Проект «Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка»
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме

Бондарь Любовь Николаевна

Проект направлен на приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры: знакомство с русской народной игрушкой.Формирование у детей и родителей устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам, устному народному творчеству на основе активного участия в праздниках и совместной творческой деятельности ребенка со взрослым. Возрождение культурных традиций, старинных праздников и обрядов русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gostinaya_bondar.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Проект

«Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка»

                                         Подготовила:

воспитатель

Бондарь Любовь Николаевна

Санкт – Петербург

2015 год

Тип: практико – ориентированный

Участники:

  • родители
  • дети 4-5 лет
  • воспитатели группы
  • специалисты: музыкальный руководитель, преподаватель музейной педагогики.

Проблема:

«ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ ТРАДИЦИЙ НА РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА»

Цели:

1.Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры: знакомство с русской народной игрушкой.

2. Формирование у детей и родителей устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам, устному народному творчеству на основе активного участия в праздниках и совместной творческой деятельности ребенка со взрослым.

3. Возрождение культурных традиций, старинных праздников и обрядов русского народа.

Предварительная работа:

  • тестирование родителей для изучения проблем (смотри приложение)
  • составление плана работы
  • использование папок-передвижек для знакомства родителей с материалом по данной теме ( смотри приложение)
  • мини консультации для родителей ( смотри приложение)
  • посещение Музея кукол.

План работы:

1 встреча:

ЗНАКОМСТВО С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИГРУШКАМИ.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКОЛ «ОТДАРОК НА ПОДАРОК»

2  встреча

ЗНАКОМСТВО С ДЕТСКИМ УСТНЫМ  ФОЛЬКЛОРОМ, ХОРОВОДАМИ И НАРОДНЫМИ ИГРАМИ, СТАРИННЫМ ПРАЗДНИКОМ «РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО»

3 встреча

ЗНАКОМСТВО С РУССКИМИ НАРОДНЫМ ОБРЯДОВЫМ ПРАЗДНИКОМ «МАСЛЕНИЦА»

ВСТРЕЧА № 1

ЦЕЛЬ:

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ: ЗНАКОМСТВО С РУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКОЙ

ХОЗЯЕВА:

воспитатели и преподаватель музейной педагогики

ГОСТИ:

родители и дети

Хозяева встречают гостей, приглашают за стол.

1. «Круг знакомств»

Игра «Ромашка» (обмен премудростями)

На столе цветок – ромашка , сделанный из бумаги. На обратной стороне лепестков написаны цитаты о значении русской народной игрушки в воспитании ребенка.

Или «А у нас в семье хранится..» (нужно продолжить предложение – какой из названных ниже предметов изобразительного и  декоративно – прикладного искусства есть в семье: икона, вышитое полотенце, хохломская посуда, русская народная игрушка, лаковая миниатюра и т.д.)

1 лепесток

«Русские народные предметы,  увиденные детьми первыми , пробуждающие душу, воспитывающие в  ребенке чувство красоты, любознательность. Соприкосновение с ними  помогает детям  с раннего возраста понять, что они - частица великого русского народа».

2 лепесток

«А у нас в семье хранится…»

( назвать предметы декоративно – прикладного искусства)

3 лепесток

«Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность»

4 лепесток

(смотри лепесток № 2)

5 лепесток

«Как животворная родниковая вода питает землю, так русская народная игрушка обогащает национальную культуру и искусство»

6 лепесток

(смотри лепесток № 2)

7 лепесток

«Народная игрушка тем и ценна для нас, что сохранив народную поэтическую память, донесла до нас животворную силу народного искусства»

8 и 9 лепесток

(смотри лепесток № 2)

П. Хозяйка:

- А сейчас я предлагаю вам, дорогие гости, создать у нас временную экспозицию музея русской народной игрушки.

Объявляем презентацию: «Во что играли наши прабабушки»

Ребенок вместе с родителями знакомит всех с одной из русских народных игрушек

( показывают и рассказывают: название, где сделана ,из чего сделана,  как украшена, как можно использовать в играх)

  • Богородская резная игрушка
  • Филимоновская глиняная игрушка
  • Дымковская игрушка
  • Каргопольская игрушка
  • Городецкая игрушка
  • Матрешки

Ш. Музыкальный экспромт

Праздник «Свистопляски»

Веселая плясовая под аудиозапись русской народной песни «Ах ты, канава» с использованием игрушек – свистулек, а также ложек, трещоток и других русских народных инструментов.

