Итоговое комплексное занятие по развитию речи и природе для детей старшей логопедической группы «Прогулка в весенний лес»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Тарасова Валентина Ивановна

Итоговое комплексное занятие по развитию речи и природе в старшей группе « Прогулка в весенний лес»

Цель: Уточнить знания детей о лесе. Воспитывать бережное отношение к природе.

 

Задачи:

1. Образовательные задачи:

v  Уточнять и имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях.
 

v   Формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы.

v  Закрепить умение вырезать предметы различной формы, создавать общую  композицию.
 

2. Развивающие задачи:

v  Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения).
 

v   Развивать в детях чувства сопричастности ко всему живому и прекрасному посредством музыки.

 

3.Коррекционные задачи

v   Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.

v   Развивать контроль за речевой активностью.

 

 

4.. Воспитывающие задачи:

v  Воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к природе.
 

v   Воспитывать эмоционально – доброжелательное отношение к живым объектам природы.


 

Интеграция областей:

1) Развитие речи.

2) Природа

3) Социализация

 4) Музыка

5) Физическая культура

Доминирующая область: развитие речи

Виды деятельности:

1)Коммуникативная

2) Двигательная

3) Игровая

4) Познавательная

5)Продуктивная

 

 

 


Предварительная работа:
Чтение художественной литературы; беседы о лесе и жизни животных и растений; рассматривание иллюстраций; дидактические игры «Если я приду в лесок», «Где растет», «Солнце, какое? », «С чьей ветки детки?», «Сосчитай любимые животные», разучивание пальчиковой гимнастики.
Оборудование:
Фонограмма «Звуки леса», солнышко, лучики, картинки с животными, птицами, деревьями; мячик, конверт с письмом; зеленые квадраты, желтые круги, ножницы, клей, кисточки, подставки. тетради в клетку, простой карандаш, следы диких животных.

Ход нод:

v  Воспитатель:
- Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в лес. Нас пригласила Лесная фея . Воспитатель предлагает детям взяться за руки, интересуется о настроении детей, предлагает улыбнуться друг другу, показать с каким хорошим настроением они отправятся в гости в лес.
(Стук в дверь.  Воспитатель заносит письмо, начинает читать)
Дорогие ребята, пишет вам - Лесная фея.  В  моем лесу случилась беда. Побывала здесь злая Колдунья.  Заколдовала мой лес. Даже красавица Весна не хочет сюда заглядывать. Помогите! Жду вас с нетерпением.
- Ну что, ребята, поможем Лесной Фее? 
Закройте глаза, а я скажу волшебные слова.
Воспитатель: 
Здравствуй, лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - Мы свои.

-На одной ноге покружись

Вправо, влево повернись

И в лесу окажись!
- Вот мы и оказались в заколдованном лесу. Чтобы помочь, фее, давайте повторим правила поведения в лесу. Для этого поиграем в игру

 

v  Игровое упражнение «Если я приду в лесок».

Я буду говорить действия, а вы отвечать. Если поступки хорошие, говорите «да», если плохие говорите «нет»
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
А в лесу я на сорю и убрать забуду? (нет)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
- Пожалуйста, запомните, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек, и научите этому своих друзей.

Ø  В.
-Ребята, вы, слышите? Тишина, какая.
Ни пение птиц; ни шелест  листочков на деревьях; ни журчание ручья; ни шуршание и жужжание насекомых. Сразу понятно, что лес заколдован. Нет в него ни входа не выхода.

Давайте проложем дорожку в густом лесу, но вначале разогреем пальчики и сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Пальчики пошли гулять

1,2,3,4.5.

Были в поле и в лесу, видели они лису

Пальчики пришли домой,

Потерялся пальчик, ой!

 

Работа за столами. Дети рисуют разные линии (прямые, кривые, ломанные)

\ \ \ \ \ \

- -------------
В. Дорожки проложены. Мы пришли с вами на солнечную полянку. Посмотрите- это солнышко к нам спустилось. Только оно какое-то грустное.  Как вы думаете, почему?

О.д.У него нет лучиков.

А вот 1 задание.

Помогите солнышку вернуть лучики, но для этого нужно ответить на вопросы. Кто ответит верно, тот может прикрепить лучик.

v  Назовите весенние месяцы.

v  Назвать признаки весны.

v  Как называется маленький лес?

v  Как называется человек, охраняющий лес?

v  Назовите перелетных птиц, почему они называются перелетными?

v  Что такое скворечник и кто там живет?

Но вот солнышко у нас засияло, значит, мы правильно ответили на все вопросы. Но чтобы оно светило ярче надо рассказать солнце какое?

Ø  Игра с мячом «Солнышко какое?»

