Речевое развитие в 1 младшей группе
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему

комплексно-тематическое планирование составлено с учетом требований ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое планирование образовательной области « Речевое развитие» в 1 младшей группе.

Тема

Программные задачи

Непосредственно-

образовательная

деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

Период  

Детский сад

Приучать детей участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложение воспитателя, охотно выполнить их.

Путешествие по комнате. Наша группа

Игра « Отгадай звук».

Хороводная игра

« Раздувайся пузырь».

Семинар «Психологические особенности возраста».

1-5 сентября

Помочь детям понять , что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы

«Про девочку Машу и Зайку-Длинное Ушко».

Игровая ситуация «Научим куклу мыть руки».

Дидактическая игра

« Дети обедают».

Наши игрушки.

Вызвать симпатию к сверстникам, помочь запомнить их имена, преодолеть застенчивость.

« Кто у нас такой хороший».

Игра « Пальчики здороваются».

Игровая ситуация «В гости».

8-12 сентября

Познакомить с предметами групповой комнаты и их размещением.

. А.Барто «Игрушки».

Игровая ситуация «Научим куклу аккуратно есть».

Игра «Разные игрушки».

Мой город, мой дом

Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя, значение слов, назывании цвета.

Дидактические упражнения и игры с кубиками  и кирпичиками.

Рассматривание картинок-загадок.

Игры с пирамидками.

Родительское собрание «Задачи развития и воспитания детей 2-3 лет».

15-19 сентября

Приучать детей слушать рассказ воспитателя без наглядного сопровождения.

. Чтение Л.Толстого «Спала кошка на крыше».

Игровая ситуация

« Зайка потерял ботинки».

Игровая ситуация

« Кто разденется быстрее куклы».

Все профессии важны, все профессии нужны.

Учить понимать, что изображено на картинке, осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы.

Рассматривание сюжетных картин «Повара»

Игра «Иди с нами играть».

Конструирование

домика для зайки..

22-30 сентября

Познакомить детей с народной песенкой. Закреплять умение объединять действие 2-3 игрушек.

Чтение народной песенки « Пошел котик на торжок».

Наблюдение «Цветы на подоконнике».

Игровая ситуация

«Больница».

Планируемый результат: Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду. Различает и называет предметы ближайшего окружения. Сопровождает речью игровые и бытовые действия. Слушает доступные по содержанию художественные произведения.

 Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественное развитие», «Социально-коммуникативное развитие »

Тема

Программные задачи

Непосредственно-

образовательная

деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

Период  

             Осень золотая      

Уточнить представление детей о приметах осени; упражнять в произношении (а).

Игры и игровые упражнения «Осень»

Игра «Собери в корзиночку»

Игровая ситуация

«Помоги одеть куклу».

Памятка для родителей «Какие игрушки и личные вещи давать ребенку в детский сад».

1--10 октября

Учить детей внимательно слушать короткие сказки, уметь их рассказывать.

Рассказывание русской народной сказки «Репка».

Рассматривание иллюстраций « Что растет на грядке».

Игра « Овощной магазин».

Учить понимать содержание литературных произведений

Чтение рассказа Е.Чарушина «Курочка»

Д/и «Кто внимательный?»

Игровая ситуация «Кукла Маша проснулась»

Фруктовый сад

Учить рассматривать сюжетные картины.

Рассматривание картины «Дыни»

Дидактическая игра

« Куда что положить».

Игровая ситуация

«Мой огород».

13-17 октября

Учить детей слушать стихи, совершенствовать умение отвечать на вопросы.

Чтение стихотворения Н.Сынгаевой

 « Помощница».

Дыхательное упражнение «Вздох-выдох».

Игра «Найди о чем я расскажу».

Наш огород.

Закрепить названия овощей, привлечь к составлению предложений из 2-3 слов.

Д/и «Чудесный мешочек»

Игра  «Покатаемся на лошадке»

Игровая ситуация

«Куклы в гостях у ребят».

