Проектная деятельность по теме «Читаем вместе» Старшая группа
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Сырбу Надежда Валерьевна

 «Семейное чтение тонкой

нитью соединяет одну душу с другой,

и тогда рождается родство души».

Я. Корчак

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 116»

г. СЫКТЫВКАРА

Проектная деятельность по теме

«Читаем вместе»

Старшая группа

Составитель:

Воспитатель Сырбу .Н. В.

 

г. Сыктывкар

Пояснительная записка

Наши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старше становится ребенок, тем реже родители и воспитатели берут в руки книги, чтобы познакомить их с миром литературы. Это увлекательное занятие заменяют телевизор и компьютер. Я заметила, что дети стали чаще употреблять в своей речи телевизионные штампы, фразы, которые используются в производстве рекламы и низкосортных фильмах. Дети все реже берут в руки книги, их не интересуют даже иллюстрации в них.

А, тем не менее, мудрость от поколения к поколению передавалась именно через сказки. Мне нравится разговаривать с детьми через сказки, над которыми им приходиться размышлять, а не просто запоминать информацию, как компьютер.

Сказки, во-первых, понятны, и взрослым и маленьким, а во-вторых, хранят в себе нравственные постулаты и передают их от сердца к сердцу.
Работа проекта направлена на познание детьми через сказку двух бесценных миров – своего собственного, внутреннего, и внешнего, окружающего.

Литература способна учить, не обучая, и воспитывать, не воспитывая. Дети освоят множество способов создания художественных произведений, разовьют мелкую моторику рук, научаться облекать мысли в слова, а слова и предложения произносить с разной интонацией, обогатят свой словарный запас. 

Тип проекта: коммуникативно-творческий, детско-семейный.

По количеству участников: групповой.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

 «Семейное чтение тонкой

нитью соединяет одну душу с другой,

и тогда рождается родство души».

Я. Корчак

Проблема: Недостаточно уделяется внимание чтению в кругу семьи.

Цель: Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха.

Задачи:

Способствовать у детей формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы.

Формировать желание совместного детско-родительского чтения и оказывать методическую помощь

Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах детской деятельности (игровой, продуктивной, общении с взрослыми).

Развивать связную речь ребёнка, его речевое творчество.

Воспитывать у детей и родителей любовь и бережное отношение к книгам.

Родителям глубже понять своего ребенка.

Сплотить семью через чтение художественных произведений.

 Ожидаемый результат:

1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.

2. Возрождение традиции домашнего чтения.

3. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.

4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

Этапы проекта:

I. Этап (подготовительный)

1. Подбор и анализ методической литературы и интернет- ресурсов по теме проекта.

2. Диагностика знаний детей по теме проекта, анкетирование родителей.

3. Составление плана работы над проектом.

4. Консультация для родителей воспитанников о содержании проекта.

II. Этап (основной)

В ходе работы над проектом осуществлялась интеграция образовательных областей:

«познание» - сведения о различных видах книг, профессиях людей, участвующих в создании книги;

«коммуникация» - развитие общения взрослых и детей в семье в процессе совместного чтения и творчества, развитие всех компонентов речи детей в ходе обсуждения прочитанных произведений, их обыгрывания;

«социализация» - развитие игровой деятельности детей;

«чтение художественной литературы» - чтение детям сказок, рассказов, стихотворений;

«художественное творчество» - приобщение к изобразительному искусству, лепка героев сказки, изготовление своей книги.

III. Этап (заключительный)

В результате работы над проектом были созданы продукты детской деятельности: герои сказок, рисунки детей, книжка-малютка.

Планирование различных форм работы к проекту «Читаем вместе».

Октябрь

1. Подбор и анализ методической литературы и интернет - ресурсов по теме проекта.

2. Диагностика знаний детей по теме проекта

3. Подготовить книжный уголок.

В родительские уголки поместить информацию:

- цель и задачи работы проекта, план работы проекта (Подготовка и издание буклетов);

- консультацию «Что мы читаем детям по программе детского сада».

С детьми:

I. Беседа «Какие бывают книги»

1. Из чего сделана книга (материал)

2. Создатели книги (писатель, художник, печатник)

3. Как книжка к нам пришла

II. Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Книжка о книжке»

III.  Предложить детям изготовить свою книжку-малышку вместе с родителями.

С родителями:

- Анкетирование родителей «Читаем вместе».

- Предложить принести в группу любимые книги детства из дома

- Совместные чтения с родителями любимых книг.

ноябрь

В родительские уголки поместить информацию:

- «Читаем вслух»,

- Провести беседу как правильно хранить книги.

С детьми:

I. «Библиотека»

 1. Беседа с детьми о профессии Библиотекарь, о правилах поведения в библиотеке.