Мячик друг другу передавай,

Солнышко какое называй.
О.д(теплое, ласковое, радостное, веселое, яркое, лучистое, огненное, весеннее, жгучее, круглое, золотое и т.д.)

Вот как ярко стало светить наше солнце, расколдовали мы его.

2 задание
- Отгадайте загадки о красавицах  леса:
Белоствольные красавицы 
Дружно встали у дорожки, 
Книзу веточки спускаются, 
А на веточках сережки. (Березки)

Украшает их народ.
Каждый раз под Новый год.
Вместо листиков — иголки.
Назови деревья! (Елки)

Деревца в лесу стоят,
Даже в тихий день дрожат.
Вдоль извилистой тропинки
Шелестят листвой... (осинки)

В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках — горчинка.
Что за деревце? (Рябинка)


3 задание;

Д/игра «Чьи детки с ветки»

Лист березы- березовый, лист дуба-дубовый и. т. д

 

В. Ребята, посмотрите, чьи то следы. Как вы думаете, кому они принадлежат?

 

4 задание:

 Назвать обитателей леса. (На столе перемешаны картинки домашних и диких  животных.  Нужно выбрать диких  животных и определить хищников и травоядных). Дети выставляют картинки на доске.

Д/И. «Сосчитай любимое животное»

1-волк, 2-волка,… 5-волков.

1-лось, 2-лося,…. 5-лосей. И т. д.

 


Воспитатель:
- А вот еще одно задание
5 задание:
Дидактическая игра «Да и нет». Давайте поиграем. На то растение, которое есть в лесу, вы хлопаете, которого нет, сидите тихо.
Цветы: ромашки, розы, гвоздика, одуванчик, мать-и-мачеха, тюльпаны, колокольчики, нарцисс.
Кустарники: смородина, малина, крыжовник, шиповник, орешник, черноплодная рябина.

Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел

Шевельнулся, потянулся-

Взвился вверх и полетел.


6 задание.
Надо, назвать насекомых и  расставить их по типу: (картинки с насекомыми на столе у детей)

Д.И. «Мой, моя, мое…»

Придумать предложение с любым из насекомых. Предложение должно состоять из трех и более слов.

 Воспитатель – молодцы, ребята, насекомых вы хорошо знаете, но чтоб они появились нужны цветы.. Какие первоцветы мы с вами знаем. (подснежники, мать и мачеха, ландыши, нарциссы, тюльпаны)
5 задание .
Аппликация "Мать-и-мачеха"
Нам необходим лист картона, клей, ножницы, цветная бумага зелёного цвета и кусочек салфетки  жёлтого цвета. Из зелёных квадратов сложив пополам, вырезаем треугольники - это будут составные стебелька цветка.
Из жёлтой салфетки вырезаем круг. Этот круг складываем вчетверо и делаем длинные надрезы.

Работа детей.
-Ну, вот наша полянка готова, теперь и насекомые появятся в лесу.
- Мы  выполнили все задания злой колдуньи.
Молодцы ребята!
Спасибо вам, что вы помогли Лесной Фее. Слышите, лес ожил, все здесь проснулись. Садитесь на полянку, и давайте послушаем звуки леса, со всеми её обитателями.

Ø  (Фонограмма «Звуки леса»)
Воспитатель: - Вот и вернулись обитатели леса, ожил лес!
И нам, ребята, пора в детский сад возвращаться.
В гостях мы побывали,
задания выполняли,
помогли Лесной мы феи.
А теперь пора в детсад.
Веселиться и играть!

 

 

На одной ноге покружись, вправо, влево повернись

Снова в саду окажись.

 

Итог занятия:

-Какое из заданий злой Колдуньи было для вас самым трудным?

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №43 комбинированного вида» городского округа Саранск

Итоговое комплексное занятие по развитию речи и природе

для детей старшей логопедической  группы

«Прогулка в весенний лес»

Подготовила и провела

Воспитатель Тарасова В.И.

Саранск 2015

Итоговое комплексное занятие по развитию речи и природе в старшей группе « Прогулка в весенний лес»

Цель: Уточнить знания детей о лесе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

1. Образовательные задачи:

  • Уточнять и имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях.
  •  Формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы.
  • Закрепить умение вырезать предметы различной формы, создавать общую  композицию.

2. Развивающие задачи:

  • Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения).
  •  Развивать в детях чувства сопричастности ко всему живому и прекрасному посредством музыки.

3.Коррекционные задачи

  •  Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.
  •  Развивать контроль за речевой активностью.

4.. Воспитывающие задачи:

  • Воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к природе.
  •  Воспитывать эмоционально – доброжелательное отношение к живым объектам природы.


