ОПЫТ РАБОТЫ «РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
материал по развитию речи на тему

Дунаева Александра Геннадьевна

Опыт работы "Звуковая культура речи в различных видах деятельности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Опыт работы Дунаевой А. Г.74.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДЕТСКИЙ САД

«МОЗАИКА»

ОПЫТ РАБОТЫ

«РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

                                                                 Воспитатель: Дунаева А. Г.

Кокино 2013 г.

Овладение родным языком является важнейшим условием успешности ребёнка в социальном и интеллектуальном развитии, а также в освоении детских видов деятельности и творчества. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии. Речевые умения выступают одним из критериев оценки результатов детской деятельности.    

 Речь — это важнейшее достижение человека,  которая позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.

       Звуковая культура речи является частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

      О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи, отмечает, что «перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитание выразительности детской речи».

       На современном этапе развитие речи детей стало одной из важных проблем, а одним из проблемных направлений – развитие звуковой культуры речи. Все большее количество детей идет в детский сад со звуковыми нарушениями. Перед воспитателем стоят важные задачи, которые направлены на то, чтобы дети смогли успешно обучаться в школе. Но на каком уровне он это усвоит - в значительной степени зависит от нас педагогов и родителей. Пока что мы с сожалением утверждаем, что наши дети дошкольного возраста разговаривают не всегда красиво. В чем это проявляется? Во-первых, растет число старших дошкольников (свыше 5 лет), имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого общения и т.д.  По материалам обследования  15-20% детей поступают в школу с несовершенным звукопроизношением, в пятилетнем возрасте таких детей 50%. Во-вторых, речь малышей нередко бывает однообразной. К примеру, типично отмечено, что они не употребляют в активной речи наречия, прилагательные, причастия. В-третьих, слабо развита связная, монологическая речь, т.е. умение логично, без пропусков передать содержание только что просмотренного мультфильма или прослушанной сказки. В –четвертых, нарушение устной речи отрицательно влияет на становление письменной. Как показывают исследования Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и других, готовность к звуковому анализу у дошкольников с нарушениями устной речи почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. В последние годы многие учителя начальных классов отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). На мой взгляд это связано с несформированностью фонетико-фонематического восприятия и слуха у старших дошкольников. Что позволяют утверждать, что речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее. Замечено, в той семье, где взрослые говорят красиво, на уровне литературного языка - дети усваивают речь быстрее и лучше. Потому что речь у дошкольника формируется по подражанию.

  Что же подтолкнуло меня к выбору данной темы?

Во-первых. Запрос школы. Современная школа предъявляет высокие требования к будущим школьникам, требуя от детского сада, выпускника, умеющего мыслить, самостоятельного и любознательного ребёнка, что невозможно без сформированности  у ребёнка высокого уровня речевого и познавательного развития. Звуковая культура речи – является фундаментом, на котором строиться вся учебная деятельность в школе.

Во-вторых. Социальный заказ родителей. Одним из основных требований к детскому саду является совершенствование уровня речевого развития своих детей. Это выяснилось в опросе и анкетировании родителей.

В-третьих. Возможности детского сада. Требования программы «От рождения до школы» в разделе «Коммуникация», направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

1. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

2. Развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

          Актуальность работы по развитию фонематического слуха у детей возрастает при подготовке их к обучению грамоте, что подтверждается Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.   При переходе на ФГТ работа по воспитанию звуковой культуры речи организуется в процессе свободного речевого общения детей с воспитателем в детском саду и другими взрослыми дома, и в образовательной деятельности по речевому развитию детей.      Воспитание звуковой культуры речи, одна из важных задач детского сада, так как  именно  дошкольный  возраст наиболее сенситивный.

         Актуальность вышеизложенной проблемы позволила определить цель:

Формирование и развитие звуковой стороны речи и коммуникативных возможностей ребенка посредством дидактических игр и упражнений.