20-24октября

Формировать у детей умение слушать стихотворный текст, проговаривать четко звуки и  слова

Чтение потешки «Огуречик-огуречик»

Д/и «Найди фрукты»

Сравнение игрушек

Грибы и ягоды

Закрепить правильное произношение звука У(изолированного и в звукосочетаниях)

Игровое упражнение на звукопроизношение

«Дети потерялись»(звука ау)

Д/и «Расставь посуду»

Сложи картинку

27-31октября

Продолжать знакомить с русским народным творчеством

Чтение потешки

«Бежала лесочком лисичка с кузовочком».

Дидактическая игра

«Кто пришел? Кто ушел?»

Настольно-печатная игра «Животные и их детеныши»

Планируемый результат: Различает  некоторые фрукты, овощи. Слушает и рассказывает знакомую сказку.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие»..

Тема

Программные задачи

Непосредственно-

образовательная

деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

Период  

Я в мире человек

Познакомить с содержанием стихотворения.

А. и П. Барто «Девочка-рёвушка»

Д/и «Кто как разговаривает»

Игровая ситуация «Больница»

Консультация для родителей «У истоков доброты. Воспитываем доброе отношение к животным».

5-14 ноября

Учить  внимательно слушать и наблюдать, понимать сюжет картины.

Рассматривание картины «Дети играют в кубики».

Д/и «Собери корзиночку»

Игровая ситуация «Кукла проснулась»

Познакомить с содержанием стихотворения.

Стихотворение С.Капутикян «Маша обедает»

Дидактическая игра

« Отгадай и назови».

Рисование дорожки для уточки.

Домашние животные и

 птицы.

Учить детей правильно называть домашних животных и их детенышей

Дидактическое упражнение

Чья мама? Чей малыш?»

Дидактическая игра

« Узнай по описанию».

Игровая ситуация «Котенок был простужен».

17-21 ноября

Учить детей договаривать слова  в стихотворении.

А.Барто «Кто как кричит».

Дидактическая игра

«Коровка, дай молочка».

Конструирование будки для собачки.

Лесные обитатели.

Развивать и активизировать словарь (рыжая лиса, лисонька, лисичка;)

Рассматривание серии картин «Кто живет в лесу».

Дидактическая игра

« Чудесный мешочек».

Игра « Кто где спрятался?»

Деловая игра «Природа родного края».

24-28 ноября

Учить помогать воспитателю читать авторскую сказку, договаривая слова и небольшие фразы.

Чтение В. Бианки «Лис и мышонок».

Подвижная игра

« Зайчиха и зайчата».

Конструирование домика для зайки и мишки.

Планируемый результат: Узнает и называет некоторых домашних  животных. Слушает доступные по содержанию стихи,  рассказы. Узнает и называет некоторых диких животных и их детенышей

Интеграция образовательных областей: . «Познавательное развитие», «Художественное развитие», «Социально-коммуникативное развитие »

Тема

Программные задачи

Непосредственно-

образовательная

деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

Период  

Зимушка-зима.

Учить рассматривать

зимние сюжеты и объяснять, что на них нарисовано. Закреплять умение различать на слух звукоподражательные слова.

Дидактическая игра

«Это зима».

Игровое упражнение « Расскажи мне».

Сюжетно-ролевая игра «Зимняя прогулка».

Консультация

« Закаливание дома и в детском саду».

1-5 декабря.

Учить детей внимательно слушать произведения, понимать их смысл.

Чтение стихотворения О.Высотской

 « На санках».

Игровая ситуация

« Очистим варежки от снега».

Рисование пальчиком зимнего леса.

Кто как готовится к зиме.

Развивать у детей способность понимать содержание рассказа без наглядного сопровождения

Рассказывание без наглядного сопровождения «Зайка зимой»

Упражнение

«Попробуй, повтори».

Игра «У нас  гости».

8-12 декабря.

 Совершенствовать  умение слушать поэтические произведения..

 О.Высотской «Холодно»

Игровая ситуация     «Сделаем кукле санки».

Подвижная игра

 « Попади снежком».

Одежда-обувь.

Помочь запомнить и  учить употреблять в речи названия предметов одежды.

«Для чего нужны одежда и обувь».

Дидактическая игра

« Кто кем станет».

