дидактические игры по развитию речи старший дошкольный возраст
материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Воронецкая Светлана Евгеньевна

Игры представлены по трем направлениям 1. На различение предлогов в и из. 2. На составление и использование словосочетаний. 3. На составление и использование предложений

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_razvitiyu_rechi.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по развитию речи

I. На различение предлогов в и из

  1. Игровое задание «Вставьте нужный предлог В и Из»

Игра проводится с применением картинок, и ребенок рассказывает об картинке с применением предлога В.

- Вошел…. трамвай;

- Федя зашел…. детский сад;

- Мама попросила Катю сходить ….. магазин;

- Мальчик помог девочки закатить коляску…. подъезд.

Игра проводится с применением картинок, и ребенок рассказывает об картинке с применением предлога ИЗ.

- Мальчик вышел….. автобуса;

- Щенок Пушок выбежал ….. будки;

- Кот Васька вылез….. шкафа;

- Корова Зорька пьет воду…. ведра;

- Вышел …. Дому.

Дети вставляют пропущенный или неправильно вставленный предлог в или из

II. На составление и использование словосочетаний

  1. Дидактическая игра «Разноцветные овощи»

Педагог раздает детям конверты с разрезными картинками (овощи) разного цвета. Дети складывают картинки и составляют словосочетания: зеленый огурец, коричневый лук, фиолетовый баклажан, зеленый кабачок, красный помидор, бордовая свекла.

Заучивание стихотворений

В процессе заучивания стихотворений ребенок многократно повторяет словосочетания одного цвета.

Красный шар

Прозрачный красный шарик на нитке я держу,

Через прозрачный шарик на все вокруг гляжу.

Я вижу речку красную и красный солнца шар,

И много, много красного, как будто все пожар.

И. Сидельникова

Подвижные игры

В процессе этих игр можно показывать картинки по содержанию.

В зеленом лесу

В зеленом, зеленом, зеленом лесу (Дети маршируют.)

Зеленый листок, как флажок, я несу. (Вытягивают правую руку вперед.)

Зеленая шишка под елкой лежит. (Накланяются вперед, берут «шишку».)

Зеленая музыка где-то звучит. (Прикладывают правую ладошку к правому уху, затем левую к левому.)

Зеленый кузнечик в зеленой траве (Прыгают на обеих ногах.)

Играет зеленую песенку мне. (Имитируют игру на скрипке.)

А. Стройло

Игра с мячом «Скажи ласково»

Педагог бросает мяч ребенку, называя большой предмет. Ребенок возвращает мяч, образуя существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом, согласовывая его с прилагательным.

Белый дом – беленький домик.

Белый заяц – беленький зайчик.

Белая чашка – беленькая чашечка.

Использование перечисленных игр и заданий способствует не только совершенствованию грамматического строя речи дошкольников, но и содействует их сенсорному развитию

Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои чувства, интонационно окрашивая свою речь. Развивается умение творчески использовать слово, умение образно описывать предмет, давать ему яркую характеристику. Пословицы и поговорки ярко конкретизируют в себе органическое сочетание речи и мышления. Старшие дошкольники, слушая и обсуждая содержание пословицы совершенствуют активную речь и развивают мышление. С помощью специально организованных воспитателем речевых и творческих заданий, детям предлагается определить, о чём идет речь в пословице, или закончить пословицу соответствующим словом, а в случае затруднения просит выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов. Предлагаются также задания на развития мышления и памяти. Взрослый проводит упражнение «Подбор пословиц» к изученным сказкам, или просит детей составить соответствующую ситуацию, которая подтвердила бы конкретные пословицы или поговорки.  Пословицы и поговорки имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости, доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки культурного поведения, лаконично и в доступной форме учат быть вежливыми, скромными, сдержанными, ответственными, уважать родителей и  уважать людей. Примеры работы над пословицами и поговорками  в ДОУ.

Развиваем речь дошкольников:

I. Творческое задание

Воспитатель предлагает детям составить правила к поговорке «В правде – сила». Например:  дошкольники могут предложить:

1. Говори всегда правду.

2. Не рассказывай тайну своего друга без его согласия.

3. Не обращай свою вину на других.

4. Помогай говорить правду своим близким.

5. Учи говорить правду младших по возрасту.

II. Составление словосочетания или предложения к пословице «Человек без друзей, что дерево без корня»

— одинокий муравей;

— бабочка без цветов;

— одна звезда на небе;

— один цветок в поле;

III. Игровые упражнения:

1) «Подбор пословиц к сказкам».