2. Экскурсия – знакомство с детской библиотекой.

3. Создание условий для организации сюжетно- ролевой игры «Библиотека»

II. Совместная деятельность с детьми

-  «Мастерская по «лечению» книг»

III. Предложить детям описать свои эмоции от прочитанного произведения  вместе с родителями.

С родителями:

- Совместные чтения с родителями любимых книг («Цветик – семицветик» В.Катаев).

- Выставка книг «Книги нашего детства».    

В родительский уголок:

- консультация «Размышление и обсуждение прочитанного».

С детьми:

I.  Разговор о любимой книге

II.  Предложить детям нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду из  прочитанного произведения  вместе с родителями (рисунок персонажа\события\действия).

С родителями:

Совместные чтения с родителями любимых книг («Федорино горе» К. И. Чуковский).

С детьми:

I.  «Сказка ложь, да в ней намек»

Работа в книжном уголке:

-чтение (рассказывание) сказок разных жанров, чтение наизусть потешек и небольших стихотворений;

- обсуждение прочитанного,

- оценка поступков и моральных качеств героев сказок;

С родителями:

- Совместные чтения с родителями любимых книг («Старик - Годовик» В.И. Даль)

- Предложить родителям перечислить произведения, прочитанные с детьми в течение недели.

С детьми:

I. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам в книгах (Васнецов, Сутеев)

II. Мы – иллюстраторы.

1. Чтение «Пингвиний пляж» (Г. Снегирёв)

2. Рисование по представлению.

III. Загадки о сказках, героях сказок.

С родителями:

- Совместные чтения с родителями любимых книг.

декабрь

С детьми:

I. «Что за прелесть, эти сказки!».

- Выставка рисунков по сюжетам знакомых литературных произведений нарисованных детьми совместно с родителями

- Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.

II.  Чтение «Домовёнок Кузька» Т.Александровой

Продуктивная деятельность – лепка героев.

Инсценировка «Веселые стихи»: В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»; Э. Успенский. «Разгром».

2. Беседа с детьми в группе «Мои впечатления о постановке»

Викторина по сказкам.

Награждение активных участников проекта

Результат:

В конце проекта у детей появился интерес к книгам, к чтению произведений художественной литературы. Дети знают правила обращения с книгой и стараются их применять. Родители принимали активное участие в реализации проекта, получили полезную информацию о роли книги в развитии ребёнка.


ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Беседа «Моя любимая книга»

Цель: сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта.

Подготовительная работа: предложить родителям прочитать дома знакомые детям сказки и принести любимую книгу ребёнка в группу. Примерный список литературы был вывешен в родительском уголке.

Ход беседы

В ходе рассматривания книг, принесённых детьми из дома, вспомнить отрывки, наиболее яркие с точки зрения эмоционального восприятия и интересные в плане обогащения речи дошкольников.

Русская народная сказка «Лиса и журавль».

 Во время беседы выкладываю на доску схемы по сказке.

Задаю вопросы по тексту сказки:

1. Дети, кто главные герои этой сказки? (Лиса и Журавль)

2. Что наварила лиса к приходу журавля? (Кашу манную)

3. А что приготовил журавль к приходу лисы? (Окрошку)

4. Почему лисе стало обидно? (Думала, что наестся на целую неделю, а ушла домой голодная) .

5. Как вы понимаете поговорку «Как аукнулось, так и откликнулось! »(Это отношение людей друг к другу;

Если вы будете с добром друг к другу относится, то и к вам также отнесутся.

Как лиса накормила журавля, так и журавль отнёсся к ней.

Провожу словарную работу:

Званный пир – когда гостей зовут, когда готовят угощение;

Потчует – угощает, покушай говорит.

Стряпала – готовила, варила.

Не обессудь – не обижайся, сожалею.

Досада – обида.

Не солоно хлебала – голодная.

Дружба у лисы с журавлём врозь – Поссорились.

Ребята, слышите, кто-то стучит? Может быть, это Баба Яга злится? Давайте попробуем сделать её добрее? Для этого нам надо сделать зарядку.

Физкультминутка:

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)

Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)

В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)

Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)

Нос крючком, (Показывают пальчиком.)

Глаза большие, (Показывают.)

Словно угольки горят. (Покачивают головой.)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

Молодцы! Давайте Бабе Яге подарим вкусный торт? А сделаем мы его из коржей разной длины, и украсим ягодами и фруктами. (Уточнение длинны коржей: длинный, короче, еще короче и самый короткий). А вот и домик Бабы Яги. Только он тут не один, в каком же домике живет Баба Яга? (изображение трех домиков из сказок «Теремок», «Заюшкина избушка» и «Гуси Лебеди»). Какие вы молодцы, со всем справились!