Игра « Зимовье зверей».

15-19 декабря.

Учить детей слушать произведение, помочь запомнить стихотворение

Чтение Н.Саксонская «.Где мой пальчик?»

Д\и «Что за чем?»

Игровая ситуация «Магазин одежды».

Новый год.

Упражнять детей в определении местоположения объекта и правильном его обозначении, развивать память, привлекать к диалогу со взрослым

Рассматривание елки, украшенной игрушками

Дидактическая игра «Выше- ниже, дальше-ближе».

Чтение стихотворения С. Дрожжина

« Улицей гуляет Дедушка Мороз».

Игра « Угадай на чем играю».

Родительская помощь к  подготовке новогоднего праздника

22-31 декабря.

Учить детей внимательно слушать стихотворения.

Чтение стихотворения Я.Аким « Елка».

Рассказ воспитателя о приближающемся празднике.

Игровое упражнение

« Где звенит?»

Учить детей рассматривать картину, соотносить изображение с речевым текстом

Рассматривание картины «Праздник елки в детском саду»

Рисование нарядной елки.

Игра « Примеряем маски и костюмы».

Планируемый результат: Имеет элементарные представления о природно-сезонных изменениях. Слушает доступные по содержанию стихи. Самостоятельно выполняет трудовые действия. Проявляет эмоциональную отзывчивость, с интересом рассматривает иллюстрации.

 Интеграция образовательных областей:   «Познавательное развитие», «Художественное развитие», «Социально-коммуникативное развитие »

Тема

Программные задачи

Непосредственно-

образовательная

деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

Период  

Мебель.

Упражнять детей в правильном назывании предметов мебели; учить четко произносить звукоподражательные слова.

Дидактическая игра

 « Устроим кукле комнату».

Д/и «Большой и маленький!.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек».

9-16 января

 Познакомить с русской народной  сказкой « Три медведя», приучая внимательно слушать относительно большие по объему произведения.

Чтение русской народной  сказки

 « Три медведя».

Игра « Как зовут твою маму?»

Игра « Чья мама?»

Что нас окружает.

Дать детям возможность убедиться в том, что рассматривать рисунки в книжках интересно и полезно.

Дидактическая игра «Чья картинка»

Игра « Что изменилось?»

Сюжетно-ролевая игра « Поможем товарищу приготовить суп».

Решение педагогических задач « Подумаем вместе».

19-23 января

Ознакомить с польским стихотворением; учить задавать вопросы и отвечать на них.

Чтение стихотворения Б.Заходера

« Сапожник».

Игровое упражнение « Я стучу молотком

тук-тук».

Конструирование предметов мебели.

У меня сестрёнка есть, у меня братишка есть.

Продолжать учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы.

Рассматривание картины « Дети кормят курицу и цыплят».

Игра « Какие предметы лишние?»

Настольно-печатная игра « Птичий двор».

Ширма для родителей «Умение и навыки детей 2-3 лет».

26-30 января

Познакомить с содержанием рассказа; учить отвечать на вопросы воспитателя.

Чтение рассказа Л.Славиной «Таня и братик».

Игровое упражнение « Повтори за мной».

Сюжетно-ролевая игра « Стирка».

Планируемый результат: Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные по возрасту произведения.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественное развитие», «Социально-коммуникативное развитие »

 « Физическое развитие»

Тема

Программные задачи

Непосредственно-

образовательная

деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

Период  

Безопасность.

Побуждать детей произносить слова, обозначающие действия

Дидактическая игра

 « Мишка пьет горячий чай».

Игровое упражнение « Чистые ладошки».

Сюжетно-ролевая игра « На плите варилась каша».

Консультация

 « Ребенок у экрана».

2-6  февраля

Познакомить с содержанием сказки, вызвать желание поиграть в сказку.

Рассказывание русской народной сказки « Волк и козлята».

Дидактическая игра

« Найди пару».

Игра « Непослушные застежки».

Городской транспорт.

Продолжать учить детей участвовать в инсценировках, активно проговаривать простые и более сложные фразы.

Игра-инсценировка

 « Как машина зверят катала».

Беседа «На чем люди ездят».

