Взаимодействие мышления и речи.
статья по развитию речи на тему

Светлана Николаевна Мушинская

Человек может выражать свои мысли не только вербально, но и рисунком, чертежом, формулами, однако универсальным средством оформления и материализации мысли служит язык. Этот вывод относится к отвлеченному, речевому мышлению (логическому). Логическое мышление оперирует понятиями,  в которых обобщены существенные свойства явлений; понятия обозначаются словами и словосочетаниями. Знание слов, словосочетаний, обозначающих понятия, помогает человеку пользоваться этими понятиями, т.е. мыслить и создает предпосылки для дальнейшего развития мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_myshleniya_i_rechi.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие мышления и речи.

Речь неотделима от мысли, Л.С. Выготский считал, что «речь есть процесс превращения мысли в слово, материализация мысли ».

Человек может выражать свои мысли не только вербально, но и рисунком, чертежом, формулами, однако универсальным средством оформления и материализации мысли служит язык. Этот вывод относится к отвлеченному, речевому мышлению (логическому). Логическое мышление оперирует понятиями,  в которых обобщены существенные свойства явлений; понятия обозначаются словами и словосочетаниями. Знание слов, словосочетаний, обозначающих понятия, помогает человеку пользоваться этими понятиями, т.е. мыслить и создает предпосылки для дальнейшего развития мышления.

По мнению М.Р. Львова, отождествлять речь и мышление нельзя. Мышление шире речи, оно опирается не только на язык: наряду с понятийным, речевым мышлением, существуют наглядно- образное и практически – действенное.

Но в каких-то отношениях и речь оказывается шире мысли: она передает не только понятийное содержание, но и эмоции; речь нормативна, может быть подвергнута анализу и оценке.

        Мысль, усложняясь и обогащаясь в связи с накоплением новых знаний, требует обогащения и усложнения речи. Но и обогащение речи, усвоение новых средств языка оказывает положительное  воздействие на развитие мышления.

Жинкин Н.И. отмечал:«Речь – это канал развития интеллекта «…» Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».  

        В формировании связной речи отчетливо выступает связь речевого и умственного развитие детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представить себе объект рассказа(предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

        «В раннем детстве, говорит Песталоцци, - вовсе не следует резонерствовать с детьми, а надо ограничиться следующими средствами для их умственного развития:

  • как можно больше расширять круг их наблюдений;
  • прочно и систематически укреплять в них представления, добытые при наблюдении;
  • добавить им обширное знакомство с языком, необходимое для выражения словом того, с чем их познакомила природа и искусство посредством наблюдения». Слово закрепляет представления и делает их более прочными.

Согласно Е.И.Тихеевой, ощущения и восприятия- первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений. Органы внешних чувств – орудие познания, и в развитии речи ребенка они играют главную роль. Правильное восприятие предметов является главной умственной работой ребенка. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве.

«Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоническое единение того и другого обуславливает ценность слова. От пустых слов мы должны оберегать детей всеми мерами».

        Также педагогу необходимо следить за тем, чтобы речь ребенка всегда опиралась на реальную основу. Важнейшим источником материала для речевых упражнений является сама жизнь – все то, что окружает детей, их собственный опыт. А в опыте дошкольников особенно ценна его целенаправленная, организуемая педагогом часть - наблюдения. Материал, собранный в наблюдениях, служит и для устных рассказов, и для разнообразных бесед.

        Дети часто затрудняются в выделении признаков предметов, явлений, действий. Это происходит из-за того, что дети запоминают слово, не наполнив его содержанием.

        Работа по выделению признаков связывается с наблюдениями, она возможна и на основе представлений, и по памяти. Наблюдения проводятся систематически и на самом разнообразном материале: нужно наблюдать явления природы, причем не только в отдельный момент, но и во временном развитии; наблюдать (чувствовать, обонять) запахи цветов, аромат леса осенью; различать цвета и указывать их оттенки. «Воспитывать у детей любознательность, умение видеть, слышать, обонять, воспринимать мир  вокруг, - вот путь, который  обеспечит основу для развития мышления и речи, даст материал для словарных упражнений, для составления словосочетаний и предложений, для рассказов и сочинений».

        После того, как дети научатся выделять  признаки предметов и отличать существенные от несущественных признаков, можно перейти к обучению сравнению.

        «Сравнивать - это значит устанавливать сходства и различия между предметами, явлениями. Подобно выделению признаков, сравнение- аналитическая работа ума и включает элементы синтеза, обобщения, вывод.

        К.Д. Ушинский писал: «Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение….».

В самом деле, сравнение служит одним из важнейших приемов мышления.

        «Одна из важнейших задач развития мышления – это формирование понятий, основных единиц логического мышления. В понятии отражаются общие, существенные, отличительные признаки предметов или явлений действительности. В понятии эти признаки обобщены, поэтому работа над понятием всегда содержит обобщение: обобщаются признаки, накопленные в ходе наблюдений, сравнений. Понятия бывают более общие (родовые) и менее общие (видовые).

        Понятия выражаются в словах или их сочетаниях. Но речь не может состоять из отдельных слов. Связная речь складывается из суждений и умозаключений, которые оформляются как предложения.

Суждения связываются между собой, т.е. между ними устанавливается временная последовательность и причинно-следственные зависимости. Ведь одно из важнейших требований культуры речи состоит в том, чтобы каждое последующее высказывание вытекало из предыдущего, связывалось с ним, а каждое новое предложение развертывало бы мысль.  

        Для развития мышления детей важно, чтобы они научились делать умозаключения. Умозаключение – это способ опосредованного познания действительности. Систематическая тренировка в связывании суждений, в словесном выражении причинно-следственных зависимостей повышает культуру связной речи дошкольников, делает речь строже, доказательнее, последовательнее, логичнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления, памяти, речи при решении ребусов, кроссвордов

В работы представлены поэтапное знакомство с ребусами и пути их решения....

Буклеты для родителей "Развиваем, играя. Внимание. Восприятие. Мышление. Память. Речь." I и II части

Буклеты в формате pub для родителей "Развиваем, играя. Внимание. Восприятие. Мышление. Память. Речь." I и II части: в буклетах дано небольшое описание данных познавательных процессов и представлены иг...

«Загадка как средство развития мышления и речи дошкольников с ОНР» (консультация для воспитателей)

Проводилась во время работы над темой "Использование технологии обучения составлению загадок детей с ОНР"...

Сущность пересказа и его значение для развития мышления и речи детей

Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Учить ребенка рассказывать и пересказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общу...

Презентация "Ребусы" для развития мышления и речи детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю подборку ребусов для детей старшего дошкольного возраста...

Речь как инструмент мышления, соотношение мышления и речи. Техника и приёмы общения

Данный материал составлен на основании книги Р.С.Немова "Общие основы психологии" (книга первая, стр. 323,519)....

Взаимосвязь речи и мышления, их роль в развитии личности ребёнка. Игровые технологии как средство развития мышления и речи дошкольников.

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...