Взрослый читает дошкольникам пословицу и побуждает вспомнить сказки, к которым её можно отнести.

Дай волю душе захочется потом – сказка «О рыбаке и рыбке».

Завистливые глаза не знают стыда – сказка «Лиса и заяц».

Залез в богатство – забыл и братство – сказка «Три брата».

2)  «Спор мышат». Воспитатель рассказывает детям, что друзья, когда шли на День Рождение, начали спорить: «Какая пословица лучше?» Лучше иметь 100 рублей, чем 100 друзей. Лучше иметь 100 друзей, чем 100 рублей. Лучше иметь 100 рублей и 100 друзей. Взрослый предлагает детям разрешить спор друзей (объясняя свой выбор).

3)  «Умняшки». Воспитатель предлагает детям послушать интересный рассказ «Для чего человек работает». Для чего человек работает  Трое работников строили дом. К ним подошёл старый мужчина и спросил: «Что вы делаете?». Один работник ответил: «Камни складываю», второй ответил: «Деньги зарабатываю», третий ответил: «Строю красивый дом, чтобы люди радовались и благодарили меня».После прочитанного рассказа воспитатель спрашивает дошкольников: «К которому из работников подходит пословица «Без труда человек не познает счастья», просит обосновать свои ответы.

IV. Составление ситуации, которая подтвердила бы пословицы.

Воспитатель предлагает детям составить ситуацию соответствующую к пословицам («Бояться волка – в лес не ходить», «Заварил кашу, так и ешь её сам» и т.п.).

Пословицы и поговорки – один из самых давних жанров устного народного творчества. Вместе они составляют вроде бы свод правил, которыми человек должен руководствоваться в повседневной жизни. Пословицы и поговорки редко констатируют какой-то факт, скорее рекомендуют или предостерегают, одобряют или осуждают, – словом, поучают, потому что за ними стоит авторитет прошлых поколений.

III. На составление и использование предложений

1. Дидактическая игра «Почемучки»

Цель: научить детей составлять сложные предложения, использовать союз потому что.

Ход игры

Текст сказки А.Рыбакова «Про Потому и Почему»:

Жили- были Потому и Почему? Видят они –катится бревно.

- Почему оно катится? – спросил Почему.

- Оно катится потому, что оно круглое, - ответил Потому.

- А почему бы нам не сделать что-нибудь круглое? – спросил Почему.

Стали тогда Почему и потому строгать, пилить, и получилось у них круглое колесо. Сели они и покатились по земле. Катятся они и видят: летит птица.

- Почему она лети? – спросил Почему.

- Птица летит потому, что у неё крылья есть, - ответил Потому.

Сделали тогда Потому и почему крылья, и получился у них самолёт. И полетели они дальше удивляться.

Вот, ребята, потому всё и делается на свете, что есть почему.

Вопросы к детям:

  • Какие вопросы задавал Почему?
  • Как отвечал Потому?

Дети составляют предложения по вопросам:

  • Почему пришёл врач?
  • Почему люди берут зонты?
  • Почему улетают птицы?
  • Почему зимой нельзя купаться?
  • почему летом не носят шубу?
  • Почему зимой носят варежки?

 

2.Дидактическое упражнение «Придумай предложение»

Ход игры:

Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображена зеленая сосна, и предлагает составить предложения по следующим словосочетаниям:

молодая сосна (На опушке леса росла молодая сосна); у высокой молодой сосны (У высокой молодой сосны красивые длинные иголки); к зеленой сосне (Ребята подошли к зеленой сосне) ; зеленеющей сосной (Они любовались зеленеющий сосной) ; о зеленеющей сосне (Воспитательница прочитала стихотворение о зеленеющей сосне).

  1. Составь предложение используя опорные картинки «Утро»

 Встаньте пораньше, умойтесь, сделайте зарядку, уберите постель, позавтракайте, идите в детский сад.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей дошкольного возраста. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии соб...

влияние дидактической игры на развитие детей дошкольного возраста

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это и...

"Роль дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста"

Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реали...

«Роль дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста»

Роль дидактической игры в развитии детей ДОУ...

Дидактические игры в развитии детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Дидактические игры в развитии детей дошкольного возраста с нарушением зрения...

«Бизиборд или развивающая доска» -методическая разработка дидактической игры для развития детей дошкольного возраста

   Бизиборд   используется  в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей, а также в индивидуальной работе с ребёнком. Их можно п...