чисто-и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи дошкольников
материал для подготовки к егэ (гиа) по развитию речи на тему

В данной статье описывается как с помощью чисто- и скороговорок можно формировать звуковую культуру речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chisto-i_skorogovorki.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Чисто- и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи дошкольников

Для воспитания звуковой культуры речи в детском саду используется разнообразный речевой материал: звукоподражание, потешки, считалки, загадки, пословицы, чисто- и скороговорки. Некоторые стороны звучащей речи, например, громкость, темп, интонационная выразительность, отрабатываются в процессе пересказывания сказок, рассказов, при чтении стихотворений.

В развитии звуковой стороны речи очень удобным речевым материалом являются чистоговорки и скороговорки. Чисто- и скороговорки — это особый речевой материал, как правило, небольшой по объему и специально построенный из сложных сочетаний звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Само их название указывает на то, что произносить их надо чисто — чистоговорки, скоро, быстро — скороговорки. Их различие состоит главным образом лишь в том, что чистоговорки произносятся в обычном темпе, а скороговорки — в ускоренном. Указывая на роль скороговорок в формировании звукопроизношения, 3. Савкова в своей книге «Как сделать голос сценическим» справедливо отмечает: «Скороговорки — этот удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка».

Однако, как правило, на этом применение чисто- и скороговорок не ограничивается. Они, несмотря даже на свои некоторые недостатки, с большим успехом могут быть использованы для развития разных сторон звучащей речи: для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата (улучшать подвижность мышц языка, губ, нижней челюсти), для закрепления правильного произношения звуков, для выработки отчетливой и ясной речи (дикции), в качестве упражнений для тренировки и совершенствования голосового аппарата.

Чисто- и скороговорки могут быть использованы практически в работе с детьми любого возраста:   произнесение    шуток-чистоговорок — в младшем дошкольном возрасте, чистоговорок — в среднем, скороговорок — в старшем. Упражнения с использованием чисто- и скороговорок могут быть применены как на занятиях по развитию, так и вне их (во время игр «Кто лучше скажет», «Кто скажет быстро и не ошибется» и др. для детей старшего дошкольного возраста).

Детям младшего и среднего дошкольного возраста предлагаются чистоговорки небольшие по объему, простые по содержанию. Их смысл должен быть понятен детям, близок жизненному опыту. Переходить к быстрому произнесению чистоговорок (скороговорки даются детям старшего дошкольного возраста) следует лишь после того, как дети научатся четко и ясно произносить их в медленном и умеренном темпе.

Воспитателю совсем не обязательно давать для заучивания все предлагаемые нами чистоговорки (скороговорки). Следует чаще брать те из них, которые по содержанию больше всего подходят к тому или иному речевому занятию. Одни и те же чисто- и скороговорки можно использовать неоднократно и с различной целью. Например, чистоговорку «Лежит ежик у елки, у ежа иголки» можно применить для закрепления звуков ж, л, затем в качестве тренировки голосового аппарата, когда детям предлагают произнести ее громко, тихо, шепотом, быстро, умеренно, медленно, с выделением голосом одного какого-то слова, например, произносить ее так, чтобы всем было ясно, что ежик лежит у елки, а не зайчик.

Формирование правильного звукопроизношения в детском саду осуществляется в несколько этапов: уточнение и закрепление правильного произношения изолированного звука, закрепление звука в слогах, затем в словах, фразах. Чисто- и скороговорки как речевой материал используются лишь после того, как дети научатся правильно произносить звуки в изолированном виде или в простых звукосочетаниях.

Закрепление звуков в слогах представляет особую трудность, так как бессмысленное их повторение, как правило, не вызывает интереса у детей.   Шутки-чистоговорки, как показывает практика, удобны в том отношении, что с их помощью воспитатель имеет возможность поупражнять детей в правильности и четкости произнесения отрабатываемых звуков в слогах, словах.

