Опыт работы на тему: « Развитие речи детей средствами сенсорного развития» Выполнила: воспитатель первой младшей группы
материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Кравцова Елена Николаевна

                     Развитие речи является одной из  основных задач в работе с детьми раннего возраста. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности общей моторики и тонких движений пальцев рук. Р

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

 Опыт работы на тему:

 « Развитие речи детей средствами сенсорного развития»

Выполнила: воспитатель первой младшей группы

Кравцова Е.Н.

1.Актуальность проблемы

                     Развитие речи является одной из  основных задач в работе с детьми раннего возраста. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности общей моторики и тонких движений пальцев рук. Развитие сенсорного воспитания является чувственной основой для всех способностей ребенка: познавательных, эстетических, творческих, для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности, для развития внимания, памяти, мышления и речи. Кроме того, сенсорное воспитание направленно на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. д.) Чем больше развиты движения ребенка, тем интенсивнее развивается у него речь.  В настоящее время возникает проблема дополнительного развития двигательной функции ребенка, особенно  движений пальцев рук, так как именно моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, координация, воображение и, собственно, речь. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

                    К шести годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно богатый словарный запас, уметь четко выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами. Поэтому, чем раньше начать занятия с ребенком, тем больших успехов можно добиться при подготовке его к школе.

2.     Анализ литературы

         В своей работе я использую Основную общеобразовательную программу МБДОУ, а также комплексную программу «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и методическое пособие В.В.Гербовой «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада». Для более углубленной работы по данному разделу я изучила дополнительные методические пособия:

  • Борисенко М.Г. «Чтобы чисто говорить, надо…» (Развитие общеречевых навыков.

        -Крупенчук О.И. «Тренируем пальчики – развиваем речь»,

       - Комратова И.В. «Звуковая культура речи»,

      -  Крупенчук О.И. «Тренируем пальчики – развиваем речь»,

        -Картушина М.Ю. «Забавы для малышей»

3. Цель и задачи.

       В начале  2012-2013  учебного года в  первую младшую группу поступило 27 человек.  Я провела анализ уровня освоения детьми программы области «Коммуникация», используя  «Комплексную  диагностику  уровней  освоения программы под редакцией М.А.Васильевой» авторы – составители С.С.Дреер, А.Н.Потыкан.

        Показатели развития всех компонентов устной речи показали низкий уровень . Поэтому я поставила перед собой:

  Цель:  Развивать  все компоненты устной   речи у детей раннего возраста

  •  через решение следующих  задач:
  •  Развивать речевые навыки через совершенствование мелкой моторики рук в разных видах деятельности.
  • Развивать речевые навыки  через сенсорное развитие  в разных видах деятельности.
  • Способствовать  развитию речевой и двигательной активности у детей.
  • Установить эмоционально – положительное  взаимодействие воспитателя с детьми и детей между собой.

4. Создание условий

     Для всестороннего развития личности в нашей группе создана хорошая предметно–развивающая среда, но   для достижения положительных результатов в  работе по своей теме, мною были внесены изменения и дополнения в образовательную развивающую среду:

1.    Приобретены:

         -  настольно – печатные игры:  «Собери картинку», «Лото», «Чей малыш?»;…

         -  дидактические игры и игрушки:  «Вкладыши», шнуровки,          настольный театр по сказке «Колобок» (по типу матрёшки).

2.     Изготовлены своими руками:

- театры:  «Репка», на магнитах «Колобок»;

- оформила уголок «волшебная сенсорика», в котором размещены пособия прикнопывание, пристегивание,шнуровка,

- дидактические игры и игрушки: «Пристегни лисичке хвостик»,  «Семья», «Цветики - разноцветики», «Геометрические кубики», «Времена года», «Цветочные полянки», «Разноцветные крышки», «Чудо прищепки» и др.;

- сухой мини-бассейн со сменным наполнителем (песок, греча, фасоль) для развития мелкой моторики.

5. Организация образовательной деятельности.

     Организация  деятельности между взрослыми и детьми  в любой образовательной области, в том числе и «Коммуникация», проходит через следующие виды:

  • Самостоятельная деятельность детей;
  • Совместная деятельность педагога с детьми:
  • Непосредственно – организованная образовательная деятельность;
  • Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:
  • Совместная деятельность с родителями.

      Образовательный процесс с детьми проходит через такие формы работы, как:

фронтальная, подгрупповая и индивидуальная.

     В своей работе с детьми я использую следующие методы и приёмы:

-  словесный (указания, объяснения, просьбы);

-  наглядный (образец, показ предметов, действий);

-  игровой (игры: дидактические, настольно-печатные, пальчиковые, подвижные упражнения).

      Образовательная область «Коммуникация» интегрирует со всеми образовательными областями:

  • Здоровье

       Развитие речевых навыков  в процессе воспитания культурно – гигиенических навыков и навыков  самообслуживания.

       В процессе  общения воспитателя с детьми во время режимных моментов  у детей формируется ручная умелость (моют руки с мылом, снимают – вешают полотенце, держат правильно ложку, расстегивают и застёгивают сандалии, большие пуговки и кнопки) и создаётся благоприятная основа для формирования словаря, грамматически правильной речи, диалога, освоения детьми вежливых форм общения.

  • Познание

      Развитие речевых навыков в процессе формирования у детей раннего возраста познавательных интересов непосредственно через взаимодействие с предметами.

      В сенсорном развитии и при формировании элементарных математических представлений действия с предметами объёмными и плоскостными, разной фактуры и формы, разного размера и цвета, развивают мелкую моторику, которая способствует обогащению непосредственного чувственного опыта, формированию умения называть свойства предметов, развитию мышления, внимания.

