ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа) на тему

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ У ДЕТЕЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota_podgruppa_2.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

(на примере темы «Масленица»)

Введение

Актуальность проекта обусловлена одной из ведущих линий модернизации федеральной системы образования – патриотическое воспитание граждан Самарской области.

Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей родины, своего края. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, его вековым корням, к таким вечным понятиям, как  род, родство, Родина.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период для всех человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственную основу, которая сделает из более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

К концу дошкольного периода ребёнку доступны следующие представления: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами и художниками. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть толерантным. Потому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности независимо от цвета кожи и  вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разной национальности создаётся у ребёнка под влиянием родителем и педагога.

Исходя из выше указанного, мы пришли к выводу, что воспитание любви к родине, чувства патриотизма необходимо начинать с дошкольного возраста.

Данные положения нашли отражение в ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155). Необходимо формировать первичные представления о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира. Одним из средств решения данной задачи являются фольклорные произведения.

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального, словесного, фольклорного и др. искусства является одной из задач художественно-эстетического развития. Однако анализ практики дошкольного образования показывает, что, современные педагоги, уделяя особое внимание эстрадному искусству, забывают о своих национальных корнях, о культуре и традициях своего народа. И ознакомление с фольклором в образовательной деятельности отошло на «второй план», что определило противоречие и обосновало выбор темы итоговой работы.

Профессиональная проблема: как спроектировать процесс развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания фольклорных произведений у детей 6-7 лет на примере темы «Масленица».

Задачи, решение которых обеспечит новый образовательный результат, направленный на решение проблемы.

  1. Определить содержание (репертуар) фольклорных произведений по теме «Осень» для формирования первоначальных представлений у детей 6-7 лет о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
  2. Разработать механизм, обозначив формы, методы, приемы использования фольклорных произведений в работе по формированию первоначальных  представлений у детей 6-7 лет о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
  3.  Определить возможные достижения детей, в результате реализации разработанного механизма.


МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания фольклорных произведений у детей 6-7 лет

(на примере темы «Масленица»)

Компоненты моделей

Модели организации воспитательно-образовательного процесса в логике ФГОС ДО

Совместная деятельность педагога и детей

Условия для самостоятельной деятельности детей

Сотрудничество

с родителями

ОД

Режимные моменты

Целевой компонент

1. Задачи, ориентированные на получение детьми когнитивного опыта

            1.1. Познакомить детей с календарно-обрядовыми праздниками.

1.2. Способствовать пониманию детьми особенностей фольклорных произведений, их видов.

          1.3. Познакомить детей с былинными и сказочными героями.

2. Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционального опыта

2.1. Вызвать у детей интерес к жизни русского народа в разное историческое время.

2.2. Развивать у детей старшего дошкольного возраста эмоциональную отзывчивость на    

произведения русского народного творчества.

2.3. Вызвать эмоционально-положительное отношение к народным праздникам, традициям, обрядам, народному творчеству.

2.4. Способствовать воспитанию национальной терпимости, уважительного отношения к    

традициям и культуре народа среднего Поволжья.

3. Задачи, ориентированные на получение детьми опыта действий

3.1. Развивать самостоятельность детей в народных играх (обрядовые, досуговые, культовые, подвижные).

3.2. Формировать умение играть на народных инструментах (ложки, трещотка, колотушки)

3.3. Упражнять в исполнении песен в сочетании с характерными движениями русского народного танца.

Содержатель

ный компонент

ОД 1

Масленица

Тема: «Весна красна».

ОД 2  

Тема «Русь масленичная»

ОД 3

Тема: «Масленица-кривошейка»

Утро

Темы

1. «Как зима с весной поссорилась»

2. «Приди весна с радостью»

3. «Песенные традиции самарского края»

 

Прогулка

Темы

1. «Веснянка»

2. «Гори-гори ясно»

Вечер

Темы

1.Коллаж «Масленица»

2. А.Островский «Снегурочка»,

3. «Весна –весняночка» .

4. «Масленица»

5. «Выйду на улицу, гляну на село»

6.«Весёлая Масленица»

7. «Народные забавы»

 

Актуальная среда

- фотоальбом «Красавица Весна»;

- сюжетные картинки по теме;

- репродукции картин

Б.Кустодиев «Масленица»;

В.Суриков «Взятие снежного городка »;

А.Саврасов «Грачи прилетели»;

- размещение в книжном уголке художественных произведений по теме;

- шумовые инструменты – трещотки, ложки, бубны;

- детские песни о весне;

- краски, цветные карандаши; фломастеры, листы белой бумаги, ножницы, салфетки;

- тематический коллаж «Ай, да Масленица»;

- репродукции картин русских художников;

- проектор;

- аудиозаписи;

- музыкальный центр.

Темы

1. «С кормушкой на опушку».

2. «Любимые песни весны».

3. «На санках катаемся, блинами объедаемся».

4. «Как на масляной неделе мы песни пели, блины ели»

 

Технологический (процессуальный) компонент

Ход

ОД 1

Ход

1.Беседа.

