Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой "Путешествие в сказку"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Тычинина Ольга Алексеевна

Закрепление знаний о жанровых особенностях и видах сказок и пословиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_v_skazku.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: Тычинина Ольга Алексеевна

КОНСПЕКТ

НОД в старшей группе

«В гостях у сказки»

Программное содержание.

Уточнить представления детей о жанровых особенностях и видах сказок, пословиц; систематизировать знания о прочитанных сказках; учить понимать переносное значение пословиц, развивать  умение соотносить их с соответствующей литературной ситуацией. Развивать речетворческие способности детей, упражнять в сочинении сказок. Воспитывать любовь к книге, интерес к устному народному творчеству.

Интеграция.

Речевое развитие, познание, социально-коммуникативное развитие.

Материал к занятию.

Прочитанные книги, иллюстрации, «короб сказок», карточки с пословицами, ширма, декорации, шапочки,  для драматизации сказки «Колосок», рисунки детей.

Предварительная работа.

Чтение сказок, ознакомление с пословицами, поговорками; рисование по сюжетам любимых сказок; разучивание сказки «Колосок» по ролям.

Ход образовательной деятельности.

Дети, мы с вами любим читать разные интересные книги: рассказы, сказки, стихи. И сегодня мы вспомним любимые произведения.

-Посмотрите, какая у нас выставка книг. Что это за книги?

-Правильно, сказки. А теперь подумайте и скажите, чем сказка отличается от рассказа? (ответы детей).

-Дети, вы уже знаете, что сказки бывают народные и литературные. Какие сказки стоят на этой полке? (литературные). Почему мы их так называем? А на этой полке какие сказки? (народные). Почему они так называются? (ответы детей).

-Ребята, мы с вами прочли много сказок, а вот внимательно ли вы их слушали, мы сейчас проверим.

Нас сказки в гости пригласили,

Смекалку вы не позабыли?

Хочу предупредить заранее,

Что впереди ждут испытания.

-Сейчас вас ждет блиц-опрос: я буду задавать вопросы, а вы должны быстро на них отвечать.

1. Что предлагала лиса петушку за то, чтобы он выглянул в окошко?

2.Из какого копытца напился братец Иванушка?

3.Кто из героев р.н.с. помогал вытянуть репку после Жучки?

4.У кого Винни-Пух нашел хвостик Иа?

5.Кто подарил золотой ключик Буратино?

6.Как звали девочку, растопившую ледяное сердце?

-Молодцы, на все вопросы ответили верно. А теперь следующее задание.

 Вы должны посмотреть на эти карточки внимательно, подумать и сказать, что здесь лишнее и почему. Игра «Что лишнее?»

-Молодцы! Видно, что вы любите сказки и внимательно их слушаете. Но я думаю, у каждого есть любимая сказка или сказочный герой. И вот следующее задание: надо придумать и загадать загадку о своем любимом герое. (3-4 человека)

-Дети, мы любим сказки за то, что в них всегда происходит что-то волшебное, добро всегда побеждает зло.

Если в сказку очень верить,

То она к тебе придет.

Волшебство откроет двери,

За собою позовет.

В мир чудесный и прекрасный,

Где всем правит доброта.

И тогда поймешь, как важно,

Что на сердце есть мечта.

-Во многих сказках есть волшебные слова, без которых не обойтись сказочным  героям. И если вы сейчас вспомните и произнесете их правильно, у нас тоже произойдет маленькое волшебство. Из «Короба сказок» появляются иллюстрации.

1. Какие волшебные слова сказал Иван-Царевич, когда увидел избушку на курьих ножках?

2.Что говорила коровушка, когда хотела помочь Крошечке-Хаврошечке?

3.Какие волшебные слова должен был сказать Емеля чтобы отправиться к царю на печи?

4.Какими словами должен был позвать коня Иван-Царевич?

-Молодцы! А теперь давайте немножко поиграем. Я буду рассказывать сказку «Лиса и козел», а вы с помощью мимики и жестов будете ее показывать.(Игра-пантомима)

-Дети, вы уже знаете, что в народных сказках есть отличительные черты: у них особое начало. Вспомните, как обычно начинаются сказки?

-Жили-были…

-В некотором царстве…

-Где-то на  белом свете…

-Какими словами заканчиваются сказки?

-Давайте сами попробуем побыть сказочниками и придумаем свои сказки. (1-2 сказки).

-Молодцы, интересные сказки придумали. А теперь попробуйте отгадать загадку:

На лесной опушке сидит она в избушке.

Спокойно жить не хочет, царевичей  морочит.

Ступа с  метелкою ей дорога, это зловредная… (Баба-Яга).

Правильно, это Баба-Яга, она часто встречается в русских народных сказках. Давайте попробуем изобразить ее (проводится игра-пантомима «В темном лесе есть избушка»).

Появляется Баба-Яга:

-Фу, что-то русским духом пахнет! Что это вы здесь собрались? Дело пытаете или от дела латаете?

-Дело пытаем, бабушка. Мы с ребятами много книг прочитали и сейчас вспоминаем любимые сказки.

Баба-Яга: - Ну, раз вы много книг читаете, наверно и мне поможете отгадать, кто прислал мне эти телеграммы:

1.Несу золотые яйца. Дорого.

2.Приглашаю пожить на крыше. Оплата плюшками.

3.Отнесу пирожки вашей бабушке.

4.Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.

Баба-Яга: - Все отгадали, молодцы! Откуда же вы все знаете?

-Давайте ответим Бабе-Яге пословицей: «Будешь книги читать, будешь все знать».

Не только из сказок, но и из пословиц, поговорок мы узнаем, как жили в старину русские люди, чему учили своих детей. Проводится игра «Подбери пословицу к сказке».

(воспитатель читает детям пословицу и предлагает выбрать на выставке рисунков к какой сказке подходит эта пословица, объяснить  почему).

- А сейчас мы предлагаем тебе, бабушка, посмотреть сказку «Колосок» (инсценировка детьми по ролям).

Баба-яга: - Ну, молодцы, настоящие артисты! Хорошо с вами, но мне пора. Сейчас полечу в лес и своему соседу Лешему сказки рассказывать буду.

-До свидания, ребятишечки!

-До свидания, Баба-Яга, прилетай к нам еще!

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Викторина "Сказки А.С.Пушкина"

Предлагаемые задания помогут закрепить знания детей о сказках А.С.Пушкина; воспитывать интерес к творчеству русского поэта. учить правильно и полностью отвечать на вопросы воспитателя; слушать и ...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».

Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». 1.Сказочный кроссворд 2. Игра «Узнай нас». 3. Игра «Волшебная корзинка» 4.Сказочные задачки. 5. Игра «Из какой сказки»? Найди...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной лит-рой Сказка "Рукавичка" во 2 мл. гр.

конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой Сказка "Рукавичка" во 2 мл. гр....

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по сказке Ш. Перро "Красная Шапочка".

Программное содержание: познакомить детей со сказкой Ш.Перро "Красная шапочка"; формировать умение внимательно слушать литературное произведение, отвечать на вопросы по содержанию произведения; развив...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по сказке «Цыплёнок и Утёнок» В. Г. Сутеева.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по сказке "Цыплёнок и Утенок" В.Г. Сутеева во второй младшей группе....

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «В гостях у сказки». (занятие по развитию речи).

Цель занятия развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь через театрализованную деятельность...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по сказке Ш. Перро «Красная Шапочка» в средней группе

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по сказке Ш. Перро «Красная Шапочка» в средней группе Программное содержание: познакомить детей со сказкой Ш. П...