Решение речевых задач средствами театрализованной деятельности
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Ивкина Галина Ивановна

Рекомендации логопеду по развитию речи детей средствами театрализованной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Общеизвестно, что современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники, скажем, 10 лет назад. Они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, их интересы ограниченны, а игры однообразны. Многие дети не умеют занять себя в свободное время.

 Я могу отметить, что для очень многих детей характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительность и монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, «проглатывание» начала и конца слов.

  Убеждена, что самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению и, как следствие, развития речи – путь через театрализованную деятельность.

 Работая над раскрепощением ребенка, невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих четкую дикцию и подвижность голоса.

 Мы не занимаемся с детьми специальной профессиональной подготовкой, поскольку в этом возрасте еще окончательно не сформирован дыхательный и голосовой аппарат, но стремимся к тому, чтобы дети понимали, что речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни.

 Для того, чтобы добиться развития речи ребенка через театрализованную деятельность, я опираюсь на эмоциональный мир маленького человека, на его познавательный интерес.

 В связи с этим велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи.

 Особенно полезно использование диалогических стихов, которые очень нравятся детям. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения уже можно создать спектакль.

 Для того, чтобы речь маленького актера была ясной, яркой, образной, выразительной, помогаем ему сформировать правильное, четкое произношение(дыхание, артикуляцию, дикцию), учим точно и выразительно передавать мысли автора(интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи).

 Прежде всего, ребенка учим бесшумному вдоху через нос, не поднимая плечи, и плавному, ровному, без напряжения и толчков, выдоху.(Упражнения «Свеча», «Мыльные пузыри»).

 Чтобы голос звучал свободно, тренируем мышцы всего речевого аппарата(губ, челюсти, языка). После решения этих задач, больше внимания уделяем работе над дикцией, диапазоном звучания, силой голоса, темпом речи. Для тренировки силы звучания использую прием «Эхо». Он помогает выработать умение переключать голос с тихого звучания на громкое и наоборот, а также укрепляет голосовые связки. Удобны небольшие по размеру тексты.

 А над обогащением тембра голоса можно работать на примере стихотворения К.Кулиева «Что тебе милей всего?»

 - Что тебе милей всего, сосна?

 - Высота – вот страсть моя и гордость!

 - Что тебе милей всего, скала?

 - Твердость!

 - Море, что тебе всего милей?

 - Широта земли, моя безбрежность!

 - Что тебе, весна, всего милей?

 - Нежность!

 - Что тебе, зима, милей всего?

 - Белизна на белоснежном поле!

 - Птица, что тебе милей всего?

 - Воля!

 Голосом надо передавать характер предметов и явлений: обращение к сосне должно рождать ощущение высоты, к скале – твердости и могущества, к морю – бесконечности и необъятности, к весне – нежности и хрупкости, к зиме – холодности и жесткости, к птице – возвышенности и полетности.

 Важный момент учитывают при работе над голосом. Если голос ребенка негромкий, то и не стоит его форсировать.

 При работе над дикцией пользуемся голосом. Лучшим речевым тренировочным материалом являются пословицы и поговорки. При работе же над скороговорками не стоит игнорировать индивидуальные речевые возможности ребенка. Гораздо важнее предельная четкость дикции, а не предельная скорость исполнения.

 Работая над интонацией, поощряю у детей стремление к импровизации предлагаемых ситуаций, а не просто прошу их абстрактно произнести фразу, например, жалобно или восхищенно.

 Творческие игры со словами пополняют словарный запас детей, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие рассказы.

 Элементы театрализации я часто применяю на занятиях(очень нравятся детям этюды «На птичьем дворе», «С добрым утром!»).

 Театрализованная деятельность, используемая на логопедических занятиях, помогает детям легче усвоить материал, способствует успешному овладению детьми словообразованием, словоизменением, интонационно окрашивает речь детей, развивает как пассивный, так и активный словарь.

 Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать речевые задачи применительно к детям с разными индивидуальными речевыми возможностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие образности и выразительности речи, творческой речевой активности средствами театрализованной деятельности

Одной из основных задач работы с детьми, выбрана театрализованная деятельность, как  средство развития речи, ее поэтичности, образности, развития фантазии, воображения, воспитания гуманных ч...

КВН для родителей «Речевое развитие средствами театрализованной деятельности»

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей....

Развитие интонационной выразительности речи у детей с речевой патологией средствами театрализованной деятельности.

В своей работе я использую имаготерапию как  средство развития интонационной выразительности речи.Для этого на основе методики Л. В. Лопатиной я разработала свою систему работы «Развитие ин...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию средствами театрализованной деятельности сказка "Теремок" для детей 2 -3 лет

Цель: активизировать речь детей, совершенствовать диалогическую речь, побуждать детей к участию в театрализованной деятельности....