Использование схем-карточек в развитии связной речи дошкольников.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Дворникова Ирина Александровна

Развитие связной речи тесно связано с развитием монологической речи дошкольников. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Опираясь на логически более последовательное мышление, чем в процессе диалога, разговора, монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь.

Правильная организация обучения детей — очень сложное дело. Следует помнить, что наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребенка, однако не превышает его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.

Коррекционное воздействие; должно основываться на максимальном использовании возможностей ребенка. Эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники, карточки - схемы в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту. Мнемотехника — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование карточек-схем на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами. Однако для развития связной речи применение одних искусственных приемов мало, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным. Особенность методики - применение не изображения предметов, а изображение характерных признаков предметов или явлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaznaya_rech_metod_rekom.docx119.8 КБ
Microsoft Office document icon pril2.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Использование карточек-схем в развитии связной речи дошкольников.

Цель: Развитие и совершенствование связной речи, и активной познавательной деятельности дошкольников.

Задачи:

  1. Совершенствовать восприятие детьми окружающего мира, путем активного использования всех органов чувств (зрение, слух, осязание и т.д.).
  2. Пополнять и активизировать словарь, совершенствовать умение детей согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже по изучаемой теме, высказываниях.
  3. Формировать темп и выразительность речи, четкость дикции.
  4. Развивать у детей творческий подход при составлении описательных рассказов.
  5. Обучать детей умению давать полные ответы на вопросы взрослого, составлять коллективные и индивидуальные рассказы по плану с опорой на сюжетную картинку.
  6. Создать продукт речевой деятельности.
  7. Сотрудничать с родителями с целью повышения педагогической грамотности по речевому развитию дошкольников.

Адресат: Методическое пособие рассчитано на детей 4-7 лет, реализуется в течение 3-х лет.

Ожидаемый результат:

Средняя группа: дети

  • составляют небольшие рассказы и сочиняют рассказы из личного опыта. Это предполагает обучение разным типам высказывания — описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения;
  • используют схемы для составления рассказа, дети глубже осознают структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец);
  • развивается интонационный синтаксис — умение строить и произносить предложения разных типов (повествовательные, вопросительные, восклицательные).

Старшая группа: дети

  • связно, последовательно и выразительно передают готовый текст без помощи взрослого;
  • самостоятельно составляют описательный или повествовательный рассказ;
  • развивают сюжетную линию, в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.

Дети старшего дошкольного возраста продолжают обучаться рассказыванию из личного опыта. Это могут быть высказывания разных типов — описание, повествование, рассуждение.

Подготовительная группа: дети

  • дети составляют текст коллективно (командами);
  • умеют выстраивать сюжет, связывать между собой части текста;
  • выстраивают сюжетную линию в рассказе;
  • используют разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания.

Виды занятий по развитию связной речи остаются теми же, что и в предыдущих возрастных группах.

Методы и приёмы, используемые на занятиях по развитию речи.

  • Использование художественной литературы.
  • Создание проблемной ситуации.
  • Игровой момент.
  • Объяснения .
  • Вопросы к детям..
  • Беседа о ходе выполнения действий.
  • Напоминание.
  • Указание.
  • Рассказ воспитателя (образец).
  • Толкование (разъяснение понятия).
  • Использование плана.
  • Обобщение воспитателя.
  • Образец воспитателя.
  • Словесная дидактическая игра.
  • Повторное чтение с помощью детей (договаривание).
  • Оценка рассказа.
  • Творческое задание с применением образца.
  • Совместное составление рассказа с воспитателем.
  • Картинный план (моделирование).
  • Коллективное составление рассказов.
  • Составление коротких рассказов по одной теме.
  • Рассказ от лица главного героя.
  • Опорные слова.
  • Экспериментирование.
  • Использование наглядных пособий.
  • Внесение и обыгрывание игрушки.

Развитие связной речи тесно связано с развитием монологической речи дошкольников. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Опираясь на логически более последовательное мышление, чем в процессе диалога, разговора, монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь.

Правильная организация обучения детей — очень сложное дело. Следует помнить, что наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребенка, однако не превышает его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.

Коррекционное воздействие; должно основываться на максимальном использовании возможностей ребенка. Эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники, карточки - схемы в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту. Мнемотехника — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование карточек-схем на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами. Однако для развития связной речи применение одних искусственных приемов мало, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным. Особенность методики - применение не изображения предметов, а изображение характерных признаков предметов или явлений.