Интеграция областей:

1) Развитие речи.

2) Природа

3) Социализация

 4) Музыка

5) Физическая культура

Доминирующая область: развитие речи

Виды деятельности:

1)Коммуникативная

2) Двигательная

3) Игровая

4) Познавательная

5)Продуктивная


Предварительная работа:
Чтение художественной литературы; беседы о лесе и жизни животных и растений; рассматривание иллюстраций; дидактические игры «Если я приду в лесок», «Где растет», «Солнце, какое? », «С чьей ветки детки?», «Сосчитай любимые животные», разучивание пальчиковой гимнастики.
Оборудование:
Фонограмма «Звуки леса», солнышко, лучики, картинки с животными, птицами, деревьями; мячик, конверт с письмом; зеленые квадраты, желтые круги, ножницы, клей, кисточки, подставки. тетради в клетку, простой карандаш, следы диких животных.

Ход нод:

  • Воспитатель:
    - Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в лес. Нас пригласила Лесная фея . Воспитатель предлагает детям взяться за руки, интересуется о настроении детей, предлагает улыбнуться друг другу, показать с каким хорошим настроением они отправятся в гости в лес.
    (Стук в дверь.  Воспитатель заносит письмо, начинает читать)
    Дорогие ребята, пишет вам - Лесная фея.  В  моем лесу случилась беда. Побывала здесь злая Колдунья.  Заколдовала мой лес. Даже красавица Весна не хочет сюда заглядывать. Помогите! Жду вас с нетерпением.
    - Ну что, ребята, поможем Лесной Фее? 
    Закройте глаза, а я скажу волшебные слова.
    Воспитатель: 
    Здравствуй, лес, дремучий лес
    Полный сказок и чудес!
    Ты о чем шумишь листвою
    Ночью темной, грозовою?
    Что нам шепчешь на заре
    Весь в росе, как в серебре?
    Кто в глуши твоей таится?
    Что за зверь? Какая птица?
    Все открой, не утаи:
    Ты же видишь - Мы свои.

-На одной ноге покружись

Вправо, влево повернись

И в лесу окажись!
- Вот мы и оказались в заколдованном лесу. Чтобы помочь, фее, давайте повторим правила поведения в лесу. Для этого поиграем в игру

  • Игровое упражнение «Если я приду в лесок».

Я буду говорить действия, а вы отвечать. Если поступки хорошие, говорите «да», если плохие говорите «нет»
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
А в лесу я на сорю и убрать забуду? (нет)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
- Пожалуйста, запомните, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек, и научите этому своих друзей.

  • В.
    -Ребята, вы, слышите? Тишина, какая.
    Ни пение птиц; ни шелест  листочков на деревьях; ни журчание ручья; ни шуршание и жужжание насекомых. Сразу понятно, что лес заколдован. Нет в него ни входа не выхода.

Давайте проложем дорожку в густом лесу, но вначале разогреем пальчики и сделаем пальчиковую гимнастику.

  • Пальчиковая гимнастика

Пальчики пошли гулять

1,2,3,4.5.

Были в поле и в лесу, видели они лису

Пальчики пришли домой,

Потерялся пальчик, ой!

Работа за столами. Дети рисуют разные линии (прямые, кривые, ломанные)

\ \ \ \ \ \

- -------------
В. Дорожки проложены. Мы пришли с вами на солнечную полянку. Посмотрите- это солнышко к нам спустилось. Только оно какое-то грустное.  Как вы думаете, почему?

О.д.У него нет лучиков.

А вот 1 задание.

Помогите солнышку вернуть лучики, но для этого нужно ответить на вопросы. Кто ответит верно, тот может прикрепить лучик.

  • Назовите весенние месяцы.
  • Назвать признаки весны.
  • Как называется маленький лес?
  • Как называется человек, охраняющий лес?
  • Назовите перелетных птиц, почему они называются перелетными?
  • Что такое скворечник и кто там живет?

Но вот солнышко у нас засияло, значит, мы правильно ответили на все вопросы. Но чтобы оно светило ярче надо рассказать солнце какое?

  • Игра с мячом «Солнышко какое?»

Мячик друг другу передавай,

Солнышко какое называй.
О.д(теплое, ласковое, радостное, веселое, яркое, лучистое, огненное, весеннее, жгучее, круглое, золотое и т.д.)

Вот как ярко стало светить наше солнце, расколдовали мы его.

