Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

Дедова Александра Анатольевна

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

Тип проекта: творческо-поисковый.

По содержанию: социально - педагогический.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатель группы, родители.

По времени проведения: долгосрочный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

«Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни»

К. Д. Ушинский

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает часть слов им не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям. Действия взрослого при этом играют важную роль, которым ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в младшем возрасте

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей второй младшей группы я выбрала методическую тему «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества».

АКТУАЛЬНОСТЬ

Одним из действенных средств воспитания такого человека и его полноценного развития является устное народное творчество.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения, благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

ПРОБЛЕМА

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы. А ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало, использование в работе с детьми устного народного творчества, создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного и морального опыта в межличностных отношениях.

ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА

Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1. Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

2. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

3. Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

4. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПPОЕКТА

ФОРМЫ:

занятия, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность индивидуальная работа с использованием дидактических материалов.

МЕТОДЫ: наблюдение, рассказ, игры, показ.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  ПРОЕКТА:

С ДЕТЬМИ

– в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей: проведение цикла тематических занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования малых фольклорных форм;

- дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, загадывание загадок, наблюдения;

- проведение подвижных игр;

- специальные игровые задания;

- психогимнастика.

- С РОДИТЕЛЯМИ

- анкетирование

– посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад»:

- проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей;

- проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и детьми.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

- Познакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

- Обогатить социальный быт дошкольников, расширится их кругозор;

- У детей повысить интерес к устному народному творчеству ;

- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

- Воспитать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

у детей сформируются представления о нравственно-ценных нормах и правилах поведения;

- Сформировать коммуникативную и социальную компетентность детей;

- У родителей сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;

- Родителей вовлечь в единое пространство «семья – детский сад»;

ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ:

I этап – подготовительный,

II этап – практический,

III этап – заключительный.

Ожидаемая РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.

С колыбельными песнями начинаю знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.

Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей стремлюсь подобрать и составить картотеку игр на основе детского фольклора.

Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.

Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.

На основе фольклорных произведений составляю комплекс закаливающей гимнастики после дневного сна для детей младшего дошкольного возраста, который должен применяться каждый день для укрепления и сохранения здоровья детей, поддержания интереса к занятиям физическими упражнениям.

Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. В соответствии с этим разрабатываю цикл развлечений художественно-эстетического цикла.

Готовлю консультации по данной тематике для родителей и педагогов, отражающие актуальные вопросы развития речи ребенка в ДОУ и семье.

Подготавливаю настольные театры: «Маша и медведь», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок» и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба».

Составляю картотеку по русским народным играм: «Огуречик-огуречик», «Жаворонок», «Морская фигура», «Утка и селезень», «У медведя во бору», «Мосток».

Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.

Таким образом, считаю, что приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1.pptx1.7 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» Воспитатель Дедова А.А

Слайд 2

Актуальность проекта: Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет. Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия, отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней. Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста.

Слайд 3

Цель проекта: Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества. Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов

Слайд 4

Задачи проекта: Обосновать значение устного народного творчества в развитии речи детей. Знакомить детей с окружающим миром-природой ( растения, животные, птицы ) через устное народное творчество; с укладом жизни и быта русского народа. Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями.

Слайд 5

Уровень развития речи на начало учебного года

Слайд 6

Методы и приёмы, используемые на проекте: Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, народных игрушек. Словесный метод: коллективное чтение сказок. Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки,

Слайд 8

Приложение 1 Анкета для родителей Приобщение детей к истокам русской культуры 1. Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа: а) как жили наши предки? б) какими занимались ремёслами? в) как сеяли хлеб? г) какую на Руси носили одежду? 2. Знаете ли Вы русские праздники? 3. Нужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов? 4. Нужно ли соблюдать обряды, традиции? 5. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины? 6. Надо ли знать народные сказки и былины? 7. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду? 8. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и прабабушек? Знает ли об этом малыш? 9. Какие народные игры Вам известны? 10. Играете ли Вы в них с ребёнком? 11. Ходите ли Вы в музеи ( исторический, краеведческий )?

Слайд 9

Приложение 2 Занятие на тему: «Звукоподражания» Задачи: -Способствовать воспитанию звуковой выразительности речи: произнесению звукоподражаний громко-тихо, тоненьким голосом и т.п. -Закрепить знания о животных -Воспитывать гуманное отношение к животным. -Развивать мышление, сообразительность, память. -Вызвать положительные эмоции. -Знакомить с устным народным творчеством (сказка «Теремок»)

Слайд 10

СС Теремок

Слайд 12

Мышки норушки

Слайд 14

Лягушки квакушки

Слайд 16

Зайки попрыгайки

Слайд 18

Лисички сестрички

Слайд 20

Волчки серые бочки

Слайд 22

Мишки косолапые

Слайд 24

Развалился теремок

Слайд 26

Принялись звери новый теремок строить

Слайд 28

Наши актёры Аплодисменты!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества"

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как он становится основным средством общения. Возраст от трех до четырех лет имеет ...

Семинар - практикум для педагогов "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества"

В данном материале вы найдете ответы на такие вопросы как: актульность выбранной темы, главная цель и задачи работы с детьми, подробный рассказ о средствах народного творчества, которые можно использо...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами  устного народного творчества...

« Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

« Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни»К.Д. Ушинский...

Выступление на РМО на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

Выступление на РМО на тему: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества"...