Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ФФН "Наряжаем елочку"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Яндуганова Эльвира Каматкановна

конспект могут использовать в своей работе логопеды д/с

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx41.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение детский сад № 3 городского округа город Нефтекамск

Республики Башкортостан

                                                                                                     

Конспект

непосредственно-образовательной

деятельности

в старшей группе

для детей с ФФН

«Наряжаем елочку»

                                                                                                                                  Подготовила:

                                                                                                                  учитель-логопед

                                                                                                                  Яндуганова Э.К.

                                                 г. Нефтекамск, 2014 г.

Цели:

  • Закреплять правильное произношение звука Л в слогах, словах с различной  ритмической структурой, интонационным ударением; в предложениях.
  • Учить образовывать притяжательные прилагательные, изменять предложения по заданному образцу;
  • Совершенствовать умение подбирать признак к предмету;
  • Совершенствовать слуховое восприятие и слухоречевую память, фонематическое восприятие и умение подбирать  картинки на заданный звук;
  • Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, и ориентировку на плоскости;
  • Воспитывать потребность отвечать не выкрикивая, не торопясь, полным ответом.

Оборудование:

Елка  на магнитной доске; колокольчики с заданиями (на обратной стороне картинки); артикуляционная гимнастика в картинках; предметные картинки; схемы для ориентировки на плоскости; шкатулка; раскраски.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть!

                 Раз, два, три, четыре, пять-

                 Будем  мы сейчас опять:

                 Смотреть, слушать, размышлять,

                 Но друг другу не мешать.

                 Внятно, четко говорить,

                 Не вертеться, не шалить.

Логопед:  О чем мы будем с вами говорить, и что делать вы догадаетесь сами, если разгадаете загадку:

                      Зимой и летом

                      В одном платье ходит,

                      В Новый год она,

                      В гости к нам приходит.

Дети:  Елка!

 Логопед:    Сегодня мы будем украшать елочку.

«Елочка,  елочка,

 колкая иголочка»

Какой звук слышится  чаще других?

Дети:  Звук Л!

Логопед:  Дети, а  какой у нас звук Л? (Дается характеристика звука: гласный-согласный, твердый - мягкий,  звонкий - глухой). Выбирается фишка синего цвета, т.к  звук Л согласный, с колокольчиком т.к. звонкий, если дети затрудняются, проверить звонкость  ладошкой, приставленной к горлышку- горлышко дрожит-звук звонкий.  

Логопед: Посмотрите на елку, дети, чего на ней нет?

Дети: Игрушек!

Логопед: Давайте мы  с вами будем украшать елку колокольчиками, вот такими, не простыми, они с заданиями.

  1. Артикуляционная  гимнастика

1-й  колокольчик - «Дятел»

             Дятел на суку сидит

             Клювом по нему стучит!

Логопед: Это значит, мы должны повторить упражнения для язычка. Садитесь  перед зеркалом.

Дети выполняют упражнения:

  1. «Окошечко»
  2. «Змея»
  3. «Часики»
  4. «Качели»
  5. «Дятел»

Логопед: Молодцы, справились с заданием! Можно украсить елочку, повесив колокольчик на елку!  (Ребенок украшает елку).  Давайте возьмем еще один колокольчик.

  1. Проговаривание изолированного звука

2-й  колокольчик  - «Самолет»  

Логопед: Поиграем в самолеты. Встали самолеты на полосу, показали крылья самолета (руки в стороны). Полетели! Каждый летит своим маршрутом, не касаемся друг друга, не сталкиваемся.

Л-Л-Л-Л-Л- язычок  за верхними зубами.

-На посадку идут самолеты. Возьмите следующий колокольчик.

    4. Проговаривание  слоговых рядов с различными интонационными ударениями

3-й  колокольчик - «Ушко»  

Логопед: Поиграем в игру «Эхо»

Дети внимательно слушают, стараются  правильно передать интонационное ударение.

ЛА-ла; ЛО-ло; ЛУ-лу; ЛЫ-лы;

ЛА-ла-лапа; ЛА-ла- лама;

ЛО-ло- ложка; ЛО-ло-лодка;

ЛУ-лу-лужа; ЛУ-лу- Луша;

ЛЫ-лы-Лыжи;  ЛЫ-лы-лыко;

Логопед: А теперь нам помогут пальчики правильно сказать:

            Крепко пальчики сжимаю,

            Твердо звук я называю.

