Конспект СОД по развитию речи. Составление рассказа по картине "Первый снег".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Паршенкова Елена Алексеевна

В конспекте решаются задачи развития навыков связной речи у детей старшего дошкольного возраста через формирование умений по составлению рассказа по сюжетной картине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sod_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 26 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект СОД по развитию речи в старшей группе.

Составление рассказа по картине «Первый снег».

Составила: воспитатель Паршенкова Е.А.

Санкт – Петербург

2014

Задачи: формировать алгоритм восприятия картины, акцентируя внимание на сюжете, на действиях персонажей; развивать наблюдательность, умение устанавливать элементарные причинно-следственные, а также эмоциональные связи; формировать умение составлять связный рассказ по сюжетной картине с использованием опорных картинок; активизировать предметный, качественный, глагольный словарь по теме «Зима»; упражнять в образовании однокоренных слов; развивать связную диалогическую речь детей, артикуляционную, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, зрительное внимание и восприятие; развивать мышление, творческое воображение, координацию речи с движением.

Оборудование: шкатулка, конверт с письмом, мяч, предметные картинки с изображением примет зимы, зимних забав, опорные картинки для составления рассказа по картине, зрительные стимулы для проведения зрительной гимнастики (изображения зайца, волка), поднос, снежинки.

Ход СОД:

1. Организационный момент. Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель приглашает детей:

Соберемся, дети, в круг.

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Наши губы очень гибки.

Ловко тянутся в улыбки.

А теперь наоборот:

Губы тянутся вперед. (Автор – Т.А. Куликовская)

Спинка язычка сейчас

Станет горочкой у нас.

Ну-ка, горка, поднимись!

Мы помчимся с горки вниз!

2. Сюрпризный момент.

Воспитатель обращает внимание детей на шкатулку на столе.

Вот шкатулочка стоит.

Наверно, что-то важное

В шкатулочке лежит:

А может быть, там гномики

Живут давным-давно.

И рубят гномы-плотники

В шкатулочке окно.

Тук-тук-тук,

Бац-бац-бац,

Тяп-тяп-тяп,

Ляп-ляп-ляп.

А может, эти плотники

Не рубят к нам окно.

А может, эти плотники

Играют в домино.

 А вдруг волшебный замок там

И танцы при свечах.

И кавалеры с дамами

Подмётками стучат:

Тук-тук-тук,

Топ-топ-топ,

Бух-бух-бух,

Шлёп-шлёп-шлёп!

А может быть, там целая

Шкатульная страна.

Но в маленькую щель она,

Наверно, не видна.

А может быть, и сами мы

В Шкатулочке сидим

И на большой волшебный мир

Сквозь щёлочку глядим…

Кто прячется в Шкатулочке?

И что за странный стук?

Не знают академики

И доктора наук.

А это сказка добрая

Стучится в гости к нам…

Ты потряси Шкатулочку —

И всё услышишь сам! (по А. Усачеву)

- Как вы думаете, ребята, что лежит в шкатулке? (Ответы детей.)

- Давайте откроем шкатулку и посмотрим, что находится внутри.

Достают конверт.

- Здесь письмо. Хотите узнать, от кого оно?

Воспитатель читает письмо.

«Дорогие ребята! Здравствуйте! У нас случилась беда. Пока Дед Мороз проверял свои владения, в лесу разгулялись сильные метели. Они открыли волшебный сундучок Деда Мороза, где находятся волшебные слова о зиме, и унесли их с собой. Ребята, помогите, пожалуйста, Деду Морозу собрать эти слова. Снегурочка.»

- Поможем, ребята, Деду Морозу собрать слова о зиме?

- Как мы узнаем о приходе зимы? (Зимой идет снег. Деревья, кустарники стоят голые, без листьев.   Они покрыты  снегом как пуховым одеялом или меховой шапкой. На улице мороз, холодно…)

Воспитатель выкладывает на фланелеграфе картинки с изображением зимних примет.

- Как одеваются люди зимой?

- Назовите зимние месяцы.

- Какими словами можно описать зиму? (Снежная, морозная, сказочная, красивая, удивительная, сверкающая, вьюжная.)

- Какой бывает снег? (Легкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, мягкий, липкий…)

- Что снег делает? (Идет, падает, кружится, ложится, летает, порхает, искрится...)

- Назовите предметы, похожие на снег. (Мука, соль, сахар, вата…)

- Давайте сложим в волшебный сундучок слова, родственные слову снег. (Снежок, снежная, снеговик, снежинка, подснежник, Снегурочка, заснеженный…)

- Назовите слова, родственные слову зима. (Зимушка, зимний, зимовье, зимовать, зимующие, зимородок…)

3. Д/и «Что нам нравится зимой» (с мячом).

- Давайте расскажем Деду Морозу, что нам нравится зимой.

4. Пальчиковая игра «Прогулка».

Раз-два-три-четыре-пять

(разгибаем по очереди пальчики, сжатые в кулак),

Мы пошли во двор гулять

(указательными и средними пальцами изображаем "человечка" и шагаем).

Бабу снежную лепили

(имитируем лепку снежка),

Птичек крошками кормили

(складываем пальцы щепоткой),

С горки мы с тобой катались

(указательным пальцем одной руки проводим по ладони другой),

А еще в снегу валялись

(поворачиваем ладони то внешней, то внутренней стороной).