Хозяйка:

- А  еще матрешки нам споют частушки

1У.  Исполнение частушек

Эй, девчонки – хохотушки,

Запевайте-ка частушки

Запевайте побыстрей,

Чтобы было веселей.

Девчоночки- беляночки,

Где вы набелилися.

Мы вчера коров доили

Молоком умылися.

Шли матрешки по дорожке.

Было их немножечко.

Две Матрены, три матрешки

И одна матрешечка.

Я цветочек вышивала

Жу-жу-жу услышала.

Села пчелка на цветок-

Мастерица наутек.

Если б не было воды,

Не было бы кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

У. Творческая мастерская «Умелые ручки»

Изготовление тряпичных кукол «Отдарок на подарок»

( участвуют все)

Хозяйка рассказывает о русской народной кукле и способах ее изготовления ( смотри приложение)

У1. Гостевой стол

Общее угощение в национальных традициях – чай  с печеньем.

 

ВСТРЕЧА № 2

ПОСИДЕЛКИ «ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ СО СЛОВА»

ЦЕЛЬ:

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА К РУССКИМ НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ, ОБРЯДАМ, УСТНОМУ НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ НА ОСНОВЕ АКТИВНОГО УЧАСТИЯ В ПРАЗДНИКАХ И СОВМЕСТНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО.

ХОЗЯЕВА:

хозяйка – мама ребенка

ГОСТИ:

родители , дети, воспитатели

1. Хозяйка встречает гостей, рассаживает

- Вот так хорошо посидим, друг на дружку поглядим.

Посидите-ка. побеседуйте.

Сказки , песенки ,да вы послушайте,

Где я только не бывала,

Что я только не слыхала.

Побывала я во всей небывальщине,

Повидала я всю неслыхальщину.

Тень, тень, потетень

Выше города плетень.

Давайте-ка друг друга порадуем, слова добрые скажем.

Комплимент: - все поочередно читают потешки (дети- родителям, родители - детям)

Хозяйка:

- Какие же у нас детки: послушные, здоровенькие да красивые, а родители заботливые.

П. Хозяйка:

- А вот и еще гости дорогие к нам пожаловали ( смотри приложение – сценарий досуга «Зимушка – зима» с участием тетушек)

Ш. Круглый стол по решению семейных проблем

Родители делятся своим опытом:

  • Эти веселые зимние каникулы
  • Как провести дома празднование «Рождества Христова»
  • Разучивание рождественских колядок ( смотри приложение)

1У. Чаепитие «У самовара»

ВСТРЕЧА № 3

 «ПРАЗДНИК «МАСЛЕНИЦА ГОДОВАЯ – НАША ГОСТЮШКА ДОРОГАЯ»

(на улице)

ЦЕЛЬ:

ВОЗРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ, СТАРИННЫХ ПРАЗДНИКОВ И ОБРЯДОВ РУССКОГО НАРОДА.

ХОЗЯЕВА:

воспитатели и  ДЕТИ

ГОСТИ:

родители

Примерный сценарий праздника «Масленица» смотри в приложении.

Сжигание Масленицы

Катание на лошадях

В ГРУППЕ

Дети приглашают всех за стол

1.

Разрешите петь, кричать.

вас гостей величать.

Принимаем гостей, не жалея сластей.

На скамейки садитесь

И на нас не сердитесь.

2.

Как на масленой неделе

Из трубы блины летели!

Ой , блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Чаепитие из самовара с блинами.

Конкурс на лучший блин.

Обмен рецептами изготовления блинов.

Прощай Масленица – плутовка.

Погостила ты у нас недолго.

Погостила всего семь деньков,

А мы думали семь годков.

Проводили Масленицу, пора весну в гости звать.

Мини – концерт «Весенние заклички»  (смотри приложение)

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ВСТРЕЧЕ № 1

1. Тест для изучения проблемы

2. Материалы для папок – передвижек по теме «русская народная игрушка»

  • Дымковская глиняная игрушка
  • Богородская игрушка
  • Филимоновская игрушка
  • Каргопольская игрушка
  • Матрешки
  • Кукла

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ВСТРЕЧЕ № 2

1.Тесты для изучения проблемы

2.Подборка потешек

3.Подборка колядок

4. Материал для папок – передвижек и мини – консультаций для родителей по подготовке праздника Рождество Христово

5.Сценарий вечера досуга «Зимушка – зима» с участием тетушек.

