Занятие по художественной литературе "Богатырская сказка про Илью Муромца"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Бондаренко Галина Николаевна

Занятие по художественной литературе "Богатырская сказка про Илью Муромца" , поможет ребятам по ближе познакомиться с русскими былинами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_khudozhestvennoy_literature.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по

художественной литературе "Богатырская сказка про Илью Муромца"

Бондаренко Г.Н. воспитатель МБДОУ№6

ЦЕЛИ:

  • сформировать у детей понятие о былине – виде устного народного творчества, создать у детей целостный образ героя;
  • развивать речь детей;
  • воспитывать устойчивый интерес к чтению произведений устного народного творчества;
  • обогащать словарный запас; прививать любовь к чтению.

Оборудование: грамзапись сказки, пословицы, скороговорка. На доске картина В.М.Васнецова “Богатыри”; толковый словарь; рисунок гуслей; магнитофон.

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Введение в тему занятия

        В. Сегодня мы с вами поговорим о богатырях. Кто такие богатыри? Каких богатырей вы знаете?

(Сказочные богатыри)

(Рисунок 1)

  Звучит “Утро” Э. Грига. Воспитатель читает стихотворение.

Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!

– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Д. Чувство торжества, гордости за свою Родину.

В. Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались пословицы, стихи и песни. Какие пословицы о Родине вы знаете?

Д. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

– Своя земля и в горсти мила.

– На чужой сторонушке рад своей воронушке.

- Всякому мила своя сторона.

- Родина-мать, чужая сторона-мачеха.

- Человек без Родины - соловей без песни.

В. Ребята, на протяжении нескольких уроков мы гостили в царстве сказок. Сказка – это вид устного народного творчества. Какие еще виды устного народного творчества вам известны?

Дети. Пословицы, поговорки, потешки, небылицы.

В. Сейчас я прочитаю вам отрывок из произведения, которое тоже относится к устному народному творчеству. Послушайте его внимательно.

Воспитатель читает отрывок из книги “Русская старина”

“Как во стольном граде Киеве собрались три богатыря святорусских, три брата названых: старый казак Илья Муромец да молодые Михайло Потык с Добрыней Никитичем. И сказал Илья таковы слова:
– Хватит нам, русским богатырям, по домам сидеть, словно тараканам запечным! Пора нести службу богатырскую – ехать по дальним землям-краям, глядеть, не собирается ли походом недруг на землю Русскую, показывать нашу удаль да силу молодецкую. Поезжай-ка ты, Добрынюшка, за синь-море соленое, а я, старик, поеду во чисто поле, в дальнее раздолюшко...”

В. – Дети, похоже это произведение на сказку?

Дети. Немножко похоже на сказку.

– Нет, это не сказка. Это произведение читается плавно, нараспев. Сказки так не читают.

В. Ребята, сегодня мы познакомимся с новым видом устного народного творчества – былиной.

III. Рассказ воспитателя о былине

В. Быль, былина, бывальщина... Как вы понимаете значение этого слова?

Дети отвечают.

– Прочитайте, как Владимир Иванович Даль поясняет значение этого слова.

На доске: Былина – рассказ о том, что было, что случилось, рассказ невымышленный и правдивый.

(Рисунок 2)

– Жили когда-то на Руси Великой люди – песенники-сказители. Они сочиняли и пели-рассказывали былины – разные истории про богатырей русских, про битвы с лютыми врагами, про царства-государства чужеземные, про великого князя Киевского Владимира Красно Солнышко и княжну Апраксию, их дружинушку могучую, про чудеса невиданные. И сложено было этих былин и ходило их по Руси великое множество.
Герои русских былин - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Садко … Былины сочинялись как стихи; их обычно исполняли на праздниках, на пирах особые люди –сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и играли на гуслях- старинном музыкальном инструменте. (Прослушивание фрагмента)

IV.  Беседа по изобразительному искусству

В. Многие русские художники обращались в своем творчестве к изображению былинных героев. Посмотрите внимательно на репродукцию картины.  Это картина “Богатыри” Виктора Васнецова. Она создавалась художником с 1881 по 1898 год (почти 20 лет). Кто на ней изображен?

(Рисунок 3)

Д. Я вижу на картине богатырей.

– Это всадники, они вышли в дозор.

