Театрализованная деятельность как способ развития речи детей
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) на тему

Овладение родным языком в дошкольном детстве – актуальная проблема современного общества. Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.Развитие связной речи ребенка – это творческий процесс. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность как способ развития речи детей

Овладение родным языком в дошкольном детстве – актуальная проблема современного общества. Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.Развитие связной речи ребенка – это творческий процесс. Игры и упражнения для развития речи и словарного запаса призваны подключить воображение, самостоятельно интерпретировать слова и понятия, через зрительные образы запоминать значения слов. Развитие связной речи является необходимым условием успешности обучения ребенка в школе.Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности. Работая по проблеме развития речи детей через театрализованную деятельность, поставила задачи: Развивать устойчивый интерес к театру, театрализованной деятельности, последовательно знакомить с видами театра.                             Воспитывать эмоциональную отзывчивость, используя мимику, жесты, выразительность голоса. Развивать коммуникативные умения детей в публичных выступлениях.Развивать речь детей. Воспитывать культуру общения, речевой этикет.

Для решения этих задач были изготовлены различные виды театров (би-ба-бо, пальчиковый театр, конусный, настольный театр), декорации, костюмы; подобраны иллюстрации к сказкам; собрана библиотека сказок: книжки-малышки, сборники русских народных сказок, сказки народов мира, сказки мультимедийные.Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка.Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста. У малышей от непроизвольной эмоциональной, к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.При обучении детей средствам речевой выразительности, мы используем знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа.Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).Знакомство детей с театрализованной игрой происходит с раннего возраста: это просмотр кукольных спектаклей, мультфильмов, рассказывание сказок с элементами драматизации, игры-драматизации, дикционные упражнения, знакомство с костюмом, декорацией, мизансценой.Встреча с театральной куклой создаёт радостную атмосферу, вызывает положительные эмоции, желание общаться с куклой, что служит началом театрализованной игры.Куклы помогают детям адаптироваться в детском саду. Ребенок утром капризничает, трудно расстаётся с мамой, но появляется Карлсон и предлагает ему полететь, поискать, где же спрятался Капризка, которого нужно найти и прогнать. Ребёнок включается в игру и забывает о своих переживаниях.Творческая содержательная игра способствует совершенствованию диалогической речи, развитию монологической речи. Игры-драматизации ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем. Речь становится более связной, выразительной, изменяется качественная характеристика речи, так как в ней проявляется индивидуальность ребёнка-исполнителя. По выражению психолога и философа С.Л. Руинштейна, «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам».

В игре ребёнок анализирует речь педагога, поэтому речь воспитателя должна быть грамматически правильной. Педагог принимает участие в детских играх, обсуждает с детьми замысел и ход игры, привлекает внимание детей к слову, даёт образец лаконичной и точной речи, применяет систему упражнений, характеризующих того или иного персонажа сказки (попросись в теремок ,как лягушка, лиса, медведь; покажи, как ходят эти герои, как они говорят), беседует о проведенных и будущих играх.Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.Научно доказано, что развитие речи связано с качественной стороной общения. Характер общения определяет содержание и уровень речевого развития детей: меткие жесты помогают детям усвоить значение слов; мимика и фонация уточняют значение слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный ); выполняют воспитывающую роль.Вовлекая детей в театрализованную деятельность, стремлюсь к созданию атмосферы, способствующей каждому ребёнку почувствовать свою значимость в творческом процессе, направляю внимание детей на позитивное общение. Проектируя театрализованный центр, размещаю оборудование и материалы так, чтобы они отвечали интересам и мальчиков, и девочек, организовываю центры уединения, где ребенок может побыть наедине с любимым героем, осуществить эксперимент, рассмотреть схему моделирования сказки. Всё это способствует созданию условий для творческой активности детей, предоставляет каждому ребёнку право свободы выбора средств предметно-развивающей среды. Элементы театрализации присутствуют и в других видах образовательной деятельности детей: экологической, математической, музыкальной, изобразительной. Например, весёлый Гном приглашает детей на экологическую прогулку, Буратино зовет их помочь расколдовать заколдованных героев сказок, Лисичка-сестричка просит правильно выложить иллюстрации к сказкам, чтобы по ним можно было пересказать сказку в соответствии с сюжетом; добрый Зайка приглашает на сказочную поляну, где дети попадают в сказку, становятся участниками театрализованного представления. В театрализованных играх, играх-драматизациях дети бывают и артистами, и зрителями, что помогает им вырабатывать определённые нормы поведения; воспитывать силу воли, уважение к сверстникам, стремление принимать активное участие в театрализованных представлениях.

Театрализованные игры делают жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, развивают речь детей, дают возможность к самореализации.Речь детей становится образной, выразительной; мимика и жесты-артистичными, у детей появляется уверенность в себе, способность удерживать внимание в соответствии с сюжетом спектакля; развивается логичность мышления. К пяти годам дети легко обыгрывают русские народные сказки, рассказы писателей, стихи, пробуют складывать стихи.

 Литература

 аханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. Т Ц Сфера 2004год.

 Петрова Т.И., СергееваТ.Л. Театрализованные игры в детском саду. Школьная Пресса 2004 год.

 Сорокина Н.Д. Сценарии театральных занятий. Москва 2004 год.

 Сорокина Н.Д. Играем в кукольный театр. Аркти 2004 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей с ОНР"

Театрализованная деятельность это прекрасное средство для развития речи и обогащения словаря детей с ОНР....

Театрализованная деятельность - как средство развития речи детей раннего возраста

Дети-прирожденные артисты, и надо всячески поощрять и развивать в них стремление к театрально-игровой деятельности...

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В этой статье я описываю как театрализованная деятельность влияет на развитие речи детей и описываю некоторые виды театра, так же кратко описаны мои наблюдения и результаты работы с детьми в своей гру...

Презентация опыт работы по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

"Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Коммуникативная деятельность как способ развития речи детей среднего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС

Признание самоценности дошкольного возраста и отношение к нему как к уникальному периоду развития личности определяют задачу расширения возможностей каждого ребенка в установлении ...

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...

«Художественно – эстетическое развитие и театрализованная деятельность как средство развития речи детей»

laquo;Художественно – эстетическое развитие и театрализованная деятельность как средство развития речи детей»АктуальностьДетство–это совсем немаленькая страна, а огромная планета, г...