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ВСТРЕЧЕ № 3

1. Материал для папки-передвижки «Знакомство с русскими народными обрядовыми праздниками – «Масленица»

2. Примерный сценарий праздника «Масленица годовая – наша гостюшка дорогая»

3. Подборка рецептов для масляничной недели «Блины, блинчики, оладушки».

4. Подборка закличек о весне.

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

( для родителей)

1

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста на следующие  высказывания

  • моя любимая игрушка в детстве:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • любимая игрушка моей мамы в детстве: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • любимая игрушка моей прабабушки в детстве:________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • любимая игрушка моего ребенка:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2

ЧТО Я КУПЛЮ СВОЕМУ РЕБЕНКУ В МАГАЗИНЕ ИГРУШЕК

Уважаемые родители! Подчеркните, пожалуйста  следующие  высказывания

1. Мягкую игрушку

2. Куклу Барби

3.Трансформер

4. Конструктор Лего

5. Русскую народную игрушку:

  • Богородского резного медведя
  • Семеновскую матрешку
  • Полхов – Майдановскую лошадку
  • Глиняную филимоновскую свистульку
  • Дымковского индюка

3

Уважаемые родители! Продолжите, пожалуйста  следующее  высказывание:

старинные праздники и обряды русского народа , существующие и в наше время, это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4

Уважаемые родители! Продолжите, пожалуйста  следующее  высказывание:

колыбельная песня для моего маленького сыночка ( или доченьки):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПОТЕШКИ

Родители – детям

1.

Ах ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка.

Сиреневая веточка

4.

Лень – потягота

Поди на Федота.

с Федота на Якова.

С Якова на всякого.

А со всякого

И с Якова,

И с Федота

Уходи ты

Лень – потягота

К себе на болото.

7.

Ай тари, тари, тари,

Куплю Маше янтари,

Останутся деньги-

Куплю Маше серьги.

Останутся пятаки –

Куплю Маше башмаки,

Останутся грошики –

Куплю Маше ложки.

2.

Ротик – клюковка,

Носик – пуговка,

Глазки – луковка.

Дочка моя куколка

скорей  вырастай, моя Катенька

Наша любимая  пташенька.

5.

Ваня, Ваня, простота.

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперед

И поехал в огород

8.

Пошла Маша на базар,

Принесла домой товар.

Родной матушке – платок,

Посередочке цветок.

Батюшке – кушачок,

Бабушке – гребешок,

Дедушке – поясок,

Тетушке – туесок.

Братьям – соколам

По козловым сапогам,

Сестрицам – лебедицам

По пуховым рукавицам,

Дорогим подружкам

Конфеты и игрушки.

3.

Ох ты, девица – краса,

Золотая коса,

С такой длинной косой

Не ходи за водой.

У колодца роса

Намокнет коса.

6.

Ой ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек.

Сиреневый кусточек.

Дети – родителям

1.

Наша-то хозяюшка сметлива была

Всем в избе работушку

К празднику дала.

Чашечку собачка моет языком,

Мышка собирает

Крошки под окном.

По столу котища

Лапою скребет,

Половичку курочка

Веничком метет.

4.

Кот на печку пошел,

Горшок каши нашел.

На печи калачи,

Как огонь горячи.

Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются.

7.

- Куда, Фома, едешь?

Куда погоняешь?

- Еду сено косить.

- На что тебе сено?

- Коровок кормить.

- На что тебе корова?

- Молоко доить.

- А зачем молоко?

- Ребяток поить.

- На что тебе детки?

- Счастливым быть!

2.

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду

Потерял пастух дуду.

Пастушку я отдала

-Ну-ка,  милый пастушок,

Ты спеши-ка на лужок.

Там Буренка лежит,

На теляток глядит,

А домой не идет,

Молочка не несет.

Надо кашу варить

Сашу кашкой кормить.

5.

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор:

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

8.

Идет лисичка по мосту,

Несет вязанку хворосту.

- Зачем ей хворост?

- Печь топить.

- Зачем ей печь?

- Обед варить.

- Зачем обед?

- Гостей кормить.

- А гости кто?

- Медведь с женой,

  Да еж, да кот,

  Да мы с тобой.

3.

Тень, тень потетень.

В огороде-то плетень.

В избе печка топится,

Бабушка торопится,

Она репу печет,

По тарелочкам кладет.

Кот  к тарелке – скок,

Себе нос обжег.

6.

- Куда едешь?

- На базар.

