Роль родителей в приобщении детей к чтению
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Лутова Екатерина Ивановна

Чтобы ребёнок любил читать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль родителей в приобщении детей к чтению».

Художественная литература сопровождает ребенка с первых лет его жизни. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
На важность приобщения детей к красоте родного языка, развитие культуры речи указывали педагоги — лингвисты Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский. Все последующее ознакомление с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Важнейшие источники развития выразительности детской речи — произведения художественной литературы.

        Во все времена семейное чтение было основой воспитания человека с высоким уровнем книжной культуры. Мощным способом воздействия на ребёнка в приобщении к книге являлся пример поведения родителей, так как ребёнок подражал им не только внешне, но и «внутренне».

        С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, его надо открыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Чем характеризуются эти истоки? Способностью ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображённые события, страстно переживать их. Ребёнок – дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного, «проживать» его.

Именно в детском саду начинает складываться начитанность: ребёнок приходит в школу с обширным, уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров – от колыбельных песен, считалок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой – с произведениями А.С. Пушкина, С.Я. Маршака и многих других. С теми (первыми) классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается.

В младшем и среднем дошкольном возрасте особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они помогают понять прочитанный текст. Побеседуйте о прочитанном,  дайте оценку поступкам героев. Ребёнок легко с удовольствием включается в такую беседу, потому что она отвечает его потребности поговорить, поделиться своими впечатлениями, выразить переполняющие его чувства. Вопросы, заданные по произведению помогают увидеть, понятно ли содержание ребёнку. Во время беседы полезно прочитывать отдельные фрагменты произведения. Такое повторное чтение помогает ребёнку уловить и понять то, что могло быть упущено при первом восприятии текста.

Памятка для родителей:

*Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду.

*Каждый вечер читайте своему ребенку.

*Если ребенок просит почитать, никогда не отказывайте ему.

* Не бойтесь читать детям большие произведения, хотя бы по главе в день.

*Введите обязательный ритуал чтения книг перед сном.

Легкость и прочность

Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности.

Она легкая — у малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.

Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон.

Размер книжки небольшой: ребенок должен иметь возможность «играть» с ней самостоятельно.

В книге крупные яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Печатный текст — только крупный, фразы — четкие и лаконичные.

Если страница представляет собой яркую картинку, текст должен располагаться на светлом фоне.

Обратите внимание на наличие гигиенического сертификата (обычно указывается на последней странице или обложке), ведь малыши часто пытаются грызть книгу.

Всему свое время

Самым маленьким нужны книжки для рассматривания изображений: предметов, животных, растений и т. п. На странице 80% площади должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из двух-трех слов. Малыш пока не представляет, как обращаться с новой «игрушкой», — все может ограничиться облизыванием и бессмысленным перевертыванием страничек. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнает знакомые предметы и даже пытается по-своему их называть.

Веселая азбука

Примерно с года (а при желании и раньше) можно начать читать ребенку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми потешками хорошо сопровождать яркими характерными жестами. Примерно к двум годам, когда у ребенка появляется интерес к буквам, приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение — вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребенок активно слушает. Не стоит форсировать события.

Многим детям нравятся книжки-игрушки: всевозможные «пищалки», книжки в форме животных, насекомых и т. д. Они привлекательны для ребенка, но не стоит ими увлекаться. Книги, прежде всего, предназначены для чтения — это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг-игрушек к минимуму.

Три года — возраст почемучек — оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10—15%,  иначе книга может показаться ребенку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.

Расширяем кругозор

Если у родителей есть большое желание, начинать читать ребенку можно с самого рождения. Новорожденный не может понять смысла прочитанного, но прекрасно различает интонации, ритм и к тому же воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребенка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к занятию чтением.

Важно

Простейшие книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребенка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.

Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача родителей — постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе.

Даже когда ребенок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребенка живые представления о написанном, и к тому же, должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное — такое чтение очень сплачивает.

Как научить ребенка беречь книги

*Не делать в книге пометок, подписей, рисунков.

*Не читайте во время еды.

*Не загибать листы, пользоваться закладкой.

*Класть книгу только на чистый стол.

*Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.

*Своевременно оказывать «скорую помощь» «заболевшим книгам».

Как обсуждать с ребенком прочитанную книгу

*Объясните перед чтением или во время его трудные слова.

*Спросите, понравилось ли произведение? Чем?

*Что нового, интересного узнал?

*Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии рассказа, сказки, стихотворения.

*Чему научила книга?

*Как описана природа?

*Какие слова и выражения запомнились?

*Предложить ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучить отрывок и рассказывать его, изображая голосом персонажей произведения.

Что читать детям среднего и старшего дошкольного возраста (4-6 лет)

Если в раннем детстве малышам не столько читают, сколько рассказывают наизусть, то примерно с 3-4 лет начинается такое чтение, к которому все привыкли. В XIX начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения, когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших. Еще А. С. Пушкин вспоминал завораживающее впечатление от такого чтения, хотя и было не все понятно, но воздействие было очень сильным и незабываемым. Со временем дети глубже понимали произведения, которые с самого детства стали им родными.

У нас есть возможность процесс знакомства с литературой сделать более легким для детей, подбирая книги, которые соответствуют возрастным особенностям. В чтение для детей 4-6 летнего возраста вводится литература разных эпох, начиная с XIX века.

 Конечно, XIX век от нашего времени довольно далеко, поэтому некоторые понятия уже устарели и требуют пояснений. Например, в сказках А. С. Пушкина встречаются такие слова, как «кичка», «столбовая дворянка», «прясть», «вареная полба», «оброк». Без словаря не обойтись. Но и лишать своих детей таких произведений нельзя. Не стоит бояться, что, послушав эти произведения в дошкольном возрасте, ребенок не захочет их читать в школе. Опыт показывает, что знакомый сюжет только облегчает понимание и дает возможность наслаждаться художественным словом. Тогда и привычные

слова «Пушкин - гениальный поэт» становятся более понятными ребенку.

Рекомендуемая литература для домашнего чтения.

А. С. Пушкин: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане...», пейзажная лирика (отрывки) «Зимнее утро», «Зимняя дорога» и др.

С. Т. Аксаков, сказка «Аленький цветочек».

В. Ф. Одоевский; сказки «Городок в табакерке», «Мороз Иванович».

И. А. Крылов басни: «Квартет», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей» и др.

В. И. Даль: сказки «Девочка Снегурочка», «Старик годовик», «Привередница».

П. П. Ершов; сказка «Конек-горбунок».

В. М. Гаршин: сказка «Лягушка путешественница».

Д, Н. Мамин-Сибиряк: сборник «Аленушкины сказки», «Серая шейка».

Л. Н. Толстой: рассказы и сказки «Косточка», «Птичка», «Акула», «Прыжок», «Филиппок», «Липунюшка», «Лев и собачка», «Лгун», «Как гуси Рим спасли», «Три калача и одна Баранка».

К. Д. Ушинский: рассказы и сказки «Слепая лошадь», «Как рубашка в поле выросла», «Проказы старухи зимы», «Четыре желания».

Стихи А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова, М. Ю. Лермонтова, преимущественно пейзажная лирика, особенно та, что нравится лично вам.

Это только основные имена и произведения XIX века, которые можно читать дошкольникам. Но при всей их привлекательности, они не являются основными в круге детского чтения. Основу составляет классика золотого фонда детской литературы. Литература XX века, которая создавалась профессионально, с учетом детских потребностей и возможностей.

Стихи классиков:  С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. В. Михалкова. Удивительно светлые, добрые стихи Е. Благининой, Н. Саконской, Е. Серовой, веселые, юмористические, даже философские Р. Сефа, В. Орлова, Я. Акима.

Т. Александрова: "Кузька а новом доме», «Кузька в лесу», «Кузька у Бабыяги», «Сундучок с книжками» (восемь сказок для самых маленьких).

Б. Заходер: «Серая звездочка», «Русачок», «Отшельник и роза», «История гусеницы», «Почему рыбы молчат».

В. Катаев: «Цветик – семицветик», «Дудочка и кувшинчик».

Г. Остер: «38 попугаев», «Котенок по имени Гав», «Попался, который кусался».

Э. Успенский: «Вниз по волшебной реке», «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот».

Г. Цыферов. «Паровозик из Ромашково».

Познакомившись с данным рекомендательным списком, пересмотрите свою библиотеку. Что у вас есть? Что стоит взять в детской библиотеке? Опросите своих знакомых, что из книг есть у них. Ваши усилия не пропадут даром вашему ребенку обязательно, что-то понравится.

Читайте с удовольствием!

Учитель-логопед Е.И. Лутова.



Предварительный просмотр:

«Роль родителей в приобщении детей к чтению».

Художественная литература сопровождает ребенка с первых лет его жизни. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
На важность приобщения детей к красоте родного языка, развитие культуры речи указывали педагоги — лингвисты Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский. Все последующее ознакомление с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Важнейшие источники развития выразительности детской речи — произведения художественной литературы.