     В познавательно - исследовательской и продуктивной  деятельности (с водой, песком, снегом, разными видами конструктора) у детей развиваются моторные навыки, в результате чего обогащается словарь, развивается монологическая  речь, воображение.

  • Музыка

     Развитие речевых навыков в музыкально  - художественной   деятельности.

     Песни, игры с музыкальными игрушками, музыкально - ритмические движения, имитационные движения в сочетании со словом развивают общую и мелкую моторику, чувство ритма, музыкальный слух, а сюжеты и музыкальные образы способствуют развитию речевой активности, словаря, звукоподражанию.

  •  Художественное творчество

     Развитие речевых навыков в процессе развития продуктивной деятельности и детского творчества.

     Действия с разнообразными изобразительными материалами (карандаши, фломастеры, кисти, мелки, пластилин) развивают мелкую моторику, обогащают словарь, развивают  диалогическую речь, формируют культуру общения детей.

  •  Физическая культура

      Развитие речевых навыков в процессе накопления  и обогащения    двигательного  опыта  детей.

      Непосредственно организованная двигательная деятельность, утренняя гимнастика, физкультминутки и пальчиковыми играми, подвижные игры способствуют развитию общей и мелкой моторики, а речевое сопровождение во время их проведения развивает все компоненты устной речи, способствует развитию эмоциональности и навыков общения.

  • Социализация

      Развитие речевых навыков в процессе развития общей и мелкой моторики   в разных видах игровой деятельности.

     В разных видах игр (сюжетно – ролевых, подвижных, дидактических, театрализованных) у детей при взаимодействии с игрушками развиваются моторные навыки, все компоненты устной речи, коммуникативная активность, обогащается чувственный опыт, создаётся эмоциональное благополучие.

  •  Труд

       Развитие речевых навыков в процессе развития трудовой деятельности.

     В процессе самообслуживания и выполнения элементарных трудовых поручений у детей развивается общая и мелкая моторика, которая способствует активизации словаря и закреплению форм вежливого обращения.

  • Чтение художественной литературы

      Развитие речевых навыков  при формировании интереса и потребности в чтении.

     Использование пальчиковых игр, имитационных движений и звукоподражаний животных и птиц при ознакомлении детей с художественной литературой  развивает у детей все компоненты устной речи,  образность, красочность, желание знакомиться с новыми художественными произведениями.

  • Безопасность

      Развитие речевых навыков в процессе формирования основ безопасности  собственной жизнедеятельности и при взаимодействии с объектами  природы.

      В процессе ознакомления детей с правилами дорожного движения, правилами безопасного поведения в детском саду, на участке, развивается общая и мелкая моторика, которая способствует развитию двигательно – речевой активности.

6.Работа с родителями

       Тесное  сотрудничество с семьёй является залогом успешной работы с детьми, поэтому я использую разнообразные  формы взаимодействия с родителями  по данному вопросу, которые способствуют эффективному решению поставленных задач:

1. семинар – практикум «Развивающие игры с использованием подручных средств», «Игры с песком и водой»: 

 2. индивидуальные  беседы по развитию и закреплению речевых навыков дома;

3. семинар – практикум «Развивающие игры с использованием подручных средств», «Игры с песком и водой»: 

4. круглый стол «Ребенок должен играть»; 

5.  коллективные консультации «Влияние общей и мелкой моторики на речь детей», «Пальчиковые игры для развития речи малышей», «Роль логоритмических упражнений и подвижных игр для речи детей»; 6.сообщения на родительских собраниях «Подвижные игры с речевым сопровождением», «Роль родителей в развитии речи детей»;

7.Выводы

         На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

-   Целенаправленное и систематическое использование  в разных видах деятельности игр и упражнений на формирование моторных навыков способствовало обогащению речи детей.

- Интеграция области «Коммуникация» в ходе реализации других областей способствовало  успешному освоению детьми  раннего возраста  основной общеобразовательной программы.     

- Тесное взаимодействие педагогов и родителей способствовало повышению интересов родителей к данной проблеме и активному участию их в работе над речью детей

. -  Создание предметно – развивающей среды способствовало развитию общей и мелкой моторики, что активизировало речевые навыки детей.

  Анализ уровня освоения программы в области «Коммуникация», проведённый на конец года показал  положительную  динамику по развитию всех компонентов устной речи.

          Так как ежегодно я набираю новый состав детей,  то в дальнейшем буду проводить работу по развитию всех компонентов устной речи, уделяя развитию общей и мелкой моторики большое внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: « Развитие речи детей средствами сенсорного развития» Выполнила: воспитатель первой младшей группы

                   Развитие речи является одной из  основных задач в работе с детьми раннего возраста. Уровень развития речи находится в п...

Опыт работы на тему: « Развитие речи детей средствами сенсорного развития» Выполнила: воспитатель первой младшей группы

                   Развитие речи является одной из  основных задач в работе с детьми раннего возраста. Уровень развития речи находится в п...

Опыт работы по теме"Формирование речи детей средствами нетрадиционной артикуляционной гимнастики"

Одим из наиболее важных условий формирования правильного звукопроизношения у детей является ежедневное, многократное выполение артикуляционной гимнастики. Для повышения эффективности выполнения артику...

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год Тема: Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)

Тема: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)». Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня, профе...

Опыт работы по теме "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

Обобщен опыт работы по теме "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"...

Консультация родителям "Развитие речи детей раннего возраста" Развитие речи детей от рождения до трёх лет.

Консультация родителям "Развитие речи детей раннего возраста" Развитие речи детей от рождения до трёх лет. Развитие речи у ребёнка раннего возраста (до трёх лет) – процесс сл...