Традиционно работа по развитию связной речи детей ведется по следующим направлениям:

  • обогащение словарного запаса;
  • обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов;
  • разучивание стихотворений;
  • отгадывание загадок.

Дидактическим материалом служат карточки — схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с карточками-схемами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления;
  • перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Остановимся подробнее на принципах составления и использования рекомендуемых схем. Лист картона разделен на 6-8 квадратов (по количеству характерных признаков предметов или объектов либо времен года, о которых надо рассказать). Приложение 1

Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными, хочется отметить, что эти и аналогичные им схемы можно использовать не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.

Реализация пособия в течение 2-х лет позволила достичь неплохих результатов. Особенно радует то, что углублённая работа с детьми даёт положительный результат в усвоении программного материала. Мониторинг провожу по следующим критериям:

Высокий уровень. В рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение. Соблюдается определенная логическая последовательность в описании признаков предмета (от описания основных свойств — к второстепенным и др.). Соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа (микротемами), используются различные средства словесной характеристики предмета (определения, сравнения и др.).

Средний уровень. Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета. Отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков (перестановка или смешение рядов последовательности), смысловая незавершенность одной-двух микротем, отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказываний.

Ниже среднего. Рассказ составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен — в нем не отражены некоторые (2-3) существенные признаки предмета. Отмечаются: незавершенность ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; отображение признаков предмета в большей части рассказа носит неупорядоченный характер. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений.

Низкий уровень. Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-сообщения: простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета имеет хаотичный характер. Отмечаются выраженные лексико-грамматические нарушения. Ребенок не в состоянии составить рассказ-описание самостоятельно.

Проводя анализ результатов педагогической диагностики детей, отмечаю положительную динамику в развитии связной речи детей: уровень сформированности речи увеличился на 23% (с 52% до 72%). У детей наблюдается интерес к проводимым занятиям, они самостоятельно составляют текст коллективно (командами), умеют выстраивать сюжет, связывать между собой части текста, используют разнообразные средства высказывания. Приложение 2

Комплексные занятия включают в себя не только задания по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Предложенные игры и упражнения соответствуют всем основным разделам дошкольного обучения: развитие элементарных математических представлений, художественно-творческой деятельности, развитие двигательной сферы ребенка, высших психических функций.

Необходимо отметить, что комплексные занятия предусматривают частую смену видов учебной деятельности, так как это позволяет удержать внимание ребенка данного возраста достаточно длительное время. Для поддержания необходимого уровня работоспособности детей на занятиях проводятся физкультурные минутки, подвижные игры, упражнения на релаксацию.

Предлагаемые занятия в конечной цели направлены на развитие связной речи и активной познавательной деятельности детей. Упражнения по развитию внимания, памяти и мышления помогут дошкольникам начать учиться классифицировать, сравнивать, определять последовательность событий, находить простейшие закономерности, делать свои первые умозаключения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Описание игрушек

1. Цвет. В первом квадрате нарисованы  красное,  желтое,  синее  и  зеленое цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели четкой, узнаваемой детьми формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смешения понятий цвет — форма.

2. Форма. Во втором квадрате изображены  геометрические  фигуры.   Их   не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на их форме. Если форма описываемой игрушки сложная (кукла, луноход, медведь), этот пункт в рассказах детей опускается, а соответствующая   часть   схемы   закрывается листом белой бумаги.

3.  Величина. В квадрате нарисованы 2 игрушки контрастной величины, например большой и маленький мячи.  Детям напоминают, что, характеризуя величину предмета, кроме понятия «большой — маленький», надо использовать понятия «высокий низкий», «длинный — короткий», «широкий — узкий», «толстый — тонкий».

4.  Материал. На эту часть листа наклеены 3 прямоугольника одинакового размера    из    металлической    фольги, пластмассы   и   пленки   «под   дерево». Они   изображают   соответственно   металл, пластмассу и дерево.

5.   Части игрушки.  Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка  цельная, на части  не разбирается (мяч, кубик), этот пункт в рассказах детей опускается, а на рисунке закрывается   листком   белой   бумаги. Причем   закрывать   нужно   только   на одном-двух  занятиях,  чтобы  впоследствии дети сами приучались выбирать из  схемы нужные  пункты   в  соответствии с особенностями игрушек.

6. Действия с игрушкой. Изображена кисть руки с разведенными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут   быть  самыми   разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям  использовать антонимы  и другие приемы расширения глагольного словаря детей.