        Для решения поставленной цели мною были выделены следующие задачи:

  • Изучение и анализ психологической, методической и научной литературы по данной теме в соответствии с ФГТ
  • Исследование уровня речевого развития   воспитанников  и его анализ
  • Формирования у детей правильного звукопроизношения
  • Развитие голосового аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз),
  • Создание картотеки дидактических игр и упражнений по развитию звуковой культуры  речи дошкольников
  • Развитие творческой активности детей в коммуникативной деятельности

Работу с детьми по данной теме построила на основе нормативно – правовых документов:

  • Документы, которые соблюдают и охраняют права ребёнка (Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребёнка, Семейный кодекс РФ, Закон РФ «О защите прав детей»).
  • Нормативные документы («Закон об образовании», Концепция непрерывного образования).
  • Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы

            В своей работе я внедряю технологии:  личностно – ориентированную, технологию сотрудничества, информационно коммуникативные технологии.            При обучении дошкольников я придерживаюсь следующих принципов: наглядности, доступности, систематичности, последовательности,  учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, поэтапности.  В работе с детьми дошкольного возраста этот принцип один из самых важных, так как мышление у детей наглядно – образное. Дети легче запоминают звуки, усваивают материал через наглядность. В своей работе я использовала игрушки в играх «Чудесный мешочек», «Магазин», дети проговаривали название игрушек.

Применяла предметные картинки в играх «Найди пару», «Говори правильно», «Цепочка слов».

При закреплении и отработке звуков изолированно и в словах использовала «Волшебный куб», на гранях которого расположены картинки. Наглядность.  Учебный процесс теряет смысл, если его содержание будет недоступным для усвоения.

В своей работе я старалась, соотносить учебный материал с уровнем развития детей, с их знаниями и навыками, которыми они владеют, а так же наличием предварительного и подготовительного этапов в работе. позволяет вызывать и поддерживать интерес к играм со звуками. Используя  принцип систематичности и последовательности, работу над звукопроизношением условно разделила на три этапа:

1) Подготовка артикуляционного аппарата,

2) Уточнение произношения звуков,

3) Закрепление звуков в словах и фразах.

Эти этапы помогли последовательно распределить игры в течение года и составить перспективный план  дидактических игр для развития звуковой культуры речи  (Приложение №1).

В начале года использовались упражнения на развитие артикуляционного аппарата и на звукоподражание. Например, «Кто как кричит» или «Волшебный кубик». Затем использовала игры «Магазин», «Лото». В этих играх закрепляется правильное произношение звуков в словах.

С целью развивающего обучения я использовала зону ближайшего развития – то, что находится в процессе становления, т. е. завтрашний день развития, при котором ребенок не в состоянии самостоятельно решить задачи определенной трудности, но которые он прекрасно решает при некоторой помощи взрослого.

Если вначале вся работа выполнялась с помощью взрослого, то теперь дети самостоятельно выполняют упражнения, и к тому же могут оказать поддержку другим детям.

 Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей  проявляется при реализации всех основных принципов. Дети усваивают материал на разном уровне: одни легче и быстрее, другие медленнее и с трудом.                                                                                                  

     Четко организованная работа по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду возможна лишь в том случае, если воспитатель хорошо знает состояние речевого развития всех детей в группе. Это помогает правильно планировать свою деятельность и корректировать ее в зависимости от степени овладения дошкольниками материалом. В связи с этим, я спланировала свою работу в несколько  этапов: изучение и анализ психолого-педагогической, методической, и другой научной литературы, диагностика индивидуальных особенностей и способностей детей, анкетирование родителей воспитанников; создание в группе предметно-развивающей среды.  

         Обследование состояния звукопроизношения и фонематического восприятия  провожу два раза в год (в сентябре и в апреле). Полученные данные использую при планировании и организации деятельности с детьми.

Вступительная диагностика в начале года дала следующие результаты: высокий уровень - 44%, средний - 38%, низкий уровень - 11% . (Приложение №2).

Данные диагностики позволили мне начать работу по данной проблеме. Дальнейшую свою работу начала с создания условий, при которых стало возможным успешное достижение поставленной цели:  благодаря творческой активности педагогов, а так же с моей помощью во всех группах созданы и эффективно используются речевые уголки. Собраны и постоянно пополняются разнообразные практические и наглядные, а также методические материалы для решения всех задач по развитию звуковой культуры речи. Среди них:

  • альбомы на разные звуки;
  • предметные картинки;
  • упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики с картинками;
  • изготовлены атрибуты для формирования правильной воздушной струи,
  • картотеки чистоговорок, скороговорок, речевых игр, стихов-диалогов и др.
  • разнообразные речевые игры
  • книги, иллюстрации
  • фоно- и видеотеки.

