Конспект логопедического занятия в старшей группе «Вкусные истории»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Занятие направлено на  уточнение знаний об овощах с решением задач правильного использования грамматических форм 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons-4.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

                          Конспект

             логопедического занятия

                  в старшей группе

                 «Вкусные истории»

                                                                                                  Подготовила

                                                                                                  Учитель-логопед

                                                                                                   МАДОУ №185

                                                                                                   Герасимова А.Ф.

     

                                             Казань, 2014                                        

Программное содержание:

- уточнять знания об овощах, расширять словарь по теме: словарь прилагательных и глаголов;

- учить согласовывать существительные с числительными, в роде, числе, в именит.,  в родит. , в предл. падежах;

- использовать в речи предлоги В, НА, ИЗ;

- учить ориентированию в пространстве ( вверх, вниз);

- формировать слуховое сосредоточение ( на заданное слово);

- развивать память, внимание;

- продолжать учить обобщать предметы одной классификации;

- продолжать  формировать навыки связной речи при составлении предложений с использованием предлогов;

- продолжать стимулирование  мышц речевого аппарата( щек, губ);

- продолжать формирование познавательных интересов.

Материалы и оборудование:

натуральные овощи, корзина, таз для овощей, подносы, рассказ «Любимый овощ», посуда для «приготовления» обеда: 2 кастрюли, салатник, стакан.

Ход занятия:

Педагог: Раз овощи на грядке

Собрались вечерком,

Про местные порядки поговорить ладком.

И выяснить детально

Кто низок, кто высок,

Кто больше всех  достоен

Быть первым, кто каков.

 Кабачки:

 Сказали: -«  Занимаем

Мы три из первых мест,

Хозяйка на диете,

И только нас и ест!

Вот Свекла твердит:

- «Я целый склад железа,

Железо – это кровь.

Морковка выступала:

Позвольте -в самом деле,

Без витамина «А»

Не встанешь и с постели.

Топорщится Капуста:

«Листочек мой на грудь,

Болезням станет пусто,

А вам легко вздохнуть!

С любой я справлюсь ролью –

Корону дайте мне,

В солянке, в щах, и с солью

Устрою всех вполне!»

А вот и Лук:

«Оставьте все вы споры,

Просил зеленый лук, 

Избавлю от простуды

Без докторов наук!»

Картошка поднимала крахмальные бока:

- «Во мне полно крахмала,

   Всем хватит на века!»

Мясистый красный Перец

(Уж очень важный он!) :

- «По сумме витаминов –

Я – чистый чемпион!»

Чеснок:

- О чем вы говорите,

С короной нет проблем,

Чеснок – я, боли в сердце

Вылечиваю всем!

Пришла набрать Хозяйка

К обеду овощей,

Сказала: - «Полезай-ка

В корзинку поскорей:

- Капуста и морковка,

И зелени пучок,

И отделила ловко

От ножки кабачок!

 И встретились в салате,

В приправе,  и в борще,

И в пряном маринаде

Таланты овощей.

Педагог:

- А я прошу вас  помочь собрать мне  овощи в  корзину, но только те, которые растут на земле(дети берут с подноса настоящие овощи, кладут их в корзину: капусту, кабачки, тыкву, помидоры, огурцы, баклажан, перец).

-Капуста растет на грядке, на земле. (Помидор…огурец, перец…тыква…баклажан…)

(уточнение по поводу снятия овощей с куста – срываем, срезаем).

- Теперь помогите собрать овощи, которые растут в земле, сложить их нужно в тазик (дети берут картофель, лук, свеклу, морковь, чеснок и кладут в тазик).

(уточнение по поводу сбора овощей – выдергиваем, выкапываем)

- Молодцы, все верно.

Итак ОВОЩИ МОЖНО СРЕЗАТЬ, СРЫВАТЬ, ВЫКАПЫВАТЬ, ВЫДЕРГИВАТЬ.  

Игра «Вершки и корешки»

Цель: дифференциация овощей по месту произрастания (на земле и в земле)

- А сейчас я хочу узнать,  насколько вы внимательны:

-Я буду называть овощи:  вы поднимете руки вверх, если я назову овощи, растущие на земле; вы опустите руки вниз, если я назову овощи, растущие под землей (пример: морковь – руки вниз, выдергиваем, капуста – руки вверх – срезаем( имитация).

Игра «Сосчитай овощи»

- Теперь нужно сосчитать, сколько овощей в корзине.

- Считаем овощи в  корзине(1 овощ…)

- Цель: согласование сущ. с числительными.

(дети считают сколько овощей в  корзине).

  Игра   «Назовите все овощи ».

-Вспомните, какие овощи, растущие в земле мы поместили здесь.

Цель: тренировка памяти.

 

Педагог:

- Набрали мы с вами  много овощей, все они очень разные.

Овощи  бывают  круглой формы….. назовите их: капуста, тыква, лук, помидор, свекла…

У них круглые бока, они этакие толстячки.

- Давайте покажем какие они овощи-толстячки( упражнение для губ и щек – надули щеки) – тыква…показ,  капуста…показ, помидор ..показ и т.д.

Овощи бывают удлиненной, овальной формы, продолговатые, худенькие… назовите их: морковь, кабачок, зеленый лук, баклажан.