        Во все времена семейное чтение было основой воспитания человека с высоким уровнем книжной культуры. Мощным способом воздействия на ребёнка в приобщении к книге являлся пример поведения родителей, так как ребёнок подражал им не только внешне, но и «внутренне».

        С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, его надо открыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Чем характеризуются эти истоки? Способностью ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображённые события, страстно переживать их. Ребёнок – дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного, «проживать» его.

Именно в детском саду начинает складываться начитанность: ребёнок приходит в школу с обширным, уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров – от колыбельных песен, считалок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой – с произведениями А.С. Пушкина, С.Я. Маршака и многих других. С теми (первыми) классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается.

В младшем и среднем дошкольном возрасте особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они помогают понять прочитанный текст. Побеседуйте о прочитанном,  дайте оценку поступкам героев. Ребёнок легко с удовольствием включается в такую беседу, потому что она отвечает его потребности поговорить, поделиться своими впечатлениями, выразить переполняющие его чувства. Вопросы, заданные по произведению помогают увидеть, понятно ли содержание ребёнку. Во время беседы полезно прочитывать отдельные фрагменты произведения. Такое повторное чтение помогает ребёнку уловить и понять то, что могло быть упущено при первом восприятии текста.

Памятка для родителей:

*Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду.

*Каждый вечер читайте своему ребенку.

*Если ребенок просит почитать, никогда не отказывайте ему.

* Не бойтесь читать детям большие произведения, хотя бы по главе в день.

*Введите обязательный ритуал чтения книг перед сном.

Легкость и прочность

Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности.

Она легкая — у малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.

Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон.

Размер книжки небольшой: ребенок должен иметь возможность «играть» с ней самостоятельно.

В книге крупные яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Печатный текст — только крупный, фразы — четкие и лаконичные.

Если страница представляет собой яркую картинку, текст должен располагаться на светлом фоне.

Обратите внимание на наличие гигиенического сертификата (обычно указывается на последней странице или обложке), ведь малыши часто пытаются грызть книгу.

Всему свое время

Самым маленьким нужны книжки для рассматривания изображений: предметов, животных, растений и т. п. На странице 80% площади должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из двух-трех слов. Малыш пока не представляет, как обращаться с новой «игрушкой», — все может ограничиться облизыванием и бессмысленным перевертыванием страничек. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнает знакомые предметы и даже пытается по-своему их называть.

Веселая азбука

Примерно с года (а при желании и раньше) можно начать читать ребенку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми потешками хорошо сопровождать яркими характерными жестами. Примерно к двум годам, когда у ребенка появляется интерес к буквам, приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение — вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребенок активно слушает. Не стоит форсировать события.

Многим детям нравятся книжки-игрушки: всевозможные «пищалки», книжки в форме животных, насекомых и т. д. Они привлекательны для ребенка, но не стоит ими увлекаться. Книги, прежде всего, предназначены для чтения — это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг-игрушек к минимуму.

Три года — возраст почемучек — оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10—15%,  иначе книга может показаться ребенку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.

Расширяем кругозор

Если у родителей есть большое желание, начинать читать ребенку можно с самого рождения. Новорожденный не может понять смысла прочитанного, но прекрасно различает интонации, ритм и к тому же воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребенка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к занятию чтением.

Важно

Простейшие книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребенка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.

Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача родителей — постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе.

Даже когда ребенок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребенка живые представления о написанном, и к тому же, должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное — такое чтение очень сплачивает.

Как научить ребенка беречь книги

*Не делать в книге пометок, подписей, рисунков.

*Не читайте во время еды.

*Не загибать листы, пользоваться закладкой.

*Класть книгу только на чистый стол.

*Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.

*Своевременно оказывать «скорую помощь» «заболевшим книгам».

Как обсуждать с ребенком прочитанную книгу

*Объясните перед чтением или во время его трудные слова.

*Спросите, понравилось ли произведение? Чем?

*Что нового, интересного узнал?

*Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии рассказа, сказки, стихотворения.

*Чему научила книга?

*Как описана природа?

*Какие слова и выражения запомнились?

*Предложить ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучить отрывок и рассказывать его, изображая голосом персонажей произведения.

