Проект на тему: "Поликультурное воспитание детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество"
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

В данном проекте отображается вся моя работа и весь материал собранный по данной тематике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_lilya.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

«Поликультурное воспитание детей через устное народное творчество»

                                                                подготовили:

                                                                          воспитатели

                                                                          1 младшей группы

        Ипкаева Л.М.

                                                                          Архипова В.М.

Лямбирь 2014 г.

Младших дошкольников особенного привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью музыкальностью. Дети, повторяя, улавливают созвучность стиха. Детям этого возраста нравятся русские народные сказки: несложное содержание, знакомые герои, вызывающие чувство симпатии, простая доступная форма изложения. Для развития выразительности детской речи, произведения устного народного творчества, народные игры и игрушки оказывают мне неоценимую помощь.

Беря, все это во внимание, мы выбрали тему для своего проекта «Поликультурное воспитание детей через устное народное творчество».

В своей работе мы уделили большое внимание воспитание детей через использования устного народного творчества.

Нами разработанный проект рассчитан на один год.

Участниками проекта: детей своей группы, родителей, педагогов нашего детского сада.

Далее обозначаем актуальность данного проекта. Данная тема на сегодняшний день весьма актуальна. С развитием компьютеризации язык стал терять свою эмоциональность. У детей плохо развита речь, беден словарный запас. Поэтому через устное народное творчество не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность. Ребенок приобщается к культуре своего народа, обычаям, традициям, получает первые впечатления о ней.

Естественно необходимость использования устного народного творчества в развитии младшего дошкольного возраста очень важна, потому что ребенок узнает много нового интересного. У него развиваются когнитивные навыки (память, внимание, речь).

Также актуальность по данной теме еще заключается в том, что в период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры, как источник духовно-нравственного развития детей.

Следующим пунктом в проекте должны поставить цель.

Цель  проекта звучит так: знакомить детей младшего дошкольного возраста с народной культурой посредством устного народного творчества. Приобщать детей 2-3 лет к красоте родного слова.

Далее  поставлены перед собой несколько  задач.

Такие как:

1. Знакомство с народной культурой, воспитывать интерес к устному народному творчеству чтением детской литературы;

             2. В разных видах деятельности применять народное слово;

             3. Показать красоту образного языка сказок;

             4. Использовать в процессе театрализованную деятельность;

             5. Приобщать детей к народной культуре в игровой деятельности.

             6. Активизировать словарный запас, через употребления детьми слов в речи.

             7. Повышение речевой активности, развитие зрительного восприятия и внимания, пространственного мышления, моторики тела и мелкой моторики, творческого воображения.

             8.Развитие коммуникативных навыков при овладении детьми родным языком.

             9.  Формирование умения слушать, отвечать на вопросы воспитателя, задавать вопросы по содержанию.

Также необходимо было сформулировать гипотеза: Воспитание детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество необходимо для развития коммуникативных навыков, повышение речевого, развитие зрительного восприятия и внимания, творческого воображения.

В ходе проекта были обозначены следующие этапы.

Это:

1. Подготовительный  – создание условий для реализации проекта

2. Основной – реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

3. Заключительный – презентация, оформление материала проекта, итоги, выводы, результат. Начнем с первого этапа – подготовительный. Он представляет собой создание условий для реализации проекта:

- Подбор методической, педагогической и художественной литературы;

- Создание библиотеки народного творчества;

- Создание развивающей среды и уголка развивающих игр;

- Подбор наглядных пособий и иллюстраций;

- Подбор детской фонотеки: музыка, сказка, песни;

             - Подбор настольно-печатных, дидактических, словесных игр;

- Материалы для продуктивной изобразительной деятельности.

Также были обозначены формы работы

      1. Ежедневное чтение (сказки, потешки, песенки).

2. Тематические беседы по устному народному творчеству

3. Народные подвижные и словесные игры на прогулках и в группе

4. Совместное рассматривание книг и иллюстраций

5. Дидактические игры на занятиях и свободной деятельности

6. Театрализация народных сказок куклами би-ба-бо, на     фланелеграфе, настольным и пальчиковым театром, театром игрушки и картинок

7. Пение народных песенок, потешек игра на музыкальных инструментах

8. Развлечения, досуги

9. Рисование, лепка по народному творчеству

10. Пальчиковые игры

№/п

Содержание

Цели

Сроки

Работа с детьми

1.