Воспитателю не составит большого труда подобрать игрушки, при описании которых будут использованы все пункты схемы. Это пирамидка,  матрешка, коробочка с мозаикой,  коляска  для кукол и  т. п.  Позже, когда дети хорошо освоят схему,  можно давать игрушки,  при описании которых используются не все пункты, например:  мяч,  скакалка, кубик, мишка, кукла и т. п.

Описание предметов одежды

1.   Цвет. В  квадрате 3—4 цветовых пятна: красное, желтое, синее и зеленое.

2.  Материал. На картон наклеиваются 3 кусочка ткани (шерсть, ситец, шелк или капрон) одинаковой формы и размера. Естественно, до составления описательных рассказов об одежде необходимо провести с детьми занятия по ознакомлению с названными и другими материалами, чтобы ребята рассмотрели их,  потрогали  и  запомнили  

3. Части одежды.  Изображен сарафан  или  костюм,  все части  которого (воротник,   манжеты,  рукава,  оборка, пояс и т. п.) находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детей заранее знакомят с названиями всех деталей костюма.

4.   Сезонность  одежды.  В  квадрате нарисованы солнце, подснежник, желтый кленовый лист и несколько снежинок,  которые символизируют  соответственно лето, весну, осень и зиму.

5.  Для кого предназначена одежда. Символические изображения мужчины, женщины, мальчика и девочки.

6.  Действия с одеждой. Изображена кисть руки с разведенными пальцами.

Описание предметов посуды

1.   Цвет.  В квадрате 3—4 цветовых пятна.

2.  Форма. Начерчены квадрат, круг и прямоугольник. Если дети уже знакомы с объемными формами — на листе изображения цилиндра, шара и т. п., дошкольники могут использовать эти термины при описании предметов.

3.  Величина. Нарисованы большая и маленькая миски.

4.   Материал.  На картон  приклеены прямоугольные    кусочки    одинакового размера из фольги, пластмассы и пленки '--под дерево. Они изображают разнообразные    материалы,    из    которых делается посуда. Кроме того, с детьми уточняется, что основная масса посуды производится из глины  и  фарфора материалов,  которые трудно отобразить на  схеме.  Рассматривается также деревянная,  металлическая,  стеклянная, пластмассовая    посуда,    сравнивается на   ощупь,  но   весу,   по  извлекаемому звуку и т. п.

5.  Части посуды. Изображен чайник, части которого находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детям  напоминают названия деталей посуды: донышко, стенки, ручка, крышка, носик и т. д.

6.  Действия с посудой. Изображена кисть руки.

Описание - овощей и фруктов

1.  Цвет. В квадрате нарисованы цветовые пятна.

2.   Форма.   Геометрические  фигуры: круг, треугольник и овал.

3. Величина. Изображены 2 контрастных по величине плода, например большое и маленькое яблоки.

4.  Вкус.  Нарисованы конфета и лимон,  контрастные по  вкусу  продукты.

5. Место произрастания. Изображены дерево и грядка,

6.  Как употребляется в пищу. В квадрате изображены тарелки, вилки, ложки и ножи. В предварительной работе с детьми уточняется, какие овощи и фрукты едят сырыми, какие варят, жарят, консервируют, квасят, маринуют и т. п.

Описание времен года

Составлению рассказов по этой схеме предшествует подготовительная работа, которая проводится воспитателями на прогулках и в свободное от занятий время. Это систематические наблюдения за состоянием природы и погоды, за их изменением. Как показывает опыт, слова, обозначающие абстрактные понятия, связанные с явлениями природы, например пасмурное небо, моросящий дождь, увядшая трава и т. п.,— необходимо многократно повторять, чтобы они вошли в словарь ребенка.

1. Солнце. В первом квадрате схемы нарисован солнечный диск с лучами. Дети рассказывают о солнце в определенное время года: светит да не греет, часто бывает за тучами, жарко греет и т. п.,

2. Небо. На этой части листа изображено голубое небо с облаками. Дети должны  рассказать,  какое небо чаще всего видят они в то или иное  время года: ясное, безоблачное или серое, пасмурное, покрытое тучами и т. п.

3.Земля. Нарисован клочок земли с травой на нем. Дети рассказывают о том, как выглядит земля в разное время года: покрыта снегом или сырая от дождя, трава на ней сухая и желтая или на ней появляется первая травка и т. п.

4.   Деревья.   Изображены   2 дерева (можно без листьев). Хвойные деревья лучше не рисовать, так как их внешний вид одинаков во все сезоны. Дети рассказывают о лиственных деревьях в разное время года: листья на деревьях желтеют и опадают; появляются почки; деревья покрыты яркой зеленой листвой и т. п.

