Семинар-практикум Интегрированная образовательная деятельность «Чудесный короб»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Васильченко Лариса Григорьевна

 

Семинар-практикум

Интегрированная образовательная деятельность

«Чудесный короб»

 

Старшая группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                               Воспитатель: Васильченко Л.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

Воспитатель:     Добрый день гости званные и желанные

Милости просим!

Рады гостям, как добрым вестям.

Всех привечаем, душевно встречаем.

День вам добрый,

День вам чистый,

День без боли и без зла

И от наших белоярцев

Шлем поклон вам, друзья.

Чем дальше в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Россия- мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало

Когда б ты говорить могла,

То многое бы рассказала

 

Уважаемые гости. Сегодня мы приглашаем вас вместе с нами узнать, что из культурного наследия прошлого России сохранено, для сегодняшних поколений. Чем же занимались жители деревень и городов, как они развлекались, когда ни радио, ни телевидения в помине не было, когда россияне еще читать и писать не умели? А они рассказывали друг другу сказки, загадывали загадки, играли в народные игры, проводили народные праздники, посиделки. Потом все это стали называть устным народным творчеством, а еще позже-фольклором. Все мы вами на протяжении всей своей жизни слышали, знаем, используем: скороговорки, считалки, заклички, приговорки, частушки, потешки, прибаутки, дразнилки, пословицы, загадки, поговорки, былины. Так вот это все и есть -фольклор.

 

Звучит русская народная песня «Коробейники». В зал входят дети.

 

Ребята вы конечно догадались, почему наша встреча началась с этой знакомой всем русской песни? Потому, что в центре нашего внимания будет вот эта самая «коробочка», а вернее старинный русский «короб». И конечно он располным - полон... А вот чем'? Ну хорошо, ребята, чтобы открыть тайну старинного короба, нам нужно преодолеть не мало препятствий, выполнить задания. А в пути нам поможет этот клубочек. Он поведёт нас от цели к цели.

 

Воспитатель берет клубочек и катит его в направлении первого испытательного пункта.

 

Воспитатель: Глядите ребята, здесь нас ждут Матрёшки

Мы веселые Матрёшки

Ваши лучшие друзья.

Мы умеем все:

Считать, прибавлять и отнимать.

Раз. два, три, четыре, пять!

Будем знанья проверять.

Воспитатель: Что же за задание нам приготовили  Матрёшки. Ребята сейчас вы будете считать, будьте внимательны.

 

Загадаю вам ребятки

Очень трудные загадки

Если знаешь, не зевай

Поскорее отвечай.

 

Шесть весёлых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал.

От товарищей отстал,

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди?

Дети: Пять.

Воспитатель: А сейчас следующая:

Внуку Шуре, добрый дед

Дал вчера семь штук конфет.

Съел одну конфету внук,

Сколько же осталось штук?

 Дети: Шесть.

 Воспитатель: Молодцы, правильно сосчитали.

Угадайте-ка, сколько у курочки цыплят?

 Вышла курочка гулять Забрала своих цыплят.

Пять бежали впереди, Два остались позади.

Беспокоится их мать И не может сосчитать.

 Сосчитайте-ка, ребята. Сколько было всех цыплят?

Дети: Семь.

Воспитатель: Вот какие молодцы! А теперь я предлагаю вам решить задачу. Посадил дед репку - выросла репка большая - пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет- потянет, вытащить не может. А вытащили репку только тогда, когда стали тянуть все вместе: дед, бабка, внучка, собака Жучка, кошка Дашка и мышка. Сколько человек тянули репку? Сколько животных помогали тащить репку?

Дети: Три человека. Трое животных.

 Воспитатель:  Послушайте, пожалуйста, еще загадку;

Нет углов у меня

И похож на блюдце я

На тарелку, на кольцо,

Кто же я такой друзья

Назовите вы меня

Дети: Круг

Воспитатель:   Что похоже на открытку,

На конверт и на альбом?

Что сравнить, ребята,

Можно с одеялом и ковром?

Вы подумайте, скажите

Только помнить вы должны

Стороны фигуры этой

Противоположные, равны.

Дети: Прямоугольник

Воспитатель:     Молодцы, а вот еще загадка.

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

Как зовут его?

Дети: Квадрат.

Воспитатель:     Узнает очень просто

Меня любой дошкольник

Я тупо -, прямо -, остро -,

Угольный.........

Дети: Треугольник.

Воспитатель: Молодцы, хорошо потрудилось. Мы же ребята с вами знаем ещё пословицы, поговорки, с числами.