ЛА-ЛА-ЛА - лак;

ЛО-ЛО-ЛО - лоб;

ЛУ-ЛУ-ЛУ - лук;

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ - лыжник;

Логопед: Молодцы! Вы очень хорошо проговаривали слоги и слова, можете украсить елочку еще одним колокольчиком.

5. Дидактическая игра «Доскажи словечко»

4-й колокольчик - «Снежинка»

 Логопед: -      Как на тоненький ледок

                         Выпал беленький ……..

Дети:  СНЕЖОК!

Логопед: -  С неба все скользят пушинки-

                     Серебристые ……….

Дети:  СНЕЖИНКИ!

Логопед: -  Выпал снег, лежат снежинки,

                   Серебристые пушинки,

                   Ты снежинку подними ,

                   И в ладошке подержи.

(Дети поднимают  бумажные снежинки).

6. Глазодвигательные  упражнения (выполняют со снежинками в руках)

 Логопед: - Мы посмотрим далеко,

                   Мы посмотрим близко,

                   Мы посмотрим высоко,

                   Мы посмотрим низко.

Задание выполнено, можно украсить елочку.

7. Подбор слов со звуком Л в начале слова.

5-й колокольчик - «Шкатулка»

Логопед: - Чтоб шкатулку нам найти,

                   Надо поле перейти,

                   Шаг шагни - слово назови,

                   Кто первый дойдет,

                   Шкатулку найдет.

Дети называют слова, с каждым шагом – называют слово на заданный звук.

Первый ребенок обнаруживает шкатулку.

Логопед: -    В ней картинок  много всяких,

                      Выбрать нужно лишь со звуком Л!

Дети называют слова, выкладывают картинки на своих столах.

Самый быстрый и умелый украшает елочку еще одним колокольчиком.

8. Измени предложение по образцу

6-й колокольчик - «Чей, чья, чье?»

Логопед: - Нужно  назвать картинку у товарища, сказать «Чья это картинка?»

Например: У Славы лошадка. Это чья лошадка? Это Славина лошадка.

Дети по очереди называю картинки друзей.

 Логопед: - Очень хорошо  поиграли! Можно украсить елочку.

 Физминутка.

Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом,

Вместо глаз

Угольки нашлись у нас,

Вышел зайчик как живой,

И с хвостом, и с головой,

 За усы не тяни,

Из соломы они,

Тонкие, блестящие,

         Словно настоящие!

9. Пространственная ориентировка на листе, использование предлогов

7-й колокольчик – «Схема»

 Логопед: -  На столах у вас картинки. Сейчас внимательно послушайте и правильно расположите их на схемке.  Возьмите картинку и разместите ее в левом верхнем углу.

л135.jpg

л139.jpgл139.jpgл139.jpgл139.jpgл139.jpg

      л139.jpg


л139.jpg

л139.jpgл139.jpgл139.jpgл139.jpgл139.jpg

л149.jpg

Задание выполняется всеми детьми со своими картинками.

 Логопед: - А сейчас посмотрите, все клеточки  в схеме закрыты?

  Ваня, скажи в правом  нижнем углу у тебя какая картинка? – Лук!

 Полным ответом отвечаем так: ЛУК находится в правом  нижнем углу,

Что находиться над ним? Над луком, сверху находиться лодка.

 Логопед: - Хорошо отвечали, молодцы, нашли место каждой картинки, можно украсить елочку колокольчиком.

ИТОГ

Посмотрите, какая у нас стала елочка?

Дети:  Красивая, нарядная, праздничная……

Логопед:  - Что мы делали сегодня, чем занимались? Слова с каким звуком подбирали?

Как старались его произносить? (Четко, внятно, правильно).

Молодцы, вы все очень старались и вот какая елочка у нас получилась!

              Елка в гости к нам пришла,

              И подарки принесла……

Логопед достает из-под елки раскраски для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ОНР

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ОНР составлен в соответствии с ФГТ (использование двигательной активности на занятии)...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ТНР (совместное чтение сказки)

В этом занятии две цели: обучение навыкам пересказа и развитие грамматического строя (согласование числительных с существительными)...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с задержкой психического развития на тему «Профессии»

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста по теме "Профессии"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР "Овощи"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР "Овощи"....

Методическая разработка Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ОВЗ Тема: "Ранняя весна"

Представленный  в методической разработке материал позволит обобщить  знания детей по теме: "Раняя весна",  обогатить их словарный запас, помочь усвоить граматические категори...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Обучение детей рассказу по серии сюжетных картин объединенным одним содержанием.

Занятие по обучению детей рассказу по серии сюжетных картин обьединенных одним содержанием....