СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОСВОЕНИИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Торутанова Елена Евгеньевна

Хочу поделиться интересной статьей по применению в практике кейс-технологий.  Главное предназначение данной технологии — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, используя уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Для доклада использовала литературу: Абрамова Г.С Возрастная психология: Учеб. Пособие для студ. вузов. М., 1999. Антонова Л.Г. Развитие речи «Уроки риторики». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997. Журнал Воспитатель дошкольного образовательного учреждения №12, 2012, ст. 62-69. Шимутина Е.Н. Кейс-технологии в учебном процессе// Образовательные технологии. 2009. №1

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Кейс-технологии.55 КБ

Предварительный просмотр:

  В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он уже не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого.

Основная задача - сформировать у воспитанников навыки самостоятельной работы со знаниями. Это значит: уметь точно формулировать проблему; быстро, эффективно собирать и оценивать информацию; выявлять в проблеме традиционные подходы и противоречия; самостоятельно формировать альтернативные взгляды на проблему; продумывать новые идеи и предлагать оригинальные варианты решений.

Педагогические технологии обязательно должны развивать любознательность - основу познавательной активности; способность самостоятельно решать творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности; творческое воображение как направление интеллектуального развития; коммуникативность - способность общаться со взрослыми и сверстниками; способность к рефлексии - как одно из главных личностных качеств; понимание и осознание себя (действий, поведения, речи, чувств, состояний, способностей).

Кейс-технологии

Существуют различные определения этой технологии. В зарубежных публикациях можно встретить названия: метод изучения ситуаций, метод деловых историй и, наконец, просто метод кейсов. В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций, деловых ситуаций, ситуационных задачах. Главное предназначение данной технологии — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, используя уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

    Задачи коммуникативного развития дошкольника широки и разнообразны. Ребёнка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.

  Безусловно, к успешному результату приводит не всякое общение с ребёнком, а только организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой - сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения. Выполнение ребёнком норм и правил общения со сверстниками и взрослыми, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту предусматривает культуру речевого общения. Дошкольный возраст -сенситивный период для того, чтобы ребёнок овладел основными средствами речевого этикета.

  Речевой этикет - правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, в зависимости от обстановки общения. В него включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие, отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

Формирование навыков речевого этикета - неотъемлемая часть общей работы по развитию речи детей. Основное направление работы - обогащение речи ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми. Введение в речь дошкольников этикетных средств не только обогащает их активный словарь, но и воспитывает внимательное, вдумчивое отношение к употреблению данных форм и выражений в речи, умению выбирать языковые средства, более всего уместные в конкретной речевой ситуации.

В дошкольном возрасте обучение речевому этикету осуществляется успешно. В процессе специально организованной работы формируются все три основных компонента речевого этикета: употребление разнообразных вариантов формул, их «развёртывание» и сопровождение доброжелательной интонацией и приветливой мимикой.

Задачей работы по освоению форм речевого этикета и воспитанию культуры речевого общения становится формирование у дошкольников следующих навыков и умений:

-уметь пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, употреблять их без напоминания;

-соблюдать нормы употребления слов, уметь говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;

-правильно употреблять слова и этикетные формулы в разных ситуациях общения;

-приобретать опыт этикетного поведения;

-испытывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;

-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, которые необходимы в повседневном общении между людьми.

Работу по формированию у дошкольников норм речевого этикета необходимо организовать как увлекательное дело, требующее творчества. Стремлением учить серьёзному  увлекательно объясняется выбор для данной работы технологии кейс-ситуации, с помощью которой дети становятся активными участниками речевой ситуации.

Кейс-ситуация — это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти путь для её решения.

Дошкольники, познакомившись с описанием проблемы, самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.

Цель такого кейса — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход.

Отличительная особенность — создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Идеи технологии: - предназначена для получения умений и навыков в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;

-акцент обучения направлен на выработку приёмов сотворчества дошкольника со сверстниками и воспитателем; отсюда принципиальное отличие данной технологии от традиционных методик: ребёнок равноправен со сверстниками и воспитателем в процессе обсуждения проблемы;

-результатом применения технологии становятся умения и навыки, приобретённые в работе;

-воспитатель выступает в роли ведущего, задающего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. В роли диспетчера процесса сотворчества с каждым ребёнком;

-творческой конкуренции в этой технологии так много, что хорошо организованное обсуждение кейса может напомнить театральный спектакль.

Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

-соответствовать чётко поставленной цели создания;

-иметь соответствующий уровень трудности;

- быть актуальным;

-иллюстрировать типичные ситуации;

-развивать аналитическое мышление;

-провоцировать дискуссию.

Целесообразно выделение следующих основных этапов создания кейсов:

-формирование дидактических целей кейса;

-определение проблемной ситуации;

-выбор модели ситуации, проверка её соответствия реальности;

-выбор жанра кейса;

-подготовка методических рекомендаций по использованию кейса (вопросы для обсуждения, описание предполагаемых действий в презентации) .

Пакет кейсов по формированию норм речевого этикета у старших дошкольников

Кейс 1. «Знакомство»

Задачи:

-формировать культуру общения;

-способствовать приобретению опыта этикетного поведения;

-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

*****

Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.

Вопросы:

  • Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?
  • Что они должны были сделать?
  • Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?
  • Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?

Кейс 2. «Благодарность», «Прощание».

