Конспект НОД на тему: «Русская изба. Колыбель». (Развитие речи) Средняя группа.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Жданова Наталья Геннадьевна

Конспект НОД на тему: «Русская изба. Колыбель». (Развитие речи) Средняя группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

на тему: «Русская изба. Колыбель». (Развитие речи)

Средняя группа.

Цель:  обогащение и совершенствование речи,

 овладение конкретными речевыми умениями, а именно, построением связного развёрнутого высказывания  с использованием фольклорного материала. 

Образовательные задачи:

- учить детей составлять небольшой связный рассказ с использованием фольклора;

- закрепить произношение звука «ч»;

- учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- познакомить детей с колыбелью, непременным предметом русской избы;

- познакомить детей с колыбельными песнями как жанром фольклора, открывая мир словесного искусства (ритмический склад речи, напевность, выразительность интонаций).

Развивающие задачи:

-  раскрывать перед детьми богатство русского языка, учить их говорить образно, выразительно;

- развивать игровое, песенное, музыкальное творчество детей.

Воспитательные задачи:

- учить сочувствовать, сопереживать;

- формировать интерес к фольклорной музыке, к живописи.

Занятие проводится в музее Русской избы.

Наглядный материал:  горница в Русской избе; кукла – младенец; колыбель; иллюстрации к колыбельным песням Ю.Васнецова; аудиозапись Колыбельных песен.

Предварительная работа: посещение музея «Русской избы».

Организация непосредственно образовательная деятельность.

- Сегодня, ребята, к нам на занятие придут гости, им нужна наша помощь. Не откажем им? А в конце занятия составим рассказ о том, как мы помогли нашим гостям.

В гости к детям приходит Хозяйка русской избы с младенцем (куклой) на руках. Младенец «плачет». А Хозяйка приговаривает:

Девочка-клубничка,

Румяное личико.

Щёчки что яблочки,

Губки как ягодки.

Носик-курносик

Пуговкой.

Глазки серенькие,

Зубки беленькие.

- Ребята, а кто же это плачет? Давайте назовём Машу ласково, может, она и перестанет плакать…

- … ( Машенька, Машуля, ребёночек, девчоночка…)

  • Ребята, Маша плачет… Как вы думаете. Что мы можем ещё сделать, чтобы успокоить её? ( Уложить её в колыбель, спеть колыбельную песенку).
  • А кто из вас знает колыбельные песенки? Кто может спеть?

 Кто-нибудь из детей укладывает Машу в колыбель и поёт ей колыбельную песенку «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю». Потом все дети подпевают колыбельную, но Маша всё равно плачет.

  • Что же делать? Вспомните, как вас мамы укладывают спать.

Дети рассказывают, как их или младших детей в их семьях мамы укладывают спать.

-  Давайте поиграем. (Игра –драматизация «Укладываем спать Машу»)

Котик серый, хвостик белый,

Приди, котик , ночевать,

 Мою Машеньку качать.

А уж я тебе , коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

Баю-баю-баиньки,

Купим Маше валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке.

Будет Машенька ходить,

Новы валенки носить.

Ай, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать.

Стали гули ворковать,

Стала Маша засыпать.

И куда-то улетели.

Ай, люли, люленьки,

Возвращайтесь, гуленьки.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Нашу Машу не буди.

Тёмна ноченька – не спится,

Наша Машенька боится…

Ты, собаченька, не лай,

Нашу Машу не пугай!

Наша Маша будет спать,

Будет глазки закрывать.

  • Всё равно Маша не спит! Какая проказница! Что же делать? Давайте Машу покачаем в колыбели и негромко  в такт будем произносить: «Ч-ч-ч».

 Ребята хором негромко произносят звуки, тихо качают колыбель. Маша засыпает.

  • Давно-давно большую часть своего времени младенец проводил в подвешенной к потолку колыбели, называвшейся также люлькой, зыбкой. Колыбель - первый дом младенца. 