Настольно-печатная игра « Собери картинку».

9-13февраля

Учить слушать стихотворение, активизировать речь, учить различать действия по значению.

Чтение стихотворения А.Барто « Грузовик».

Игра с машинками.

Рассказ воспитателя «На чем люди ездят»

Конструирование дороги.

Папа лучший друг.

Учить применять форму монологической речи, используя фольклорные произведения.

Игра

« Петушок и его семья»

Игровая ситуация

« Наводим порядок в шкафчике».

Рисование ладошек.

Дидактическая игра

« Тихо- громко».

Родительское собрание « Легко ли быть папой».

16-27  февраля

 Учить слушать доступные по содержанию художественные произведения без наглядного сопровождения.

Чтение Я.Тайц

« Поезд».

Игра « Что не нужно».

Конструирование домов из кубиков.

Учить рассматривать игрушки, выделять их характерные особенности

Рассматривание игрушек :куклы  мальчика и девочки

Рисование полотенца для куклы.

Сюжетно-ролевая игра « Гости».

Познакомить с содержанием стихотворения, повторять фразы за воспитателем.

Чтение стихотворения Капутикян « Все спят».

Игровое упражнение « Широкий- узкий».

Настольно-печатная игра « Одежда».

Планируемый результат: Слушает доступные по содержанию художественные произведения. Различает и называет ближнее окружение.                                                                                  Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественное развитие», «Социально-коммуникативное развитие »

Тема

Программные задачи

Непосредственно-

образовательная

деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

Период  

                                              Праздник в нашем доме.

                                       

Учить употреблять в речи названия предметов, действий и качеств.

Дидактическая игра

 « Купание куклы Кати».

Совместная игра «Варим варенье». Беседа о маме.

Сюжетно-ролевая игра « Семья».

День открытых дверей « Мир детских талантов».

2-6 марта

Познакомить с русской народной сказкой, прививать им интерес к драматизациям.

Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь».

Игровое упражнение «Оденем куклу Катю на прогулку».

Конструирование предметов мебели.

Народное творчество.

Учить рассказывать о том, как они будут играть с народной игрушкой.

Дидактическая игра

 « Я ищу детей, которые полюбили бы меня».

Игровое упражнение « Покатай матрешку».

Настольная игра

« Собери пирамидку».

Семинар

 « Народные игры в воспитании детей».

10-20 марта

Вызвать у детей интерес к фольклору, учить внимательно слушать ,понимать.

Рассказывание потешки «Еду-еду к бабе, к деду».

Упражнение «Вытираем лицо и руки полотенцем».

Конструирование дорожки для матрешки.

Продолжать знакомить с русским народным творчеством.

«Ой,ду-ду,ду-ду,ду-ду!Сидит ворон на дубу»

Рассматривание народных игрушек.

Упражнение

« Найдем матрешкам косыночки».

             Здравствуй, весна!

Учить различать и называть сезонные  признаки. Развивать слуховое внимание.

Дидактическая игра

«Здравствуй, весна»

Беседа « « Что делают люди весной».

Игра « Подбери одежду для прогулок».

Акция « Сделаем наш детский сад красивым».

23-31 марта

 Формировать элементарные навыки слушания, воспитывать любовь к художественной литературы.

. Л. Славина «Кораблик»

Дидактическое упражнение « Что весной бывает?»

Конструирование домика для птиц.

Учить наблюдать, отвечать на вопросы словом и предложением. Активизировать словарь по теме

Рассматривание домиков для зверей

Д/и «Чего не стало?»

Игровая ситуация «Едем на автобусе»

Планируемый результат: Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные по возрасту литературно-художественные произведения, проговаривает фразы. 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественное развитие», «Социально-коммуникативное развитие

Тема

Программные задачи

Непосредственно-

образовательная

деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

Период  

Вестники весны.

 Активизировать словарь по теме. Учить детей следить за рассказом воспитателя: добавлять слова, заканчивать фразы.

Составление рассказа на тему «Как мы птичек кормили»

Целевая прогулка

« К нам весна шагает».

Игровая ситуация     « Покормим птиц».