- Что купишь?

- Самовар.

- Сколько дашь?

- Три рубля.

- Кто поставил?

- Бабушка!

ВЕСЕННИЕ ЗАКЛИЧКИ

1.

Жаворонки прилетите

Холодную зиму унесите,

Теплую весну принесите!

Нам зима-то подоскучила,

Без хлебушка замучила.

3.

Жаворонок-дуда, прилети к нам сюда.

Нам зима-то надоела

Всю соломушку поела

И сенцо, и бренцо,

Золотое кольцо.

5.

Весна – красна!

На чем пришла?

На березе, на сосне.

На шелковой траве,

На ржаном снопочке,

На золотом колосочке.

2.

Солнышко, колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Ты пораньше разбуди:

Нам в поле бежать,

Нам весну встречать!

4.

Весна, весна красная,

Приди весна с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью:

С льном высоким,

С корнем глубоким,

С дождями, ливнями,

С хлебами обильными.

6.

Солнышко, покажись,

Красное, снарядись,

Поскорей, не робей,

Нас , ребят, обогрей.

АНКЕТА

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! ПРОСИМ ВАС ОТВЕТИТЬ НА СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:

1. В КАКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКАХ ВЫ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ? ____________________________________________________________________________________________________________________________

2. ЧТО ВЫ САМИ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ НАРОДНОГО ПРАЗДНИКА? (РОЖДЕСТВО, МАСЛЕНИЦА)?

____________________________________________________________________________________________________________________________

3.КАКУЮ НАРОДНУЮ ИГРУ ВЫ МОЖЕТЕ ПРОВЕСТИ С ДЕТЬМИ?

____________________________________________________________________________________________________________________________

4. НАЗОВИТЕ ЛЮБИМЫЕ ПРАЗДНИКИ ВАШИХ РОДИТЕЛЕЙ, БАБУШЕК, ДЕДУШЕК?

____________________________________________________________________________________________________________________________

5. КАКИЕ ПОДАРКИ ВЫ МОЖЕТЕ ПРИГОТОВИТЬ ВАШИМ ДРУЗЬЯМ, ДЕТЯМ?

____________________________________________________________________________________________________________________________

6. ЧТО ИНТЕРЕСНОГО ДЛЯ СЕБЯ ВЫ УЗНАЛИ, ПРИНИМАЯ УЧАСТИЕ В ПРАЗДНИКАХ?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. КАКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ ВАМ НРАВЯТСЯ (ЗНАЕТЕ, ПОМНИТЕ)?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. КАКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ ВЫ ЗНАЕТЕ?

____________________________________________________________________________________________________________________________

9. КАКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ, ЧТОБЫ БЫЛИ ПРОВЕДЕНЫ В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ

БЛАГОДАРИМ ЗА УЧАСТИЕ , ПРИНЯТОЕ В ОПРОСЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "РОЛЬ МАТЕРИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ БЛАГОПОЛУЧИИ РЕБЕНКА. ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ"

Создавая в себе физическое тело малыша до рождения, после рождения мама формирует его духовный мир. Она как будто на ладонях привносит то светлое, что может дать ребенку. «Привносит на ладонях&r...

Консультация для родителей «Семейные традиции. Их роль в воспитании ребенка».

Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. Детские сады, школы являются помощниками семьи, создавая необходимые условия продолжения жизни ребенка в семье....

Консультация для родителей «Семейные традиции. Их роль в воспитании ребенка».

Уважаемые родители! - Как вы думаете, что означает слово «семья»?  Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Семья – это группа живущих вместе ...

"Семейные традиции. Их роль в воспитании ребенка"

Консультация "Семейные традиции. Их роль в воспитании ребенка"...

народные традиции помогут вам в воспитании ребенка

В каждой семье есть на это свои взгляды и мысли.Как бы это смешно не звучало, но иногда мама или папа просто не могут найти подход к своему ребенку, которого они знают с младенчества.Многие родители с...

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВЛИЯНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ НА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ» «РУССКАЯ МАТРЁШКА»

Познакомить детей с особенностями народного декоративно-прикладного искусства  (материал, форма, цвет, узор), углубить представления о связи орнаментальной композиции с природой; Познакомить с пр...

Протокол родительского собрания "Семейные традиции. Их роль в воспитании ребенка"

Тема Семейные традиции. Их роль в воспитании            ребёнка.Председатель: Абрамов Г.С.Секретарь: Гончарова М.АПрисутствовали -24 человека (сп...