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Воспитатель. А какую книжку принёс … (имя ребёнка? Как называется твоя любимая сказка? А загадку отгадайте.
 «Девушка – помощница сиротой росла,
 А матушка – коровушка ей очень помогла».
 Д: Сказка «Хаврошечка»
 В: В сказку «Хаврошечка» тот попадет, кто слово со звуком [с] назовет.
 Дети называют слова, проходят сквозь ворота и садятся на стулья.
 В: Злая ведьма перепутала части сказки. Посмотрите, что получилось.
 Д: Конец сказки другой.
 В: Найдите ошибки, исправьте и объясните. (Дети расставляют части сказки по порядку).
 В:В сказке встречаются необычные слова. Как вы понимаете слово «сирота»?
 Д: Одинокая, нет родственников и т.д.
 В: Что означает выражение «глаза смежила»?
 Д: Глаза закрыла.
 В: Объясните выражение «И стала она в добре поживать, лиха не знать»
 Д: Стала хорошо жить и т. д.
 В: А теперь отгадайте о ком эти слова?
 рогатая, большая, хвост метелкой, мычит.
 трудолюбивая, работящая, добрая, одинокая.
 злая, жадная, ленивая, жестокая.
 (Дети отвечают)
 В: Как звали дочерей мачехи?
 Д: Одноглазка, двуглазка и триглазка.
 В: Расскажите сказку, а поможет в этом модель.
 Кто прочитает присказку?
 Д: «Сказка в двери к нам стучится
 Скажем сказке – заходи.
 Это присказка ребята ,
 Сказка будет впереди».
 (Пересказ сказки по частям с опорой на модель).

 В: Спасибо вам дети за то, что помогли сказку расколдовать. Теперь добро победило зло. Наше сказочное путешествие хочу закончить словами: «Там счастье не диво, где трудятся не лениво».

 В: Нарисуйте в свободное время модель к другой понравившейся вам сказке и расскажите ее.

В конце беседы воспитатель знакомить детей с правилами обращения с книгами.

-Чтобы каждый из вас мог ещё не раз почитать эти книги вместе со мной или родителями, рассматривать в них картинки, нужно бережно и осторожно обращаться с ними: брать книги только чистыми руками, Рассматривать сидя за столом, и хранить в специально отведенном месте. Куда же можно положить принесенные из дома книги? Воспитатель выслушивает ответы детей и предлагает на следующий день рассмотреть книжный уголок и обсудить его оформление.


Беседа: «Какие бывают книги? »

Цель: способствовать формированию интереса к книгам.

Ход беседы

Воспитатель. Посмотрите, как много книг у нас в группе! И все они такие разные! Давайте рассмотрим их внимательно и выясним, чем похожи книги и чем отличаются. (Раздаёт детские книги, разные по цвету, размеру, толщине.)

-Для чего нужны эти книги? (Чтобы читать, рассматривать в них картинки, узнавать что-то новое.)

-Из чего состоит книга? У всех книг есть (страницы, на них буквы и картинки). Обратить внимание детей на страницы книги, предложить потрогать их, погладить рукой. Спросить: «Какие в книге страницы? » (Гладкие, белые). Затем раздать детям листы бумаги и предложить помять их.

-Вот как легко мнутся листы бумаги! Также легко мнутся листочки в книге, если переворачивать их торопливо, неаккуратно. Будем листать книги бережно, аккуратно, вот так (показать и предложить каждому ребёнку несколько страниц своей книге) .

-Возьмите в руки свою любимую книгу. Посмотрите внимательно: спереди и сзади книгу закрывает обложка. На ней можно прочитать, кто написал книгу и как она называется. Как называется твоя книга? Да, это «Домовёнок Кузька». Для тех, кто ещё не умеет читать сам, на обложке нарисован домовёнок Кузька с Наташей. А как называется твоя книга? Верно, эта книга про детей. Вот и нарисованы на обложке дети, скачущие на верёвочке. Книга так и называется - «Верёвочка», а написала её Агния Львовна Барто. Да, у всех книг есть страницы и обложка.

-А какая обложка у вашей книги – жесткая, твёрдая или мягкая? Книгу с мягкой обложкой нужно открывать аккуратно, чтобы не порвать и не помять.

-Какого цвета обложка у вашей книги? Да, обложки у книг могут быть самых разных цветов: красного, зелёного, желтого, могут быть с рисунками.

-Какого размера ваша книга? Маленькая или большая? Она толстая или тоненькая? Тяжелая или лёгкая? Много книг у нас в группе! Их можно читать, рассматривать в них картинки. Книги помогают нам узнать что-нибудь новое, интересное. Будем беречь их. Аккуратно обращаться с ними. (Совместно с детьми вспомнить правила аккуратного обращения с книгами: брать книги только чистыми руками, рассматривать, сидя за столом.)