В гостях у куколки Аленушки.

Рассказывание русской народной сказки «Теремок»

Познакомить детей с куклой, одетой в русскую национальную одежду, с бытом, традициями русского народа.

Помочь понять содержание сказки, побуждать проговаривать слова героев.

Ноябрь-Декабрь

2.

Чтение потешки «Еду-еду, к бабе, к деду».

Подвижная русская игра «Жмурки».

Вызвать интерес к фольклору, учить концентрировать внимание, включаться в игровые действия.

Способствовать потребности детей в двигательной активности, соотносить слова и действия походу.

3.

Чтение прибаутки «Ай, люли! Ай, люли!».

Игра-драматизация по русской народной сказке «Волк и семеро козлят».

Знакомить детей с прибаутками, учить понимать содержание, создавать радостное настроение с помощью прибаутки.

Поддерживать речевую активность и инициативу, стремление вступать в речевое общение, на основе сказки расширить представления об отношениях между матерью и детьми.

4.

Чтение потешки «Как у нашего кота».

Чтение пестушки «Потягунюшки, порастунюшки».

Вызвать интерес к русскому фольклору, способствовать эмоциональному отклику на содержание потешки.

Учить через пестушку, чувствовать любовь и доброту матери, учить малыша слушать и смотреть, где у него ножки, где роток.

5.

Настольный театр «Колобок».

Чтение потешки «Огуречик, огуречик».

Познакомить со сказкой, вызвать интерес от услышанной сказки, сочувствие к персонажам.

Расширять словарный запас за счет однокоренных слов, имеющих оттенки (огурец, огуречик, огурчик), познакомить с фольклорным персонажем – мышкой.

6.

Рассказывание сказки «Репка».

Колыбельная «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю».

Учить узнавать персонажей из сказки «репка», закрепить последовательный приход персонажей, воспитывать навыки драматизации.

Расширять словарный запас ребенка, познакомить с фольклорным персонажем – волчком.

7.

Чтение потешки «Петушок-золотой гребешок».

Рассказывание сказки «Лиса, заяц и петух».

Познакомить с фольклорным произведением, воспитывать любовь к братьям нашим меньшим.

Учить узнавать персонажей из сказки. Воспитывать любовь к животным.

8.

Потешка-игра «Жили у бабуси».

Хороводная народная игра «Каравай».

Познакомить с фольклорным произведением, в котором рассказывается про гусей, эмоционально обогатить малышей теплотой народной поэзии.

Поддерживать речевую активность и инициативу, стремление вступать в речевое общение.

9.

«Колобок»

«Кукла-неваляшка»

Учить лепить колобка, воспитывать доброжелательные отношения к сказочному персонажу.

Учить придавать образу выразительность с помощью, дополнение некоторых деталей, учить лепить неваляшку из пластилина.

10.

«Проложим дорожку из камешков для зайки, волка и лисы»

«Неваляшки – яркие рубашки»

Воспитывать любовь к игровым персонажам, вызвать желание помочь.

Учить разукрашивать неваляшку русским орнаментом, развивать чувство цвета.


№/п

Содержание

Цели

Сроки

Работа с родителями

1.

Консультация для родителей «Русский народный фольклор».

Познакомить родителей с русским народным фольклором

2.

Изготовление масок по сказке «Волк и семеро козлят».

Побудить желание родителей принять участие в подготовке к игре.

3.

Картотека «Русский народный фольклор».

Консультация по теме: «Русские народные потешки».

Познакомить родителей с произведениями, по которым мы работали с детьми.

Познакомить родителей с рядом русских народных потешек

4.

Подбор художественной литературы по русскому фольклору

5.

Атрибуты по сказке «Теремок».

Попросить помочь родителей подготовить атрибуты к сказке.

6.

Картинки для обыгрывания.

Попросить приготовить картинки по содержанию.

7.

Д/и «Разрезные картинки по сказкам».

Попросить помочь изготовить разрезные картинки по сказкам.

8.

Пальчиковый театр «Лиса, заяц и петух».

Д/и «Матрешки».

Попросить связать пальчиковый театр по данной сказке.

Попросить изготовить для дидактической игры из картона-матрешку.


№/п

Содержание

Цели

Сроки

Работа с детьми

1.

