Непосредственно образовательная деятельность "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 городского округа Новокуйбышевск города Новокуйбышевска Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Гномик»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Непосредственно образовательная деятельность

В подготовительной к школе группе

на тему:

 «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

 

 

                                                                          

 Выполнила:

Колокольцева Елена Игоревна

воспитатель

ГБОУ ООШ № 20

 г. Новокуйбышевска

структурное подразделение «Детский сад «Гномик»

 

 

 

 

 

 

г. Новокуйбышевск

 

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками

в подготовительной группе

 

Тема: «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина»

 

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,

«Художественно- эстетическое развитие», « Физическое развитие».

 

Задачи:

1)      Вспомнить знакомые сказки А.С.Пушкина.

2)      Закрепить и уточнить полученные ранее знания о сказках А.С.Пушкина и его жизни.

3)      Закрепить понятия и смысл устаревших слов.

4)      Формировать умение чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы.

5)      Формировать понятие о смысле поговорки.

6)      Развивать умение на ощупь отгадывать предмет.

7)      Воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина.

8)      Закреплять умение чётко и слаженно выполнять движения соответственно тексту физкультминутки.

Методы и приемы:

- практические : дид. игра « Волшебный мешочек»; физкультминутка, кроссворд.

- наглядные : мультимедийная презентация;

- словесные: вопросы, беседа.

 

Материалы и оборудование:

- мультимедийная установка для показа слайдов.

-конверты с разрезными картинками;  «волшебный» мешочек с предметами: зеркальце, яблоко, петушок, орех и рыбка.

- бутафорский орех.

Предварительная работа:

- Знакомство с биографией А.С. Пушкина.

- Чтение сказок поэта.

- Беседы по содержанию сказок.

- Рассматривание иллюстраций.

 

Формы организации совместной деятельности

 

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка.

Познавательная

Дидактическая  игра, кроссворд.

Коммуникативная

Речевые  ситуации, вопросы.

Художественно- эстетическая

Чтение отрывков из произведений А.С.Пушкина

 

 

 

Логика образовательной деятельности

 

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Звучит аудиозапись таинственной музыки. Воспитатель : « У лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом…»

Воспитатель  спрашивает детей кто написал эти строки? (слайд 2).Предлагает детям отправиться в путешествие по сказкам А.С.Пушкина, чтобы убедиться, что ребята знают сказки поэта.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

Вызваны положительные эмоции.  Настроены на предстоящую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

2

Воспитатель предлагает детям рассмотреть карту путешествия ( слайд 3.)

Воспитатель: Куда же мы пойдём сначала?

 

Воспитатель:

 Вот пред нами синь морская,

 А в ней рыбка золотая.

 Нам чешуйки раздаёт

И загадки  задаёт (слайд 4)

Воспитатель зачитывает отрывки:( слайд 5)

1.       «В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт.»

« Сказка о царе Салтане».

 

2.       «Ветер, ветер ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе…»

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

3.      «…Вот идёт он к синему морю,

Видит на море чёрная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

 Так и ходят, так воем и воют.»

  «Сказка о рыбаке и рыбке».

4. «…Вот осьмой уж день проходит,

Войско в горы царь приводит

 И промеж высоких гор

Видит шёлковый шатёр». « Сказка о золотом петушке».

 

Воспитатель хвалит детей и предлагает продолжить путешествие.

 

 

Дети рассматривают карту.

 

 

Дети предлагают начать путешествие из пункта под цифрой 1- к морю, к рыбке Золотой.

 

 

 

.

 

 

 

 

Дети отгадывают из какой сказки отрывки. Рассматривают слайды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Узнают сказки по отрывкам;

помнят названия сказок А.С.Пушкина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 Воспитатель: Куда же мы дальше держим путь?

(слайд 6)Воспитатель:  Домик чудный здесь стоит,

В доме белочка сидит,

На орешки всё глядит.

Мы большой орех откроем,

Белочкин секрет раскроем.

 

Воспитатель открывает бутафорский орех и предлагает детям поиграть в игру « Знаетели вы?..»

Вопросы: 1. Сколько жили старик со старухой у самого синего моря? ( 30 лет и 3 года)

2. С какой скоростью рос царевич молодой в бочке? ( Не по дням, а по часам)

3. Кто построил хрустальный дом для белочки? ( Князь Гвидон)

4.Как называлось то место. Где сидел петушок? ( Спица)

5. Как называли жениха царевны в сказке « о мёртвой царевне и семи богатырях».     ( Королевич Елисей)

 

Воспитатель отмечает, что и с этим заданием дети справились.

 

Воспитатель: Белочка – затейница прислала вам конверты.

В них картинки не простые,

В них картинки разрезные.

Вы их быстро соберите,

Что за сказки мне скажите.

 

Воспитатель хвалит детей и предлагает продолжить путешествие.

 

 

 

Дети: выбирают изображение под цифрой 2- белочка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети обдумывают и отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети делятся на группы и собирают разрезные картинки ( Царица – лебедь;

 Белочка,Шамаханская царица и царевна мачеха).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформировано умение чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Воспитатель : Куда же мы теперь держим путь?

( слайд 7) Воспитатель: Пришли в русскую избу

И попали в старину.

Книга на столе лежит,

Старые слова хранит.

(слайд 80) Воспитатель предлагает детям вспомнить, что обозначают старинные слова:

РАТЬ- войско

КИЧКА – женский головной убор

СВЕТЛИЦА – светлая комната

СЕННАЯ ДЕВУШКА - служанка

НЕВОД – сеть для ловли рыбы

ЗЕМЛЯНКА – жилище вырытое в земле

 

Воспитатель: На стене избы ковёр,

 Но не виден нам узор,

Мы слова найдём и в узор вплетём.