Конспект  занятия  по чтению «Пингвиний пляж»

Цели. Познакомить детей с пингвинами и средой их обитания; расширять знания об окружающем мире, с произведением Г. Снегирева «Пингвиний пляж»;

Развитие слухового внимания и памяти;

Развивать мелкие мышцы кисти руки.

Обогащать словарь новыми словами: Антарктида, Южный полюс, учёные-полярники, научная станция.

Ход

В: Ребята, представьте, как будто мы оказались с вами на Северном полюсе:

Здесь всюду холод, лед и тень, дети обнимают себя за плечи

Полгода – ночь, закрывают глаза ладонями

Полгода – день. выпрямляются, руки вверх

Из льда здесь люди строят дом, соединяют руки над головой

И океан покрыт весь льдом. разводят руки в стороны

Зверей ты здесь почти не встретишь, «козырек» над глазами

И птиц ты в небе не заметишь. делают махи руками

Лишь мишка, белый, словно иней, «походка медведя»

Хозяин ледяной пустыни. руки на поясе, стоят смирно

В: Ребята, давайте вспомним, какие животные живут на Севере. А помогут нам в этом наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

На Белом море синий лед

Сверкает под луною.

Медведь вдоль берега идет

Дорогой ледяною.

Песцов, тюленей и моржей

На Севере немало.

И птиц – бессменных сторожей

На побережных скалах.

В: Ребята, очень много написано рассказов, загадок о животных, которые живут на Севере. И мы сегодня познакомимся с рассказом об одном из них. А о ком, вы угадайте, и найдите отгадку на картинке:

В Антарктиде среди льдин

Ходит важный господин.

В черный он одет сюртук,

Крылья машут вместо рук.

(Пингвин)

Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Г. Снегирева «Пингвиний пляж».

 Чтение рассказа.

В: Внимательно послушайте рассказ Г. Снегирева «Пингвиний пляж»

Чтение адаптированного рассказа

О ком читали?

Какие они? (Пингвины любопытные, неуклюжие.)

-  Что делали пингвины? (Столпились, танцевали, слушали.)

Как пингвины слушают? (Пингвины молча стоят, головы набок и слушают.)

Где живут пингвины? (В Антарктиде.)

Какие вещи увидели пингвины этого рассказа?

Почему обычные для нас вещи были удивительными для пингвинов?

Как вели себя пингвины? Почему?

Какое настроение создал этот рассказ?

Какие пингвины в этом рассказе? Подберите слова для ответа.

Что значит слово «любопытные»?

Почему звуки примуса и умывальника привлекли внимание пингвинов? (Воспитатель показывает иллюстрации, изображающие примус и умывальник.)

Почему автор просто так зажигал примус?

Ребята, вы можете показать как вели себя пингвины?

Физкультминутка.

На одной ноге постой-ка,                                      Стоит на 1 ноге,

 Будто ты пингвинчик стойкий,                             на 2 ноге.

 А теперь ты проходи,                                             Ходьба вокруг себя.

 Да смотри не упади!

 Крылья кверху поднимай,                                      Поднимание рук вверх,

 А затем опускай.                                                     Опускание вниз.

 Покачай головой,                                                    Наклоны головы вперёд, назад.

  Ты пингвинчик удалой.                                         Хлопанье в ладоши.

В:-Что вы сегодня узнали об Антарктиде? (Что там очень холодно, всегда лежит снег и лёд, живут пингвины.)

-А живут ли в Антарктиде постоянно люди? (Нет.)

-Кто приезжает на Южный полюс и зачем? (Учёные изучать погоду, животных, птиц.)

- Ну, что ж пора нам возвращаться обратно в детский сад. Наше путешествие в царство холода и льдин закончилось. Я надеюсь, что оно вам понравилось.

Конспект  занятия  по рисованию «Пингвиний пляж»

Нетрадиционная техника: печать по трафарету с применением метода тычка сухой жёсткой кистью.

Цели. Учить рисовать пингвинов с помощью трафаретов с использованием метода тычка. Закреплять умение детей пользоваться знакомой техникой; рисовать кисточкой разными способами. Создать условия для творческого применения освоенных умений.

Развивать чувство цвета, ритма, способность создавать сюжетную композицию, творческое воображение, мелкие мышцы кисти руки.

Воспитывать интерес к отражению представлений о природных объектах в изобразительной деятельности.

Предварительная работа. Подготовка основы для рисования с использованием бумажной пластики (изображение снега – рисование по мокрой мятой бумаге; изображение льдин путём наклеивания кусочков смятой и слегка расправленной бумаги) .