«В гостях у бабушки Алдуни».

Чтение сказки «Мышка»

Познакомить детей с мордовской куклой одетой в национальную мордовскую одежду, с бытом, традициями, обычаями народа.

Помочь понять содержание сказки, побуждать детей сопереживать героям сказки, приобщать к правилам безопасности

Январь-Февраль

2.

Чтение потешки «Ай, ацици-ацици»

Игра-драматизация по морд. народ. сказке «Кто виноват?»

Формировать начальных представлений о здоровом образе жизни по средствам использования фольклора.

Поддерживать активность и инициативу, стремление вступать в речевое общение.

3.

Чтение прибаутки «Ай, казаня, казаня (Ай, козочка, козочка).

Рассказывание сказки «Бойкие саночки»

Активизировать словарный запас детей, учить повторять слова прибаутки.

Учить узнавать персонажей из сказки, воспитывать навыки драматизации

4.

Чтение потешки «Тьфу, тьфу, цёраня» (Тьфу, тьфу, мальчик мой)

Чтение мордовские народные сказки «Яраска».

Экскурсия в мордовскую избу

Вызвать интерес к фольклору, учить концентрировать внимание включаться в игровые действия.

Познакомить со сказкой, вызвать интерес от услышанного, сочувствие к

персонажам.

Познакомить детей с утварью морд. избы, с ее обитателями (бабушкой и дедушкой), рассказать об особенностях мордовского жилья.

5.

Заучивание колыбельной песенки: «А, баву, баву, баву...»

Мордовская народная игра «Котел» (Котелсо налксема).

«Нарядное платьице для куклы Алдуни»

Познакомить с фольклорным произведением, воспитывать любовь к персонажам.

Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем подвижной игры с простым содержанием.

Учить рисовать на платье мордовский орнамент, воспитывать любовь к морд. культуре.

6.

Чтение заклички: «Пиземня, тук пяконя» (дождик, дождик уходи).

Чтение сказки: «Лиса и журавль»

Расширять словарный запас детей, познакомить с мордовским детским фольклором.

Учить внимательно, слушать сказку, способствовать развитию литературной речи.

7.

Мордовская подвижная игра: «Салки» (Варенец понгома).

Чтение пестушки «Стяга, стяга, цераняй».

Развивать у детей играть вместе с воспитателем в мордов. подвиж. игру с простейшим содержанием.

Отвечать на простые вопросы воспитателя.


№/п

Содержание

Цели

Сроки

Работа с родителями

1.

Консультация для родителей на тему: «Мордовская игрушка».

Познакомить родителей с мордовским народным фольклором

2.

Изготовление масок по сказке «Кто виноват?»

Побудить желание родителей принять участие в подготовке к драматизации.

3.

Развлечение «Кукла Алдуня показывает концерт».

Познакомить родителей с произведениями, по которым мы работаем с детьми.

4.

Консультация на тему: «Мордовские народные сказки»

Познакомить родителей с мордовскими народными сказками.

5.

Подбор художественной литературы по мордовскому фольклору.

Попросить помочь родителей подготовить подходящую художественную литературу по мордовскому фольклору.

6.

Подбор атрибутов к мордовской подвижной игре

Попросить родителей приготовить атрибуты к морд. подвижной игре.

7.

Картотека по мордовскому народному фольклору.

Попросить помочь сделать картотеку по мордовскому народному фольклору.

8.

Картотека по мордовским подвижным играм.

Попросить помочь сделать картотеку по мордовским подвижным играм.


№/п

Содержание

Цели

Сроки

Работа с детьми

1.

В гостях у куклы-татарочки.

Чтение татарской народной сказки: «Медведь, волк и лиса».

Познакомить детей с татарской куклой одетой в национальную татарскую одежду, с бытом, традициями, обычаями народа.

Помочь понять содержание сказки, побуждать детей сопереживать героям сказки, приобщать к правилам безопасности

Январь-Февраль

2.

Татарская народная игра «Скок-перескок» (Кучтем-кум).

Чтение татарской народной сказки «Лев, волк лиса».

Развитие внимательности, умение ориентироваться, укрепление мускулатуры ног.

Познакомить детей с персонажами сказки, учить им сочувствовать, воспитывать доброжелательное отношение к животным.

3.

Татарская народная игра «Угадай и догони» (Читанме, бузме).

