Календарно-тематическое планирование кружковой работы по развитию речи с использованием ТРИЗ. старшая группа
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Кравченко Юлия Васильевна

Календарно-тематическое планирование кружковой работы по развитию речи с использованием ТРИЗ. старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование кружковой работы «По волнам художественной литературы» (средняя группа)

«Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И.Логинова, В.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. Раздел: «Ребенок и книга».

Задача программы - поддержание активного тяготения старших дошкольников к книге, развитие интереса и любви к ней.

Основные задачи кружка: 

  1. Обогащать словарный запас;
  2. Развивать умение анализировать, отбирать основные свойства и качества;
  3.  Развивать умение устанавливать причинно-следственные и другие отношения между предметами и явлениями;
  4. Развивать воображение, умение детей придумывать рассказы, сказки, загадки, умение решать различные творческие задачи;
  5. Развивать умение устанавливать при слушании литературного произведения многообразные связи в тексте, проявлять внимание к языку, чувствовать и осознавать средства речевой выразительности;
  6.  Учить активно использовать литературный опыт в творческой речевой деятельности;
  7. Учить воспринимать литературного героя в его разнообразных проявлениях;
  8. Обогащать духовный мир детей.

Список использованной литературы:

  • «Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И.Логинова, В.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», М. :ТЦ «СФЕРА», 2011.- 528 с.
  • Апресова А.Г.  Окно в школьный мир. Программа и методическое  обеспечение  интеллектуально-речевой подготовки детей 5-7лет к обучению в школе (Технология ТРИЗ), 2010. – 232с.
  • Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского садка. Познавательное развитие. Развитие речи, 2008. – 333с.
  • Т.Б.Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.
  • А.В.Аджи «Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада»
  • А.В.Корзун «Веселая дидактика», 2000. – 72 с.
  • О.В.Акулова, Л.М.Гурович «Образовательная область «Чтение художественной литературы»: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», М. :ТЦ «СФЕРА», 2012. – 192 с.
  • Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Подготовительная группа»: М., ООО «Центр педагогического образования», 2009. – 176 с.

Старшая группа.

Тема и цель занятия

Сентябрь

1

Диагностика

Цель: выявление уровня развития речи, творческого мышления, воображения дошкольников.

2

Диагностика

Цель: выявление уровня развития речи, творческого мышления, воображения дошкольников.

3

«Всё о хлебе»

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о хлебе как продукте длительного и нелёгкого коллективного труда; продолжать упражнять в выстраивании временных зависимостей и характеристик (прошлое, настоящее, будущее); продолжать учить системно задавать вопросы при решении задач на сужение поля поиска; воспитывать уважение к хлебу и людям, его создавшим.

А.В.Корзун «Веселая дидактика», стр.54

4

« Возраст человека. Мой возраст ». (Составление описательных рассказов – системный оператор)  

Цель: Уточнить представления детей о возрасте человека и его социальном положении . Закрепить представление детей о частях человеческого тела в разные возрастные периоды и способах охраны собственной жизни .

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

стр.12, з.1.

Октябрь

5

«Огонь-друг или враг»

Цель: Систематизация и закрепление знаний об одной из природных стихий (огне), возможностей использования его человеком; отработка навыков поведения в экстремальной ситуации (пожар), закрепление знания домашнего адреса; продолжения формирования умений решать задачи на классификацию предметов материального окружения; отработка технических навыков многослойного и симметричного вырезания и наклеивания в коллективной деятельности.

А.В.Корзун «Веселая дидактика», стр. 51

6

«Тело. Моё тело» (Пересказ)

Цель: Учить детей осознанно пересказывать текст небольшого произведения. Формировать понятие, что каждая часть тела человека выполняет определенную функцию.

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

стр.13, з.2.

7

«Органы чувств » (Составление сравнений и загадок )  

Цель: Учить детей подбирать сравнения, основанные на восприятиях человека (обонянии, осязании, зрении и тактильном ощущении), повторить имена признаков объекта и алгоритм составления загадки.

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

стр.15, з.4.

8

Обработка информации, речь человека». (Анализ литературного произведения)

Цель: Упражнять детей в поисках основной цели героя и установлению причинно-следственных связей, которые приводят к результату.  Учить детей делать выводы из ситуации. Побуждать детей формулировать вопросы, искать нужную информацию.

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

стр.16, з.5.

