ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Нясимя Фатиховна Халимова

Опираясь на опыт педагогов, нами были разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khalimova._metod_mnemotekhniki.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ

В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Опираясь на опыт педагогов, нами были разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания ваши каляки - маляки особенно не влияют. Главное – принцип.

Мнемотаблицы используют:

-  для обогащения словарного запаса;

-  при обучении составлению рассказов;

-  при пересказах художественной литературы;

-  при отгадывании и загадывании загадок;

-  при заучивании стихов.

Существует ряд требований к использованию мнемотаблиц:

  • работу следует начинать при условии сформированности представлений детей о свойствах и признаках предмета;
  • мнемотаблица должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребенка;
  • схема должна быть доступной детям в повседневной жизни;
  • она должна быть лаконичной и характеризовать только основные качества предмета и явления;
  • одновременно можно использовать мнемотаблицы только одного вида.

С помощью мнемотаблиц удаётся достичь следующих результатов:

  • у детей появляется желание пересказывать сказки – как на занятие, так и в повседневной жизни;
  • у детей расширяется круг знаний об окружающем мире;
  • активизируется словарный запас;
  • дети преодолевают робость и застенчивость.

Работа делится на несколько частей.

1. Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.

2. Преобразование символов в образы.

3. Пересказ при помощи символов.

Но самое главное в обучении рассказыванию при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребёнку возможность самому, без подсказок  составить рассказ, т.е.  мы постепенно подходим к обучению монологической речи.

Мнемотаблицы очень помогают детям в разучивании стихотворений. Нужно просто зашифровать строчку или слово и дети быстрее запоминают текст. Малышам  предлагают символы, называя их. В старшем возрасте дети сами придумывают их, что позволяет ещё быстрее запомнить стихотворение или рассказ.

Можно сказать, что это зрительная ассоциация. Картинка не должна быть ни слишком схематичной, ни слишком подробной. Она не обязательно должна быть произведением искусства, требующей художественных навыков, не должна содержать букв или цифр. Например, для слова «праздник» можно нарисовать флажок, салют, для слова «спорт» нарисовать мяч, бегуна или что-то другое. Пиктограмма не может быть правильной или неправильной, она должна просто моментально напомнить слово или выражение, которое вы выразили пиктограммой.

Заучивание стихов.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.

Как уже было отмечено, в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Сначала следует подбирать опорные картинки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). Они должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения они выставляются на фланелеграф. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам. На следующем этапе педагог подбирает стихотворение, кодирует его при помощи символов, прочитывает и по ходу чтения изображает текст. Затем текст воспроизводится педагогом и детьми с опорой на рисунки, далее дети читают стихотворение хором, группами, по одному по желанию. После занятия мнемотаблица остаётся на видном месте, чтобы дети могли по желанию рассказать текст друг другу.

Использование опорных схем приводит к тому, что дети более отчётливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Загадывание и отгадывание загадок.

При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определять объект. На начальных этапах обучения воспитатель подробно комментирует каждый рисунок. На следующем этапе детям предлагается рассмотреть зашифрованные письма, догадаться, какой предмет там спрятан и объяснить, как они угадали объект. Позже дети составляют свои мнемозагадки и загадывают их другим.

При ознакомлении дошкольников с окружающим миром опорные схемы обеспечивают успешное усвоение детьми  знаний  о предметах и явлениях живой и неживой природы: их особенностях, существенных признаках, структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Пересказ.

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. С помощью картинно-графического плана, представленного как в виде мнемотаблиц, так и в виде предметных картинок дети пересказывают тексты.

Процесс познания окружающего мира непрост для ребёнка. Начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщённое представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. В этом направлении можно использовать разнообразные опорные схемы, например, «Вставь нужное слово», «Добавь, что не хватает», «Предметы ближайшего окружения», др.

Но самое главное в обучении рассказыванию при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребёнку возможность самому, без подсказок  составить рассказ, т.е.  мы постепенно подходим к обучению монологической речи.

Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

  • добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
  • формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
  • применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на развитии ребёнка.

Таким образом, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше дети будут подготовлены к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. «Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000.
  2. Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Знакомим малышей с окружающим миром. — М.: Просвещение; Учебная литература, 1997.
  3. Алексеевская Н. Карандашик озорной. — Москва: Лист, 1998.
  4. Колесникова. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. — М.: Тандем, 1998.
  5. Полянская Т.Б. Использование  метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного  возраста – СПб: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2009. – 64 с.
  6. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1986.
  7. Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М. и др. Придумай слово. — М.: Просвещение; Учебная литература, 1996.
  8. Хрестоматия для маленьких./ Под ред. Л.Н.Елисеевой. — М.: Просвещение, 1975.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» будет интересна воспитателям, старшим воспитателям....

"Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"

Презентация для воспитателей "Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"....

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста .

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического...

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

Метод мнемотехники как один из ведущих способов развития у детей связной речи. Данная технология обеспечивает успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающего мира,...

Из опыта работы" Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста".

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.      Не секрет, что из года в год растет число детей с различными речевыми  п...

Презентация (дополнение) к стихотворению П. Воронько Обновки.Использование метода мнемотехникив обучении рассказыванию детей.

Использование метода мнемотехникив обучении рассказыванию детей. Стихотворение П. Воронько Обновки....

Презентация " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

Мнемосхемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей...