Организация работы детского сада по формированию у дошкольников интереса и потребности в чтении (восприятии) книг
консультация по теме

Тимофеева Тамара Владимировна

Работа с детьми по приобщению к ЧХЛ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_t.v.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация работы детского сада по формированию у дошкольников интереса и потребности в чтении (восприятии) книг»                                                      

  «Чтобы подготовить человека духовно

                                                                         к самостоятельной жизни,

                                                                         надо ввести его в мир книг».

                                                                           В.А. Сухомлинский

               Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни и книга в этом  занимает важнейшее место. Читая, ребенок познает, познавая, черпает информацию из книг, рассказывает о том, что узнал, взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений.

            Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.

          ФГОС устанавливает способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющий собой альтернативу предметному принципу.

            По словам известного литературоведа Ю.И. Лотмана художественная литература обладает свойством, "сгущенной информативности", то есть содержит столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт. Отсюда художественная литература - при правильном подборе - может охватить если не всё, то большую часть образовательных тематических содержаний, которые необходимо освоить детям.

             Именно поэтому, мы используем чтение художественной литературы как одно из средств, создающих смысловой фон и стимул для развертывания других форм совместной деятельности взрослого с детьми (продуктивной, познавательно - исследовательской, игровой), объединяющих их в целостном образовательно-воспитательном процессе.

Известно, что дошкольное детство - определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, "напитывается" разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг.

            Большое внимание педагоги детского сада уделяют формированию интереса у детей к книге. Методическая работа в данном направлении заключается  в педагогическом просвещении воспитателей и специалистов детского сада, через разнообразные формы. Самыми действенными и популярными  в данном направлении являются: педагогический совет, мастер-класс, практикум, круглый стол., а также привлечение социальных институтов (библиотека)

 Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых, – оттого, как организована предметно-пространственная среда их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже оттого, как они расположены.

            Создание   литературного центра    – определенная ступень в мероприятиях для детей и родителей по приобщению к высокохудожественному чтению, формированию запаса литературных, художественных впечатлений, развитию литературной речи.

 Литературные центры в наших группах обогащены  разнообразной по жанру детской литературой, атрибутами, куклами для развертывания постановок по произведениям, масками, пособиями для художественно-литературного творчества.

Основными целями  литературного центра   являются:

  • развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;
  • использование инновационных образовательных  программ, методик и технологий воспитания и развития детей в соответствии с их психофизиологическими особенностями;
  • создание  психологически комфортных условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе;
  • обеспечение продуктивного взаимодействия с родителями в решении задач воспитания и развития детей

Важнейшей задачей взрослого стал отбор таких художественных произведений, которые действительно способствуют формированию литературного вкуса. В последнее время появилось множество обработок известных детских произведений, поэтому, выбирая ту или иную обработку, необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • целесообразность использования данного произведения в детской аудитории
  • его принадлежность к подлинному искусству
  • художественность иллюстраций и их соответствие содержанию литературного произведения.

          Образовательная работа с детьми по ознакомлению с художественной литературой в процессе непосредственно образовательной деятельности осуществляется по технологии "Пришли мне чтения доброго", автором которой является Зинаида Александровна Гриценко. Знакомство детей с детской литературой по данной технологии, помимо ежедневного чтения в свободной форме, предлагается через организацию специально-организованного чтения один раз в неделю, со среднего дошкольного возраста. Ознакомление детей с художественной литературой осуществляется на мероприятиях разного вида:

  • Тематические (чтение, в процессе которого дети приобщаются к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их детской жизни);
  • Теоретические (чтение, в процессе которого дети знакомятся с доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления худ. особенностей текста);
  • Творческие (чтение, в процессе которого развивается творческий потенциал дошкольников);
  • Аналитические (чтение, в процессе которого дети учатся анализировать текст с целью глубокого  понимания его смысла и худ. особенностей).

Содержание работы с детьми при организации каждого вида мероприятий усложняется от возраста к возрасту.

От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым  читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.

Родители должны быть партнерами в деле приобщения детей к чтению. Без тесного сотрудничества с ними не будет высокого результата. Поэтому свою работу строим таким образом, чтобы максимально привлечь родителей к решению данной задачи.

  Работу начинаем с анкетирования («Приобщение детей к художественной литературе», «Ребенок и книга») и бесед, целью которых является изучение потребностей родителей и их уровня знаний о проблеме, определение степени влияния книг на формирование нравственных представлений детей. По результатам анкетирования родителей  и диагностики детей составляем план мероприятий (просветительских, консультативных, информационных)

 Поэтому равноправными  партнерами  по реализации  образовательной области «Чтение художественной литературы» являются родители, которых воспитатель знакомит через разнообразные формы   взаимодействия:

  • с возрастными возможностями дошкольников – читателей;
  •  с  позитивными и негативными стереотипами  о детской литературе;
  • расширяет  представление  родителей о детской литературе;
  • обучает  родителей руководству чтением детей;
  • привлекает к взаимодействию с детским садом.

А самое главное  - взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. Ведь именно  в дошкольный период  происходит интенсивное обогащение словарного запаса, в результате приобретения новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения.

Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать! - Сесиль Лупан (она не педагог и не психолог, а просто мама, правда, чуть более любопытная и наблюдательная, чем большинство из нас)

Список литературы:

  1. Арушанова, А. Истоки диалога: сценарии активизирующего общения /А. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 2003.- №10.- С. 73 -80.
  2. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с. – ISBN 978-5-89814-663-4.
  3. Гурович Л. М. Ребенок и книга: Учебное пособие / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. В. Логинова; Под ред. В.И. Логиновой. - М.: Просвещение, 2002. – 62 с.
  4. Гризик, Т. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. / О. Гризик // Дошкольное воспитание. - 2010. - №5. – С. 5 – 10.
  5. Скоролупова, О. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования / О. Скоролупова, Н. Федина //Дошкольное воспитание. - 2010. - №8. – С. 10 – 18.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОТА С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА И ПОТРЕБНОСТИ В ЧТЕНИИ (ВОСПРИЯТИИ КНИГ) У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Представлен опыт работы с семьей по формированию интереса и потребности в чтении (восприятии книг) у дошкольников....

"Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг у старших дошкольников".

Хорошая книга – это друг и воспитатель, она развивает способность воспринимать прекрасное. Можно с упоением перечитывать А. Толстого, М. Шолохова, Н. Островского, но есть особая литература – литератур...

«Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг у старших дошкольников»

Хорошая книга – это друг и воспитатель, она развивает способность воспринимать прекрасное. Можно с упоением перечитывать А. Толстого, М. Шолохова, Н. Островского, но есть особая литература – литератур...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование у дошкольников интереса и потребности в чтении произведений поэтов и писателей России».

В данном материале представлена одна из главнейших проблем человечества в образовании. Раскрыта актуальность проблемы и задачи по ее устранению, на примере детей старшего дошкольного возраста....

Взаимодействие семьи и детского сада в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе

В последние десятилетия интерес взрослых и детей к книге снизился, что привело к снижению личностной культуры дошкольников. С появлением телевидения и компьютеров небывалая мощь потока информации удар...

Статья: "Дети и библиотека: формирование у дошкольников интереса и потребности в чтении"

Михайличенко Н.А.Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Сахалинская область, город Долинск...

Статья «Дидактическое пособие «Чемоданчик со сказкой » как современное средство формирования у дошкольников интереса и потребности в чтении художественной литературы»

Знакомство дошкольников с художественной литературой имеет огромное значение, ведь именно в этом возрасте воспитываются будущие читатели.  Художественная литература, является действенным сре...