Конспект занятия по звуковой культуры речи "Песенка воздушного шарика"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Карпунина Елена Георгиевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_karpunina_e.g.docx37.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты занятий  

Карпунина Елена Георгиевна

Воспитатель

ГБОУ СОШ п.г.т Мирный СП ДО д/с №25 «Лесная сказка»

Звуковая культура речи в старшей группе «Песенка воздушного шарика»

Тема: ЗКР «Песенка воздушного шарика» (старшая группа)

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное»,  «Художественно – эстетическое»,  «Познание», «Физическое развитие».

Задачи:

1) Закрепить слуховое восприятие слов содержащих звук «й»: чайник, кофейник, воробей, майка, трамвай, чайка, клей, чай (коробка), лейка («Речевое развитие»);

2)Упражнять детей в отчётливом произношении слов, содержащих звук «ш» (мышка-норушка, мышка – поскребушка, лягушка - квакушка, лягушка- поскакушка, зайчишка-трусишка; хватыш; мишка-крепыш); («Речевое развитие»);

3)Закреплять умение подбирать рифмованные слова к стихотворным текстам («Речевое развитие»);

4)Тренировать слуховое восприятие стихотворного текста («Речевое развитие»);

5)Развивать моторику артикуляционного аппарата, укреплять мышцы губ, языка, челюстей рта,  отработать правильную артикуляцию звука»ш» («Речевое развитие»);

6)Развивать фонематический слух и восприятие  звука «ш» («Речевое развитие»);

7)Совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание, дикцию («Речевое развитие»);

8)Развивать умение восстанавливать последовательность событий в знакомой сказке («Речевое развитие»);

9) Развивать восприятие малых фольклорных форм на основе поговорок, скороговорок, пословиц (Художественно – эстетическое развитие);

10) Развитие мелкой моторики, координации движений («Физическое развитие»);

11)Развивать общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками («Социально-коммуникативное»);

12) Развивать память, образное мышление, воображение, любознательность, творческую активность («Познание»);

Методы и приемы:

Практические: игровые упражнения, инсценировка

Наглядные: рассматривание игрушек, показ образца задания, способов действия

Словесные:  вопросы, указания, исправления, подсказывание слов, чтение стихотворных текстов, беседа, оценка детской деятельности

Материалы и оборудование: сундучок, предметы –,игрушки в названии которых есть звук (й): чайник, кофейник, воробей, майка, трамвай, чай (коробка), лейка, воздушный шарик, индивидуальные зеркала; игрушки для театра «Теремок»; мышка, лягушка, мишка, зайчишка, лиса, волк; лист бумаги со схематичным изображением реки, моста, ямы, горы, дома – на каждого ребёнка.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Артикулляционная гимнастика «Рассказ соловья»; Физминутка «Мишка вылез из берлоги», Пальчиковая гимнастика «Мишка шёл, шёл..», П/и «Воздушные шарики»

Игровая

И/у «Какого предмета не стало?», Игровая ситуация «Воздушный шарик»,  Инсценировка сказки «Теремок»

Коммуникативная

Игра «Поэты», И/у «Поговорки, скороговорки».

Восприятие (художественной литературы и фольклора)

 «Рассказ соловья», Инсценировка сказки «Теремок»

                                  Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Воспитатель обращает внимание детей на шкатулку с игрушками

Дети обращают внимание на шкатулку, открывают её

Создан эмоциональный настрой

Включены в образовательную деятельность

2

Воспитатель предлагает  назвать игрушки: чайник, кофейник, воробей, лейка, майка, чай, трамвай, при этом чётко выделяя звук «й».

Игра «Какого предмета не стало».. Воспитатель убирает один предмет и предлагает отгадать чего не стало.

Дети рассматривают игрушки из шкатулки: чайник, кофейник, воробей, лейка, майка, чай, трамвай. Дети произносят названия предметов выделяя звук «й», запоминают их, по очереди закрывая глаза, отгадывают какая игрушка исчезла со стола.

Правильно определяет на слух и выделяет голосом слова со звуком «й» Закреплено умение отчётливо произносить слова, содержащие звук «й»

3

Воспитатель предлагает детям превратиться в поэтов и досказать стихотворные строки в игровом упражнении «Поэты»

На дворе был месяц май,

Мы сидели пили. . .(чай)

Побыстрее разрезай

Мамин вкусный. . .(каравай).

За окном журчал ручей,

Песню пел нам. . .(соловей).

Вопросы: -Какой один и тот же звук был слышен в словах, которыми заканчивались строки?

Воспитатель просит повторить рифмующиеся слова.

Дети слушают стихотворения, добавляя последнее слово в рифму.

Дети отвечают на вопрос и называют слова со звуком «й»: чай, каравай, соловей.

Отработано развитие фонематического восприятия звука «й» (на материале рифмующихся слов);

развито умение вслушиваться в речь педагога и других детей; эмоционально откликается на услышанное, не отвлекается

4

Воспитатель предлагает взять зеркала для артикуляционной гимнастики, сесть за стол и послушать «Рассказ соловья».

Соловей рассказал об одной птичке-невеличке   Воспитатель: - Послушайте его.

«Жила птичка в дупле, в маленьком уютном гнёздышке. Вот таком (упражнение «Трубочка» (зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперёд)). Птичка высиживала птенцов. Она высовывала из гнезда голову и смотрела на лес (упражнение «Лопаточка» (Открыть рот, выложить широкий язык на нижнюю губу)). Когда шёл дождь, она набирала дождевую воду в чашечку. (Упражнение «Чашечка». (Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, бок, края и кончик языка подняты, средняя часть языка прогибается к низу)). И пила её. Наконец из яиц появились птенцы. У них были длинные хвостики – вот такие (упражнение «Иголочка»: рот открыт, выдвинут узкий язык вперёд). И вытянутые клювики вот такие (упражнение «Трубочка»: зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперёд). В гнёздышке стало тесно для большой семьи. Тогда птичка – невеличка пригласила дятла. Дятел принялся за работу (упражнение «Дятел») и расширил дупло. Птичка добавила в гнездо веточек. Стало оно большим и удобным.

Дети садятся за стол, берут зеркала, слушая воспитателя повторяют  артикуляционную гимнастику

(выбранный воспитателем ребёнок садится напротив детей и показывает артикуляционную гимнастику).

Выработаны правильные, движения и определённые положения артикуляционных органов: мышцы губ, языка, челюстей рта

 

5

Воспитатель продолжает рассказ, держа в руках зелёный, воздушный шарик.

Однажды, когда мамы не было дома, самый смелый птенец Шустрик вылез из дупла и увидел на ветке дерева большой зелёный шар с хвостиком. «Какая большая гусеница,-- подумал Шустрик._Сейчас я её съем.» Дёрнул Шустрик за хвостик – верёвочку. Она развязалась. Из шарика, шипя, стал выходить воздух:   ш-ш-ш.

(Воспитатель держит надутый шарик и медленно выпускает воздух.)

Удивился Шустрик и спрятался в дупло.

Вопрос: «Ребята, какую песенку пел воздух, выходя из шара?»

Воспитатель: - Правильно, вот об этом звуке – «ш» мы и поговорим.

Дети слушают рассказ и смотрят на шарик.  Слушают как из шарика выходит воздух, при этом издавая звук «ш-ш-ш».

Дети повторяют песенку шарика

Внимательно слушает, развито слуховое восприятие неречевого звука «ш»

6

Воспитатель предлагает взять в руки зеркала и произнести звук «ш»: губы сложены широкой трубочкой, зубы сближены, широкий кончик языка приподнят к нёбу, но не прижат к нему, по середине языка идёт сильная воздушная струя, которая хорошо ощущает ладонью поднесённой ко рту.

Дети смотрят в зеркало и произносят звук «ш»

Правильно отрабатывает артикуляцию звука «ш»

7

Физминутка «Мишка вылез из берлоги»

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге.

(Поворот влево и вправо).

Потянулся он со сна:

(Потягивания – руки вверх)

К нам опять пришла весн

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил.

(Вращение головой)

Наклонился взад-вперёд,

(Наклоны вперёд-назад)

 Вот он по лесу идёт

 Ищет мишка корешки

 И трухлявые пеньки.

 В них съедобные личинки-

 Для медведя витаминки.

(Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся.

Дети произносят слова и выполняют движения по тексту физминутки «Мишка вылез из берлоги»

Проявляют активность

Развита координация речи с движением, снято мышечное напряжение

8

Воспитатель показывает игрушки из кукольного театра, предлагает вспомнить любимую сказку «Теремок» и выбрать животных в которых есть звук «ш» (мышка, лягушка, зайчишка, мишка)

Вопросы: «Как называли мышку? (лягушку, зайчишку, волка, мишку)?»

Дети берут игрушки из кукольного театра, дают названия , чтобы слышался звук «ш» (мышка, лягушка, зайчишка, мишка). Отвечают на вопросы воспитателя:

- Мышку называли -мышка-норушка, мышка – поскребушка; лягушку -

лягушка - квакушка, лягушка-поскакушка; зайца - зайчишка-трусишка; волка - волк - из-за кустов хватыш; мишку - мишка-крепыш.

Обогащён и пополнен словарь словами: мышка-норушка, мышка – поскребушка, лягушка - квакушка, лягушка-поскакушка, зайчишка-трусишка; хватыш; мишка-крепыш;

правильно определяет и , различает (на слух)  звук «ш» в названии животных.

9

Инсценировка сказки «Теремок»

Дети инсценируют сказку «Теремок» Мышка: Я по полюшку бегу, прямо к теремку, Я хочу в нём жить

И кашу варить.

Лягушка: Я лягушка-поскакушка,

Я лягушка-квакушка,

В теремке я буду жить,

Буду воду я носить.

Зайка: Серый зайка, прыг да скок,

Попросился в теремок:

В теремке мне надо жить,

Буду я дрова носить.

Лисичка: Я-красавица-лисица,

Печь блины я мастерица,

Буду гладить, буду шить-

В теремке мне надо жить.

Волк: Я совсем не страшный волк,

Я в хозяйстве знаю толк,

Растопить могу я печь

И хозяйство постеречь.

Медведь: А я мишка-крепыш! Ох, какой красивый теремок,

Здесь живёт много зверей, а у меня есть свой домик,

Проводите меня ребята.

Закреплено  умение восстанавливать последовательность событий в знакомой сказке; овладение правильной диалогической речью; освоена выразительность речи; развито взаимодействие со сверстниками.

10

Пальчиковая гимнастика «Мишка шёл, шёл..»

Воспитатель предлагает проводить мишку домой:

- Он встал на задание лапы и пошёл к себе домой. Но на пути у него встретились препятствия (раздать листы бумаги со схемами. Читать стихотворение и показывать на листе путь медведя, переставляя указательный и средний пальцы).

Повторно читает стихотворение, останавливаясь перед словами, производными от слова «шёл».

Дети  произносят слова вместе с воспитателем

переставляя указательный и средний пальцы по нарисованной схеме.

Мишка шёл, шёл

К речке подошёл,

Мост перешёл,

Дальше пошёл,

Мишка шёл, шёл

К яме подошёл,

Яму обошёл,

Дальше пошёл,

Мишка шёл, шёл

К горе подошёл,

На горку взошел,

С горки сошёл,

Дальше пошёл,

Мишка шёл, шёл

И домой дошёл.

Развита моторика пальцев рук, создано эмоционально – положительное отношение к игровому заданию.

11

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Поговорки, скороговорки».

 С помощью пословиц, поговорок, скороговорок  воспитатель задаёт вопросы, а дети с помощью тех же поговорок, пословиц, скороговорок меняя интонацию, отвечают ( грустно, весело, вопросительно и т. д.).

Воспитатель:

-Например, я спрашиваю: «Яблоко от яблони недалеко падает? Вы утверждаете, что это действительно так, то есть отвечаете: «Яблоко от яблони недалеко падает!»

Воспитатель: - Итак, я спрашиваю с сомнением: Шила в мешке не утаишь?

Дети слушают объяснения воспитателя.

Отвечают на вопросы:

- Шила в мешке не утаишь!

Воспитатель: «Шесть мышат в камыши спешат?»

Дети: «Шесть мышат в камыши спешат!»

Воспитатель: «Смешные шутки у Сони и Мишутки?»

Дети: «Смешные шутки у Сони и Мишутки!»

Воспитатель: «Саше дали кашу? А Клаше простоквашу?»

Дети: «Саше дали кашу!

А Клаше простоквашу!»

Воспитатель: «В шалаше шесть шалунов?»                                                   Воспитатель: «Кукушка кукушонку купила капюшон.

(Дети могут работать в парах спрашивая друг друга или воспитателя)

Тренирует вопросительную, восклицательную, утверждающую  интонацию, интонацию эмоциональной выразительности; рационально расходует и своевременно возобновляет запас воздуха во время речи; правильно произносит звук «ш»; развито восприятие малых фольклорных форм, эмоциональной сферы ребёнка, образного мышления, творческого воображения, развитие речевого аппарата

12

П/и «Воздушные шарики»

Воспитатель предлагает детям представить себя воздушными шариками, которые умеют тихо летать. Но иногда шарики сдуваются и издают звук  ш-ш-ш.

- Когда я буду произносить любые звуки, кроме «ш», вы будете тихо кружиться, когда произнесу звук «ш», присядьте.

Дети представляют, что они воздушные шарики, которые умеют летать тихо.

Когда шарики сдуваются дети произносят звук  ш-ш-ш, когда слышат любые звуки, кроме «ш», дети тихо кружатся, когда слышат звук «ш», присаживаются.

Внимательно слушает, развито слуховое восприятие; закреплено умение различать на слух звук «ш».

Итоговое мероприятие: Развлечение «Путешествие в «Звукоград»»

Используемая литература:  Е.Косинова «Артикуляционная гимнастика», М.Картушина «Театрализованные представления для детей и взрослых»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по звуковой культуре речи " Знакомство со звуком С " ( средняя группа ).

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе, тема " Знакомство со звуком С ".Фотографии к занятию " Знакомство со звуком С "....

Конспект занятия по звуковой культуре речи

Конспект занятия по звуковой культуре речи. Тема: "Звуки С, Сь"...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе "Звук "Ц"

Дети  средней группы знакомяться  со звуками .это происходит в игровой форме.Д ля этого используються стихи, потешки   иллюстрации....

Конспект занятия «Узнай все о себе, воздушный шарик»

                  Конспект занятия «Узнай все о себе, воздушный шарик»...

Конспект занятия "Узнай всё о себе, воздушный шарик"

Конспект занятия "Узнай всё о себе, воздушный шарик"...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...