Материалы, инструменты, оборудование. Подготовленные заранее основы для рисования (альбомные листы с аппликацией льдин); трафареты пингвинов для каждого ребёнка; гуашь; две кисти жёсткая и мягкая; баночки с водой; салфетки; игрушка – пингвин; иллюстрации с изображением пингвинов.

Ход занятия.

1) Сюрпризный момент: воспитатель приносит в группу игрушку – пингвина.

- Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл?

- А кто знает, где живут пингвины? (Ответы детей)

- Правильно, они живут в Антарктиде, на Южном полюсе. Это место на нашей планете, где ещё холоднее, чем на Севере. Зимой там бывает -80 С, кругом снег, большие льдины и сильные ветры.

- Какое произведение про пингвинов мы с вами недавно читали? (ответы)

- - Пингвинёнок, а как же ты у нас оказался? (Пингвин шепчет на ухо воспитателю) .

- Оказывается, он попал к нам прямо с научной станции в ящике с оборудованием. Наш пингвинёнок очень смелый и любознательный. Он захотел посмотреть, что лежит в ящике у учёных-полярников, которые приехали изучать Антарктиду, забрался туда и уснул. Учёные закончили свою работу, погрузили ящики с оборудованием и уехали, а птичку не заметили. Когда пингвинёнок проснулся, то увидел, что находится в незнакомом ему месте, вылез из ящика и побрёл куда глаза глядят. Шёл он, шёл и зашёл к нам в детский сад.

- Пингвинёнок, а почему ты грустный? (Шепчет)

- Он очень скучает по своим друзьям и хочет вернуться к себе домой, но не знает, как это сделать.

- Дети, давайте поможем пингвинёнку вернуться домой к своим друзьям и вместе с ним совершим путешествие в Антарктиду. Южный полюс находится очень далеко, придётся воспользоваться волшебной палочкой. Становитесь в круг.

Проводится игра:

Воспитатель: - Здравствуй, небо! (Дети поднимают руки вверх.)

Здравствуй, земля! (Приседают.)

Здравствуйте, мои друзья! (Вытягивают руки вперёд.)

Раз-два-три-четыре-пять, (Хлопают в ладоши.)

Вместе мы в кругу опять. (Берутся за руки.)

Будем дружно мы играть (Идут по кругу.)

В Антарктиду будем попадать. (Воспитатель становится в центре круга и проводит над головами детей «волшебной палочкой».)

2) - Вот мы и оказались на Южном полюсе, а пингвинёнок у себя дома.

В: - Ребята, а вам хотелось бы узнать что-то новое о пингвинах? Тогда давайте пройдём на полярную станцию, которую оборудовали учёные и поговорим об этих интересных жителях Антарктиды.

(Дети садятся за столы) .

Воспитатель показывает изображения пингвинов на дидактических картинках. Проводит беседу для уточнения представлений детей о внешнем виде и образе жизни пингвинов:

- Пингвины – животные или птицы?

- Почему вы так думаете? (У них есть клюв, лапы, хвост, крылья и перья)

- Пингвины – древние, самые холодостойкие птицы. Тысячи тонких пёрышек и толстый подкожный жир помогает им переносить холод. Пингвинов называют птицами, однако летать они не умеют. Их крылья больше похожи на ласты, а перья - на чешую. Ходят они неуклюже, а вот плавают и ныряют изумительно. Без этих качеств пингвины просто не выжили бы. В море и теплее, и пищи достаточно. Крылья помогают им плавать, а ноги с перепонками, как у уток и гусей, служат им в воде рулём. Питаются эти птицы рыбой, мелкими креветками и моллюсками. Большую часть времени пингвины живут на льдинах очень большими семьями (колониями) по нескольку тысяч птиц. Так же, как и другие птицы, они делают себе гнёзда, чтобы отложить яйца. В среднем пингвины живут 20 лет. Однако известны случаи, когда они доживали до 50 лет!

3) Воспитатель предлагает детям нарисовать пингвинов на пляже (Демонстрирует образец)

- Пингвины – крупные птицы. (до 1м 20 см)

- Какую форму имеет туловище (форму яйца, голова (круглая, крылья (в виде листочков, ноги (похожи на лапы уток и гусей?

- Сегодня мы будем рисовать пингвинов красками по трафарету (дети рассматривают трафареты) .

- Какой цвет вы будете использовать?

- Что у этих птиц чёрного цвета, что белого?

- Нам понадобятся 2 кисти – жёсткая и мягкая. Кто догадался, каким методом мы будем рисовать? (Методом тычка жёсткой сухой кистью) А мягкая кисть нам будет нужна для того, чтобы прорисовать мелкие детали (глаза, клюв, лапки) .

- Давайте вспомним, как должна прыгать кисточка, чтобы получились красивые пушистые точки.

