Статья « Обучение рассказыванию детей младшего дошкольного возраста»
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Морозова Наталья Геннадьевна

Данная статья поможет педагогам в обучении рассказывания детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по теме:

 « Обучение рассказыванию детей младшего дошкольного возраста»

Учить ребёнка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как основная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. В формировании связной речи отчётливо выступает связь речевого и умственного развития, развитие их мышления, восприятия, памяти, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказывать о чём-нибудь, нужно:

  1. Ясно представлять себе объект рассказа ( предмет, событие)
  2. Уметь анализировать предмет
  3. Отбирать основные ( для данной ситуации общения) свойства и качества
  4. Устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами, событиями, явлениями.

Связная речь-это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует свою речь, научаясь мыслить.

     В период младшего дошкольного возраста в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется кругозор детей, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения и как следствие, совершенствуется речь.

   Развитие связной речи ребёнка-дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни ( на занятиях, в игровой и трудовой деятельности и т.д.). На занятиях по обучению рассказыванию у детей наряду с развитием речи развиваются такие психические процессы, как память, мышление, воображение, внимание. Память- это процесс запечатления, сохранения, воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем. Без памяти невозможно формирование личности ребёнка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – всё это связано с работой памяти. У дошкольников память носит непроизвольный характер, то есть лучше запоминаются предметы, события, явления близкие жизненному опыту ребёнка, с которыми он вступает в активное взаимодействие. Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приёмы запоминания и воспроизведения информации. Этому-то и способствует мнемотехника.

Мнемотехника  или мнемоника (  в переводе с греческого « искусство запоминания») – это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Известно, что человеческая память устроена таким образом, что в ней крепко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития памяти, воображения, важна наблюдательность , а также тренировка ассоциативного мышления. Деятельность ребёнка также построена на интересе. Человек не может запомнить то, чего не наблюдал, а наблюдать и запомнить можно только то, что заинтересовало. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным.

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

 Таким образом, при помощи специального обучения может быть достигнут высокий уровень к наглядному пространственному моделированию. Дети начинают значительно лучше пересказывать и  рассказывать  сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц

Одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста, - овладение полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе. Успешно выполнить эту "программу" самостоя...

Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития приёмами наглядного моделирования.

Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения для детей дошкольного возраста  с ОДА и ЗПР  является использование наглядного моделирования. Наглядн...

Методы и приемы обучения рассказыванию в младшем дошкольном возрасте.

Связная монологическая речь формируется в недрах  диалога, как основной формы речевого общения. Можно сказать, что диалог  – первая  ступень развития связной монологической речи. ...

Методическая разработка "Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста по программе Н.В.Нищевой"

Развитие речи, коммуникативных способностей речевого общения детей — одна из важнейших задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Решение этой задачи предполагает в первую очередь ознакомление...