Что читать детям среднего и старшего дошкольного возраста (4-6 лет)

Если в раннем детстве малышам не столько читают, сколько рассказывают наизусть, то примерно с 3-4 лет начинается такое чтение, к которому все привыкли. В XIX начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения, когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших. Еще А. С. Пушкин вспоминал завораживающее впечатление от такого чтения, хотя и было не все понятно, но воздействие было очень сильным и незабываемым. Со временем дети глубже понимали произведения, которые с самого детства стали им родными.

У нас есть возможность процесс знакомства с литературой сделать более легким для детей, подбирая книги, которые соответствуют возрастным особенностям. В чтение для детей 4-6 летнего возраста вводится литература разных эпох, начиная с XIX века.

 Конечно, XIX век от нашего времени довольно далеко, поэтому некоторые понятия уже устарели и требуют пояснений. Например, в сказках А. С. Пушкина встречаются такие слова, как «кичка», «столбовая дворянка», «прясть», «вареная полба», «оброк». Без словаря не обойтись. Но и лишать своих детей таких произведений нельзя. Не стоит бояться, что, послушав эти произведения в дошкольном возрасте, ребенок не захочет их читать в школе. Опыт показывает, что знакомый сюжет только облегчает понимание и дает возможность наслаждаться художественным словом. Тогда и привычные

слова «Пушкин - гениальный поэт» становятся более понятными ребенку.

Рекомендуемая литература для домашнего чтения.

А. С. Пушкин: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане...», пейзажная лирика (отрывки) «Зимнее утро», «Зимняя дорога» и др.

С. Т. Аксаков, сказка «Аленький цветочек».

В. Ф. Одоевский; сказки «Городок в табакерке», «Мороз Иванович».

И. А. Крылов басни: «Квартет», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей» и др.

В. И. Даль: сказки «Девочка Снегурочка», «Старик годовик», «Привередница».

П. П. Ершов; сказка «Конек-горбунок».

В. М. Гаршин: сказка «Лягушка путешественница».

Д, Н. Мамин-Сибиряк: сборник «Аленушкины сказки», «Серая шейка».

Л. Н. Толстой: рассказы и сказки «Косточка», «Птичка», «Акула», «Прыжок», «Филиппок», «Липунюшка», «Лев и собачка», «Лгун», «Как гуси Рим спасли», «Три калача и одна Баранка».

К. Д. Ушинский: рассказы и сказки «Слепая лошадь», «Как рубашка в поле выросла», «Проказы старухи зимы», «Четыре желания».

Стихи А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова, М. Ю. Лермонтова, преимущественно пейзажная лирика, особенно та, что нравится лично вам.

Это только основные имена и произведения XIX века, которые можно читать дошкольникам. Но при всей их привлекательности, они не являются основными в круге детского чтения. Основу составляет классика золотого фонда детской литературы. Литература XX века, которая создавалась профессионально, с учетом детских потребностей и возможностей.

Стихи классиков:  С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. В. Михалкова. Удивительно светлые, добрые стихи Е. Благининой, Н. Саконской, Е. Серовой, веселые, юмористические, даже философские Р. Сефа, В. Орлова, Я. Акима.

Т. Александрова: "Кузька а новом доме», «Кузька в лесу», «Кузька у Бабыяги», «Сундучок с книжками» (восемь сказок для самых маленьких).

Б. Заходер: «Серая звездочка», «Русачок», «Отшельник и роза», «История гусеницы», «Почему рыбы молчат».

В. Катаев: «Цветик – семицветик», «Дудочка и кувшинчик».

Г. Остер: «38 попугаев», «Котенок по имени Гав», «Попался, который кусался».

Э. Успенский: «Вниз по волшебной реке», «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот».

Г. Цыферов. «Паровозик из Ромашково».

Познакомившись с данным рекомендательным списком, пересмотрите свою библиотеку. Что у вас есть? Что стоит взять в детской библиотеке? Опросите своих знакомых, что из книг есть у них. Ваши усилия не пропадут даром вашему ребенку обязательно, что-то понравится.

Читайте с удовольствием!

Учитель-логопед Е.И. Лутова.



Предварительный просмотр:

«Роль родителей в приобщении детей к чтению».

Художественная литература сопровождает ребенка с первых лет его жизни. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
На важность приобщения детей к красоте родного языка, развитие культуры речи указывали педагоги — лингвисты Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский. Все последующее ознакомление с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Важнейшие источники развития выразительности детской речи — произведения художественной литературы.

        Во все времена семейное чтение было основой воспитания человека с высоким уровнем книжной культуры. Мощным способом воздействия на ребёнка в приобщении к книге являлся пример поведения родителей, так как ребёнок подражал им не только внешне, но и «внутренне».