Развивать внимательность, ловкость.

4.

Татарская народная сказка «Перепел и лиса».

Подвижная игра «Спутанные кони».

Вызвать интерес к фольклору, учить внимательно, слушать, запоминать героев сказки.

Развитие силовой выносливости, укрепление костно-мышечного аппарата ног.

5.

Татарская народная сказка «Голодный пес и волк».

Познакомить с персонажами сказки, воспитывать любовь к татарскому фольклору.

№/п

Содержание

Цели

Сроки

Работа с родителями

1.

Консультация для родителей на тему: «Татарская игрушка».

Познакомить родителей с татарским народным фольклором

2.

Изготовление масок по сказке «Медведь, волк и лиса»

Побудить желание родителей принять участие в подготовке к драматизации.

3.

Консультация на тему: «Татарские народные сказки»

Познакомить родителей с татарскими народными сказками.

4.

Подбор художественной литературы по татарскому фольклору.

Попросить помочь родителей подготовить подходящую художественную литературу по татарскому фольклору.

5.

Подбор атрибутов к татарской подвижной игре

Попросить родителей приготовить атрибуты к татар. подвижной игре.

6.

Картотека по татарским народным сказкам.

Попросить помочь сделать картотеку по татарским народным сказкам.

7.

Картотека по татарским подвижным играм.

Попросить помочь сделать картотеку по татарским подвижным играм.

Неотъемлемой частью проекта считается работа с родителями.

 Они оказали большую помощь в подборе художественной литературе, наглядно-дидактических пособий, рисование масок по сказкам, вязание для пальчикового театра, подбор фонотеки по детскому устному народному творчеству (сказки, песенки, мелодии).

Работа была бы не плодотворной, если бы не их помощь.

Чтобы держать родителей в курсе событий были приготовлены консультации «Русский народный фольклор», «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста» и т. д. Также на итоговом родительском собрании планирую выступить с докладом и рассказать родителям об играх с детьми дома, были созданы папки–передвижки, проводились беседы, развлечения по данной тематике.

Родители также доброжелательно отнеслись на предложение принести в группу диски с колыбельными песенками, потешками, сказками. С помощью родителей собрали небольшую фольклорную библиотеку для чтения детям.

Что можно сказать о проделанной работе? Наконец переходим к заключительному этапу.

Хотим обозначить результаты о проделанной работе.

Думаем, что работа по фольклору, которую мы проводили в своей группе, дала много хорошего.

Во-первых, знакомя детей с устным народным творчеством, решали познавательные задачи, а это способствовало развитию детского мышления, обогащению речи детей.

Во-вторых, эта работа позволила приблизить детей к культуре русского народа, познакомить с обычаями, традициями, передаваемые из поколения в поколение.

В – третьих, работа с фольклором способствовала развитию у детей любви к родному краю и умение видеть и понимать окружающий мир.

Потешки, сказки, игры, прибаутки, заклички, колыбельные вызывают доброжелательный смех детей, действуют на ребенка сильнее, чем замечание и наказание, способствуют установлению эмоционального контакта между детьми.

Также у родителей был замечен интерес к использованию малых форм фольклора в развитие детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и читают потешки и сказки.

Из всего сказанного хотим сделать вывод: работа в этом направлении является эффективной и нужной для дальнейшего развития детей.

Данный опыт является завершением работы на этом возрастном этапе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество»

В даном проекте предпринята попытка использовать фольклор, как средство успешного привития культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста. Ведь на данном жизненном этапе ребенка э...

Педагогический проект "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество"

Цель проекта - использование малых форм устного народного творчества для повышения уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего  дошкольного возраста....

Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество» 2014 год

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаим...

Отчет по самообразованию воспитателя ДОУ "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество"

Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества (сказки, былины), в том числе малые фольклорные формы (загадки, п...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество

Режимные процессы (кормление, подготовка ко сну, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть активного образа жизни детей. Они постоян...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

   Все мы родом из детства и на всю жизнь  с нами остаются те счастливые и незабываемые ощущения и восприятия жизни детства. Как приятно защемит сердце, если краем уха услышим зн...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

   Все мы родом из детства и на всю жизнь  с нами остаются те счастливые и незабываемые ощущения и восприятия жизни детства. Как приятно защемит сердце, если краем уха услышим зн...