Совместными с родителями  усилиями мы создали картотеку дидактических игр и упражнений «Игровые упражнения для развития звукового восприятия», «Упражнения артикуляционной гимнастики», «Дыхательные упражнения», «Словесные игры для развития речи детей», «Чистоговорки». Для создания этих методических пособий мы использовали разнообразные источники: литературу, интернет (Приложение №3). Подобрала  наиболее интересные и эффективные приемы, упражнения, которые педагоги охотно используют в своей практике.

            К этой работе я приобщила и родителей.  Но перед этим, конечно, было проведено анкетирование,  родительское собрание  о роли развития речи ребенка, звуковой культуры речи, обогащении его словаря, познакомила родителей с задачами и способами обучения, представила их вниманию наглядный дидактический материал, показала презентации фрагментов занятий, т.е. активно приобщала их к сотрудничеству,  и многие родители с желанием откликнулись.  (Приложение №4).

           Работу по формированию  звуковой культуры речи провожу в различных формах:

  • непосредственно образовательная деятельность, которая проводится как самостоятельные НОД по звуковой культуре речи или как часть НОД в других видах
  • совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты,
  • отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
  • дополнительная работа по звуковой культуре речи вне НОД (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).
  • работа с родителями

Вопросу взаимодействия с семьей уделяю очень большое внимание. Только взаимопонимание и работа в тесном контакте помогли добиться положительных результатов. В течение года использовала различные формы работы с родителями: консультации, беседы, семинарские занятия, открытые мероприятия, индивидуальные встречи, беседы по телефону, родительские собрания, совместные с родителями проекты, выезд в театр.                                                       Для развития звуковой культуры речи и дикции совместно с родителями были разработаны и проведены проекты: «Картотека игр для развития речи», «Мини-музей», «Книга наш друг», «Хлеб всему голова», «Все скороговорки не перескороговоришь не перевыскороговоришь» (Приложение №5).

Учитывая физиологические и психологические возможности детей, задачи воспитания звуковой культуры речи в разных возрастных группах усложняю, распределяя их неравномерно.  Так в младшем дошкольном возрасте работа больше направлена на формирование навыков правильного произношения звуков, развитие речевого слуха; в старшем возрасте больше внимание обращаю на выработку четкой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия.          Игры и упражнения подбирала в соответствии с возрастом детей, но во внимание брала и особенности детей. К каждому ребенку старалась найти индивидуальный подход, учитывала возможности каждого ребенка отдельно. Только зная возможности каждого ребенка, можно достичь положительные результата. Например, с Алиной В. большее внимание уделяла развитию артикуляционного аппарата и игр на звукоподражание, Даниилу,  давались более сложные задания: «Найди пару». В работе я учитывала и состояние здоровья воспитанников (большое количество пропусков по болезни).

    Доказано, что в коллективной непосредственно образовательной деятельности  по звуковой культуре продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается. Специальные занятия по воспитанию звуковой культуры речи проводятся 1 – 2 раза в месяц (Приложение № 6). Дидактические игры и упражнения используют как часть НОД, или строя НОД на основе таких игр. Например, в НОД по знакомству со звуком «У» использовала игру «Поезд» и артикуляционное упражнение «Дудочка»

      Динамика речевого развития ребенка во многом зависит от умения педагога связывать воедино работу в повседневной жизни и в НОД. Время НОД не всегда позволяет сформировать прочные речевые умения у каждого ребёнка, да и уровень речевого развития у детей одного возраста значительно отличается.  Взаимосвязь между обучением во время НОД и упражнениями вне их определяется этапом работы над звуком. Так, постановку звука целесообразно давать на специальных занятиях. Упражнения на закрепление и на занятиях и вне их; подготовительную работу по постановке звука удобнее проводить не на занятиях. В утренние и вечерние часы, на прогулках организовываю разнообразные игры и упражнения для развития речевого слуха и слухового внимания, дыхания и моторики артикуляционного аппарата.

         Одной из форм работы является совместная деятельность, где задания, упражнения выполнялись совместно с детьми. Например, в артикуляционных упражнениях все движения выполнялись вместе с детьми, как в игре «Напоим Чебурашку чаем». Было очень интересно детям участвовать в артикуляционной сказке «У бабушки и дедушки». С детьми, у которых были затруднения со звукопроизношением, проводила индивидуальную работу. Давала детям разные по сложности упражнения и игры, с кем – то из детей играла в игры по звукоподражанию, кому – то предлагала более сложные задания.