(Дети берут жёсткую кисть, держат её вертикально тремя пальцами выше её металлической части, выполняют тычки без краски на листке, проговаривая текст.)

Держим кисточку вот так.

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо-влево, вверх и вниз

Побежала наша кисть.

А потом, а потом

Кисточка бежит кругом.

Закрутилась как волчок.

За тычком идёт тычок!

Вы устали? Отдохнём

И опять стучать начнём.

Мы рисуем: раз, раз…

Всё получится у нас!

4) Воспитатель показывает, как нужно рисовать по трафарету методом тычка. Напоминает о том, что дети должны красиво разместить пингвинов на альбомном листе.

Дети приступают к работе. Воспитатель помогает детям при необходимости.

Перед прорисовкой деталей проводится подвижная игра «Пингвины»:

Бело-чёрные пингвины (Дети прижимают руки к

Далеко видны на льдинах. туловищу.)

Вот они шагают дружно, (Идут по кругу вразвалочку.)

Для порядка это нужно.

Оттопырили ладошки (Дети прыгают на месте.)

И попрыгали немножко.

Руки вверх чуть приподняли (Поднимают руки вверх,

И быстрее побежали. бегут врассыпную.)

После игры дети заканчивают свои рисунки: рисуют глаза, клюв, лапы.

5) – Кого мы сегодня рисовали? Каким способом мы рисовали пингвинов?

Дети рассматривают получившиеся рисунки, воспитатель комментирует и оценивает их:

- Все ребята красиво, аккуратно нарисовали пингвинов, они получились пушистые, правильно передали цвет. Птицы очень ярко смотрятся на белом фоне снега и льдин. Правильно и интересно разместили их на альбомном листе.

(Воспитатель выясняет какая кому работа понравилась и чем.)

- Ребята, сколько много дел мы с вами успели сегодня сделать: помогли пингвинёнку вернуться домой, побывали в Антарктиде, узнали много нового о Южном полюсе и о его замечательных жителях-пингвинах, нарисовали красивые рисунки.

Возвращаемся обратно. Давайте попрощаемся с пингвинами, встанем в круг.

Проводится игра:

В: - Раз-два-три-четыре-пять (Дети хлопают в ладоши.)

Вместе мы в кругу опять (Берутся за руки.)

С Антарктидой мы прощаемся (Все идут по кругу.)

И в группу возвращаемся. (Воспитатель стоит в центре круга)

- Мы снова в детском саду.

Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе»

Цель :

  • Вспомнить с детьми названия и содержание произведений К. И. Чуковского, с которыми они знакомились, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями.
  • Помогать понимать скрытые мотивы поведения героев произведения.
  • Формировать умения внимательно и заинтересованно слушать сказку
  • Воспитывать чуткость к художественному слову
  • Активизировать словарь по теме:  «Посуда».
  • Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
  • Воспитывать уважительное отношение к взрослым

Ход занятия

1. Воспитатель: -Ребята, послушайте внимательно и отгадайте из каких сказок эти слова?

  • Ехали медведи.

На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд. ("Тараканище".)

  • А потом позвонил Крокодил и со слезами просил:
    Мой милый, хороший, пришли мне калоши,
    И мне, и жене, и Тотоше. ("Телефон")
  • Вдруг из маминой из спальни,
    Кривоногий и хромой,
    Выбегает умывальник
    И качает головой: ("Мойдодыр")

2.В: -Вам знакомы эти сказки?

Дети: - Да, знакомы.

В: – А кто написал эти сказки?

Дети: - Эти сказки написал Корней Чуковский

В:- Знаете ли вы, что Чуковский Корней Иванович был литератором, а сказочником стал совершенно случайно?

В: - Случилось это так. Его маленькая дочка Мурочка капризничала, не хотела умываться, её отец Корней Иванович вышел из кабинета и сказал:

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!

Так появилась сказка "Мойдодыр".

В: - А когда надо было уложить дочку спать, Корней Иванович рассказывал ей весёлые сказки, которые сочинял тут же.

Маленькие дети,
Ни за что на свете,
Не ходите в Африку гулять:
Появилась сказка "Бармалей", (иллюстрация)

В: - Позднее все придуманные сказки он записал. С тех пор и мы можем их прочитать. Ни одно поколение выросло на этих прекрасных произведениях. Книги Дедушки Корнея будут жить очень долго.

В: - У него есть еще очень интересная сказка, а называется она «Федорино горе», послушайте ее.  Сегодня нам будет читать мама одной девочки из нашей группы.

3.Чтение сказки.

