Литературная викторина
календарно-тематическое планирование по развитию речи (средняя группа) на тему

"А что почитаем?"-несколько раз в день слышу этот  вопрос от моих ребят. И,конечно,любое чтение начинаем с фамилии автора. Портрет  тоже не мешало бы показать. Мои дети знают точно как выглядит  С.Я. Маршак(он же наш земляк!),А.Барто,С.Михалков, К. Чуковский,Л.Толстой. И, конечно, А.С.Пушкин-первый писатель,с которым они познакомились. В нашем уголке книг  на главном месте альбом с портретами детских писателей. Детям интересны и произведения  и их авторы. А теперь еще и буквами интересуемся, некоторые читать пытаются. А кто и как современный алфавит придумал, какими были буквы старорусской азбуки тоже узнали. Фото с изображением Кирилла и Мефодия открывают наш альбом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_viktorina.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Итоговое мероприятие.

Литературная викторина «Путешествие  в  волшебную  страну  Книг »      

Выполнила  Мищенко И.И.

 (МКДОО «Детский сад № 2»

г. Острогожск)

ОСТРОГОЖСК 2014

      Конспект      итогового   мероприятия  «Путешествие  в  волшебную  страну  Книг »      

Цель: Формировать   интерес  к  книге, как   источнику  интересной  информации, досугу.

  Поддерживать   интерес  к  слову  в  произведении.

С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.

Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).  Объяснить ,как  важны  рисунки  и  иллюстрации  в  книгах.  Воспитывать  потребность  пользоваться  книгой,  интерес  к  художественной  литературе.

Словарь: иллюстрации ,  рифма.

Оборудование:

Книги, иллюстрации, аудиозапись спокойной музыки, цветик-семицветик , цветные карандаши, сладкая вода, бумажные круги диаметром 2 см, открытки с детскими стихами.

Ход викторины:

Ребята ,сейчас  я  вам прочту   стихотворение, а  вы  мне  скажите  о  чем  мы   сегодня поговорим .

Мы  читаем   книги  вместе    

С  папой  каждый  выходной.

У  меня  картинок  200,

А  у  папы ни  одной!

У  меня  слоны,  жирафы

Звери—все  до  одного.

И  бизоны, и  удавы,

А  у  папы — никого!

У  меня  в  пустыне  дикой  

Нарисован  львиный  след

Папу  жаль! Ну ,что  за  книга,

Если  в  ней  картинок  нет!?

А вам  тоже  жалко  этого   папу?  Почему  ребенку  нравятся   его  книги, а папины  не  очень?

Почему  они  разные?  Конечно ,книги  бывают  для  детей  и для  взрослых, для  школьников  ,для  работы  и  учебы  . Очень  много  разных  книг ,но  все  они  нужны ,мы  это  знаем.

Ну,а  нам  с  вами  сегодня, я  думаю, будет  весело!

Мы  отправимся  в  путешествие  по  Волшебной  стране  Книг.

Нам  поможет  в   этом   наш  знакомый  сказочный  герой —  Цветик-семицветик.

Отрываем  лепесток  и  смотрим,  что  нас  ждет?

Путешествие  в   « Сказочное  королевство»

«Сказочное королевство»

Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей)

В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. Какие вы знаете волшебные предметы? (Ответы детей) Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п.

Дидактическая игра «Отгадай сказку»

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее.

(Красная Шапочка)

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покатился ...

(Колобок)

У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?

(Буратино)

У Золушки с ножки

свалилась случайно.

Была не простою она,

а хрустальной …

(туфелька)

Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла.

(Мышка из русской народной сказки "Репка")

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети?

(козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек - копытца.

Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три поросенка)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор ...

(Айболит).

Дидактическая игра «Чьи это слова?»

Детям предлагается назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки.

«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел»

(Колобок из сказки «Колобок»)

«Не садись на пенек, не ешь пирожок»

(Маша из сказки «Маша и медведь»)

«Печка, матушка, спрячь нас!»

(Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди»)

«Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил?

Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?

(Петушок из сказки «Колосок»)

«У меня не усы, а усищи, не лапы лапищи, не зубы,

а  зубищи — я никого не боюсь!»

(Заяц из сказки «Заяц-хваста»)

«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»

(Лиса из сказки «Заюшкина избушка)

Молодцы, теперь  можно  следующий  лепесток  оторвать. Что  он  нам   приготовил?

Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть»

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем - и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

– Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево-вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

– Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной шапочки совет:

– Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения)

Какой  веселый  и умный  Цветик-семицветик!  Продолжаем  наше  путешествие.

Отрываем  третий  лепесток.

«Край рассказов»

Чем отличается рассказ от сказки? (Ответы детей) В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.

Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»

«Добрая  хозяюшка»  В. Осеева

«Кто сказал «мяу»? В. Сутеев

«Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский

«Как муравьишка  домой спешил» В. Бианки

«Прятки» Н.Носов

«Лисичкин  хлеб» М. Пришвин

Вам  интересно ,что  еще  приготовил  нам  цветок?  Следующее  путешествие…

В «Мир стихов»

Чем отличаются стихи от рассказов? Стихи записывают в столбик. Вот так. (Показ стихов в книге) А рассказы записывают в строчку. Вот так. (Показ прозы в книге). А еще в стихах некоторые последние слова созвучны,  похоже  звучат.

А потом позвонили зайчатки:

- Нельзя ли прислать перчатки?

В этих стихах созвучны последние слова  –  зайчатки и перчатки. А какие слова созвучны в следующих стихах?

А потом позвонили мартышки:

- Пришлите, пожалуйста, книжки!

(Ответы детей)

Мартышки и книжки. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? (Ответы детей) Из стихотворения «Телефон». А кто автор этого стихотворения? (Ответы детей) Корней Иванович Чуковский.

Что   нам  приготовил  4-й лепесток?     Цветок  нас  будто бы  слышит.  Играть  хочет.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Стала девочка котенка спать укладывать.

- Вот тебе под спинку

Мягкую … перинку.

Сверху на перинку

Чистую … простынку.

Вот тебе под ушки

Белые … подушки.

(«Усатый-полосатый» С. Маршак)

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался …вскачь?

Я тебя ладонью хлопал.

Ты скакал и звонко … топал.

(«Мяч» С. Маршак)

«Дочего  ж  большой  карман!

Не  карман, а…чемодан.

(С.Я.Маршак  «Ваня»)

Маша варежку надела.

- Ой, куда я пальчик … дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не … попал!

(«Где мой пальчик» Н. Саконская)

Если бы у елочки были ножки,

Побежала бы она по … дорожке.

Заплясала бы она

Вместе с нами,

Застучала бы она … каблучками.

(«Елка» Е. Трутнева)

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел,

Утром брату помогала –

Он с утра конфеты … ел.

(«Помощница» А. Барто)

Мила, Милочка, Людмила…

Мама  Милочку  … будила

(«Милочка-копилочка» А.Барто)

Мама спит, она устала…

Ну и я играть … не стала.

Я волчка не завожу,

А уселась и … сижу.

(«Посидим в тишине» Е. Благинина)

Падал снег на порог

Кот лепил себе … пирог.

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог … утек!

(«Пирог» П. Воронько)

А потом позвонил медведь

Да как начал, как начал …. реветь.

(«Телефон» К. И. Чуковский)

Устали? Давайте  отдохнем ,а  игру  в  цветке  найдем..

(отрываем  5 –й  лепесток)

Пальчиковая гимнастика «Мы на пальчиках считали»

(по стихотворению И. Токмаковой)

Мы на пальчиках считали

И ужасно хохотали:

Разве это пальчики?

Это ж просто мальчики!

Вот большой, смешной толстяк,

Любит хвастать просто так.

Как дела? — спроси его.

Он подпрыгнет, крикнет: - Во!

Указательный поманет,

Погрозит, укажет путь,

А потом в носу застрянет:

Где-то ж надо отдохнуть!

Средний палец – злой мальчишка.

Щелкнет по лбу – будет шишка,

Щелк по шару – лопнет шар,

Щелк – и в обморок комар.

Безымянный до утра

Выбирает имена:

Может Петя? Или Вова?

Или Алла Пугачева?

Мальчик-с-пальчик? Карабас?

Все уж было тыщу раз!

Надоело, спать пора,

Лучше выберу с утра!

А мизинец – мой любимец!

Поведу его в зверинец,

Эскимо ему куплю –

Очень маленьких люблю!

А  этот  лепесток  с  кармашком! Что он там  прячет?    Отрываем  6-й  лепесток.

(в кармашке маленькие  кружочки),на лепестке  задание:

Детям предлагается нарисовать на   2-х маленьких бумажных кругах смешные   рожицы и наклеить их сладкой водичкой на пальчики. Можно сходить в «гости»,потанцевать  с  пальчиками  соседей.  

Ну,  вот  и  остался  последний  лепесток,  7-й.    Что  же  он  нам  приготовил?

Да  здесь   тоже  сюрприз!

«За  веселую  игру  

Награжу  я  детвору.

Серединку  открывайте

И  подарки  разбирайте!

(в  сердцевинке   цветка   спрятаны  маленькие  открытки  с детскими  стихами)

На  прогулке  читаем   открытки.

                                                                                       

Используемая литература:

  1. «Толковый  словарь  пословиц  и  поговорок русского языка», М., 2014, Розе Т.В.
  2. «Волшебные полоски»,  СПб., 2005,  Петров И.М.
  3. «Ура! Я научился!», СПб., 2004, Белоусова Л.Е.
  4. «Загадки про слова для всех детских праздников», М.,2003, Агеева И. Д.
  5. «Пальчиковая гимнастика», М., 2005, Савина Л.П.
  6. «Стихи и сказки о родной природе», М., 2006, Шорыгина Т.А.
  7. «Осторожные сказки. Безопасность для малышей», М., 2005, Шорыгина Т.А.

«Рисунки из ладошки», СПб., 2004, Дубровская Н.В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

литературная викторина по рассказам Н.Носова

Шуточная литературная викторина по рассказам Н.Носова.Викторину можно использовать, как итоговое мероприятие после знакомства детей с творчеством Н.Носова, рассказы которого дети просто обожают и гото...

литературная викторина

викторина по ознакомлению с художественной литературой...

литературная викторина по стихотворениям"По ступенькам литературного творчества"

Литературная викторина "По ступенькам литературного товрчества" проводится с целью закрепления знаний детей об изучаемых стихотворений известных авторов:К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, А.Л. Барто, А.С. П...

Музыкально-литературная викторина «Осенняя палитра» осенняя викторина для детей старшего дошкольного возраста

         Музыкально-литературная  викторина «Осенняя палитра» осенняя викторина для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект викторины по развитию речи для детей средней группы Тема: Литературная викторина «Сказочное путешествие»

Конспект викторины по развитию речи для детей средней группы Тема: Литературная викторина «Сказочное путешествие»...

Викторина в подготовительной группе «В гостях у сказки» Литературная викторина в подготовительной группе

Викторина в подготовительной группе «В гостях у сказки»Литературная викторина в подготовительной группе...

Конспект занятия «Литературный калейдоскоп по басням И. А. Крылова». Литературная викторина с решением кроссворда, разгадыванием ребусов, с использованием ЭОР, игр и игры драматизации. Для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная запискаКраткая аннотация с указанием основной цели: Знакомство с книжным  Санкт-Петербургом. Жизнью и  творчеством И. А. Крылова, памятником поэту в летнем саду, «домом К...