Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ во 2 младшей группе. Составление загадок.
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Загадки помогают развивать логическое мышление и сообразительность, а также помогают развивать словарный запас детей.Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей.Для составления загадок с помощью ТРИЗ технологии предлагается три основных модели. Педагог вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект. В данной работе предлагается модель - Какой? Что бывает таким же?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_nod.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи

с использованием технологии ТРИЗ

во 2 младшей группе.

                                                                                      воспитатель: Болдина Н.В.

«Царица Загадок»

 

Цель:  Обогащать круг представлений у детей, расширять словарный запас. Учить детей самостоятельно придумывать загадки.  Способствовать развитию наглядно-образного, причинного мышления; памяти и воображения у детей.

 Оборудование: Царица Загадок,  модель для придумывания загадок, картинки: елка, снежинка, шапка.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте,  дети! У нас сегодня на занятии присутствует необычный гость, это Царица Загадок. Давайте поздороваемся с ней. Как вы думаете, откуда она у нас появилась?  

Дети говорят свои ответы.

Воспитатель: Она прилетела к нам из волшебной страны Отгадайка. В этой стране все любят загадывать и отгадывать загадки. Наша гостья очень любит загадывать загадки, а вы любите отгадывать загадки.

Дети: Да.

Воспитатель:  Посмотрите, в кармане у Царицы  есть несколько загадок, отгадаем?

Дети: Да.

Воспитатель загадывает 3 загадки про зиму.

Наступили холода. 
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

Ответ: Зима


Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры -
Помчались с горы.

Ответ: Санки

С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный ...

Ответ: Снег.

 Дети отгадывают.

Воспитатель: Вы знаете, Царица не только любит загадывать загадки, но и придумывать их, и сегодня она хотела бы, чтобы вы помогли ей придумать несколько загадок. У меня есть несколько картинок. Поможем  Царице придумать загадки?

Дети: да!

Воспитатель предлагает детям составить загадку о елке.

 Значение признака в средней части таблицы обозначается словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части  зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

Модель

Признак                         Какой?             Что бывает таким же?

Для составления загадки выбран объект - елка.

 Далее дети выбирают признаки.

 Воспитатель задает вопросы:

- Какой вопрос задает этот значок?  -Какой объект по цвету?

-Какая елка  по цвету? - Зеленая.

Воспитатель записывает букву З в первой строчке средней части таблицы.

-Какой вопрос задает этот значок? –Какой объект по рельефу?

- Какая елка по рельефу? - Колючая (заполняется вторая строчка средней части таблицы).

-Какой вопрос задает этот значок?   -Какой объект по форме?

- Какая она по форме? - треугольная (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы.

-Что бывает таким же.

Признак                            Какая?                  Что бывает таким же?

Цвет                                   Зеленая           (ответы детей)      Яблоко, лягушка, кузнечик, огурец

Рельеф                               Колючая          (ответы детей)       Еж, кактус, игла

Форма                                Треугольная      (ответы детей)    Сыр, крыша, пирамида

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про елку: "Зеленая ,как  яблоко, треугольная , как  сыр, колючая, но не ежик". ( Воспитатель «записывает результат для Царицы Загадок»)

Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем. (пальчиковая гимнастика)

Шел один я по дорожке,

А со мной мои две ножки,

Вдруг на встречу три мышонка,

Ой, мы видели котенка,

У него четыре лапки,

А на лапках острые царапки,

Один, два, три, четыре, пять,

Нужно быстро убегать.

После отдыха дети таким же образом составляют загадки на слова снежинка, шапка.

Снежинка.

Признак                    Какая?      Что бывает таким же?

Цвет                            белый        (ответы детей)                  заяц, мел, облако

Форма                         круглая       (ответы детей)                 мяч, арбуз, блин

Температура              холодная     (ответы детей)              мороженое, холодильник, лед

Загадка- Белая, как заяц

                 Круглая, как блин,

                  Холодная, но не мороженое.

Пальто.

Признак                      Какое?                         Что бывает таким же?

Форма                       прямоугольное       (ответы детей)          книга, коробка, телевизор

Цвет                           серое             (ответы детей)            мышь, волк, дорога

Размер                      большое           (ответы детей)             дом, медведь, машина

Загадка – Прямоугольное, как книга

                   Серое, как дорога

                    Большое, но не дом.

 Все придуманные воспитателем с детьми загадки записываются.

В конце занятия воспитатель с детьми прощается с Царицей Загадок и отдают ей придуманные ими загадки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотаблицы во второй младшей группе. Тема: "Игры маленьких мышат"

  Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значит...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в средней группе

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Методы и приёмы ТРИЗ - технологии творчества, поисковой активности, помогают преодолеть чувство скован...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в сказку»

laquo;Есть фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом, находится в непосредственной ...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе компенсирующей направленности «Составление загадок про котенка»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе компенсирующей направленности «Составление загадок про котенка»...