Инновационные подходы в познавательно-речевом развитии- гарантия успешности подготовки детей к школьному обучению.
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Федотова Татьяна Григорьевна

В ТРИЗ существует много приёмов работы для активизации творческих способностей ребёнка и в речевой, и познавательной, интеллектуальной и художественной деятельности детей. Такие приёмы помогают сделать обучение не только интересным, но и увлекательным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные подходы  в познавательно-речевом развитии –

гарантия успешности подготовки детей к школьному обучению

(консультация для воспитателей).

     ТРИЗ (триз -  решения изобретательских задач) - это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал эту удивительную технологию писатель - фантаст Г.С.Альтшуллер. Эта технология стала очень интересной для многих педагогов, которые увлечены идеей развития творческих способностей у дошкольников. В ТРИЗ существует много приёмов работы для активизации творческих способностей ребёнка и в речевой, и познавательной, интеллектуальной и художественной деятельности детей. Такие приёмы помогают сделать обучение не только интересным, но и увлекательным.

     Познакомившись с технологией ТРИЗ, ребята научились находить выход из проблемных ситуации. Решение  ситуации  стало наиболее творческим и оригинальным. Дети не теряются и не стесняются высказывать свои предположения, развивается у них свободное общение и повышается уровень речевой активности. Используя ТРИЗ,  я заметила для себя, что у детей повысился уровень развития интеллектуальных способностей: память, внимание, речь, воображение и логическое мышление, а также уровень исследовательской активности детей. Познавательно-речевая  деятельность проходит у нас в форме диалога, я считаю приемлемым и результативным способом для всех.

      В своей работе я применяю игры с элементами ТРИЗ (хорошо или плохо, да или нет, а что будет, если…, игра «Угадай на вкус», «Угадай кто я», «Необычный салат», «Сложи слово») и другие игры,  которые позволяют развивать речевую активность детей. Использую вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. Я показываю детям кубик и мяч синего цвета и спрашиваю, по каким же признакам они похожи (по цвету, а какой признак у них разный – форма). Дети очень хорошо усвоили  символы триза, поэтому с желанием выполняют задания с их использованием.

        Моим ребятам очень нравится ТРИЗ- игра  по математике «Необычный салат»( приготовить салат, прочитав рецепт, назвать его необычно).Читаем:1 столовая ложка- лесного ореха,1 столовая ложка-черники, 1 столовая ложка-банана получается необычный салат -лесочербан, то есть от каждого ингредиента по части слова.Читаем:3 столовой ложки –яблок, 2 чайной ложки –вишни,2 столовой ложки –смородины - ябвишсморо. Так намного интереснее и веселее готовить, одновременно  закрепляем и  посуду, счёт и сложение.

       При прохождении тем «Овощи и фрукты» использую игру «Угадай на вкус» (здесь я использую куклу-тантамореску). Задача: угадать, что съел и назвать,  что любит белка, заяц, волк, бабочка (то есть, кто нарисован на рисунке,  а сам ребёнок не видит эту тантамореску, которую ему надели).

         Использую игру «Сложи слово» (дать детям понять, что сложные слова состоят из двух простых слов (Хлеб +печь -  хлебопечь, автомобиль + кран- автокран, мясо +топор - мясорубка).

      Методика ТРИЗ помогает образовывать прилагательные, обозначающие оттенки цветов. При составлении описательных рассказов дети называют в основном только основные цвета. Эта игра помогает освоить основные оттенки основных цветов (Персик - персиковый, вишня- вишнёвый, малина -малиновый, салат -салатовый,  лимон –лимонный, шоколад –шоколадный, серебро -серебряный, золото –золотистый).

     Использую метод аналогий – синектику. Эта технология помогает осваивать задачу развития связной речи, умение составлять описательные рассказы. Аналогии бывают разные и дети с удовольствием подбирают.

    По форме аналогии: (река- лента, ремень, змея, провод, канат; солнце-  тарелка, мяч, блины, торт).

    По цвету: зелёный  –трава, огурец, кузнечик, сигнал светофора; жёлтый – цыплёнок, солнце,  сигнал светофора, лимон; красный –сигнал светофора, клубника, кровь, яблоко, тюльпан; синий- море, небо, река, василёк.

      По материалу: стакан-стекло, стол-дерево, нож-сталь, игрушка-пластмасса.

        По функции: нора – дом –улей –гнездо –дупло –берлога; магазин –киоск, ларёк, рынок, супермаркет; ветер –вентилятор, веер, фен, пылесос. Детям в игровой форме очень нравиться и сами даже придумывают задания, поэтому идёт более высокий уровень развития.

   В результате использования в работе методов ТРИЗ, у детей возникает положительное эмоциональное отношение  к занятиям, а также возросла познавательная активность и интерес, стали проявлять активность в принятии самостоятельных решений. Кроме этого у детей расширился кругозор, появилось стремление к фантазированию, речь обогатилась, возросла точность суждений. Осуществляя познавательно-речевую деятельность детей,  я подсказываю им образцы правильной речи, уделяю внимание также монологическим и диалогическим формам, на произношение. Формирую потребность делиться своими впечатлениями со сверстниками и взрослыми.

      Для использования ТРИЗ-технологии создаю и соответствующую  развивающую среду, где предусматривается эта технология  (образно-символические, пособия, расширяющие круг представлений ребёнка, способствующими сходству и различию, классификация признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений, приобретены дидактические развивающие игры  и пособия, картинки, различный бросовый материал). Дети сами могут использовать в самостоятельной деятельности.

    Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей дошкольного возраста, тем выше гарантии успешности школьного обучения  и дальнейшего развития ребёнка. Поэтому  в своей работе я стараюсь применять метод ТРИЗ, так как является эффективным  в познавательно-речевом развитии дошкольников и способствует достижению устойчивых, положительных результатов. С помощью этого метода повышается уровень коммуникативной, информационной, познавательной потребности, что особенно актуально в условиях реализации ФГОС, поэтому  я и в дальнейшем вижу необходимость использовать метод ТРИЗ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Личностно – ориентированный подход в психолого-педагогическом сопровождении индивидуального образовательного маршрута воспитанника подготовительной к школе группы для детей с ЗПР с целью успешной подготовки ребенка к школьному обучению»

В работе  представлено проектирование инновации - личностно – ориентированный подход в психолого-педагогическом сопровождении адаптированного индивидуального образовательного маршрута воспитанник...

Условия успешной подготовки ребенка к школьному обучению

В статье речь идет о проблемах возникающих у родителей будущих первоклассников. Выделяются моменты, на которые родителям необходимо обратить внимание при подготовке ребенка к школе....

Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие пространственных представлений посредством образовательной кинезиологии как залог успешной подготовки дошкольника к школьному обучению»

Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, формирование и развитие пространственных представле...