        С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, его надо открыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Чем характеризуются эти истоки? Способностью ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображённые события, страстно переживать их. Ребёнок – дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного, «проживать» его.

Именно в детском саду начинает складываться начитанность: ребёнок приходит в школу с обширным, уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров – от колыбельных песен, считалок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой – с произведениями А.С. Пушкина, С.Я. Маршака и многих других. С теми (первыми) классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается.

В младшем и среднем дошкольном возрасте особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они помогают понять прочитанный текст. Побеседуйте о прочитанном,  дайте оценку поступкам героев. Ребёнок легко с удовольствием включается в такую беседу, потому что она отвечает его потребности поговорить, поделиться своими впечатлениями, выразить переполняющие его чувства. Вопросы, заданные по произведению помогают увидеть, понятно ли содержание ребёнку. Во время беседы полезно прочитывать отдельные фрагменты произведения. Такое повторное чтение помогает ребёнку уловить и понять то, что могло быть упущено при первом восприятии текста.

Памятка для родителей:

*Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду.

*Каждый вечер читайте своему ребенку.

*Если ребенок просит почитать, никогда не отказывайте ему.

* Не бойтесь читать детям большие произведения, хотя бы по главе в день.

*Введите обязательный ритуал чтения книг перед сном.

Легкость и прочность

Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности.

Она легкая — у малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.

Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон.

Размер книжки небольшой: ребенок должен иметь возможность «играть» с ней самостоятельно.

В книге крупные яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Печатный текст — только крупный, фразы — четкие и лаконичные.

Если страница представляет собой яркую картинку, текст должен располагаться на светлом фоне.

Обратите внимание на наличие гигиенического сертификата (обычно указывается на последней странице или обложке), ведь малыши часто пытаются грызть книгу.

Всему свое время

Самым маленьким нужны книжки для рассматривания изображений: предметов, животных, растений и т. п. На странице 80% площади должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из двух-трех слов. Малыш пока не представляет, как обращаться с новой «игрушкой», — все может ограничиться облизыванием и бессмысленным перевертыванием страничек. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнает знакомые предметы и даже пытается по-своему их называть.

Веселая азбука

Примерно с года (а при желании и раньше) можно начать читать ребенку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми потешками хорошо сопровождать яркими характерными жестами. Примерно к двум годам, когда у ребенка появляется интерес к буквам, приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение — вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребенок активно слушает. Не стоит форсировать события.

Многим детям нравятся книжки-игрушки: всевозможные «пищалки», книжки в форме животных, насекомых и т. д. Они привлекательны для ребенка, но не стоит ими увлекаться. Книги, прежде всего, предназначены для чтения — это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг-игрушек к минимуму.

Три года — возраст почемучек — оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10—15%,  иначе книга может показаться ребенку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.

Расширяем кругозор

Если у родителей есть большое желание, начинать читать ребенку можно с самого рождения. Новорожденный не может понять смысла прочитанного, но прекрасно различает интонации, ритм и к тому же воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребенка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к занятию чтением.

Важно

Простейшие книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребенка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.

Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача родителей — постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе.

Даже когда ребенок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребенка живые представления о написанном, и к тому же, должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное — такое чтение очень сплачивает.

Как научить ребенка беречь книги

*Не делать в книге пометок, подписей, рисунков.

*Не читайте во время еды.

*Не загибать листы, пользоваться закладкой.

*Класть книгу только на чистый стол.

*Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.

*Своевременно оказывать «скорую помощь» «заболевшим книгам».

Как обсуждать с ребенком прочитанную книгу

*Объясните перед чтением или во время его трудные слова.

*Спросите, понравилось ли произведение? Чем?

*Что нового, интересного узнал?

*Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии рассказа, сказки, стихотворения.

*Чему научила книга?

*Как описана природа?

*Какие слова и выражения запомнились?

*Предложить ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучить отрывок и рассказывать его, изображая голосом персонажей произведения.

Что читать детям среднего и старшего дошкольного возраста (4-6 лет)

Если в раннем детстве малышам не столько читают, сколько рассказывают наизусть, то примерно с 3-4 лет начинается такое чтение, к которому все привыкли. В XIX начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения, когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших. Еще А. С. Пушкин вспоминал завораживающее впечатление от такого чтения, хотя и было не все понятно, но воздействие было очень сильным и незабываемым. Со временем дети глубже понимали произведения, которые с самого детства стали им родными.