Ноябрь

9

«Эмоции » (Сочинение сказки « Путешествие Улыбки и Удивления »)  

Цель: Учить составлять сказку динамического типа, на основе морфологической таблицы (полуактивный этап). Учить детей считывать эмоциональные характеристики на схемах и самостоятельно моделировать с помощью мимики. Закрепить умение детей делать необычные задания в разных видах деятельности, с помощью наделения реальных объектов необычными свойствами.

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

стр.17, з.6.

10

Поступки и характер человека ». (Составление рифмованных текстов)

Цель: Уточнить понятия детей о том, что характер человека определяется по его поступкам. Познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в создании рифмованного текста.

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

стр.20, з.8.

11

« Мир людей – это похожая разность (разность рас, мест проживания, языков, питания, традиций и др.» (Составление описательных рассказов по морфологической таблице.)

Цель: Учить составлять описательный рассказ на основе морфологической таблицы . Уточнить знания детей о жизни народов в разных странах . 

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

стр.22, з.9.

12

«Правила достойной жизни в мире разных людей» (Анализ литературных произведений)

Цель: Учить формулировать вопросы при отгадывании литературной « Да

− нет ».  Пополнять словарь детей словами, обозначающими черты характера.

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

стр.23, з.11.

Декабрь

13

«Деятельность человека » (Составление фантастического рассказа)

Цель: Учить создавать рассказы фантастического содержания с помощью системного оператора (полуактивный этап). Показать детям, что придуманные идеи человека могут воплотиться в жизнь: «сказки ходят рядом», «человек фантастику делает реальностью».

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

стр.25, з.13.

14

« Из жизни древнего человека » (Пересказ)

Цель: Знакомить детей с различными приемами запоминания, учить пересказывать текст, передавая интонацией состояние героя. Расширить представление о жизни древних людей.

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

стр.27, з.15.

15

« Путешествие в Зазеркалье »

Цель: Продолжать учить сравнивать объекты, встречающиеся в художественной литературе по различным признакам, понимать признак, по которому идет сравнение. Дать представление детям о том, что сравнивать, воображать могут только люди.  

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

стр.30, з.17.

16

« Думаем и создаем » (Составление фантастического рассказа)

Цель: Продолжать учить создавать рассказы фантастического содержания с помощью системного оператора (полуактивный этап).  Формировать понятие, что придуманные идеи человека могут воплотиться в жизнь: «сказки ходят рядом», «человек без мечты не может создать новое».

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

стр.37, з.23.

Январь

17

«Стихи про то, о чём мечтаю ». ( Составление рифмованных текстов)

Цель: Учить самостоятельно находить рифмующиеся слова и создавать четыре – пять рифмованных строчек о своей мечте.

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

стр.33, з.20.

18

«Взгляд в свое личное будущее ». (Составление описательных рассказов – системный оператор)

Цель: Учить детей составлять рассказ о своем будущем с помощью системного оператора.

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

стр.34, з.21.

19

«Парадоксы, небылицы» (Анализ литературных произведений парадоксального плана)

Цель: Учить детей выявлять некоторые закономерности, по которым устроены небылицы. Побуждать детей самостоятельно сочинять «перевёртыши ». Закреплять умение детей создавать рифмы.

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

стр.35, з.22.

20

Условия жизни на земле »  (Составление рифмованных текстов)

Цель: Учить детей самостоятельно находить рифмованные слова и создавать рифмованные строчки по заданным объектам.  Закрепить значение живой клетки и условия её выживания.

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

стр.40, з.25.

Февраль

21

«Добрым быть совсем не просто»

Цель: Формирование у детей представления об абстрактном понятии «доброта»; продолжать формировать умения коллективного обсуждения проблем; развивать основы логического мышления; побуждать к отражению абстрактных понятий через изобразительные средства, развивать воображение.

А.В.Корзун «Веселая дидактика», стр.51

22

« Сравнение » (Составление загадок)

Цель: Учить самостоятельно выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов.  Учить составлять двух-, трёхстрочные загадки. Закрепить знания детей о возможностях человека.

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

стр.31, з.18.

23

«Условия выживания животного и растительного мира». (Пересказ)

Цель: Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать рассказ, используя для запоминания приёмы моделирования. Уточнить представление о связи между условиями окружающей среды и состоянием животных.

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

стр.43, з.29.

24

«Моделирование веществ ». (Анализ литературного произведения)

Цель: Дать представление о строении веществ неживой природы, научить моделировать твердое, жидкое и газообразное вещества.  Продолжать учить сужать поле поиска при анализе ситуаций.

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

стр.48, з.33.