•     Один ум хорошо, а два лучше.

•     Два сапога- пара.

•     Обещанного три года ждут.

•     На все четыре стороны.

•     Знать, как свои пять пальцев.

•     Семеро одного не ждут.

•     Восьмое чудо света.

•     Не трусливого десятка.

Воспитатель:  Ребятки молодцы, а скороговорки, в которых тоже присутствует число.

•     Возле грядки - две лопатки, возле катки - два ведра.

•    Три сороки - тараторки тараторили на горке.

•    Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

•    Шесть мышат в камыше шуршат.

•    Сидели свистели семь свиристелей.

Воспитатель: Вот порадовали, вы хорошо потрудились, справились с заданием. А Матрёшки теперь знают, что вы ребятки умеете хорошо считать, знаете: скороговорки, пословицы, отгадываете загадки. Ну, а теперь мы можем дальше идти. Ой, ребята, взгляните, что здесь нарисовано?

Дети: Следы.

Воспитатель: Какие?

Дети: Маленькие, побольше, большие.

Воспитатель: Большие следы оставил сказочный великан, следы поменьше обычный путник, похожие на нас с вами. А маленькие следы принадлежат гномику. Сейчас вы пойдёте по заколдованной дорожке. Нужно будет идти, то как великаны, то как гномики, а то как обычные путники. Смотрите, какую карточку показывает водящий. А водящим будет.. Кто?... Решит считалочка:

Считалочка:

Тики - таки, тики - таки.

Ходят в нашей речки раки.

Стали раки воду пить.

Выходи, тебе водить.

Как-то белка на тележки:

Продавала всем орешки:

Кому два, кому три-

Ты из круга выходи!

 

Игра «Чей след»

звучит музыка, дети двигаются по другу. Если водящий показывает карточку с большими следами, дети шагают широкими шагами, медленно и грузно. Если водящий показывает карточку со следами среднего размера, дети шагают обычным темпом. Если им предъявляется карточка с мелкими следами, дети семенят на носочках.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Кончился заколдованный участок пути. Катись, клубочек, дальше. Пускаем клубочек - смотрите здесь пенёчек. На пеньке сидит - Кто? Дети: Лисичка.

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, сказки, где героем сказки является лиса.

Дети: «Колобок», «Лиса и петух», «Заюшкина избушка», «Лиса и волк», «Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса».

Воспитатель: Правильно, ребята. Лисичка принесла нам загадки и сейчас мы с вами отгадывая их, будем путешествовать по сказкам. Сдобный, пышный, круглощёкий, У него румяный бок. Убегает по дорожке.

И зовется......

Дети: «Колобок»

Воспитатель: Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам того не ведая,

Несет её домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь

Названье этой сказки.....,

Дети: «Маша и медведь».

Воспитатель: Летела стрела и попала

В болото,

А в этом болоте поймал сё

Кто-то.

Она распростилась с зеленою

Кожей.

И стала красивой и очень

Пригожей.

Дети: «Царевна-лягушка».

Воспитатель: Молодцы, ребята. А вот следующая сказка.

Помогала им яблонька.

Помогала им печка,

Помогала им и глубокая речка.

Все им помогали..

Все их укрывали,

К матушке и батюшке

Они домой попали.

Дети: «Гуси-лебеди».

Воспитатель: Зимою он у проруби

Хвостом рыбачить пробовал.

И выбиваясь из последних сил

Лисицу на себе возил.

Дети: «Лиса и волк»

Воспитатель: Было их как дней в недели.

Они прыгали и пели,

Но избушку открывать

Им не разрешала мать.

Там сосед гулял опасный.

Кто они, наверно, ясно?

Дети: «Волк и семеро козлят».

Воспитатель: Возле леса на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

Дети: «Маша и три медведя».

Воспитатель: Хорошо потрудились. Ребята, в сказках есть зачин (вступление). Какие вы знайте зачины?

Дети: «В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были...» или «Жили были дед да баба...»

Воспитатель: Молодцы, знайте. А какие концовки обычно у русских сказок?

Дети: «Тут и сказка вся, больше врать нельзя», «И стали они жить поживать, да добра наживать» или «Завели они пир на весь мир. И я там был, мёд - пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

Воспитатель: Ребята есть и другие присказки. Я начну читать, а вы продолжайте.

•     Скоро сказка сказывается... (да нескоро дело делается).

•     Сказка от начала начинается, до конца читается, в серёдке не... (перебивается).

•    Ни в сказке сказать... (ни пером описать).

•    Стань передо мной... (как лист перед травой).

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте мы проведём конкурс «Назовите жанр».