-вопросы по прочитанной сказке:

  • Понравилась ли вам сказка? Что в ней понравилось?
  • Что запомнилось? Что было смешно?
  • А что грустно?
  • Жалко ли вам Федору? Почему?
  •  Почему Федору постигло горе?
  • Обратите внимание, как разворачиваются события в сказке, с какого эпизода они начинаются. Почему?
  • С какими героями познакомились в этой сказке?
  • Назовите их?
  • Какое отчество у Фёдоры?
  • Подумайте, зачем сказочник превращает стаканы, чайники и т.д. в живые существа?
  • Какая была Федора, в начале сказки?
  • В конце сказки, какой стала?
  • Как автор относится к Федоре?

В :- Я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации к этой сказке.

4.Итог занятия. 

-С каким произведением мы познакомились на занятии?

-Назовите автора.

- Что еще вам понравилось в этой сказке?

- Как нужно беречь посуду?

В:- Я вам предлагаю домашнее задание: дома с родителями нарисуйте  обложку сказки "Федорино горе" или картинку к понравившемуся эпизоду из  прочитанного произведения  вместе с родителями (рисунок персонажа\события\действия).

 


Конспект экскурсии в библиотеку

Тема «путешествие в страну Читалию».

Цель: познакомить детей с детской библиотекой, дать основы библиографических знаний (абонемент, читальный зал, библиотекарь, разделы книг); рассказать о том, какой книга была в древности; воспитывать бережное отношение к книге, любознательность.

Предварительная работа. Дети разучивают стихи (по выбору).

Ход занятия

Организационный момент (воспитатель с детьми в группе).

Воспитатель. Посмотрите, сколько здесь книг! Какие книги вам знакомы? У кого дома есть какие- нибудь из этих книг? А если у вас нет книги, которую вам хотелось бы почитать, где её можно взять? (у друга попросить, купить). Конечно, книгу можно купить, попросить у товарища, взять в библиотеке. Кто-нибудь из вас был в библиотеке?

«Библиотека» - слово не русское. Оно состоит из двух греческих слов – «библион», а «теке».  «Библион» означает «книга», а «теке» - «хранилище». Если это слово перевести на русский язык, получится «книжное хранилище». Вы хотели бы отправиться в библиотеку? (Идут в библиотеку)

В библиотеке детей встречает Королева книг.

Королева книг. Здравствуйте, ребята!

Как летать с Земли до звёзд,

Как поймать лису за хвост,

Как из камня сделать пар,

Знает книга -  ценный дар!

Я – Королева книг. Приглашаю вас в мою волшебную страну  - Читалию, то есть в детскую библиотеку. Сначала мы попадём в первый город Читалии, который называется Абонемент. Трудное и непонятное название. Что оно обозначает, я объясню. Посмотрите, сколько здесь красочных книжек. И все они стоят в определённом порядке, на своих полочках с указателями. Например, на указателе написано: «про пернатых и косматых». Какие книги стоят на этой полке? (про птиц и животных). А вот – «Про седую старину, героев и войну». О чём эти книги? Правильно, прочитав их, вы узнаёте много нового и интересного из истории нашей Родины, о воинах и их славных подвигах. А вы любите стихи? (Дети читают стихи). Молодцы! На этих полочках вы найдёте много стихов. А каких поэтов вы знаете? (К.Чуковский, А.Барто, С. Михалков и др.)

Ну, а сказки вы любите? Посмотрите, какой «Теремок сказок»! На этой книжной выставке представлены разные сказки – на любой вкус. Какие сказки вы знаете? (ответы).

В городе Абонемент книги выдаются на дом на 5 дней. В дни, когда книга придёт к вам домой в гости, вы можете рассматривать картинки, читать с родителями, рисовать иллюстрации в своих альбомах. Но в определённый срок книгу надо вернуть в библиотеку – она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать, приди и попроси продлить срок.

Чтобы записаться в абонемент, с вами должны прийти родители, старший брат или сестра. Когда вы записываетесь, на каждого заводится карточка (формуляр), где указывается ваша фамилия, имя, адрес, как зовут ваших родителей.

«Книжкины советы»

Появляется Книга (ребёнок). В руках у него испачканная, потрёпанная книга; плачет.

Воспитатель: Почему ты плачешь?

Книга. Я и книжка «Сказки» вместе стояли на полке, дружили. Но попала она в руки к мальчишке, который обращался с ней плохо, небрежно, неаккуратно. Посмотрите, во что она превратилась. Страницы вырваны, на иллюстрациях грязные пятна. Она погибает….

Королева книг. Что же делать? (ответы) Верно, мы полечим эту книгу, приведём в порядок, подклеим, и она вновь будет радовать ребят своими сказками. Книга, расскажи, как нужно обращаться с книгами.

Книга.

  • Не берите нас, пожалуйста, грязными руками: мы будем испытывать стыд, если окажемся в пятнах.
  • Не перегибайте наш переплёт: мы можем потерять самые интересные странички.
  • Мы любим чистоту, но боимся воды, защищайте нас от дождя и снега.
  • Не рисуйте на наших страницах: вашим друзьям будет трудно нас читать.
  • А если нечаянно порвали, тогда отремонтируйте.
  • И берегите нас!