В младшем и среднем дошкольном возрасте шутки-чистоговорки даются в игровой форме с применением наглядного материала (картинок, игрушек), используются инсценировки. Например, воспитатель показывает игрушку, изображающую корову, обыгрывает содержание и предлагает детям произносить такую шутку-чистоговорку: «Му-му-му! Молока кому?» Или проводит игру «У кого лиса (коза) ?» Воспитатель незаметно дает одному из детей игрушку и предлагает по очереди спрашивать: «Са-са-са, у кого лиса?» После трех-четырех вопросов воспитатель вызывает ребенка, у которого находится игрушка. Он встает, показывает игрушку и говорит: «Са-са-са, у меня лиса». Затем воспитатель предлагает нескольким детям сказать: «Са-са-са, у Светы (Миши) лиса».

При произнесении шуток-чистоговорок воспитатель обращает внимание на правильность и четкость произнесения закрепляемых звуков, которые даются в определенной последовательности, по мере их прохождения, с учетом трудности усвоения: сначала простые, потом — сложные. Для закрепления звуков, берутся шутки-чистоговорки, насыщенные не только твердыми согласными, но и мягкими, например, дети упражняются в правильности произношения не только звука с, но сь, не только л, но ль и т. д.

В старшем дошкольном возрасте воспитатель предлагает более сложные шутки-чистоговорки: на дифференциацию звуков, близких по звучанию и произношению, например, для различения звуков с — з: «Са-за, са-за, са-за-за — улетела стрекоза».

В среднем и старшем дошкольном возрасте шутки-чистоговорки можно применять не только в качестве речевого материала для формирования правильного звукопроизношения, но и для развития и совершенствования речевого слуха. Так, воспитатель предлагает детям такие задания, как подбор слов к определенной группе слогов: «Ра-ра-ра, за рекой видна...» — говорит воспитатель. «Гора», — договаривают дети. Или: «Су-су-су, живет лиса в лесу».

Предлагая для повторения чистоговорки в средней группе, воспитатель выделяет отрабатываемые звуки голосом (произносит протяжнее, громче), обращает на это внимание детей и просит повторять их также: «У маленькой Сссони сссанки едут сссами» (для закрепления звука с),

В работе с детьми старшего дошкольного возраста (и особенно с детьми подготовительной группы) воспитатель использует скороговорки, насыщенные звуками, близкими по звучанию или произношению, например, такие, в которых часто встречаются свистящие и шипящие звуки: «Саша сушила шубу на солнышке», твердые и мягкие согласные, например л к ль: «Морская волна сильна и вольна», звонкие и глухие: «Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку», звуки б и л, на дифференциацию звуков л (ль) и р (рь): «Лара у Вали играет на рояле». Для этой цели нами подобраны спе¬циально чистоговорки на такие группы звуков: с — ш, с — з, с — ц, з — ж, ц — ч, л — р, т — д, п — б, к — г, п — пь, с — сь, л — ль, р — рь и др.

Такие чистоговорки не только способствуют формированию четкого и правильного произношения звуков, но и укрепляют артикуляционный аппарат детей, способствуют выработке быстрой переключаемости мышц языка, губ с одного движения на другое.

Скороговорки — незаменимый речевой материал для совершенствования дикции детей старшего дошкольного возраста. При произнесении их необходимо добиваться, чтобы дети не только быстро их произносили, но, что очень важно, отчетливо и ясно произносили слова и каждый звук в отдельности.

Для работы над дикцией воспитатель может предложить детям произносить чистоговорки (скороговорки) слегка подчеркнутой артикуляцией отдельных звуков. Иногда полезно предлагать детям произносить чистоговорки шепотом, это требует более энергичной работы артикуляционного аппарата.

Чисто- и скороговорки могут с большим успехом использоваться и в работе с детьми, имевшими дефекты звукопроизношения, как один из заключительных этапов по закреплению звуков и введению их в речь.

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети еще не всегда могут управлять своим голосовым аппаратом: менять темп, громкость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности. Чисто- и скороговорки с большим успехом можно использовать для тренировки в смене громкости голоса (произносить одни чистоговорки тихо, другие вполголоса, третьи громко), в смене скорости речевого высказывания (быстро, умеренно, медленно), в правильной постановке логического ударения (выделять голосом в фразе отдельные слова, группы слов), вопросительных и утвердительных интонаций.