У нас есть возможность процесс знакомства с литературой сделать более легким для детей, подбирая книги, которые соответствуют возрастным особенностям. В чтение для детей 4-6 летнего возраста вводится литература разных эпох, начиная с XIX века.

 Конечно, XIX век от нашего времени довольно далеко, поэтому некоторые понятия уже устарели и требуют пояснений. Например, в сказках А. С. Пушкина встречаются такие слова, как «кичка», «столбовая дворянка», «прясть», «вареная полба», «оброк». Без словаря не обойтись. Но и лишать своих детей таких произведений нельзя. Не стоит бояться, что, послушав эти произведения в дошкольном возрасте, ребенок не захочет их читать в школе. Опыт показывает, что знакомый сюжет только облегчает понимание и дает возможность наслаждаться художественным словом. Тогда и привычные

слова «Пушкин - гениальный поэт» становятся более понятными ребенку.

Рекомендуемая литература для домашнего чтения.

А. С. Пушкин: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане...», пейзажная лирика (отрывки) «Зимнее утро», «Зимняя дорога» и др.

С. Т. Аксаков, сказка «Аленький цветочек».

В. Ф. Одоевский; сказки «Городок в табакерке», «Мороз Иванович».

И. А. Крылов басни: «Квартет», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей» и др.

В. И. Даль: сказки «Девочка Снегурочка», «Старик годовик», «Привередница».

П. П. Ершов; сказка «Конек-горбунок».

В. М. Гаршин: сказка «Лягушка путешественница».

Д, Н. Мамин-Сибиряк: сборник «Аленушкины сказки», «Серая шейка».

Л. Н. Толстой: рассказы и сказки «Косточка», «Птичка», «Акула», «Прыжок», «Филиппок», «Липунюшка», «Лев и собачка», «Лгун», «Как гуси Рим спасли», «Три калача и одна Баранка».

К. Д. Ушинский: рассказы и сказки «Слепая лошадь», «Как рубашка в поле выросла», «Проказы старухи зимы», «Четыре желания».

Стихи А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова, М. Ю. Лермонтова, преимущественно пейзажная лирика, особенно та, что нравится лично вам.

Это только основные имена и произведения XIX века, которые можно читать дошкольникам. Но при всей их привлекательности, они не являются основными в круге детского чтения. Основу составляет классика золотого фонда детской литературы. Литература XX века, которая создавалась профессионально, с учетом детских потребностей и возможностей.

Стихи классиков:  С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. В. Михалкова. Удивительно светлые, добрые стихи Е. Благининой, Н. Саконской, Е. Серовой, веселые, юмористические, даже философские Р. Сефа, В. Орлова, Я. Акима.

Т. Александрова: "Кузька а новом доме», «Кузька в лесу», «Кузька у Бабыяги», «Сундучок с книжками» (восемь сказок для самых маленьких).

Б. Заходер: «Серая звездочка», «Русачок», «Отшельник и роза», «История гусеницы», «Почему рыбы молчат».

В. Катаев: «Цветик – семицветик», «Дудочка и кувшинчик».

Г. Остер: «38 попугаев», «Котенок по имени Гав», «Попался, который кусался».

Э. Успенский: «Вниз по волшебной реке», «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот».

Г. Цыферов. «Паровозик из Ромашково».

Познакомившись с данным рекомендательным списком, пересмотрите свою библиотеку. Что у вас есть? Что стоит взять в детской библиотеке? Опросите своих знакомых, что из книг есть у них. Ваши усилия не пропадут даром вашему ребенку обязательно, что-то понравится.

Читайте с удовольствием!

Учитель-логопед Е.И. Лутова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению»

«Роль родителей в приобщении ребенка к чтению»                 Художественная литература сопровождает ребенка с пер...

Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в приобщении детей к чтению»

Повысить интерес родителей и детей к художественному чтению....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению»

Консультация для родителей "Роль родителей в приобщении ребенка к чтению"...

Роль родителей в приобщении детей к чтению

Роль родителей в приобщении детей к чтению Художественная литература сопровождает ребенка с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ним в единстве содержания и художествен...

консультация для родителей "Роль родителей в приобщении детей к чтению художественной литературы"

консультация для родителей "Роль родителей в приобщении детей к чтению художественной литературы"...

Памятка "Роль родителей в приобщении детей чтению"

Памятка для родителей старшего дошкольного возраста о роли родителей в приобщении детей чтению....

Консультация для родителей. "Роль семьи в приобщении детей к чтению"

Все дальше в прошлое уходят традиции семейного совместного с детьми чтения. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, неумение...