожиленко КАРО Санкт-Петербург 2004г.
  8. «Ознакомление с природой через движение» Интегрированные занятия 5-7 лет» М. А. Рунова, А. В. Бутилова Москва 2005 г.
  9. «Развитие моторики рук» Ю. В. Рузанова Санкт-Петербург КАРО 2007г.
  10.  Журнал  Управление ДОУ статья К. Белая, И. Павленко и др. «Интеграция – как инструмент создания новой модели ДОУ» - М., № 4-03 год
  11. «Коррекция нарушений речи у дошкольников» Л. С. Сековец, Нижний Новгород 2002г.
  12. «Ознакомление с природой и развитие речи с детьми 5-7 лет» интегрированные занятия Москва 2008г.
  13. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» интегрированные занятия Л. Г. Селихова «Мозаика-Синтез» 2006г.
  14. «Интегрированные физкультурно-речевые занятия для

дошкольников с ОНР 4-7 лет» Ю. А. Кириллова, М. Е. Лебедева,

Н. Ю. Жидкова Санкт-Петербург «ДЕТСТВО ПРЕСС» 2005г.

  1. «Комплексы упражнений и подвижных игр на свежем воздухе для

детей логопедических групп(ОНР) с 3 до 7 лет» Ю. А. Кириллова

Санкт – Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2008г.

  1. «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет» М. Ю. Картушина

Творческий центр Москва 2008г.

  1. «Картотека Подвижных игр, упражнений, физ. минуток

пальчиковая гимнастика» Н. В. Нищевой Санкт-Петербург

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»2008г.

  1. «Физкультурные занятия в детском саду» Л. И. Пензулаева

Издательство Москва – Синтез Москва 2009г.

  1. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет» Л. И.

Пензулаева,  Москва Владос 2001г.

  1. «Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми

5-7 лет» Н. А. Рунова,  Москва «Просвещение» 2006г.

  1. «Коррекционно-педагогическая работа по физическому

воспитанию для детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

Л. С. Сековец,  Нижний Новгород Издатель Ю. А. Николаев 2001г.

  1. «Занимательная физкультура в детском саду 5-7 лет» К. К.

Утробина Москва 2006г.

  1. «Пальчиковая гимнастика О. В. Узорова, Е. А. Нефедова Москва

«АСТРЕЛЬ АСТ» 2001г.

  1. «Утренняя гимнастика в детском саду» Т. Е. Харченко Москва

«Москва-Синтез» 2008г.

  1. «Играем пальчиками,  развиваем речь» В. Цвынтарный Лань

Санкт-Петербург 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...