5.  Люди. На этой части схемы символически изображены мужчина и женщина. В верхней части квадрата нарисована вешалка. Это означает, что надо рассказывать об изменениях в одежде людей и причинах такого явления. Например: зимой холодно и люди надевают зимние пальто и шубы, теплые, шапки и сапоги, варежки и шарфы и т. п.

6. Звери. Нарисованы контурно 2 знакомых детям зверя, например   заяц и белка. Ребенок рассказывает об изменениях в жизни животных в зависимости от времени года. Например: зверям в лесу не хватает корма, они впадают в спячку; звери запасают корм на зиму, меняют «шубки» и т. п.

7.    Птицы.    Изображены    контурно 2 знакомые детям птицы, например ворона и ласточка. Дети отражают в рассказе сезонные изменения в жизни птиц. Например: готовятся к отлету или вьют гнезда, выводят птенцов и т. п.

8.  Занятия детей. В квадрате снеговик, сачок и кораблик. Дети рассказывают, чем они занимаются на улице в то или иное время года: собирают сухие листья, катаются на лыжах, лепят снежную бабу, купаются в реке и т.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ВЫПОЛНЕНИЯ  ЗАДАНИЙ

НА СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА

ПЕРЕСКАЗ

РАССКАЗ

ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК

РАССКАЗ

ИЗ

ЛИЧНОГО ОПЫТА

РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ

РАССКАЗ

НА ТЕМУ ИЛИ ПРОДОЛЖЕНИЕ РАССКАЗА ПО ДАННОМУ НАЧАЛУ

Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка.

Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображенный сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей).

Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания. Все его фрагменты представляют связные развернутые высказывания. Применение лексико-грамматических средств соответствует возрасту.

В рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение. Соблюдается определенная логическая последовательность в описании признаков предмета  (напр., от описания основных свойств — к второстепенным и др.). Соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа (микротемами), используются различные средства словесной характеристики предмета (определения, сравнения   и др.).

Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу), доведен до логического завершения, дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения, творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам.

Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений.

Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету). Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз.

Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания. Большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания. Отмечаются отдельные морфологосинтаксические нарушения (ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм и т.д.).

Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета. Отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков  (перестановка или смешение рядов последовательности ), смысловая незавершенность одной-двух микротем, отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказываний.

Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задаче, достаточно информативен и завершен. Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования; некоторые языковые трудности в реализации замысла.

Используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия.

Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия.

В рассказе отражены все вопросы задания. Отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление (называние) предметов и действий; информативность рассказа недостаточна. В большей части фрагментов нарушена связность повествования. Отмечаются нарушения структуры фраз и другие аграмматизмы.

Рассказ составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен — в нем не отражены некоторые (2-3) существенные признаки предмета. Отмечаются: незавершенность ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; отображение признаков  предмета в большей части рассказа носит неупорядоченный характер. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений.

Составлен с помощью повторных наводящих вопросов. Отмечаются отдельные смысловые несоответствия, недостаточная информативность, отсутствие объяснения передаваемых событий, что снижает коммуникативную целостность сообщения. Отмечаются лексические и синтаксические затруднения, препятствующие полноценной реализации замысла рассказа. Связность изложения нарушена.

Пересказ составлен по наводящим вопросам, Связность изложения  значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.

Рассказ составлен с помощью наводяших вопросов, Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках.

Отсутствует один или два фрагмента рассказа. Большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий (без детализации); отмечается крайняя бедность содержания; нарушение связности речи; грубые лексикограмматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа.

Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-сообщения: простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета имеет хаотичный характер. Отмечаются выраженные лексико-грамматические нарушения. Ребенок не в состоянии составить рассказ-описание самостоятельно.

Рассказ составлен целиком по наводящим вопросам; крайне беден по содержанию, «схематичен»;   продолжен в соответствии с замыслом, но не завершен. Резко нарушена связность повествования; допускаются грубые смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья :"Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников."

В статье описана предыстория появления мнемотехники,а так же современные её приёмы,для облегчения запоминания материала и развития связной речи у дошкольников....

Консультация для логопедов "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников с ОНР"

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников ...

Творческий отчет по теме "Использование волшебных сказок в развитии связной речи дошкольников".

Развитие связной речи дошкольников, используя волшебные сказки....

Родительское собрание в старшей группе с использованием ИКТ на тему «Развитие связной речи дошкольников».

Родительское собрание в старшей группе с использованием ИКТ на тему «Развитие связной речи дошкольников»Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития связной речи...

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников....