Консультация для родителей " Дыхательная гимнастика для формирования правильного звукопроизношения"
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

Шардакова Елена Юрьевна

Для формирования  правильного звукопроизношения у детей, с ними  полезно заниматься дыхательной гимнастикой.Специальные дыхательные упражнения способствуют выработке диафрагмального дыхания, а так же влияют на продолжительность и силу выдоха. Если с детьми регулярно заниматься дыхательной гимнастикой, у него сформиркется правильное речевое дыхание, что позволит ему при выдохе произносить разные по длине фразы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_rod_dyh_gimn_dlya_razv_rechi.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: « Дыхательная гимнастика для формирования правильного звукопроизношения».

Для формирования у ребенка правильного звукопроизношения  очень полезно заниматься с детьми дыхательной гимнастикой. Специальные дыхательные упражнения способствуют выработке диафрагмального дыхания, а также влияют на продолжительность и силу выдоха. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает положительное влияние на работу дыхательной, сердечнососудистой, нервной систем организма.

Если вы будете постоянно заниматься с ребенком дыхательной гимнастикой, у него сформируется правильное речевое дыхание, что позволит ему при выдохе произносить различные по длине фразы.

Как развивать речевое дыхание.

Чтобы развить у ребенка речевое дыхание, надо научить его дуть:

- Подуйте в лицо ребенку, а в ответ пусть он подует на вас.

- Понаблюдайте с малышом за ветром, послушайте, как он гудит.

- Покажите, как качаются деревья, когда дует сильный ветер, как ветер поднимает вверх снег, пыль.  

- Сравните сильный и слабый ветер. После таких наблюдений поиграйте с малышом в ветер. Для этого приготовьте небольшие кусочки ваты, можно взять снежинки из салфеток, конфетти. Объясните, как нужно дуть: сделать вдох через нос, округлить губы и плавно подуть через них на «снежинки».

Создайте условия для игр для развития речевого дыхания. Необходимо научить ребенка вдох делать через нос, а выдох — через рот:

- На прогулке подуйте на одуванчик, чтобы у него облетели пушинки. Если нет такой возможности, соорудите цветок сами, лепестки можно сделать из салфеток или целлофана, главное, чтобы они были легкими и приходили в движение, когда вы будете дуть на них.

- Предложите малышу надуть шарик, напомните, что сначала надо сделать вдох носом, а потом медленно вдувать воздух в шарик. А можно дуть уже на надутый шарик.

- В качестве дыхательных упражнений прекрасно подойдет игра в дудочку или на губной гармошке.

- Предложите ребёнку мыльные пузыри. Так же нужно акцентировать его внимание на том, что вдох делаем носом, а затем медленный  выдох, тогда пузырей будет больше.

- Научите малыша дуть на чай, на суп.

- Покажите, как можно согреть руки, подув на них, но здесь выдох будет не такой, как когда дули на чай, чтобы остудить его. Для того  чтобы дуть теплым воздухом,  необходимо выдыхать медленно широко открытым ртом.

- Прикрепите к нитке вырезанную из легкой бумаги птичку или бабочку.Покажите,как они полетят, если на них подуть. Старайтесь, чтобы выдох был как можно длиннее. Можно потренироваться с малышом у кого выдох дольше, чья птичка лучше летает.

- Налейте в стакан воды и через трубочку бурлите водой.

- С шариками от пинг-понга можно поиграть в мяч. Ребенок дует на шарик, направляя его на вас, а вы отправляете его обратно. Можно и посоревноваться, взять два шарика: кто быстрее докатит шарик  до цели.

- Произносите на выдохе гласные звуки – кто дольше тянет: а-а-а-а; о-о-о-о; у-у-у-у-у.

- Предложите ребёнку поднести  к лицу сжатые кулачки, располагая, их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в “трубу”. Посоревнуйтесь, кто из вас дольше сумел дуть в “трубу”.
- Предложите ребёнку рубить дрова . Ноги на ширине плеч, руки опущены, и пальцы рук сцеплены “замком”. Быстро поднять руки – вдох. Наклониться вперед, медленно опуская “тяжелый топор”, произнести – ух! – на длительном выдохе.

Во время купания (можно просто набрать в таз воды) предложите детям такие игры:

- Наполните таз водой и запустите в него кораблики. Кораблики можно сделать из бумаги или из упаковки от киндер-сюрприза.  Дуйте на кораблики, устройте соревнования, чей кораблик дальше уплывет. Обозначьте правила игры: кораблик должен плыть плавно, для этого и дуть нужно не сильно, не надувая щеки, а плавно, из губ, сложенных трубочкой. В дополнение к такой игре можно использовать соломинки. Выдувая через них воздух можно устроить бурю в вашем море.

Дыхательную гимнастику рекомендуется делать натощак или спустя час после приема пищи. Во время дыхательных упражнений следите, чтобы ребенок не напрягал мышцы шеи, рук и груди. Проводить дыхательную гимнастику необходимо в чистом проветренном помещении. Не забывайте, что с маленькими детьми занятия целесообразно проводить только в форме игры.

Литература:

1. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под редакцией Л. И. Беляковой. – М. Книголюб, 2005.

2. Лебедева Н. В. Нетрадиционный подход к формированию речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. - М. 2000.

3. Новикова Е. Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. - Ь. 1999.

4. Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. – М. 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика для формирования правильного звукопроизношения.

Почему важно играть с детьми в игры на развитие и формирование дыхания. Как влияет формирование правильного дыхания на развитие речи....

Консультация «Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения»

«Значение артикуляционной гимнастикидля формирования правильного звукопроизношения» Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться...

Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика - как основа правильной речи»

Дыхательная система является энергетической базой для устной речи. Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики. Упражнения, игры на развитие дыхания....

Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика для формирования речевого дыхания»

В консультации представлены рекомендации по проведению дыхательной гимнастики и игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания...

Консультация для родителей. "АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ"

Правильное звукопроизношение является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению, так как чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на н...

Консультация для воспитателей ДОУ "Артикуляционная гимнастика - основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников"

В данном материале говорится о причинах нарушения звукопроизношения. Здесь можно узнать почему так важно делать артикуляционную гимнастику с детьми. на какие группы делятся артикуляционные упражнения,...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста с ТНР на тему : «Роль артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения»

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и раз...