Открытое занятие по развитию речи в старшей группе "Мимика и жесты"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Пименова Светлана Николаевна

 

Программное содержание: познакомить детей с различными эмоциональными состояниями (радость, грусть, испуг, безразличие  и т.д. ), с тем, как по внешнему виду отличить,  например, испуганного человека от удивленного, веселого от грустного.

Учить детей анализировать выражения лица, позволяющие окружающим правильно понимать их.

 

Ход занятия

 

Воспитатель. Сегодня у нас с вами не совсем обычное занятие, а поэтому и задания для вас будут тоже необычные.

Для начала отгадайте, с каким настроением я пришла к вам на занятие.

(Мимикой и жестами изображает грусть, веселье, злость.)

- А как вы догадались? Ведь я не сказала вам ни слова.

(ответы детей)

Верно, по внешнему виду мы вполне можем отличить грустного человека от веселого, злого от доброго, испуганного от удивленного.

     Вот перед вами рисунки, на которых изображены забавные мордашки детей. Внимательно рассмотрите их и определите какое у каждого из них настроение.

Как вы догадались?

- Правильно, если опущены уголки губ, сведены брови, глазки тоже опущены - это , конечно же, грусть. А если глазки превратились в щелочки, брови вразлет и рот до ушей – конечно же, это радость.

А вот когда ротик округлился, глаза огромные – без сомнения – это испуг, ужас. Наверное, человек встретил что-то очень страшное на своем пути.

  Теперь вы поняли, что человеку не обязательно говорить “ мне грустно”, “ мне весело” или “ ой, как страшно”, его внутреннее состояние помимо его воли отражается на лице. Выражение лица называется мимикой. Мы можем узнать о настроении человека по выражению лица или по его мимике.

 

 Давайте поиграем с вами в такую игру: я буду вам предлагать различные ситуации, а вы при помощи мимики изобразите то или иное эмоциональное состояние:

-вы разбили мамину любимую вазочку;

-вам подарили игрушку, о которой вы так давно мечтали;

-вы съели кислый лимон;

-вы укололись иглой;

-вы кушаете нелюбимую кашу.

-Вот, видите, вы не сказали ни слова, но всем сразу стало ясно, что вы испытываете: испуг, радость, боль по вашему выражению лица- по мимике.

   Но только ли мимика помогла вам показать, что вы ощутили? В ситуации, когда вы укололись иголкой, что вы сделали?

-Верно, вы отдернули руку.

  Попробуйте отгадать, что я вам хочу сказать.

( Показывает жестом: встаньте, идите ко мне, стойте на месте, тихо, до свидания…)

-Молодцы, а как вы догадались, что нужно делать, ведь я не сказала вам ни слова?

- Верно, я показала вам руками те действия, которые вы должны выполнить. Движения рук называются жестами.

Без мимики и жестов наша речь будет совсем невыразительной.

Послушайте, как звучит потешка с помощью мимики и жестов, и рассказанная без выражения:

Котишка- мурлыка,

Серый лобишко!

Не лезь в сметану,

Оставь Степану!

-Как вам больше понравилось?

-Конечно же, когда были использованы мимика жесты. Вы сразу догадались, что хозяйка журит котика, она недовольна, что он полез в сметану.

  А сейчас вы превратитесь в артистов, которые без слов, используя только мимику и жесты, покажут нам, что они делают, что при этом испытывают. Готовы?

 

Воспитатель.

 Передайте друг другу этот мячик, как  будто  это:

- Тяжелый камень;

- Хрустальная, хрупкая ваза;

- Грязная тряпка;

- Стакан, до краев наполненный водой.

 

Возьмите со стола нитку, как будто это:

-змея;

-горячая, печеная картошка;

-непоседа- кузнечик.

 

Представьте, что вы:

-солдат;

-старый, больной человек;

-мишка в лесу;

-манекенщица.

 

Воспитатель.

Вы все такие талантливые артисты! Всем стало ясно без слов, что вы нам показали. А показали вы пантомиму, маленькую сценку без слов, используя только жесты и выражение лица- мимику.

-Хотите еще превратиться в артистов?

-Я прочту вам прибаутки, а вы при помощи жестов и мимики постарайтесь изобразить все, что услышите:

У забора сиротливо

Пригорюнилась крапива.

Может, кем обижена?

Подошел поближе я,

А она-то, злюка,

Обожгла мне руку.

 

Тень, тень,  потетень.

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

-Всему лесу я краса!

Похвалялся зайка:

-Поди, догоняй-ка!

Похвалялися ежи:

-У нас шубы хороши!

Похвалялся медведь:

-Могу песни я петь!

 

Идет петушок,

Красный гребешок,

Хвост узорами,

Сапоги со шпорами,

Двойная бородка,

Частая походка.

Рано встает,

Красны песни поет!

Цок, цок, цок, цок!

Я лошадка – серый бок!

Я копытцем постучу,

Если хочешь - покачу!

Посмотри, как я красива,

Хороши и хвост и грива.

Цок, цок, цок, цок!

Я лошадка – серый бок!

 

Вдоль по бережку лебедушка плывет.

Выше бережка головушку несет.

Белым крылышком помахивает.

На цветы водицу стряхивает!

 

Воспитатель.

Вот и закончилось наше занятие. Что нового вы узнали?

-Верно, узнали, что общаться можно не только при помощи слов, но и при помощи жестов и мимики. Выражение лица о многом может нам поведать, передать то настроение, которое испытывает наш собеседник. А используя жесты, легко можно представить и какой ширины испекли каравай, и какой малюсенький жучок сел на цветок, и еще многое другое. От этого наша речь станет более эмоциональной и выразительной!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи для старшей группы "Путешествие в страну Красивой речи"

Открытое занятия подготовила и показывала на конкурс воспитатель года....

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: " Путешествие в страну красивой речи"

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. формирова...

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ КЛАСИФИЦИРОВАТЬ ,ОБОБЩАТЬРАСШИРЯТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС...

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»Цели:1. Совершенствовать умение классифицировать, подбирать антонимы, образование уменьшительно-ласка...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...