Все в снегу домой пришли

(отряхиваем руки)!

Суп поели

(изображаем, как подносим ложку ко рту),

Спать легли

(прикладываем сложенные ладони к щеке).

Садятся на стулья перед мольбертом. На мольберте картина «Первый снег».

5. Составление рассказа по картине.

- Молодцы, ребята. Пусть Дед Мороз знает, что зимой нам бывает очень весело.

- Посмотрите внимательно на картину. Кто изображен на ней?

- Что делают дети?

- Где они находятся?

- Кто еще изображен на картине?

- Что они делают?

- Как вы думаете, почему дети так внимательно и с таким интересом рассматривают снег?

- Что показывает мама своему малышу?

- Когда после долгого ожидания наконец выпадает первый снег, и дети, и взрослые – все радуются. Именно об этом нам хотел рассказать художник.

Воспитатель дает образец рассказа с одновременной демонстрацией опорных картинок.

-  Однажды морозным утром дети проснулись, выглянули в окно и увидели, что выпал снег. Он лежал на траве, на земле, на ветках деревьев, на крылечке. Ребята долго его ждали. Они оделись тепло, по-зимнему и вышли на улицу. Они с интересом рассматривали снег, брали его в руки. Он был пушистый, холодный, колючий. Дети очень радовались первому снегу. Совсем скоро можно будет играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках.

6. Гимнастика для глаз (с использованием зрительных стимулов).

- А в лесу звери и птицы тоже радуются выпавшему снегу. Давайте отправимся на прогулку в зимний лес.

 

Мы пришли в зимний лес,

Сколько здесь вокруг чудес.

Справа – береза в шубе стоит (переводят взгляд вправо),

Слева – елка на деток глядит (переводят взгляд влево).

Снежинки в воздухе кружатся,

На землю медленно ложатся (движения глазами вверх, вниз по вертикали).

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал (следят глазами за зрительным стимулом).

Волк по лесу рыщет,

Он себе добычу ищет (следят глазами за зрительным стимулом).

А мы спрячемся сейчас,

Не найдет тогда он нас (закрывают глаза ладошками).

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит (закрывают глаза).

В лесу красота и покой,

Ну а нам пора домой (моргают).

7. Динамическая пауза «Зимняя прогулка».

- Давайте покажем, как мы гуляем зимой во дворе.

На дворе у нас мороз.

Чтобы носик не замерз,

Надо ножками потопать

(Топают ногами.)

И ладошками похлопать.

(Хлопают себя ладонями по плечам.)

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

(Поднимают руки над головой.)

Будем их ловить руками

(Делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)

И покажем дома маме.

(Вытягивают руки ладонями вверх, как будто протягивая что-то.)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

(Разводят руки в стороны.)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

(Ходьба на месте с высоким подниманием колен.)

Мы идем, идем, идем

(Ходьба на месте.)

И к себе приходим в дом.

(Дети садятся на свои места.)

8. Самостоятельные рассказы детей.

- А теперь вы сами будете составлять рассказ по картине. А помогут нам картинки-помощники. Они будут подсказывать, о чем следует рассказывать.

9. Оценка рассказов детей.

 - Я предлагаю выбрать самый лучший рассказ. Возьмите с подноса снежинку и подарите ее тому ребенку, чей рассказ считаете лучшим.

Воспитатель оценивает работу каждого ребенка, вручает снежинки всем детям.

10. Итог

- Пока мы говорили с вами о зиме, составляли рассказы по картине, волшебный сундучок Деда Мороза заполнился. Теперь можно его отправить назад. Думаю, Дедушка Мороз будет очень доволен. А как мы можем доставить ему шкатулку? (На санках, по почте, дождемся, когда Дед Мороз сам к нам придет).

Дыхательное упражнение «Сдуй снежинку».

- А наши снежиночки пусть летят навстречу Деду Морозу. Положите снежинку на ладошку и сдуйте ее.

Литература:

Развитие речи детей 5-6 лет: Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/Авторы – составители О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М., 2007.

Кошлева Г.А. Развитие речи в детском саду. Пособие для детей 5-7 лет / Г.А. Кошелева.- Ярославль, Владимир, 2009.

http://rodnaya-tropinka.ru/artikulyatsionnaya-gimnastika-v-kartinkah 

Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» (подготовительная к школе группа)

Занятие по развитию речи для дошкольников подготовительной к школе группы по развитию умения составлять повествовательный рассказ с элементами описания....

Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказов на тему из личного опыта « моя семья»

Цель: Учить детей подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков. Развивать умение составлять небольшие рассказы из личного опыта с опорой на схему, рассказывать связно, полно и в...

Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по картине "Кошка с котятами". Младшая группа.

В своем конспекте я предложила материал по рассматриванию картины с детьми младшего дошкольного возраста.Включила стихи и загадки, дидактические и подвижную игру....

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа».

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  словаря, словаря приз...

Конспект НОД по развитию речи "Составление рассказов о фиалке"

Данный материал можно использовать для  развития связной  речи, закрепления знаний о комнатных растениях....

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...

Конспект ОД по развитию речи «Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет», стихотворения А.Босева «Трое».

Конспект ОД по развитию речи «Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет»,  стихотворения А.Босева «Трое»....