Консультация : "Способы мотивации речевой активности дошкольников"
консультация по развитию речи на тему

Жданова Наталья Викторовна

Развитие речевой активности может проходить не только на специально-подготовленных занятиях, но и в другие режимные моменты, на протяжении всего времени пребывания в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokla_motivatsiya_rech_aktivnosti.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

           Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта в Российской Федерации, одним из приоритетов дошкольного образования является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса, умение ребенка общаться как со сверстниками, так и с взрослыми. Желание ребенка вступать в диалог, уметь высказывать своё мнение, поддерживать эмоциональный тон – всему этому ребенок должен научиться в дошкольном возрасте. Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности. С помощью речи дети приобретают сведения об окружающей действительности, понимают друг друга, обмениваются накопленным опытом и знаниями, своими впечатлениями, интересами. Неполноценная речевая активность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы. Даже у детей с нормальным интеллектом, часто наблюдается простая конструкция предложений, односложность ответов, нежелание отвечать, т.е. снижена его речевая активность. 
          Развитие речевой активности может проходить не только на специально-подготовленных занятиях, но и в другие режимные моменты, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду. 
Утром, когда ребенок приходит в группу, можно побеседовать с ним на разные бытовые темы. Дети охотнее сообщают о тех событиях, в которых сами участвовали. Они часто рассказывают о том, какой новый фильм смотрели вместе с мамой или папой. В данной ситуации удачным будет вопрос, о чем этот фильм, кто главные герои, чем закончился фильм. Беседуя с ребенком, можно не только спросить с кем он живет, как зовут, где работают, но и уточнить степень родства его к другим членам семьи: сын, дочь, внук, брат, сестра, племянник, дядя. Непринужденный разговор поможет закрепить знание ребенка и о своем домашнем адресе. Ведь очень часто дети запоминают домашний адрес механически, не понимая, что конкретно обозначают слова: «Ленина», «Советская», что обозначают цифры в его адресе. Можно поинтересоваться у ребенка, чем их родные и близкие занимались в выходные дни, кто приходил к ним в гости, как отдыхали; попросить рассказать о своих играх, занятиях и развлечениях. Такие индивидуальные беседы хорошо использовать для развития произносительных и грамматических навыков (склонение существительных, согласование прилагательных с существительными, употребление глаголов, причастий, наречий, деепричастий), уточнить смысл незнакомых или малознакомых слов.

          Для младшего дошкольника наиболее эффективным является индивидуальное общение ребенка со взрослым на основе совместной деятельности. Например, совместное составление рассказа на тему, предложенную ребенком с одновременным элементарным рисованием сюжета: действий, персонажей, предметов. В такой ситуации ребенок чувствует себя равноправным партнером: он может в любой момент включиться как в рассказывание, так и в рисование. Очень важно стимулировать детей к комментированию (сопровождению речью) своих действий в предметной деятельности и постепенно упражнять в умении планировать свою деятельность (проговаривать вслух последующие действия). На прогулке, в группе, во время одевания, умывания, в игре взрослый использует любую возможность правильно и четко назвать предмет, части предмета, охарактеризовать его признаки, качества, действия с ним. При этом необходимо четко формулировать задание в правильной грамматической форме, без лишних слов и дополнительных объяснений, точно ставить вопросы, особенно четко называть движения. С детьми младшего дошкольного возраста  воспитатель является активным участником и организатором общения: разъясняет правила и содержание игры, называет и объясняет смысл новых слов; предлагает ребенку рассказать о своих новостях другим детям. В этом возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей. Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания

             Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, кроме заранее запланированных игр, необходимо включать игры, способствующие расширению словарного запаса детей, их умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, восполнению некоторых пробелов, трудностей, имеющихся у ребенка. Например: «Какое дерево я загадала? Название этого дерева начинается со звука «с», а заканчивается на звук «а», «Подбери «родные» слова к слову «снег» (снежинки, снеговик, снегурочка). Дети любят задания соревновательного характера: «Найди на участке предметы на определенный звук», «Кто больше назовет прилагательных к слову «горка» (трава, березка, дом, небо); «На что похожа тучка?», «Кто самый внимательный?»; «Нарисуй картинку на снегу», « Кто первым назовет слово на данный звук, или составит предложение». На прогулке дети с удовольствием играют, сопровождая игру речью.
На занятиях по аппликации, рисованию, эффективно использование приема комментирования, который заключается в речевом сопровождении ребенком своих действий. Детям, которые затрудняются, педагог задает наводящие вопросы: «Что сейчас делаешь?», «Что будешь делать потом?», «Что тебе для этого необходимо взять?», «Зачем?», «Как можно исправить?»; а также учит грамотно формулировать свой вопрос к товарищу, взрослому, словесно оформить просьбу. Речевую активность у дошкольников также развивает и занятие по конструированию, которое не только развивает мелкую моторику, но и способствует развитию планирующей функции речи, дает возможность познавать цвет, форму, величину предметов, усваивать многие правильные названия, совершенствовать восприятие пространственных отношений.
В подготовительной к школе группе на занятиях включаются элементы экспериментирования. Дети ставятся в такие условия, когда им необходимо обсудить проблему, найти решение, объяснить и доказать свой выбор. В такой ситуации ребёнок использует весь свой словарный запас, старается найти правильные слова, правильно оформить сложное предложение, вступить в речевой контакт с другими детьми.
             Особое место в речевом развитии ребёнка занимает использование пословиц и поговорок, которые являются жанрами устного народного творчества. Именно пословицы и поговорки точно отражают все стороны жизни и быта людей, как в настоящее время, так и в прошлом. Устное народное творчество расширяет кругозор детей, учит познавать народное творчество своей страны, развивает интерес к слову. В свободной игровой деятельности полезно использовать инсценировки пословиц, такие игры, как «Закончи пословицу», «Повтори за мной» и др. Эти и подобные игры можно использовать на прогулке. Особенно дети любят малые фольклорные формы, которые доступны в любом возрасте: народные сказки, заклички, дразнилки, загадки; в старшем дошкольном возрасте можно познакомить с небылицами, частушками, былинами. 
         Работая над данной проблемой, целесообразно использовать и детское дежурство (по столовой, в уголке природы, при подготовке к занятиям). Во время сервировки стола можно уточнить названия столовых приборов, для чего они нужны, из чего сделаны. Дети могут подробно рассказать, с какой стороны правильно положить ложки, вилки, ножи, назвать обобщающее слово «посуда», вспомнить профессии «повар», «кондитер». Активность детских высказываний возрастет, если задавать им вопросы, требующие рассуждений, развернутых предложений: «Что произойдет, если не поливать растения? Почему?», «Можно ли поливать растения чаем, молоком?», «Что произойдет, если все растения исчезнут?», «Как называется цветок, который стоит справа от тебя?», «Чем одно растение отличается от другого?» и т.д.
Взаимодействие ребенка с другими людьми требует от него особых социально-речевых умений: правильное понимание мысли собеседника, грамотно сформулированное собственное суждение, уместное употребление слов, выражений, умение быть доброжелательным собеседником, всё это, в свою очередь, послужит хорошей базой для его успешного обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей при пересказе

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.Работая с детьми, приходится  искать вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у дете...

Способы повышения речевой активности дошкольников

Информация для педагогов и воспитателей...

Консультация «Формирование коммуникативно-речевой активности дошкольников»

Консультация «Формирование коммуникативно-речевой активности дошкольников»...

Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности дошкольников

Одним из наиболее эффективных методов развития речи у дошкольников является мнемотехника. Она помогает развитию связной грамматически правильной речи с использованием наглядного материала....

Консультация для педагогов "Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей"

Консультация для педагогов "Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей"...