2 задание
- Отгадайте загадки о красавицах  леса:

Белоствольные красавицы 
Дружно встали у дорожки, 
Книзу веточки спускаются, 
А на веточках сережки. (Березки)

Украшает их народ.
Каждый раз под Новый год.
Вместо листиков — иголки.
Назови деревья! (Елки)

Деревца в лесу стоят,
Даже в тихий день дрожат.
Вдоль извилистой тропинки
Шелестят листвой... (осинки)

В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках — горчинка.
Что за деревце? (Рябинка)


3 задание;

Д/игра «Чьи детки с ветки»

Лист березы- березовый, лист дуба-дубовый и. т. д

В. Ребята, посмотрите, чьи то следы. Как вы думаете, кому они принадлежат?

4 задание:

 Назвать обитателей леса. (На столе перемешаны картинки домашних и диких  животных.  Нужно выбрать диких  животных и определить хищников и травоядных). Дети выставляют картинки на доске.

Д/И. «Сосчитай любимое животное»

1-волк, 2-волка,… 5-волков.

1-лось, 2-лося,…. 5-лосей. И т. д.

 


Воспитатель:
- А вот еще одно задание
5 задание:
Дидактическая игра «Да и нет». Давайте поиграем. На то растение, которое есть в лесу, вы хлопаете, которого нет, сидите тихо.
Цветы: ромашки, розы, гвоздика, одуванчик, мать-и-мачеха, тюльпаны, колокольчики, нарцисс.
Кустарники: смородина, малина, крыжовник, шиповник, орешник, черноплодная рябина.

Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел

Шевельнулся, потянулся-

Взвился вверх и полетел.


6 задание.
Надо, назвать насекомых и  расставить их по типу: (картинки с насекомыми на столе у детей)

Д.И. «Мой, моя, мое…»

Придумать предложение с любым из насекомых. Предложение должно состоять из трех и более слов.

 Воспитатель – молодцы, ребята, насекомых вы хорошо знаете, но чтоб они появились нужны цветы.. Какие первоцветы мы с вами знаем. (подснежники, мать и мачеха, ландыши, нарциссы, тюльпаны)
5 задание .
Аппликация "Мать-и-мачеха"
Нам необходим лист картона, клей, ножницы, цветная бумага зелёного цвета и кусочек салфетки  жёлтого цвета. Из зелёных квадратов сложив пополам, вырезаем треугольники - это будут составные стебелька цветка.
Из жёлтой салфетки вырезаем круг. Этот круг складываем вчетверо и делаем длинные надрезы.

Работа детей.
-Ну, вот наша полянка готова, теперь и насекомые появятся в лесу.
- Мы  выполнили все задания злой колдуньи.
Молодцы ребята!
Спасибо вам, что вы помогли Лесной Фее. Слышите, лес ожил, все здесь проснулись. Садитесь на полянку, и давайте послушаем звуки леса, со всеми её обитателями.

  • (Фонограмма «Звуки леса»)
    Воспитатель: - Вот и вернулись обитатели леса, ожил лес!

    И нам, ребята, пора в детский сад возвращаться.
    В гостях мы побывали,
    задания выполняли,
    помогли Лесной мы феи.
    А теперь пора в детсад.
    Веселиться и играть!

На одной ноге покружись, вправо, влево повернись

Снова в саду окажись.

Итог занятия:

-Какое из заданий злой Колдуньи было для вас самым трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое комплексное занятие. По развитию речи и ручному труду с участием родителей. Тема: «Что за прелесть эти сказки»

Закрепить занятия о сказках А.С. Пушкина («сказка о рыбаке и рыбке»,  «Сказка о царе Салтане», « Сказка о попе и его работнике Балде», « Сказка о мертвой царевне», «Сказка о золотом петушке»), ег...

Итоговое комплексное занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие за весенним сюрпризом».

Занятие на закрепление  знаний о весне, а также закрепление  умения  работать с таблицами – схемами  для развития связной речи детей....

Итоговое комплексное занятие по развитию речи и природе для детей логопедической ( подготовительной к школе) группы «Поход в лес»

Цель: Уточнить знания детей о лесе. Воспитывать бережное отношение к природе. Задачи:1. Образовательные задачи:v  Уточнять и имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях....

Итоговое комплексное занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе.

Программное содержание:выявить уровень сформированности знаний и представлений детей за учебный год.Закрепить знания о весне, уточнить ее приметы, расширить знания детей о народных названиях весенних ...

Комплексное занятие по развитию речи и экологической культуре в старшей группе: «Живая и неживая природа».

1. Закрепить знания детей в отличительных особенностях объектов живой и неживой природы. Продолжать формировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой.2. Закрепить представлен...

Конспект итогового комплексного занятия По развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе «Царство знаний и правильной речи».

Речевые задачи:Продолжать работу над формированием умения составлять на основе серии сюжетных картинок последовательные изложения, соблюдая структуру повествования. Продолжать учить в речи согласовыва...