Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматический категорий в средней группе с ОНР по теме: «Во саду ли, в огороде»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Тимофеева Оксана Александровна

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект НОД24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «Во саду ли, в огороде»

 по формированию лексико-грамматический категорий в средней группе с ОНР

Автор:

Тимофеева Оксана Александровна

учитель – логопед ГБОУ СОШ № 400  Дошкольное отделение

ВАО г. Москвы

Цель: Закрепить практическое  употребление предлогов НА, В.

Задачи:

1. Коррекционно – образовательные: 

- Обобщать и систематизировать знания детей об овощах и фруктах, местах их произрастания;

- Закреплять понятия «высоко», «низко»;

- Совершенствовать грамматический строй речи (образование множественного числа имен существительных).

2. Коррекционно – развивающие:

 - Активизировать речевую деятельность детей;

- Развивать диалогическую речь, пространственные отношения, мышление, тонкую, общую моторики. 

3. Коррекционно – воспитательные:

- Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки сотрудничества.  Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: плакат с изображением фруктового сада и плоскостных фруктов; плакат с изображением огорода, грядок  и плоскостных овощей;  корзина, мешок; свежие фрукты.

Предварительная работа: рассматривание овощей, фруктов, огорода, сада. Разучивание пальчиковой гимнастики «Компот». Дидактическая игра «Собери в корзинки» для дифференциации овощей и фруктов. Индивидуальная работа логопеда с каждым из детей по обучению диафрагмальному дыханию лежа.

                                                 

Ход НОД

  1. Организационный момент

Логопед: Отгадайте загадку: 

Что весною мы сажали,
Потом летом поливали.
Все, что осенью на грядках
Поспевает: вкусно, сладко!
Не зевай и собирай
Наш осенний              (Урожай)!

Логопед: Правильно! И я вас сегодня приглашаю собрать урожай.

  1. Упражнение «В саду»

Логопед помещает на мольберт плакат с изображением фруктовых деревьев и плоскостных фруктах на них и дает детям одну минуту для его свободного рассматривания, потом начинает беседу, показывая указкой то, на что дети должны обратить внимание.

Логопед: Давайте представим, что мы с вами попали в сад. Что мы видим вокруг?

Дети: Деревья.

Логопед: А что растет на деревьях?

Дет: Фрукты.

Логопед: Назовите фрукты, которые растут на деревьях.

Дети: Яблоки. Груши. Сливы.

Логопед: Ребята, а какие вы ещё знаете фрукты?

Дети: Бананы, лимоны, апельсины.

Логопед: Молодцы, правильно! К нам их привозят из жарких стран, в нашей стране они не растут.

Логопед: Какие яблоки? Расскажите про их цвет, форму.

Дети: Яблоки красные, круглые.

Логопед: Какие груши?

Дети: Груши, жёлтые, овальные.

Логопед: Какие сливы?

Дети: Сливы синие, овальные.

Логопед: Какие лимоны?

Дети: Лимоны жёлтые, овальные.

Логопед: Какие апельсины?

Дети: Апельсины оранжевые, круглые.

Логопед: А какие фрукты по вкусу?

Дети: Вкусные. Сладкие. Сочные. Только лимоны кислые.

  1. Упражнение «Соберём фрукты»

Логопед: Посмотрите, я взяла с собой корзину и мы с вами соберём урожай яблок, слив и груш в эту корзину. Никита, сорви яблоко. Куда ты его положил?

Никита: В корзину.

Логопед: Правильно. Где оно лежит?

Никита: В корзине.

Логопед: Алиса, сорви грушу. Куда ты его положила?

Алиса: В корзину.

Логопед: Правильно. Где она лежит?

Алиса: В корзине.

Далее проводится аналогичная работа со всеми детьми.

  1. Пальчиковая гимнастика «Компот»

Логопед делает упражнение вместе с детьми, давая образец выполнения упражнения.

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Левую ладошку держат «ковшиком», правой имитируют помешивание в нем.

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Загибают пальчики на правой руке, начиная с большого.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

                                Нищева Н. Н.

Опять «варят» и «помешивают».

  1. Упражнение «В огороде»

Логопед: А теперь пойдём в огород.

Логопед помещает на мольберт плакат с изображением огорода, грядок.  На грядках прикреплены плоскостные овощи.

Логопед: Что растёт в огороде?

Дети: Овощи.

Логопед: На чём растут овощи?

Дети: На грядках.

