Дидактические игры по развитию речи
материал по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Гладских Татьяна Викторовна

Развитие речи - одна из главных задач воспитательного процесса. С помощью дидактических игр выполнить эту задачу намного легче.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               1.»ПОХОЖИЕ».

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Ход игры: называем ребёнку ряд слов и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова – это слова-приятели. А называют их так потому, что они похожи по смыслу.

Приятель – друг – враг.

Грусть – радость – печаль.

Еда – очистки – пища.

Труд – завод – работа.

Танец – пляска – песня.

Бежать – мчаться – идти.

Думать – хотеть – размышлять.

Шагать – сидеть – ступать.

Слушать – глядеть – смотреть.

Трусливый – тихий – пугливый.

Старый – мудрый – умный.

Бестолковый – маленький – глупый.

Смешной – большой – огромный.

                                       2.»СЕМЕЙНАЯ ОЛИМПИАДА».

Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

Ход игры.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов – признаков, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Например, трава (какая она?) – зелёная, сухая, мягкая, шелковистая, изумрудная, высокая, болотная…Побеждает тот, кто назовёт последним слово - признак.

                                       3.»ДВА БРАТА».

Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов –ищ-, -ик-.

Ход игры.

Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков. Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях. Жили – были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища – большой домище. У Ика был носик, а у Ища – носище. У Ика были пальчики, а у Ища – пальчища. Предлагаем ребёнку подумать, что могло быть бы у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.

Глазик – глазище.

Ротик – ротище.

Зубик – зубище.

Котик – котище.

Шарфик – шарфище.

Ножик – ножище.

Коврик – коврище.

Слоник – слонище.

                                   4.»НАЗОВИ ЛАСКОВО».

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Ход игры.

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит: цветок красный, а цветочек красненький. Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок её заканчивает.

Яблоко сладкое, а яблочко (сладенькое).

Чашка синяя, а чашечка (синенькая).

Груша жёлтая, а грушка (жёлтенькая).

Ведро синее, а ведёрко (синенькое).

Солнце тёплое, а солнышко (тёпленькое).

Цыплёнок пушистый, а цыплёночек (пушистенький).

Дом низкий, а домик (низенький).

Морковь вкусная, а морковочка (вкусненькая).

                               

                                    5.»МАГАЗИН».

Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.

Ход игры.

Для этой игры лучше использовать настоящую посуду. Давайте поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа – супница. Посуда для салата – салатница, посуда для хлеба – хлебница, посуда для молока – молочник, посуда для масла – маслёнка, посуда для конфет – конфетница, посуда для сахара – сахарница, посуда для сухарей – сухарница, посуда для соли – солонка. После проговаривания всей посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка самостоятельно произносить названия посуды.

                                    6.»НАЙДИ ПО ЦВЕТУ».

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Ход игры.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета. Называем цвет, употребляя прилагательное в определённой форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например, красное – яблоко. Кресло, платье.

Жёлтая – репа, краска, сумка.

Синий – василёк, баклажан, карандаш.

                                   7.»ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНОЕ СЛОВО».

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Ход игры.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу. Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует (жаркий, тёплый, знойный) ветер.

На лугу распустились (зелёные, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости (осенью, весной, зимой).

Собака живёт (в лесу, в .

Поезд едет по (дороге, воде, рельсам).

                           8.»СКАЖИ НАОБОРОТ».

Цель: расширение словаря антонимов.

Ход игры.

Для этой игры нам понадобиться мяч. Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребёнок, возращая мяч, называет слово, противоположное по значению. Сейчас мы с тобой превратимся в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебе мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например, темно, а наоборот – светло.

Друг – враг.

День – ночь.

Радость – грусть.

Жара – холод.

Зло – добро.

Правда – ложь.

Хорошо – плохо.

Тяжело – легко.

Высоко – низко.

Можно – нельзя.

Трудно – легко.

Быстро – медленно.

Говорить – молчать.

Покупать – продавать.

Поднимать – опускать.

Бросать – ловить.

Прятать – искать.

Зажигать – тушить.

                                  9.»СОСТАВЬ ОПИСАНИЕ».

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

Ход игры.

-Опиши ягоду или фрукт (овощ), который ты больше сего любишь, а мы отгадаем. (Он круглый, красный, сочный, вкусный – это мой любимый (помидор)).

                                    10.»ЗАКОНЧИ ФРАЗУ».

Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют своё значение, и переносить их в связное высказывание.

                                    Закончи.

1.Подушка мягкая, а скамейка (жёсткая).Пластилин мягкий, а камень (твёрдый).

2.Ручей мелкий, а речка (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а клубника (крупная).

3.Кашу варят густую, а суп (жидкий). Лес густой, а иногда (редкий). 

4.После дождя земля сырая, а в солнечную погоду (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим (вареный).

5.Купили свежий хлеб, а на другой день он стал (чёрствый). Летом мы ели свежие огурцы, а зимой (солёные). Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет (грязный).

- Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал, лес дремлет, дом растёт, ручьи бегут, песня льётся.

- Как сказать по – другому: злая зима (очень холодная),

Колючий ветер – резкий ветер.

Лёгкий ветерок – прохладный,

Золотые руки – всё умеют делать красиво,

Золотые волосы – красивые, блестящие.

- Где ты встречал выражение «злая зима»? – в сказках.

К кому относится слово «злая»? – злая мачеха, ведьма, Баба Яга.

                                      11.»УКРАСЬ СЛОВО».

Цель: развитие воображения и речи, расширение словарного запаса.

Ход игры.

Попросите ребёнка подобрать как можно больше определений к выбранному слову. Например, дерево – оно какое? Можно фиксировать число определений и называть только по 5 к каждому слову.

  ДИДАКТИЧЕСКИЕ

                ИГРЫ

      ПО РАЗВИТИЮ

                РЕЧИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Дидактическая игра по развитию речи для детей с 1- 3 лет Название игры: Макет – игра «Веселая ферма».

Главное в развитие речи ребенка - это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом родители старают...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

дидактические игры по развитию речи "Развиваем речь ирая"

Подборка дидактических игр по развитию речи для старших дошкольников. Предшкольная подготовка....