Развитие речи ребенка на пятом году жизни
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Карасева Элеонора Алексеевна

Возрастные нормативы речевого развития и диагностика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsii_dlya_roditeley.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

        МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №11»

      Тема:

«Возрастные нормативы речевого развития и диагностика»

   

                                                                             

                                                                                 Логопед: Карасева Э.А.

       

   Если Вашему ребенку от 3-х до 4-х лет.

СЛОВАРЬ. У детей трех лет наблюдаются неправильности в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов («сипед» - велосипед, «атабиль» - автомобиль); перестановки слогов в слове («замукальные» - музыкальные); перестановка звуков в слове («певрый» - первый); пропуски звуков при их стечении («босой мальчик» - большой мальчик, «девича» - девочка). Иногда дети в случаях стечения согласных звуков вставляют между ними дополнительные гласные («корабель» - корабль, «не зинаю» - не знаю).

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ. Отмечаются несовершенства фразовой речи: не всегда правилен прядок слов в предложении («я хочу нет» - я не хочу), нарушается оформление связей слов («один колесо», «у меня много подругов»).

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

1. Согласные произносятся смягченно («лезецька» - ложечка).

2. Звуки С,З,Ц произносятся недостаточно четко, пропускаются «абака» - собака, «амок» - замок); заменяются: С – Ф («фобака»); З – В («вамок»), Ц – Ф («фыпленок» - цыпленок), С – Т («тобака» - собака), З – Д («дамок» - замок), Ц – Т («тветок» - цветок).

3. Звуки Ш,Ж,Ч,Щ произносятся недостаточно четко, пропускаются («апка» - шапка, «ук» - жук); заменяются Ш – С,Ф («сапка», «фапка» - шапка), Ж – З,В («зук», «вук» - жук), Ч – Ц,ТЬ («оцки», «отьки» - очки), Щ – СЬ,ТЬ («сетка», «тетка» - щетка).

4. Звуки Р и Л пропускаются («ампа» - лампа, «ука» - рука); заменяются звуком ЛЬ («лямпа» - лампа, «люка» - рука); заменяются Й («ямпа» - лампа, «юка» - рука).

             Если Вашему ребенку от 4-х до 5-ти лет.

СЛОВАРЬ. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии («скобланул» - царапнул).

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ. Дети этого возраста пользуются более усложненной и распространенной фразой. Речь становится более связанной и последовательной. Дети учатся отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ. У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков:

1. Исчезает смягчение произношения согласных.

2. Многие звуки произносятся более правильно и четко.

3. Исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками Т и Д.

4. Исчезает замена шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ свистящими С, З, Ц.

5. Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить звуки Л и Р.

Если Вашему ребенку от 5-ти до 6-ти лет.

СЛОВАРЬ. В активном словаре ребенка появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка шестого года жизни, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только некоторые трудные малознакомые слова, например экскаватор.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ. У детей пяти-шести лет возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ. Ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения:

1. Шипящие не всегда произносятся четко.

2. Р заменяется Л или Й.

3. Л заменяется ЛЬ.

     Если Вашему ребенку от 6-ти до 7-ми лет.

СЛОВАРЬ. Употребление слов в этом возрасте характеризуется рядом особенностей: расхождением между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов, когда ребенок вкладывает в них свой смысл. В отдельных случаях в словаре детей встречаются просторечные слова и обороты. Необходимо стремиться расширять запас слов детей, чтобы ребенок сознательно, т.е. вникая в смысл, усваивал слова, устойчивые словосочетания, доступные для его понимания, чтобы он умел употреблять образные слова и выражения.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ. Дети овладевают основными закономерностями изменения слов и соединения их в предложения. Но у них встречаются ошибки в изменении слов по падежам, например: «У меня нет перчатков», «Она не нашла подругов».

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ. В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

Иногда у ребенка с быстрым темпом речи наблюдается нечеткость, небрежность произношения, смешение звуков. Такие дети нуждаются в индивидуальном подходе при работе над звуковой культурой речи. Дети с различными недостатками произношения, обусловленными в отклонении в развитии речи нуждаются в специальной помощи логопеда.  

Анкета для родителей.

(старшая группа)

  1. Фамилия, имя ребенка _________________________________________
  2. Всегда ли Ваш ребенок точно по смыслу употребляет слова в своей речи? _______________________________________________________
  3. Как часто пользуется помимо имен существительных, прилагательных и глаголов другими частями речи (наречиями, местоимениями)? _____________________________________________________________
  4. Достаточно ли полно дает описание знакомых ему игрушек, предметов? __________________________________________________
  5. Может ли Ваш ребенок достаточно полно дать описание картинки? _____________________________________________________________
  6. Какие звуки произносит еще недостаточно отчетливо или неправильно? ________________________________________________
  7. Достаточно ли внятно и правильно произносит слова и фразы? _____________________________________________________________
  8. Различает ли на слух близкие по звучанию или по произношению звуки, если нет, то какие? ______________________________________
  9. Узнает ли определенные звуки в словах? _________________________

_____________________________________________________________

  1. Умеет ли пользоваться своим голосовым аппаратом: говорить достаточно громко в повседневном общении, говорить тихо или шепотом в необходимых ситуациях? _____________________________

_____________________________________________________________

  1. Нет ли отклонений в темпе речи – торопливости или чрезмерно замедленной речи? ____________________________________________
  2. Умеет ли при пересказывании сказок, рассказов, при чтении стихов наизусть пользоваться интонационными средствами выразительности? _____________________________________________________________

МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №11»

Тема: «Развитие речи ребенка

             на пятом году жизни»

                                                                                     Логопед:Карасева Э.А.

План.

  1. Обследование детей.
  2. Развитие речи в норме.
  3. Причины нарушения звукопроизношения.
  4. Игры и упражнения.
  5. Анкетирование.

В старшей группе начинается комплексное обследование речи детей. Проверяется: звукопроизношение, развитие фонематического слуха, сформированность слоговой структуры слова, грамматического строя речи, лексики и связной речи. Дети, имеющие нарушения в звукопроизношении, в развитии фонематического слуха и слоговой структуры слова зачисляются на логопункт. Занятия на логопункте проводятся 2-3 раза в неделю с каждым ребенком. В связи с загруженностью логопункта дети ставятся на очередь. После освобождения места, об этом информируются воспитатель, родители и начинаются занятия с ребенком. Для постановки точного диагноза необходима предварительная беседа с мамой, в которой выясняются этапы раннего физического и речевого развития ребенка. Поэтому родителям рекомендуется заранее вспомнить или выяснить это в медицинских картах или в своих записях.

Детям постоянно дается домашнее задание, которое дублирует занятие в детском саду. Домашнее задание необходимо выполнять ежедневно, уделяя по 10-15 минут в день, а в выходные дни следует выполнять его 2 раза, утром и вечером. Если родители заинтересованы в положительном результате логопедических занятий, то эти рекомендации надо соблюдать. В противном случае, т.е. если домашние задания будут игнорироваться, ребенок не будет готов к тому, чтобы продвигаться дальше, нет смысла тратить время на бесполезную работу. Место этого ребенка будет отдано другому. Поэтому родители всячески призываются к активной помощи логопеду, ведь нарушения речи в этом возрасте – тревожный симптом.