Задачи:

-формировать культуру общения;

-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

***

Бабушка гостила у Даши и ее родителей целый месяц. Вот было здорово! Бабушка с Дашей все делали вместе: ходили в зоопарк, пекли пирожки, мастерили поделки. И вот пришло время уезжать. Бабушка поедет поездом домой в другой город. Мама помогает ей собирать чемодан, папа уже вызвал такси, чтобы ехать на вокзал. В комнату вбежала Даша:

- Бабушка, уже уезжаешь? Ну ладно, пока!

  Внучка махнула рукой и убежала в комнату.

Вопросы: 

  • Как вы думаете, можно ли назвать Дашу вежливой девочкой? Почему?
  •  Что она сделала неправильно? Как должна была поступить Даша?
  • Какие формы речевого этикета она могла использовать, чтобы поблагодарить бабушку и попрощаться с ней?
  • Подумайте, как бы вы поступили в такой ситуации?

Кейс 3. «Разговор по телефону»

Задачи:

-закреплять знание правил и норм речевого этикета;

-продолжать формирование культуры общения;

-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни.

***

Аня звонит Маше по телефону.

- Маш, привет.

- Это не Маша. Это ее мама.

- А мне Маша нужна.

- Сейчас я ее позову.

- Маш, Это ты? Привет! Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами.

- Хорошо.

- Ну ладно, пока!

Вопросы и задание:

  • Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой? Почему?
  • Умеет ли Аня разговаривать по телефону?
  • О каких правилах речевого этикета забыла Аня? Какие ошибки допустила?
  • Предложите свой вариант разговора по телефону. Разыграйте ситуацию.

Кейс 4. «Вежливый отказ»

Задачи:

-продолжать формирование культуры общения;

-упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации;

-способствовать приобретению опыта этикетного поведения;

-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

***

Сегодня хороший солнечный день. Ребята договорились поиграть в футбол. Витю назначили вратарем. Мальчик радостно побежал домой чтобы переодеться, и взять мяч. Дверь ему открыла мама.

- Витя. А я тебя жду. Сходи, пожалуйста в магазин. У нас кончился хлеб. К обеду нет ни кусочка.

Вопросы:

  • Как вы думаете, как поступит Витя?
  • Какой разговор возможен с мамой?
  • Что Витя скажет ребятам?
  • Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты ответа.

Кейс 5. «Просьба»

Задачи:

-развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;

-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;

-упражнять в использовании этикетных формул в зависимости от ситуации.

***  У Сережи сломался велосипед. Как обидно? А ведь он договорился с ребятами завтра покататься на школьном стадионе. Что делать? «Надо просить папу», - подумал Сережа и побежал домой.

  Папа только что вернулся с работы.

- Пап, привет! Отремонтируй мне велик, хорошо? – крикнул Сережа, поставил велосипед и опять убежал на улицу.

Вопросы:

  • Как думаете, поможет ли папа Сереже? Почему?
  • Вежливо ли обратился Сережа к папе? Какие ошибки он допустил?
  • Какие формы речевого этикета не использовал Сережа в своей просьбе?
  • Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты разговора с папой.

Кейс 6. «Прощение»

Задачи:

-развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;

-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;

-упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации.

***

Весь вечер Оля рисовала картину. Она очень старалась, потому что хотела подарить рисунок маме. Закончив работу, Оля оставила работу на столе, чтобы окончательно высохли краски. В этот момент в комнату вбежал Андре:

- Привет, Оль! – громко сказал он и бросил на стол школьный ранец.

- Там же мой рисунок! – крикнула Оля и бросилась к столу.

- Этот, что-ли? – спросил Андрей и дернул за уголок бумаги, который виднелся из-под ранца. Уголок оторвался.

- что ты наделала?! – дрожащим голосом спросила Оля и убрала ранец со стола.

  Она прижала остатки рисунка к себе, а из ее глаз брызнули слезы…

Вопросы:

  • Как Андрей объяснит ситуацию сестре? Как он успокоит Олю?
  • Какие слова надо использовать, чтобы извиниться?
  • Как бы вы поступили в данной ситуации?

Данные кейсы можно использовать как в непосредственной образовательной, так и в самостоятельной деятельности с детьми. Использование данной технологии развивает и активизирует мыслительные способности дошкольников. Они не просто «изучают», как нечто не связанное с ними и современной жизнью, а становятся полноправными участниками ситуации и даже её творцами. Технология кейс-ситуации активизирует учебный процесс, преодолевает классический дефицит традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью предлагаемого детям материала.

Уникальность данной технологии в работе с детьми состоит в том, что для достижения цели и задач происходит объединение модульных технологий с компетентностным подходом в обучении. Модульное обучение -альтернатива традиционному. Его основная идея состоит в том, что ребёнок должен учиться сам, а воспитатель должен мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать его деятельность. Технология кейс-ситуации актуальна, соответствует требованиям современной государственной образовательной политики, нацелена на личностно-ориентированное деятельностное обучение, способствует реализации комплексного подхода, развитию интегративных качеств личности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии в освоении речевого этикета

Современные технологии в освоении речевого этикета...

Современные технологии в освоении речевого этикета старшими дошкольниками

Формирование навыков рече­вого этикета — неотъемлемая часть общей работы по разви­тию речи детей. Основное на­правление работы — обогаще­ние речи ребенка словами и конструк...

Мастер-класс: "Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников"

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинаю...

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»

Прием  интерактивно голосования позволяет решить сразу несколько задач:     •         активизируется индивидуальная интеллект...

«Современные технологии в освоении речевого этикета старшими дошкольниками».

Современное общество ставит перед педагогами ДОУ задачу воспитания дошкольника, способного самостоятельно добывать знания и готового к применению их на практике. Решение этой задачи осуществляется чер...