Королева книг. Сейчас мы отправимся в следующий город страны Читалии, который называется Читальный зал. Книги из него на дом не выдаются, они постоянно должны находиться в библиотеке. Вы спросите почему? Потому что есть книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. Это энциклопедии, справочники, редкие книги.

В читальном зале тишина

Нам особенно нужна.

Уходите, разговоры,

В вестибюли, коридоры!

Не мешайте нам читать,

Фантазировать, мечтать…

Ребята, как выглядит книга сейчас, вы знаете. А какой была первая книга? Книги существуют уже несколько тысяч лет. Но в глубокой древности выглядели они совсем иначе. В древности писали на стенах пещер, на скалах, костях, листьях деревьев, металле, коже, кукурузных стеблях, шкурах животных – пергаменте. (показать иллюстрации из книг: Л.Разгон. Чёрным по белому; В. Дацкевич. Как делают книгу; Б. Зубков Книжка про книжку.).

А вот самый удобный материал – бумага появилась в Китае две тысячи лет назад. Вначале книги писались от руки, были рукописными. Книга дошла до наших дней вот такой: с обложкой и страницами.

Королева книг. В этом зале, взяв в руки любую книгу, например сказки, вы сможете встретиться с любыми сказочными героями. С кем бы вы хотели встретиться?

Королева книг.  Вам понравилось наше путешествие? Я хочу подарить вам песню, которая называется «Книжкин дом». Кто желает записаться в нашу библиотеку, милости просим. Здесь вас ждут интересные книги, а значит, знания, увлекательные путешествия, открытия и приключения. До новых встреч!


Источники:

  1. В. Маркова, Л. Трегубова «Только книга может обогатить мир ребёнка». - Журнал "Дошкольное воспитание", №6, 2003 год
  2. Ю. Головизнина. Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Пингвиний пляж»./ http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-risovaniyu-pingvinii-pljazh-v-starshei-grupe.html
  3. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов./ - Ярославль: «Академия развития», 1997.
  4.  Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет/- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
  5. Фомина И. А. Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе». /Снежинск 2012-2013 г./http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/11/19/konspekt-zanyatiya-nod-po-realizatsii-obrazovatelnoy-oblasti.



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей «Читаем вместе».

Уважаемые родители! Нам важно знать:

1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?

  • несколько книжных полок;
  • книжный шкаф;
  • стеллажи с книгами;
  • другое.

2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?

  • да;
  • нет.

3. Часто ли вы читаете ребенку книги?

  • каждый день;
  • каждый вечер перед сном;
  • когда попросит;
  • иногда.

4. Назовите самые любимые книги вашего ребенка.

5. Как вы выбираете книгу для чтения малышу?

  • по просьбе ребенка;
  • случайно;
  • другое

6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?

  • да;
  • нет;
  • иногда.

8. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?

  • да;
  • нет;
  • не знаю.

9. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?

                    Благодарим за сотрудничество!

А знаете ли вы?

3 марта – Всемирный день       писателя

21 марта – Всемирный день поэзии

2 апреля – Международный день детской

Книги

23 апреля – Всемирный день книг и авторского права

3 мая – Всемирный день свободы печати

25 мая – День филолога



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское экспериментирование в проектной деятельности. Проект "Чудеса "Кока-колы" (старшая группа)

В настоящее время  в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.Детское экспериментиров...

Проектная деятельность на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края посредством изобразительного искусства».

Модель 3-х вопросов Что мы знаем об этом?Что мы хотим узнать?Как мы можем узнать?*Посуда    красивая,    я думаю, из нее не едят, а любуются ею.Саша. *У...

Проектная деятельность "Принцесса Бумажкина" для детей старшей группы

"Как мало общения у детей со взрослыми.Как организовывать досуг детей.Как помочь детям распорядится свободным временем."...

Детское экспериментирование в проектной деятельности. Проект "Чудеса "Кока-колы" (старшая группа)

В настоящее время  в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.Детское экспериментиров...

Сценарий развлечения «Спасение куклы Люси из замка королевы Простуды» (в рамках проектной деятельности по теме: «Азбука ЗДОРОВЬЯ»). Средняя группа.

Один из продуктов проектной деятельности по теме: "Азбука ЗДОРОВЬЯ" - развлечение "Спасение куклы Люси из замка королевы Простуды". В процессе мероприятия ребята демонстрируют знания про всем изученны...

Презентация - проектная деятельность на тему "Зима" в старшей группе ДОУ

Проектная деятельность на зимнюю тему, работы детей....