Давайте покажем, какие они овощи-худышки. (упражнение для губ и щек: втянули щеки) – морковь…показ, кабачок…показ, лук…показ, баклажан…показ.

Рассказ «Любимый овощ».

Цель: развитие слуховой дифференциации на заданное слово – «помидор».

-Расскажу я вам одну историю, она называется  «Любимый овощ». Этот овощ – помидор. Как только вы услышите   слово «помидор» в  моем рассказе, вы должны хлопнуть в ладоши. А я узнаю, кто из вас самый внимательный.

     Жила-была девочка по имени Маша.

     Маша очень любила  приезжать в гости к бабушке. У бабушки был большой огород, где было много грядок с разными овощами: грядки огурцов, помидор,  капусты, тыквы, кабачков.  Но особенно Маша любила грядки. помидор. Она с удовольствием поливала и пропалывала грядки   помидор. Когда же поспевали помидоры и превращались в яркие красные плоды,  Маша  с удовольствием собирала их и складывала  в ведерко.  Дома Маша  а в соковыжималке  делала  сок из помидор( как правильно мы его назовем – томатный). Также Маша делала  салат:  нарезала  дольки помидор, лук, укроп, добавляла соль и заправляла его маслом – получился вкусный салат из помидор. А еще для мамы она готовила овощное рагу из помидор, лука, кабачков, перца и картофеля.

     Маша угощала   овощным рагу, салатом из помидор и томатным соком  всю свою семью.

     Блюда из помидор и других овощей вкусны и полезны.

     

Молодцы, вы были внимательны, не пропустили ни одного слова «помидор».

Физминутка.

Повторяй за мной зарядку-

Вместе мы пришли на грядку:

Тыква – вот, а вот – томат,

Здесь -  капуста, здесь – салат,

Укроп, картошка, кабачок

И петрушкин корешок.

Все, что вырастили мы,

Будем есть мы до зимы.

Дид. игра «Приготовим обед».

- Собрав овощи, хозяйка решила приготовить обед  из овощей.

 

- Овощи вкусны и полезны, из них готовят разнообразные блюда и напитки.

Взяла хозяйка кастрюлю и думает, что бы ей  приготовить на первое?

А кастрюля говорит: - Давай приготовим щи.

- Чтобы приготовить щи – овощи поищи, ребята, помогите мне набрать овощей для щей.

- Что положим мы в кастрюлю, чтобы щи были вкусны ?

( - В кастрюлю мы положим капусту, лук, морковь, картофель, петрушку и укроп.)

- Что нужно  добавить, чтобы вышел борщ? ( свеклу)

- Чтобы вкусными вышли суп, чем мы его приправим? ( солью, укропом, петрушкой).

- На второе приготовим пюре.

- Чтобы сделать пюре, где  измельчают овощи? …( в блендере; показ быт. прибора)

- Пюре из кабачков (какое?) – кабачковое, из картофеля- …,  из гороха -….

Тут салатник говорит: - У меня душа болит,

                                            Очень скучно одному,

                                            Овощей я попрошу!

Хозяйка: - Давайте подберем овощей для салата.

- А из чего  приготовим мы салат? ( из помидор,  из огурцов, из лука, из укропа).

- Все эти блюда овощные приготовлены  из чего? (из овощей).

 Хозяйка: а на третье приготовим сок.

- Чтобы сделать сок, где отжимают овощи?… ( в соковыжималке; показ быт. прибора)

- из томатов сок- томатный, из тыквы – тыквенный, из капусты – капустный, из моркови – морковный, из свеклы – свекольный.

- Вот и приготовили мы обед.

- Все эти блюда овощные, а значит, приготовлены   из чего..( из овощей).

Дид. игра «Да или Нет»

Цель:дифференциация верных и неверных фактов, тренировка внимания , памяти.

- Я буду говорить об овощах, а вы проверите, верно ли я сказала: ДА или НЕТ.

.

- Я люблю огурец;

- Я люблю сырую картошку

- Я сварила компот из капусты.

- Я люблю луковый сок.

- Я люблю картофельное пюре.

- Я люблю гороховый сок.

- Я люблю овощи.

- Овощи вредны для детей.

- В овощах много витаминов.

Молодцы, вы были очень внимательны.

Подведение итога занятия:

- О чем мы сегодня говорили?

- Как называются блюда из овощей? (овощные)

- Где растут овощи? ( в огороде, на земле и в земле)

- А я приготовила для вас небольшие сюрпризы  наклейки  «Овощи», но сначала нужно правильно назвать их ласково.( репа – репка, морковь – морковка…).

Завершение занятия.

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...

Интегрированное занятие для старшей группы «Вкуснейшая Валентинка»

Цель: • стимулировать познавательный интерес;• развивать творческое воображение и любознательность в процессе опытно-практической деятельности детей;• развивать умение работы в малых группах, уме...

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе «В гостях у тетушки Совы».

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе  «В гостях у тетушки Совы».Закрепление правильного произношения звука [С] в словах, фразовой речи....

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе «Мы и Маша»

Конспект логопедического занятияв  старшей логопедической группе«Мы и Маша»Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].Задачи:Коррекционно – образовател...

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе "ЗВУКИ «К - Кь». БУКВА «К»."

ЗВУКИ   «К - Кь».    БУКВА    «К». ЦЕЛЬ: Закрепить   навыки   четкого    различения   ...