В норме в 5 лет речь ребенка достаточно понятна и ясна. Ответы его состоят из 2-3 фраз, им употребляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Увеличивается его активный словарь, что дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как со взрослыми, так и с детьми. Дети занимаются словотворчеством, придумывают слова, которых даже нет в русском языке. Эти слова действительно забавные, но закреплять их в речи ребенка не стоит. Надо тактично поправить ребенка и дать точное название понятиям. В звукопроизношении практически все в норме, но многие еще не верно произносят сонорные [р] и [л]. Часто бывает так, что ребенок изолированно произносит [р], даже в некоторых словах его говорит, но в большинстве слов не может его выговорить. Эти ошибки нельзя оставлять без внимания, надо добиваться, чтобы звук удавался во всех словах. Некоторые дети, научившись правильно произносить какой-нибудь звук начинают увлекаться им и вставлять его даже в те слова, в которых этого звука вовсе нет (шумка, жамок).

Родителям следует продолжать знакомить детей с новыми словами, с качественными и притяжательными прилагательными, приучать точно называть качество предметов, определять из чего они сделаны (банка, стакан, ваза – сделаны из стекла, значит, они – стеклянные; хвост – лисий, уши - заячьи). Для развития связной речи продолжайте учить ребенка находить сходства и различия в предметах. Если у ребенка есть отклонения от нормы в речи, то на это есть свои причины нарушения.

Причины возрастных нарушений произношения:

  1. Подражание неправильной речи  окружающих. Если в окружении детей находятся люди с дефектами речи, то это может стать объектом подражания для вашего ребенка. Вредным также считается «сюсюканье» с ребенком. Способов продемонстрировать ребенку правильную речь очень много: читайте ему сказки, предлагайте прослушивать детские аудиозаписи сказок и песен.
  2. Слабость мышц языка и губ. В силу того, что мышцы артикуляционного аппарата слабы, ребенку очень тяжело поставить их в позицию, необходимую для правильной артикуляции звука. В этом случае рекомендуются комплексы артикуляционной гимнастики для укрепления мышц.
  3. Нарушение фонематического слуха. У каждого человека наряду с физическим слухом развивается фонематический слух, который различает фонемы нашего языка. Формируется этот слух от рождения до 4 лет. Если есть нарушения, то для ребенка звуки, сходные по произношению, (например[ш] и [ж]), звучат одинаково, т.е. он слышит нечто среднее между этими звуками и различить из не может. Это нарушение ведет за собой искажения в слоговой структуре слова («патет», «мотолок», «аписин»). Ребенок меняет местами или опускает слоги в словах. Здесь добавляется нарушение ритма слова.

Все эти нарушения ведут к серьезным последствиям при овладении грамотой, чтением, письменной речью. В школе эти дети плохо учатся, не успевают по многим предметам. Чтобы предотвратить подобную ситуацию необходимо именно сейчас со всей ответственностью подойти к исправлению недостатков в развитии речи ваших детей.

В свободное время поиграйте с детьми в игры, которые «подготовят почву» для дальнейших занятий с логопедом. Ребенку будет не только легче войти в режим работы, но и быстрее справиться с трудностями.

Игры на развитие фонематического слуха:

  • «Скажи, что ты слышишь».
  • «Будь внимательным»
  • «Эхо»

Игры на развитие речевого дыхания:

  • «Футбол»
  • «Снежинка»
  • «Ветер и ветерок»

Игры на развитие артикуляционного аппарата:

  • «Сказка о веселом язычке»

Литература, которой могут воспользоваться родители:

  • А.И. Максаков «Развитие правильной речи ребенка в семье»
  • З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий»

В заключение заполните, пожалуйста, анкеты для более полного изучения развития речи ваших детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО- ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Консультация для родителейРАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО- ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ...

Консультация для родителей Развитие речи детей четвертого-пятого года жизни

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении ...

Консультация для родителей. Развитие речи ребёнка на пятом году жизни.

В данной консультации содержится материал для родителей о том, что должно быть сформировано в речи ( звукопроизношение, лексика, грамматика) у ребёнка к пяти годам жизни и на что следет обратить особо...

Консультация для родителей: «Развитие речи детей четвертого-пятого года жизни»

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании граммати...

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка на пятом году жизни"

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка на пятом году жизни"...