В. Изображенные на богатырском выезде всадники, по словам художника, “примечают в поле – нет ли где ворога, не обижают ли где кого?”. В центре группы – Илья Муромец, слева от Ильи, княжеский дружинник Добрыня Никитич, справа – Алеша Попович. Давайте остановим свой взор на образе Ильи Муромца, ведь он главный герой урока.

Опишите его внешность.

Д. Илья Муромец одет в богатырские доспехи.

– В правой руке держит палицу, он готов к бою, выглядывает не видно ли врага?

– У Ильи Муромца мужественное лицо, большая борода, широкие плечи.

– Конь под ним богатырский.

В. Да, ребята, вы правы: художник изобразил Илью Муромца мужественным, отважным воином, готовым сию минуту вступить в бой с врагами земли Русской.

 Физкультминутка

Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо -
Получается на славу!

Кто же на самом деле Илья Муромец? (Рассказ воспитателя об Илье Муромце)

В селе Карачарово, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Звали его Илья Иванович Гущин. Жил богатырь, как и все карачаровцы, в гуще дремучих лесов— отсюда и фамилия. Илья Муромец — реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. …Как одно-то на небе красно солнышко. А один — то на Руси Илья Муромец…
Неспроста древний Муром на высоком берегу Оки в парке установил в прошлом году памятник своему легендарному богатырю. Как символ не только физической, но и, что более важно, высокой нравственной силы. (Рисунок 4)
“…Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей…” …Из богатырей Илья Муромец ушел в монахи. А погиб защищая Киев от набега. За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронения в Киево-Печерской лавре. У изголовья перед его гробницей гласит надпись – “Илья из города Мурома”.
К иконе великого былинного святого богатыря в местной карачаровской церкви идут и идут верующие. (Рисунок 5)

Словарная работа

Подбери к устаревшим словам современную “пару”.(рисунок6)

1 часть.

- Слушание сказки на кассете.

- “Любили его отец с матерью”.

- Как звали отца и мать Ильи?

- Что огорчило родителей?

2 часть.

Слушание 2-й части:

- Как понимаете - есть сын, да никуда не годящий?

- Кто такой странник? (Человек, который ходит пешком, странствует.)

Уточняющие вопросы:

- Какое чудо сотворили странники с Ильёй?

- Какой наказ ему дали?

3 часть.

Обращение слушаем по кассете.

Что значит благословить? (Перекрестить человека, произнося слова молитвы, напутствия, пожелания.)

Уточняющие вопросы:

- Как мать с отцом узнали о силе своего сына?

- Как напутствовали Илью отец с матерью?

Обобщение:

Давайте обобщим все, что мы знаем теперь об Илье Муромце, его характере, силе, поступках.

IХ. Итог занатия

В. Что нового вы узнали на занятии?

Д. Мы познакомились с новым видом устного народного творчества – былиной.

– Узнали о русском богатыре - Илье Муромце.

- Что вас удивило?

На следующих занятиях мы продолжим знакомство с русскими богатырями. Видеофрагмент.

А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю Русскую,
Не затмить им солнце наше красное.
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит, не шелохнется!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение сказок русских писателей. Занятие по художественной литературе. Сказка В.Сутеева * Палочка-выручалочка*. Гжель.

придумывание сказки на заданную тему. Описывание внешнего вида персонажей сказки.Обыгрывание сказки с помощью пальчикового театра. Подбор однокоренных слов. синонимов, антонимов. Рисование силуэтов по...

Интегрированное занятие по художественной литературе «Сказки дедушки Корнея » для детей второй младшей группы

Дети с удовольствием интересуется сказками, знают сказки К.Чуковского, поэтому занятие понравилось ребяткам...

Конспект досуга на тему «День Ильи Муромца» в старших и подготовительных группах.

Повышение интереса детей к прошлому русского народа  Древней Руси в различных видах деятельности....

«Богатырские испытания Ильи Муромца» Конспект физкультурного досуга для детей старшей группы

Цель:- Укрепление здоровья детей и воспитание стремления защищать Родину.Задачи:- Развивать ловкость в выполнении заданий эстафет.- Способствовать воспитанию у детей «чувства команды».- Развивать прос...

Физкультурное занятие в нетрадиционной форме для детей старшей группы «На помощь Илье Муромцу»

Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребенка. А все разнообразие, в проведении альтерн...

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы Занятие по развитию речи «Знакомство с былиной «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» в рамках дополнительной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской

Знакомство детей с былинным жанром русского народного устного творчества в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре". Тема: "Знаком...