Слушайте, пожалуйста.

Если знаешь не зевай,

Поскорее отвечай.

Жил-был царь Додон,

У него был большой дом.

Подле дома росла берёза,

На берёзе висело мочало,

Держи мочалу....

И опять сказка сначала!

Жил-был царь Додон...

Дети: «Докучная сказка».

Воспитатель: Из-за леса, из-за гор

Едет дядюшка Егор.

 Он на сивой, на телеге

На скрипучем он коне

Топорищем подпоясан,

Ремень за пояс заткнул

Сапоги на растопашку

На босу ногу зипун

Парень белый ,вышитой

Рубашка чернобровка.

Дети: перевертыши

Воспитатель:

По гладенькой дорожке

По гладенькой дорожке

По кочкам

По кочкам

Да бух в нырок

Дети: потешка

Воспитатель:

Правильно ребята молодцы .Вы на утренниках ,на музыкальных занятиях ,на прогулке ,в группе потешки рассказываете .Вы наверное много их знаете? Давайте я начну потешку, а вы закончите.

 

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Дети:

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь

Голосисто поешь,

Ване спать не даешь?

Воспитатель:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтоб глазки блестели...

Дети:

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Воспитатель:

Ну еще одну потешку.

Сорока -белобока

Кашу варила,

Деток кормила...

Дети:

Этому дала,

 Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

 Каши не варил –

Тебе нет ни чего.

 Воспитатель:

Ну вот лисичка видишь, сколько много наши ребята знают потешек

и русских народных сказок. Сказки любят и дети и взрослые. Получается всю жизнь, каждого из нас сопровождают сказки, ведь в них заключается народная мудрость.

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них...

Пусть герой сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро на веке

Побеждает зло.

Справились мы и с этим заданием, пойдем дальше.(кидает клубочек) Давайте посмотрим, какое еще испытание нам приготовлено.

Сначала ребята давайте-ка, мы с вами расправим плечи, сделаем глубокий вдох, вдохнули свежий воздух, и выдохнули все неприятности и огорчения (3 раза)

Раз-два, раз-два, раз-два-три !

Вслед за мною говори:

В понедельник, вторник, среду

В гости к бабушке поеду,

А в четверг и в пятницу

Санки к дому катятся,

За субботой воскресенье,

В этот день пекут печенье,

Раз-два, раз-два, раз-два-три!

Всю считалку повтори.

 

А сейчас я загадаю загадку ,слушайте внимательно.

 

Когда это бывает? Дел у меня немало-

Я белым одеялом

Всю землю укрываю

В след реки одеваю,

Белю, поля, дома,

Зовут меня...

Дети: Зима.

Воспитатель:

Я раскрываю почки

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня...

Дети: Весна.

Воспитатель:

Молодцы ребята следующая загадка.

Я соткана из зноя,

Несу тепло с собою.

Я реки согреваю.

Купайтесь - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня.

Я...

Дети: Лето.

Воспитатель:

Несу я урожай,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И елочек.

Я...

Дети: Осень.

Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста. Какое время года наступает после зимы?

 Дети: Весна.

Воспитатель: Какое время года наступает после весны?

Дети: Лето.

Воспитатель: В какое время года начинаются занятия в школе?

Дети: Осенью.

 

Воспитатель: Правильно ребятки. А теперь будьте внимательны.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в этой тройке белы,

А в санях сидит царица-

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом-

  Все покрыла серебром!

Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке?

Дети: О зиме.

Воспитатель: Что за скакуны в этой тройке?

Дети: Зимние месяцы

Воспитатель: Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.

Дети: Декабрь, январь и февраль.

Воспитатель: Да, зима-царица трех месяцев, но у этих месяцев есть другие названия, Народные. Как они называются?

Дети: Декабрь «студень», «стужайло», «студеный» потому что самый холодный. Январь - просинец. В январе день начинает прибавляться, стоят сильные морозы, светит яркое солнце и небо синее -синее.

Воспитатель: А какой же третий месяц зимы?

Дети:  Февраль - бокогрей. В феврале солнышко начинает пригревать, а затем возвращаются метели да морозы. Вот и получается, что с одной стороны бок пригревает с другой ветер поддувает.

Воспитатель: а еще февраль называют коротышкой. Почему?

Дети: Это самый короткий месяц в году.

Из липы доски сделаны

И прялки, и лошадки.

