Консультация "Роль фольклора в развитии речи дошкольников."
консультация по развитию речи (младшая группа)

Чистякова Елена Анатольевна

1) Фольклор как средство развития речи.

2) Воспитание звуковой культуры речи с помощью различных русского фольклора.

3) Формирование заучной речи с помощью озвучивания и обыгрывания фольклорного текста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razv_rechi_folklor.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения — это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:

♦ расширение, обогащение и активизация словаря;

♦ воспитание звуковой культуры речи и подготовка к обучению грамоте;

♦ формирование правильной разговорной речи.

Неоценимую роль в решении этих задач может оказать русский народный фольклор.

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.

Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Для облегчения вхождения нового ребенка в группу и лучшего знакомства с ним использую следующие потешки, подставляя в текст нужное имя:  Кто у нас хороший?

          Кто у нас пригожий?

          Ванечка хороший,

          Ванечка пригожий!

          Это познакомьтесь, дети, ваш новый друг.

 ***

Красные кафтанчики,

 Синие карманчики,

На дубу они сидят,

Меж собою говорят — Все про Галеньку, Все про маленьку.

Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Использование фольклора в режимных моментах

Например при умывании я читаю потешки:

Из колодца принесла

Курочка водицы,

И ребята всей гурьбой

Побежали мыться.

 ***

 Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

 Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

При расчесывании волос использую вот такие потешки:

 Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят —

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся.

Маму, дочка, слушайся.

 ***

 Уж я косу заплету,

Уж я русу заплету,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

— Ты расти, расти, коса,

Всему городу краса!

Во время еды:

Умница, Катенька, ешь кашку  сладеньку,

Вкусную, пушистую, мягкую,  душистую.

Травка-муравка со сна поднялась

Птица-синица за зерна  взялась  

Зайка за капусту, мышка —  за корку.  

А детки — за молоко.

Пейте, детки, молоко —  будете здоровы!

Выход на прогулку сопровождаю следующими словами:

***

 Раз, два, три, четыре, пять, Собираемся гулять!

Эта потешка учит детей ориентироваться в собственном теле.

 ***

 Вот они, сапожки:

Этот с левой ножки,

 Этот с правой ножки.

Если дождик подойдет

 -Мы пойдем в сапожках.

Перед сном

***

Баю-баю-баиньки, прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять.

 ***

 Я Баю-баю-баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Наших деток не буди.

Одной из задач речевого развития является воспитание звуковой культуры речи. И ее пытаюсь решить, используя различные виды русского фольклора. Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики беру народные игры «Сорока-ворона», «Этот пальчик — дедушка», «У нашей у бабушки десять внучат», «Этот пальчик в лес ходил» и др. Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.

Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопро-изношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, обращаюсь к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.

Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать. Использовали такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» Да разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!

***

Солнышко, появись!

Красное, нарядись!

Чтобы год от года

Была у нас погода!

Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно.

***

Тише, куры, не шумите,

Мово Ваню не будите,

А мой Ваня будет спать,

Будет глазки закрывать.

Чтобы сформировать связную речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов. Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Заучивание и обыгрывание лишь одного диалогического фольклорного текста помогает детям освоить вопросительную интонацию.

***

- Курочка-рябушечка,

Куда пошла?

- На речку.

- Курочка-рябушечка,

Зачем пошла?

- За водичкой.

- Курочка-рябушечка,

Зачем тебе водичка?

- Цыпляточек поить.

- Курочка-рябушечка,

Как цыплята просят пить?

- Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи

И еще хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребенка. Разнообразные виды красочных театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества. Особенно ценны в этом отношении потешки, небылицы, короткие сказки, героями которых являются животные и дети. Так в с детьми раннего возраста можно инсценировать сказки «Колобок», «Репка», «Курочка ряба», «Козлята и волк».

Я убеждена, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль фольклора в развитии речи дошкольников

Мой опыт работы ро развитию речи дошкольников...

Роль фольклора в развитии речи дошкольников.

Детский фольклор — это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждог...

Консультация "Роль родителей в развитии речи дошкольников"

Консультация знакомит родителей с несложными ировыми упражнениями, направленными на развитие речи детей. Эти упражнения не требуют особой подготовки и могут использоваться  по дороге из детского ...

Консультация Роль семьи в развитие речи дошкольников

Консультация Роль семьи в развитие речи дошкольников...

Консультация "Роль сказок в развитии речи дошкольника"

Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. Благодаря...

Консультация "Роль фольклора в развитии речи детей"

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения ...

Консультация "Роль скороговорок в развитии речи дошкольников"

Консультация "Роль скороговорок в развитии речи дошкольников"...