Одну и ту же чистоговорку можно предлагать детям произносить в различных вариантах: в умеренном темпе, но тихо, громко, вполголоса, шепотом; в обычной громкости, но быстро, умеренно, в слегка замедленном темпе. Например, чистоговорку «Лежит ежик у елки, у ежа иголки» произносили сначала тихо (так, чтобы не услышали другие дети), затем вполголоса, чтобы услышали только те дети, которые стоят рядом, потом громко, чтобы услышали все. Или произнести ее медленно, умеренно, быстро при обычной громкости.

Далее воспитатель может предлагать детям при произнесении чистоговорки одновременно менять громкость и темп речи, т. е. произносить ее тихо, но быстро (медленно); шепотом, но медленно (быстро). Чередуя таким образом задание, воспитатель отрабатывает нужный раздел звуковой культуры речи.

Такие задания можно давать как для групповых (небольших подгрупп) повторений, так и для индивидуальных. При групповом произнесении скороговорок следует обращать внимание на то, чтобы дети с ускорением речи не усиливали громкость их произнесения. Стараясь быстро произнести скороговорку, дети часто непроизвольно произносят ее несколько громче обычного. Детям, у которых быстрый темп речи, чаще следует предлагать произносить чистоговорки в замедленном темпе и, наоборот, детям с замедленной речью — в обычном темпе или в слегка ускоренном.

Чистоговорки можно использовать и в качестве тренировки некоторых элементов интонации. Так, можно предложить одной группе детей (а при индивидуальной работе отдельным детям) спрашивать, а другим отвечать. Например, одна группа спрашивает: «Вымыли мышки миски у мишки?», другая отвечает: «Вымыли мышки миски у мишки». Затем роли меняются. Или ребенок произносит чистоговорку сначала в форме вопроса («У Сани новые сани?»), а затем сам же и отвечает  («У Сани новые сани»).

Можно предложить детям выделять в чистоговорках отдельные слова. Например, дети чистоговорку «Дарья дарит Дине дыни» произносят так, чтобы было ясно, что дарят дыню именно Дине, а не кому-то другому. Усложняя задание, .можно предлагать детям последовательно выделять голосом одно слово за другим. Например, чистоговорка «Сачок зацепился за сучок» произносится так: «Сачок зацепился за сучок» (выделяется голосом слово сачок, а не что-то другое), «Сачок зацепился за сучок» (выделяется слово зацепился), «Сачок зацепился за сучок» (выделяется слово за сучок, а не за куст, дерево).

Произнесение чистоговорки с различной громкостью по частям: «Маше каша надоела» — тихо (один ребенок), «Маша кашу не доела» — вполголоса (следующий ребенок), «Маша, кашу доедай, маме не надоедай» — громко, в назидательном тоне (третий ребенок).

Чистоговорки в качестве речевого материала можно использовать и в работе над речевым дыханием с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Сначала подбираются небольшие по объему чистоговорки, состоящие из трех-четырех слов, и дети произносят их на одном выдохе, затем из четырех — шести слов и более, при чтении длинных чистоговорок дети учатся правильно делать паузы. Например воспитатель предлагает произнести чистоговорку «Петя пилил пилой пень» не только ясно и отчетливо, но и на одном выдохе.

В старшем дошкольном возрасте чистоговорки можно использовать для совершенствования фонематического слуха. Воспитатель произносит -чистоговорку «Нашей Маше дали манной каши» и просит детей перечислить (назвать) лишь те слова, в которых есть звук ш (Маше, нашей, каши).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание звуковой культуры речи дошкольников средствами дидактических игр и упражнений.

Данный материал является творческим отчетом по самообразованию на тему: "Воспиатние звуковой культуры речи дошкольников средствами дидактических игр и упражнений". Здесь представлены четыре этапа восп...

Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

laquo;Скороговор­ки — этот удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего орга­на, который был бы способ...

«Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи». (консультация для родителей

Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, помогают эффективно решить поставленные задачи по звуковой культуре речи в интересной форме....

«Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи»

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей роли...

Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

В статье кратко представлено применение чистоговорок и скороговорок в работе с детьми 3 возрастов: младшего дошкольного, среднего и старшего....

Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

«Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» «Скороговорки – этот удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а спе...