 Воспитатель предлагает детям разгадать кроссворд.

По вертикали:

1. Чьи это слова: « Там русский дух… там Русью пахнет!»

 ( А.С.Пушкин)

По горизонтали:

2.Следующее слово под цифрой 2 спряталось в отрывке: «…Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка…»

( золотого петушка).

3.А какое слово спряталось в этих строках под цифрой 3:

« Правду молвить молодица

Уж и впрямь была царица:

…Ей в приданое дано было …

одно» (зеркало)

4.В 4 строке скрыто имя:

«…И среди своей столицы,

С разрешения царицы,

В тот же день стал княжить он

И нарёкся: князь…» ( Гвидон).

5.Осталась цифра 5. Её слово спряталось в стихотворных сточках:

« Царь Салтан дивиться чуду;

Молвит он: «Коль жив я буду,

Чудный остров навещу,

У Гвидона погощу»( Буян)

 

Дети выбирают пункт под цифрой 3 – русская изба.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети вспоминают, что обозначают устаревшие слова, отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети разгадывают кроссворд.

.

 

 

 

 

 

Закреплены понятия и смысл устаревших слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформировано умение чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы.

 

5

( слайд 9) Воспитатель: Вот и зеркальце из сказки,

Ждёт оно от вас подсказки.

Вам отрывок я прочту,

Чей портрет узнать хочу.

( слайд 10) 1. Высока , стройна, бела,

И умом и всем взяла.

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

( Царица мачеха).

2. Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама – то величава,

Выступает будто пава,

А как речь – то говорит,

Буд –то реченька журчит.

(Царевна – лебедь)

3.Вдруг шатёр тут распахнулся

И девица…вся сияя, как заря

Тихо встретила царя.

( Шамаханская царица)

4.В сарачинской шапке белой,

 Весь как лебедь поседелый,

Старый друг его, скопец…

(Звездочёт)

 

 

 

 

 

 

 

Дети внимательно слушают отрывки и отгадывают героев сказок по описанию.

 

 

 

Закреплены и уточнены полученные ранее знания о сказках А.С.Пушкина.

 

 

 

 

 

6

Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть.  Впереди долгий путь, надо сделать привал.

Физкультминутка:

Путь – дорожка нелегка,

Поразмяться нам пора.

Руки вверх вы поднимите

И вверху пошевелите.

С неба звёзды соберите,

И в ладошку положите,

 

Звёзды в море опустите.

 

Волны звёзды покружили,

И на дно спать уложили.

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют движения:

Руки подняли вверх.

Шевелят пальцами.

Одной рукой собирают звёзды с неба и складывают в ладошку.

Ладошки – лодочкой опускают вниз

Кружатся.

Приседают, руки под щёку как будто спят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закреплено умение чётко и слаженно выполнять движения соответственно тексту физкультминутки.

 

7.

Воспитатель: Отдохнули и опять в путь – дорогу. А теперь нам карта указывает путь куда?

Воспитатель: Вот и к дубу подошли,

А под ним мешок нашли.

Что храниться в нём узнаем,

Что за сказка – отгадаем.

Воспитатель достаёт мешочек, в нём находятся предметы: зеркальце, яблоко, орех, рыбка.

(слайд 11) Воспитатель: Дуб листвою шелестит,

Хочет он у вас спросить,

Что о Пушкине поэте

Знают умненькие дети.

( слайд 12) Воспитатель задаёт вопросы: 1. Кто был прадедом А.С.Пушкина?

2.Как звали няню поэта?

3.Какое время года любил А.С.Пушкин?

4.Как звали жену А.С.Пушкина?

5.Как погиб поэт?

 

 

Дети выбирают пункт под цифрой 4- дуб.

 

 

 

 

 

 

 

Дети на ощупь отгадывают предмет, достают и говорят из какой он сказки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы, смотрят слайды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развито умение на- ощупь отгадывать предмет.

 

 

 

 

 

 

 

 

Закреплены знания о жизни А.С.Пушкина.

8.

Вот и закончилось наше путешествие. Понравилось вам путешествие?

Я убедилась, что вы знаете сказки А.С.Пушкина. Есть о сказке поговорка: « Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

Как вы думаете, почему так говорят?

Чему же нас учат сказки А.С.Пушкина?

 

 

 

 

 

Дети высказывают своё мнение.

 

 

 

Дети рассуждают.

 

 

 

 

 

Сформировано умение понимать  смысл поговорки.

 

 

Воспитан интерес к творчеству А.С.Пушкина.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность "Любимые сказки А.С. Пушкина"

Формирование интереса к сказкам Александра Сергеевича Пушкина. Воспитывать любовь и уважение к русским писателям, учить беречь книги. Развивать  речь детей, активизировать словарный запас сл...

Непосредственно образовательная деятельность "Любимые сказки А.С. Пушкина"

Воспитывать любовь и уважение к русским писателям, учить беречь книги. Формировать интерес к сказкам А.С. Пушкина. Развивать речь детей, активизировать словарный запас слов. Учить узнавать сказку по п...

Непосредственно образовательная деятельность "Весенняя сказка" старшая группа

Непосредственно образовательная деятельность "Весенняя сказка" старшая группа...

Краткосрочная образовательная практика "по сказкам А.С.Пушкина"

Название практики: «По сказкам А.С.Пушкина» Цель: Знакомство детей с произведениями А.С.Пушкина. Развивать интерес и любовь к художественной литературе. Развивать эстетическое восприятие и творческое ...