1-10апреля

. Учить согласовывать слова в предложении. Развивать память, внимание.

 Чтение стихотворения А. Плещеева

« Сельская песенка».

Чтение потешек и закличек про весну, солнышко.

Рассказывание русской народной сказки « Теремок

Игра на музыкальных инструментах.

Мы учимся дружить.

Учить наблюдать, отвечать на вопросы словом и предложением. Активизировать словарь по теме.

Дидактическая игра

« Одеваем куклу на прогулку».

Дидактическая игра « Плавает или тонет».

Игра  «Пароход».

13-17апреля

Познакомить с новым художественным произведением.

Чтение

стихотворений К. Чуковского « Котауси и Мауси».

Д/и «Найди и назови»

Игровое упражнение « Найди на ощупь».

Диагностика

20-30 апреля

Планируемый результат: Слушает доступные по содержанию стихи. Умеет отвечать на вопросы воспитателя.

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Художественное развитие», «Социально-коммуникативное развитие »

Тема

Программные задачи

Непосредственно-

образовательная

деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

Период  

Что такое хорошо,что такое плохо.

Учить детей правильно обращаться с игрушками.

Игра « Не уходи от нас киска».

Игровое упражнение « Обновки для куклы».

Игра «Покатаем мишку».

Памятка для родителей

 « Профилактика дизентерии, отравлений и кишечных инфекций».

4-8 мая

Учить слушать произведения, воспитывать бережное отношение к игрушкам

Заучивание  Стихотворение А.Барто«Уронили Мишку на пол».

Беседа « Что мы делаем утром».

Лепка

 « Что это такое?»

 Насекомые и их знакомые.

Учить слушать относительно большие по объёму художественные произведение.

Б.Житков «Храбрый утенок».

Чтение стихотворений и потешек о солнышке.

Настольно-печатная игра « Подбери по цвету».

Родительское собрание « Наши успехи».

11-15 мая

Помочь детям понять содержание картины, активизировать речь.

Рассматривание сюжетной картины.

«Кто рассказывает?»

Игровая ситуация: « Котенок был простужен».

Природа наш целитель.

Познакомить с содержанием сказки

Сказка Н.Павловой «Земляничка».

Игровая ситуация

 « Руки перед едой надо мыть».

Игра малой подвижности

 « Кто позвал?»

18-22 мая

Активизировать  словарь, учить отвечать на вопросы.

Дидактическая игра «Весенняя поляна»

«Угадай, на чем играю?»

Игровая ситуация «Уложим кукол спать».

Лето.

Учить различать птиц. Совершенствовать умение понимать вопросы.

Чтение А.Барто « Кто как кричит».

Дидактическое упражнение

 « Угадай, что это».

Совместная игра

« Покатаем игрушки».

25-29 мая

Учить детей наблюдать.

Расширять словарный запас,

слуховое внимание.

Игровая обучающая ситуация « Что мы видели на прогулке».

   

Игра « Бытовые приборы».

Настольно-печатная игра « Собери пару».

Планируемый результат: умеет слушать стихи. Эмоционально откликается на произведения, отвечает на вопросы. : Слушает доступные по содержанию рассказы. Общается в диалоге с воспитателем.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественное развитие», «Социально-коммуникативное развитие

 

Перечень используемых программ

Перечень используемых технологий, методических разработок, учебно – методических пособий.

 Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

В.В.Гербова «развитие речи и общения детей в первой младшей группе детского сада. МОЗАИКА_СИНТЕЗ, М.2012

Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ» Г.И. Винникова Занятия с детьми 2-3 лет. Методические рекомендации

Н.А.Карпухина «Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада» Воронеж, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательно-речевому развитию в младшей группе.

Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.Формировать навык целенаправленных движений рук....

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию II младшая группа Тема "Зимушка-зима"

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию разработан для второй младшей группы, позволит расширить представления детей о характерных признаках зимы, учить устанавли...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

"В гостях у Матрешек" технологическая карта НОД (интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие») первая младшая группа

quot;В гостях у Матрешек" технологическая карта НОД (интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие»,  «Познавательное развитие», «Реч...