Для воспитания звуковой культуры речи использую следующие методы:

  • дидактические игры («Чей домик?»),
  • подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»),
  • дидактические рассказы с включением  задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.),
  • метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.),

  Применяю разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:

  • образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;
  • краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;
  • утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);
  • образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, ш-ш-ш – песенка змейки);
  • хоровые и индивидуальные повторения;
  • обоснование необходимости выполнить задание педагога;
  • индивидуальная мотивировка задания;
  • совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная                речь(незамедлительное повторение ребенком речи-образца);
  • оценка ответа или действия и исправления;
  • образная физкультурная пауза;
  • показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

    Для успешного обучения детей,  я использую игровые методы и приемы, так как игра является основным видом деятельности дошкольника. С помощью игры усвоение сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребенок с усердием старается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную учебную задачу. Так игра, организованная определенным образом, оказывает положительное влияние на взаимодействие и взаимообщение между детьми. Игры снимают психологический барьер, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.

      В повседневной жизни работа, начатая в непосредственно образовательной деятельности, продолжается в специальных упражнениях и играх. В утренние и вечерние часы провожу упражнения (индивидуально или с подгруппой детей) с целью развития речевого и слухового аппарата, произнесение гласных и согласных звуков, звукоподражательные игры и упражнения: «Кто как кричит? », «Кто назвал? », «Эхо», «Языколомка», «Путаницы». Игры и упражнения использую по возрастам с постепенным усложнением программных задач. Они способствуют выработке у детей правильного произношения звуков в словах, отчётливого и чистого произношения слов, развивают умение слышать звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки. Поэтому очень важна постоянная и своевременная работа по включению данных игр в процесс обучения и развития детей всех групп детского сада.

       Игры и упражнения в старшей группе рекомендую включать не реже двух раз в неделю на занятиях по развитию речи, в совместной деятельности, в повседневной жизни. Длительность игр – 5-7 минут.

        В работе с детьми я заметила, что интонационно- выразительная сторона речи оказывает влияние на состояние ребёнка, побуждает в нем эмоциональный отклик, определяет его поведение. Для меня, как воспитателя, правильная речь – один из показателей готовности к обучению в школе; залог успешного освоения грамоты и чтения.

Оценивая уровень подготовки к школе у моих воспитанников, заметно вырос  высокий уровень развития речи: высокий уровень -86 %, средний  уровень – 13%, низкий уровень 0% (Приложение № 2)

Подводя итог своей работы  можно  сделать следующие выводы: все перечисленные выше методы и приемы, применяемые мной в работе, эффективны, что проверено на практике и о чем свидетельствуют результаты диагностики, представленные в приложении, где прослеживается динамика роста качественных показателей.

         В заключении хочется отметить еще то, что использование нетрадиционных методов и приемов в педагогической деятельности  считаю важным и обоснованным, т.к. время не стоит на месте, изменяется сама жизнь, окружающая нас действительность, поэтому важно совершенствовать методы и приемы обучения и воспитания детей именно сейчас в дошкольном возрасте. Нетрадиционные формы работы не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. И созданы они, в данный момент в соответствии с требованиями времени, что соответствует задачам, поставленным на государственном уровне, чему свидетельствует и концепция модернизации образования. Используя в своей работе  что-то новое, интересное – увлекаешься сам и соответственно увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый, видимый  результат – это интересно и увлекательно вдвойне.

В связи с накопленным педагогическим опытом работы и высокой результативностью планирую в дальнейшем свой опыт работы  транслировать  среди педагогов ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Методическое пособие по созданию и работе TV-студии для реализации задачи «Развитие интонационной и звуковой культуры речи в различных видах детской деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества. Современные технологии активно используются в воспитательно-образовательном процессе  ДОУ.  Одной из...

Сообщение из опыта работы «Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса».

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды. Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до по...

Семинар – практикум «Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса»

ЗКР – это произносительная сторона речи. Это как раз то, что в первую очередь бросается на слух.Аспекты звуковой культуры речи:- Слуховое внимание- Фонематический слух- Подвижный артикуляционный...

Консультация для воспитателей ДОУ "Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса"

Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса...

Развитие звуковой культуры речи в процессе организации различных видов детской деятельности.

Аннотация: в данной статье говориться о том, что формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды. Усвоение дошкольником звуковой сторо...

Мастер-класс "Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса"

Цель мастер-класса: совершенствование работы воспитателей ДОУ по воспитанию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста. Видеофайл мастер-класса  https://disk.yandex.ru/i/mdb4n_B_8DjpYw...