Март

25

«Новые приключения Царевны-Лягушки»

Цель: Продолжать обучение составлению творческих рассказов на основе знакомого сюжета; продолжать отрабатывать навыки использования приёмов типового фантазирования; побуждать к использованию в речи с помощью педагога и самостоятельно разных типов предложений; формировать умения коллективного обсуждения общей проблемы, проявляя при этом внимание и такт по отношению к сверстникам.

А.В.Корзун «Веселая дидактика», стр.42

26

«Явления неживой природы » (Сравнения – метафоры)

Цель: Систематизировать знания детей о явлениях неживой природы.  Побуждать детей к созданию метафоры по предложенной модели.

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

стр.49, з.34.

27

Моделирование процессов » (Решение творческой задачи)

Цель: Закрепить умение детей моделировать твердые, жидкие и газообразные вещества и некоторые процессы, с ними происходящие.  Продолжить учить решать творческие задачи по алгоритму.

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

стр.50, з.35.

28

«Предметы – помощники человека». (Составление фантастического рассказа)

Цель: Учить детей составлять связное высказывание фантастического плана на основе улучшения свойств реального объекта. 

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

стр.54, з.40.

Апрель

29

« Изменение предметов во времени ». (Сочинение сказки)

Цель: Учить детей находить аналоги предметов быта в древнем и современном мире.  Продолжать учить составлять сказку по алгоритму .

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

стр.58, з.44.

30

«День, ночь – сутки прочь», «Вокруг Солнца шагаем – время года меняем» (Составление рифмованного текста)

Цель: Закрепить умение подбирать рифмованные слова и составлять рифмованные тексты на заданную тему. Дать представление о том, что образ нашей жизни на планете Земля зависит от вращения Земли вокруг своей оси и Солнца.

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

стр.62, з.48.

31

«Загадочный мир Космоса». (Составление загадок, моделирование .)

Цель: Учить детей различать фазы Луны. Формировать понятие, что Луна имеет постоянную форму и размер, а с Земли она представляется разная по форме и размеру из-за того, что Земля загораживает Луну от солнечного света. Знакомить с некоторыми явлениями, связанными с Космосом: северное сияние, солнечное затмение, метеоритный дождь.

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

стр.64, з.49.

32

Солнечная система » (Пересказ)  

Цель: Уточнить представление детей о Солнечной системе. Продолжить учить пересказывать небольшие тексты, используя разные виды моделирования.

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

стр.67, з.51.

Май

33

«Человек в Космосе » (Решение творческой задачи)

Цель: Продолжить учить решать творческие задачи по алгоритму.  Закрепить знания ТПФ. Уточнить некоторые морально-этические нормы поведения человека.

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

стр.68, з.52.

34

«Скафандр – важный помощник для работы космонавта». (Составление фантастического рассказа)

Цель: Продолжить учить составлять фантастический рассказ по алгоритму.  Уточнить знания детей о скафандре как мини-доме.  Учить наделять скафандр новыми функциями.  Закреплять знания о ТПФ.

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

стр.69, з.53.

35

Диагностика

Цель: выявление уровня развития речи, творческого мышления, воображения дошкольников.

36

Диагностика

Цель: выявление уровня развития речи, творческого мышления, воображения дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематическое планирование кружковых занятий по развитию речи для старшей логопедической группы с

В данной работе разработан план кружковой работы на учебный год по месяцам с темами и кратким содержанием....

Конспекты ООД тематического цикла "Случай в лесу" (кружковая работа по развитию музыкально - ритмических способностей детей старшей группы)

Известно, что при помощи движения ребёнок познаёт мир. Выполняя различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действительности. Видя красоту движения в играх, плясках, хоров...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи с использованием ТРИЗ. Подготовительная к школе группа.

Календарно-тематическое планирование по развитию речи с использованием ТРИЗ. Подготовительная к школе группа....

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группе "Маша идет в школу"

Занятие по развитию речи в старшей группе "Маша идет в школу» Задачи:1. Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышление),...

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ- технологий в старшей группе «Спаси заколдованную принцессу»

Цель:  Формировать умение проявлять чудеса находчивости, сообразительности, нестандартного мышления, основанные на Теории Решения Изобретательских Задач....

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группе

НОД  в старшей группе по развитию речи ,с использованием ТРИЗ....

Программа кружковой работы по развитию речи «Говорим правильно» в средней группе

Программа дополнительного образования «Говорим правильно» направлена на развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие гр...