2. Слушание «Песни и пляски птиц» Н.Римский-Корсаков.

3.Распевание весенние заклички.

4.Пение «Веснянка», «Блины»

5. Весенний хоровод

6. Игра «Гори ясно»

ОД 2

Ход

1. Беседа о русских традициях празднования Масленицы.

2. Музыкально-ритмические движения «Русский перепляс»

3. Шумовой оркестр.

4. Распевание «Весенние заклички»

Песни «Веснянка», «Ой, блины».

ОД 3 Развлечение

Ход

1. Встреча детей Скоморохом в зале.

2. Русский перепляс

3. Выход Зимы

4.Игра «Гори ясно»

5.Выход Весны.

6.Весенние заклички.

7.Борьба Зимы и Весны (перетягивание каната)  

8. Песня «Весняночка»

9. Шумовой оркестр

10. Песня «Блины»

11. Выход на улицу

12. Игра «Петушиный бой».

13. Пляска вокруг Масленицы (по показу).

Формы организации

Методы и приемы

Утро

1. Беседа.

2. Чтение художественных произведений.

3. Рассказ

Прогулка

1. Хороводная игра

2. Подвижная игра

Вечер

  1. 1.Продуктивная деятельность (аппликация, рисование).  2.Чтение.

3.Обсуждение примет, пословиц и поговорок о весне.

4. Просмотр мультфильма.

5. Слушание народной музыки

6. Шумовой оркестр

7. П/игры: «Петушиный бой», «Перетяни канат»,

Способы взаимодействия с материалами и атрибутами

Методы и приемы

 - побуждение к совместному рассматриванию, обсуждению, составлению рассказов;

- побуждение к изготовлению атрибутов и материалов для праздника Масленицы;

- упражнение в умении самостоятельно выполнять движения народного танца;

- формирование навыков игры на народных инструментах;

- развивать интерес к народной музыке;

- углублять знания детей о народных обрядах и традициях;

- стимулировать к изображению полученных впечатлений (того, что увидели, что запомнили, что понравилось больше всего);

- поощрять инициативу и активность детей.

Формы и способы взаимодействия

1. Мастер-класс

2. Консультация

3. Участие в оформлении тематического коллажа (зимние семейный забавы).

4. Чаепитие.

Результативный компонент

(возможные достижения ребенка)

У детей появляется интерес к календарно-обрядовым праздниками, былинным героям.

Воспитанники начинают различать особенности фольклорных произведений, их видов, проявляют  интерес к жизни русского народа в разное историческое время. У ребят проявляется эмоционально-положительное отношение к народным праздникам, традициям, обрядам, народному творчеству,  уважительное отношение к традициям и культуре народа среднего Поволжья.

Дети самостоятельно играют в народные игры, у них развивается умение импровизировать  на народных инструментах. Старшие дошкольники исполняют песни и танцевальные движения русского танца.


УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

  1. Кадровые условия: воспитатель, музыкальный руководитель, зам. зав. по ВМР, кастелянша.

  1. Научно-методические условия: От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 368 с.

3. Материально-технические условия: сюжетные картинки по теме; репродукции картин; шумовые инструменты; комплекты детских песен о весне; художественные материалы (краски, карандаши, бумага, ножницы, салфетки); проектор; аудиозаписи; музыкальный центр).

  1. Нормативно-правовые условия:
  • ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155)
  • СанПиН ( Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13), 
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, Москва, Просвещение, 2009).

  1. Информационные условия

 - Антонов, Ю.Е., Левина, Л.В., Розова, О.В., Щербакова, И.А.- Как научить детей любить Родину, - Москва, 2003;

- Данилина, Г.Н. – Дошкольнику об истории и культуре России, - Москва, 2003;

- Лыков, О.Н., - Народные игры и песни для детей, - Музыкальный оливье, №4, 2013;

- интернет-ресурсы: www.мaam.ru; www.talantoha.ru.      

  1. Организационные условия:

- разработка конспектов ОД,

- разработка сценариев развлечений,

- подбор художественной и методической литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольного возраста произведений словесного творчества

Презинтация на тему: Система развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольного возраста произведений словесного творчества....

«Система развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений искусства»

Итоговая работапо модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ«Основные направления региональной образовательнойполитики в контексте модернизации российского образования»по теме: «...

Итоговая работа на тему: «Система развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений словесного искусства»

I.   Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной д...

«Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений изобразительного искусства в процессе подготовки ребенка к школе» (из опыта работы)

Следует отметить, что с принятием ФГОС роль художественного образования существенно возрастает и становится одним из важнейших условий реализации ФГОС, так как приводит к качественному формированию ху...

Мастер - класс «Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания художественных произведений на основе технологии продуктивного чтения (слушания) О.В. Чиндиловой»

Технология продуктивного чтения О.В. Чиндиловой обеспечивает с помощью конкретных приёмов чтения (слушания) полноценное восприятие и понимание текста ребёнком, активную читательскую позицию по отношен...

План самообразования: «Способствовать развитию предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства у дошкольников»

План самообразования: «Способствовать развитию предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства у дошкольников»...