    Колыбели делались в виде длинного деревянного ящика, суживающегося книзу, в виде корзины. Колыбели привешивались веревками к потолку.  Постелью младенцу служил положенный на дно люльки соломенный матрасик или просто настеленная толстым слоем солома.
    Над колыбелью всегда был полог из темного ситца или холста. Он надевался для затемнения колыбели - считалось, что ребенок в темноте лучше спит, для защиты от насекомых и для предохранения от дурного глаза, входивших в избу посторонних людей.  Сейчас колыбели тоже есть, но они изменились. Они современные, красивые, удобные и уже не привешиваются к потолку.  А вот колыбельные песни не изменились, они остались прежними.  

Звучат колыбельные песни.  Воспитатель демонстрирует детям иллюстрации Ю.Васнецова к колыбельным песням.   ( Дальнейшая работа ведётся под негромкую музыку колыбельных песен).

  •  «Колыбельная» это слово образовалось от слова «колыбать» - колыхать, качать. В русском языке есть такое слово «байка» -  напевный рассказ. Как вы думаете, ребята, какое слово, относящееся к теме нашего занятия «Колыбель», образовалось от него?
  • Правильно, это слово «баюкать»,  т.е. качать, усыплять. Для маленького ребёнка  спокойный сон – непременное условие для роста и развития. При покачивании и пении колыбельной песни малыш быстро засыпает. А колыбельные песни – светлые, добрые, нежные, ласковые…
  • А теперь давайте расскажем о том, как мы укладывали спать Машу, как она нас не слушалась, какие песенки мы ей пели.
  • Смотрите-ка! А Маша-то уже проснулась! Улыбается в своей колыбельке, радуется утру! А ну-ка, покажите как Маша радуется, улыбается!

Дети изображают радость.

- У Маши наступила утро, а у нас  с вами закончилось занятие. Вы сегодня молодцы! Уложили спать Машу, вспомнили колыбельные, да ещё и рассказали об этом.  (Педагог оценивает работу детей на занятии).

Создание условий для развития самостоятельной деятельности в повседневной жизни:

  1. Организация фольклорной выставки в уголке «Знай-ка» ;
  2. Размещение иллюстраций Ю.Васнецова в уголке «Знай-ка»;
  3. Чтение фольклорных произведений;
  4. Посещение с родителями музея русского быта.

 Конспект составили: 

Интеграция образовательных областей.

Конспект непосредственно образовательной деятельности.

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» и «Музыка» на тему: «Каша масленая, ложка крашеная».

Средняя группа.

Цель: развитие вдумчивого слушателя; развитие художественно-творческих способностей детей.

Образовательные задачи:

- учить детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки;

- учить замечать образные слова и выражения в тексте;

- упражнять в подборе синонимов;

- учить понимать содержание поговорок;

- формировать интерес к декоративно-прикладному искусству – росписи деревянной посуды

Развивающие задачи:

-  раскрывать перед детьми богатство русского языка, учить их говорить образно, выразительно;

- развивать творческое воображение;

- развивать игровое творчество детей.

Воспитательные задачи:

-  воспитывать желание и умение слушать художественные произведения;

- воспитывать положительное отношение к смелости, находчивости, удальству;

- воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки;

- поддерживать интерес к самостоятельной художественной деятельности.

Материалы: иллюстрации с изображением кота, петуха, лисы; иллюстрации к сказкам; хохломские ложки; шапочки – маски героев сказки «Жихарка»; материалы для рисования; аудиозапись плясовых русских народных мелодий, макет русской печи, деревянная лопата.

Предварительная работа: знакомство и рассматривания предметов с хохломской росписью.

Организация непосредственно образовательная деятельность.

Звучит музыка.

- Ребята, а вы слышали когда-нибудь такие поговорки «Маленький да удаленький», «Мал, да удал»?

- …

- А как понять слово «удаленький»?

- …

-  Сегодня мы с вами, прочитав   очень интересную сказку, попытаемся узнать , что же обозначает это слово «удаленький», «удалец», хорошо это или плохо – быть удальцом?

Чтение сказки «Жихарка»

- Ребята, скажите кто же в этой сказке удаленький?

- Почему Жихарку можно назвать удальцом. За какие его поступки? ?

_ Ребята, а вы знаете, что главного героя сказки не случайно зовут Жихарка. Его имя означает « удалой» .

- Попробуйте объяснить смысл поговорки «Маленький да удаленький», «Мал, да удал».

- Сделайте, пожалуйста, вывод, кого называют «удальцом»?

- И так, давайте вспомним содержание сказки. Кто герои сказки? Я загадываю загадки, а вы отгадываете их.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто это?

(Педагог демонстрирует иллюстрации с изображением животных – героев сказки)

- Какая лиса? (Красивая, пушистая, хитрая, рыжая)

- Что она делает? (Крадётся, бежит, следы заметает, ищет добычу, прислушивается, нюхает….)

- А давйте изобразим лису. ( Дети имитируют характерные движения лисы)

Встаёт на заре.

Поёт во дворе,
на голове гребешок.

Кто это?

- Какой петушок?

- Что такое гребень, гребешок?

- Что такое шпора?

- Что делает петушок?

А давайте изобразим петуха, у кого лучше получится . тот будет водящим в игре.

Проводится русская народная игра «Петух»

Трух-тух. Трух-тух-тух,

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами,

Хвост с узорами.

Под окном стоит,

На весь двор кричит.

Кто услышит, тот бежит.

- Конечно, весело играть, пора загадку отгадать!

Глазищи, усищи, хвостище,

А моется всех чище.

- Чем вам нравится котик? Он какой?

- Что умеет делать кот?

- А теперь давайте проинсценируем сказку. ( при нехватке времени можно проинсценировать либо начало сказки, либо эпизод у печки Бабы Яги)

Инсценировка.

- Как вы думаете, любили кот и петух Жихарку? Почему вы так решили? Как об этом сказано в сказке?

- Как вы думаете, во что любили играть герои сказки? Я вам подскажу, ещё загадку загадаю.

Сама точёная,

А ручка золочёная.

(Предлагается детям поиграть на ложках и поплясать под русскую народную музыку).

- Наверное, вы, ребята, хотите быть добрыми, заботливыми, смелыми, находчивыми, быстрыми, ловкими, как Жихарка. Удальцами!!!

- …

- Отдохнули, поплясали, теперь давайте Жихарке и друзьям подарки сделаем. Раскрасим ложки, чтобы стали они точёные, ручки золочёные? У кого лучше получится, тот и удалец!!!(Организуется самостоятельная творческая деятельность детей- украшение ложек)

Создание условий для развития самостоятельной деятельности в повседневной жизни:

Организация фольклорной выставки в уголке «Знай-ка» ;

Размещение иллюстраций к русским народным сказкам  в уголке «Знай-ка»;

Чтение русских народных сказок ;

Посещение с родителями музея русского быта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Русская изба"

Полезный материал для ознакомления с региональным компонентом для воспитателей старшей группы....

Методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме: Конспект НОД в средней логопедической группе по образовательной области коммуникация на тему: "Весна".

Цель НОД: -Обогащение представлений о весне, о насекомых, развитие связной речи.Коррекционно-образовательные задачи.1. Закрепить представления о весне, о характерных признаках весны, о насекомых, их в...

Конспект НОД на тему: «Русская изба»

Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа....

Методическая разработка "Русская Изба" по развитию речи

Воспитатель д/с «Умка» г. Нефтегорска: Кривогина Мария ОлеговнаАктуальностьСовременным детям сложно представить, как жили раньше люди без телевизоров, компьютеров. Читая детям русские...

Конспект ОД на тему: «Русская изба» для детей средней группы. Познавательное занятия, направленное на знакомство детей с культурой русского народа.

Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, самовар, и др.);Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками.Развиват...