Логопед: Давайте вспомни, какие овощи растут в огороде.

Логопед:  Что это? (Показывает морковь.)

1-йребенок: Это морковка.

Логопед:  Какая она?

1-йребенок: Она длинная,  оранжевая.

Логопед: Где она растет?

1-йребенок: В огороде, на грядке.

Логопед: Что это? (Показывает помидор.)

2-й ребенок: Это помидор.

Логопед: Какой он?

2-й ребенок: Он круглый, красный.

Логопед: Где он растет?

2-й р е б е н о к: В огороде, на грядке.

Логопед: Что это? (Показывает огурец.)

3-й ребенок: Огурец.

Логопед: Какой он?

3-й ребенок: Зеленый, длинный.

Логопед: Где он растет?

3-й ребенок: В огороде, на грядке.

Логопед: Вы очень хорошо рассказали об овощах. Похлопайте себе!

  1. Физминутка – зарядка.

Логопед проговаривает текст зарядки и выполняет движения по тексту вместе с детьми, давая образец выполнения.

Раз, два – прыгнем высоко,                 Подпрыгивают на месте, руки на поясе.

Наклонились низко – три, четыре.  Наклоняют корпус, руками достают

                                                                                                          до пола.

Пять, шесть – смотрим далеко,      Руки держат «козырьком» над бровями,

                                                         корпус выдвигают вперёд влево и вправо.

Семь, восемь – улыбнулись шире.  Улыбаются друг другу, руки на поясе.

  1. Упражнение «Соберём овощи»

Логопед: А теперь, ребята, соберём овощи в этот мешок (показывает).  Дима, сорви помидор. Куда ты его положил?

Никита: В мешок.

Логопед: Правильно. Где он лежит?

Никита: В мешке.

Логопед: Лиза, сорви огурец. Куда ты его положила?

Алиса: В мешок.

Логопед: Правильно. Где он лежит?

Алиса: В мешке.

Далее проводится аналогичная работа со всеми детьми.

  1. Игра – эстафета «Фрукты – овощи»

Логопед: Молодцы, ребята, собрали сегодня урожай  фруктов и овощей. А теперь, мы поиграем с вами ещё  в одну игру. Для этого, мы разделимся на две команды.

Логопед делит детей на две команды и высыпает фрукты и овощи на пол, перемешивая их. 

Логопед: Первая команда будет собирать в корзину только фрукты. Вторая команда соберёт в мешок только овощи.

Далее по команде дети собирают фрукты и овощи, затем логопед вместе с детьми проверяет корзину и мешок.

Логопед: Молодцы, обе команды правильно справились с заданием! Куда вы собрали фрукты?

Дети: В корзину!

Логопед: Куда вы собрали овощи?

Дети: В мешок!

  1. Итог НОД

Логопед: Вы сегодня хорошо потрудились! Что вы делали?

Дети: Собирали урожай фруктов и овощей.

Логопед: Вам понравилось?

Дети: Да!

Логопед: Молодцы! И за это я вас угощу вкусными, сладкими и сочными фруктами.

Дыхательная гимнастика.

[Диафрагмальное дыхание лежа. Воспитание диафрагмального дыхания.]

Логопед укладывает детей на ковер на спину и предлагает им положить левую руку на живот, а правую руку на грудь.

Логопед. Сейчас по моей команде вы сделаете глубокий вдох носом так, чтобы воздух попал в животик и животик надулся. А потом выдохнете воздух через рот так, чтобы животик сдулся.

Упражнение проводится не более 3—4 раз, чтобы не спровоцировать возникновения головокружения у детей. (В подгруппе логопед проводит упражнения дыхательной гимнастики только после того, как они отработаны с каждым ребенком на индивидуальном занятии.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в средней группе для детей с ОНР "В гостях у бабушки в деревне"

НОД для закрепления представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках, уточнения, расширения и активизации словаря по теме «домашние животные». Совершенствование грамматическо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе.Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».

Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».Образовательная область: речевое развитиеФорма: подгрупповое занятие.Цель: развитие языкового чутья, связной речи и обогащение словарного запаса детей чер...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей 7года жизни на тему «Весна».

Представляю свой опыт работы. приоритетным направлением которой является очень, на мой взгляд важная тема " Использование традиционных и современных логопедических технологий  в коррекции  л...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе.Тема: «Правила дорожного движения».

Познакомить детей с правилами дорожного движенияЗадачи:-Расширение представлений о правилах дорожного движения.-Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительны...