Учим ребенка перессказывать русские народные сказки
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

 

В данной статье даны рекомендации о том, как учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие лите­ратурные произведения без помощи вопросов воспитателя; пере­давать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц; излагать содержание близко к тексту, используя авторские слова и выражения. Они могут быть использованы при обучении детей пересказу в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

УЧИМ РЕБЕНКА ПЕРЕССКАЗЫВАТЬ

РУСКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

     В программе детского сада указаны следующие задачи обучения пересказыванию в старшей группе: учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения без помощи вопросов воспитателя; передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц; излагать содержание близко к тексту, используя авторские слова и выражения. На занятиях дети овладевают умением правильно, последовательно и полно пересказывать впервые услышанные и известные ранее произведения; учатся внимательно слушать выступления своих товарищей, уточнять их и дополнять.

Для пересказа могут быть использованы следующие произведения1: русская народная сказка «Лиса и Рак», сказки и рассказы «Умей обождать», «Бишка» К. Д. Ушинского, рассказы «Котенок», «Пожарные собаки» Л. Н. Толстого», «По грибы» Я. Тайца, «Курочка» Е. И. Чарушина, «Синие листья» В. Осеевой,  «Про снежный колобок» Н. Калининой и др.

Дети пяти-шести лет при пересказывании литературных текстов способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений. Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь,

формируются навыки словоупотребления, усиливаются языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. Возрастает также роль произвольно-волевых действий — дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить, точнее воспроизвести прочитанное. В пять-шесть лет дети пересказывают более свободно и непринужденно. Они уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки языку художественного произведения. Встречающиеся в тексте новые слова и обороты дети осваивают интенсивнее, прилагая волевые усилия для их запоминания и воспроизведения. Совершенствуются исполнительские умения, приобретенные в средней группе.

Сказки и рассказы, рекомендуемые для пересказа в старшей группе, несколько сложнее по структуре, языковому материалу и количеству действующих лиц, чем тексты для средней группы.

Приводим методические рекомендации, которые могут быть использованы при обучении пересказу в старшей группе.

Занятие по пересказу русской народной сказки «Лиса и Рак»1 проводится в начале учебного года. Сказка очень короткая и динамичная, в ней действуют персонажи, знакомые ребятам по многим другим фольклорным произведениям.

Цель: помочь детям уяснить главное в характере сказочных персонажей; учить выразительно передавать речь героев, меняя интонации  в   соответствии   с  переживаниями  действующих  лиц.

Ход    занятия

После двукратного чтения сказки проводится беседа, в ходе которой дети отвечают на вопросы педагога, отражающие основные моменты сюжета. Дети уясняют, как сообразительность Рака помогла ему проучить хитрую и самоуверенную Лису.

«Что при встрече сказала Лиса Раку?» — «Давай с тобой перегоняться!»— «Как проговорила она эти слова?» — спрашивает воспитатель и предлагает детям передать с помощью интонации самоуверенность Лисы. «А как вы думаете, сразу или немного помедлив ответил Лисе Рак?» Педагог не только подтверждает правильный ответ («Да, он, наверное, обдумывал, как провести Лису и ответил не сразу»), но и поясняет: «Значит, когда Рак говорил, он уже знал, как перехитрить Лису, поэтому говорил уверенно, с усмешкой». По просьбе педагога один из ребят пробует произнести ответ персонажа с соответствующей интонацией. «Что же сделал Рак, чтобы перехитрить Лису?» — продолжает беседу педагог. «Правильно, он уцепился Лисе за хвост». (Эту фразу он произносит с задором, весело, акцентируя внимание слушателей на слове уцепился, с тем чтобы дети запомнили его и употребили в пересказе.) Отвечая на вопрос «А когда Рак отцепился?», дети конкретнее представляют себе описанную в сказке ситуацию: чтобы оказаться впереди лисы, Рак отцепился только когда Лиса, добежав до места, обернулась назад и вильнула хвостом.

«Что услышала Лиса?» — этот вопрос побуждает дошкольников воспроизвести самый конец сказки — слова Рака: «А я тебя давно тут жду!» Педагог предлагает детям произнести эту фразу выразительно, с усмешкой в голосе, подчеркнуто выделяя слово давно. В заключение воспитатель спрашивает, что можно сказать о Лисе и о Раке, и помогает охарактеризовать сказочных персонажей.

По окончании беседы педагог вновь рассказывает сказку и сообщает, что на следующем занятии дети будут ее пересказывать.

На занятии, которое проводят через два-три дня, воспитатель опять читает текст и предлагает подготовиться к его пересказу. Если вызванный ребенок затрудняется начать изложение, педагог сам рассказывает начало сказки или просит детей помочь товарищу.

В процессе руководства пересказом воспитатель применяет различные методические приемы. В случае неудачной замены ребенком того или иного слова, воспитатель использует подсказ. Если ребенок допускает длинную паузу, воспитатель вступает в пересказ и продолжает его. Важным методическим приемом является разбор детского пересказа: педагог оценивает его полноту, отмечает проявленную самостоятельность, использование различных интонаций и различного темпа речи. Дети также привлекаются к оценке рассказов товарищей, например отмечают, какие слова из сказки они старались не пропустить, отчетливо ли произносили фразы, выразительно ли пересказывали и т. д.

После того как двое-трое детей расскажут целиком всю сказку, педагог предлагает разыграть ее в лицах (при этом он воспроизводит авторский текст, а дети — речь персонажей. В качестве усложненного варианта занятия и авторский текст можно поручить кому-либо из детей).

Дошкольники два-три раза пересказывают сказку в лицах, и воспитатель заканчивает занятие советом рассказать про Лису и Рака маме, папе, бабушке  (дедушке, брату, сестре).

Педагог может привлечь детей к изложению содержания уже"
знакомого произведения и поупражнять их в отсроченном пере
сказе. Отсроченный пересказ способствует выработке умения
сохранять в памяти усвоенный материал в достаточно полном
объеме и через определенный отрезок времени воспроизводить
его. Так у детей постепенно пополняется запас художественных
произведений, которые они свободно, живо пересказывают не
только на занятиях, но и в ситуациях повседневного речевого
общения со взрослыми и со сверстниками.        

Воспитатель

МДОУ « Детский сад №44»

Пахомова Г. Н.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "ВЛИЯНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА!"

этот материал я использовала, при проведении родительского собрания...

Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...

Мини-проект. Учить пересказывать и обыгрывать русскую народную сказку «Репка»

Мини-проект. Учить пересказывать и обыгрывать русскую народную сказку «Репка»...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».

Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....

Учим ребенка перессказывать

консультация для родителей...