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки

Там лихо скачут всадники,

Жар птицы ввысь летят,

И точки черно - белые

На солнышке блестят

(Городецкие изделия)

 

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется, и цветы

Растут нездешней красоты

Блестят они как золотые,

 А может солнцем залитые

(Хохломские изделия)

 

Чашки, чайники и вазы

Отличите эти сразу,

Белый фон - снегов полей,

Синий - небушка синее,

Кружевные все цветы

Все небесной красоты

(Гжельская посуда)

 

 

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть

Разрумянилась немножко

Наша русская ...

(Матрешка)

 

Ребята, русские мастера трудились на славу, и в сою работу они вкладывали умение, душу, поэтому изделия получились такие красивые, так радовали глаз. Вот и мы сейчас с вами нарисуем матрешек.

С детьми проводится пальчиковая игра.

 

Пальчиковая игра.

 

Воспитатель: Ребята давайте распишем матрешек, у них нет узоров на платках, на переднике. Теперь пара матрешек наряжать. Дети расписывают матрешек под музыку

 

Какие все матрешки нарядные! И расписаны по разному.

Матрешки довольны, вы помогли им стать такими красивыми.

Весело им будет вместе.

Не устали ли наши гости

Не пора ли нам немножко отдохнуть.

Давайте споем частушки.

 

Давайте выберем начинающего с помощью считалки.

 

Зимний вечер темен, долог,

Насчитаю сорок елок,

Скину шубку на снежок,

Все, пожалуйста, в кружок.

Ну и тот, кто водит,

Первым пусть выходит.

Частушки:

 

Дети:

  1. Я - матрешка - сувенир

В расписанных сапожках,

Прогремела на весь мир

Русская матрешка.

 

2.   Мама с папой с рынка как-то

Мне подарок принесли-

С филимоновским барашком

Я играл аж до зари.

 

  1. Кисти, краски, закупаю

В Городец уеду,

всё, что надо нарисую

И вернусь к обеду.

 

 

  1. Не судите меня строго,

Чему быть, чему не быть

Жостово милёнок любит,

 Как его мне не любить.

 

  1. Я куплю себе свистульку,

Буду трели выводить

Мастеров из славной Дымки

Ни когда нам не забыть.

 

  1. Мыла гжельскую посуду

Разлетались брызги всюду

Брызги вытру - не беда

Ох, посуда хороша.

 

  1. Я всё небо разрисую,

Разрисую хохломой

Пусть все лётчики летают

Над такою красотою.

 

  1. Вместе: ты играй моя гармошка,

Ты подруга подпевай,

Мастеров Руси великой

во весь голос прославлять.

 

Низкий поклон русским мастерам.

И пусть их творения радуют не только нас, но и наших потомков.

 

Воспитатель:

Пусть не гаснет интерес к народному творчеству,

Ведь в нем воплощалась многовековая мудрость

Русского народа и его стремление к красоте.

Так будем беречь эту красоту!

Русские песни и хороводы никогда не выйдут из моды. И с ними вмести - игрушки забавные, глиняные и деревянные. В них любовь воплотилась народа ко всему, что отчизной зовется.

 

Милый сердцу очаг и природа, -

Обо всем этом сердцем поётся.

Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела!

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит в перед,

а преданья старины

забывать мы не должны.

 

Вы ко мне в гости пришли, я рада вас видеть и рада угостить!

Русский народ славился гостеприимством, гостей любили угощать вареньем, пряниками, пирогами. Вот и я люблю печь и всех угощать.

 

 

 

 Дети:

К нам гости пришли

дорогие пришли

мы не зря кисель варили,

пироги пекли.

С малиной пирог

И с капустой пирог,

А который без начинки-

Самый вкусный пирог!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Совместная образовательная деятельность "Чудесное лукошко" для подготовительной группы

Познавательная ценность:Углубление и систематизация знаний о овощах;Формирование познавательных умений: наблюдать, сравнивать и анализировать, экспериментировать; использовать полученные знания в разл...

образовательная деятельность "Чудесная мука" (область "Познание")

Ознакомление детей со свойствами мукичерез детское экспериментирование(для детей первой и второй младшей групп)...

непосредственно-образовательная деятельность "чудесные помощники"

КонспектЗанятие «ЧУДЕСНЫЕ  ПОМОЩНИКИ». ЦЕЛЬ: развивать интерес к себе, своим физическим возможностям; испытывать чувство радости от общения и совместных действий с другими детьми. ЗАДАЧ...

Тема непосредственной образовательной деятельности: «Чудесный мир заповедника Малая Сосьва»

Создание условий для обогащения речи детей через их познавательную деятельность....

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности «Чудесные превращения нашей одежды».

         Рассказать детям о   прошлом одежды, вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды взрослых....