Конспект занятия "Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц"
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Попова Надежда Ивановна

Конспект занятия "Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ:

«Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:  Продолжать учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по звучанию и артикуляции согласные звуки Ч и Ц изолированно, в слогах, словах и фразах.

           Определять место положения звука в слове (начало, середина, конец).

           Закрепить умение ставить предложение.

           Упражнять в словообразовании при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.  

           Продолжать развивать фонематический слух, совершенствовать интонационную выразительность речи.

           Воспитывать усидчивость, доброжелательное отношение к товарищу,           развивать навыки взаимодействия друг с другом.

           

ОБОРУДОВАНИЕ: 

  • Демонстрационный материал: Предметные картинки на звуки Ч и Ц (ножницы, цыплёнок); Картинки на развитие зрительного внимания; Игрушки (чебурашка, цыплёнок, мяч).
  • Раздаточный материал: Карточки для звукового анализа слова, фишки;   Предметные картинки на звуки Ч и Ц, картинки для составления предложений.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  1. Разучивание чистоговорок, стихов, потешек.
  2. Словесно – дидактические игры:
  • «Дополни предложение»
  • «Подскажи словечко»
  • «Придумай слово с заданным звуком»
  • «Кто позвал?»
  • «Кто как  кричит?»
  • «Что делают за ширмой?»
  1. Настольно - печатные игры:
  • «Логопедическое лото»
  • «Найди картинку на заданный звук»
  • «Отгадай загадку, найди отгадку»
  • «Что перепутал художник?»
  • «Сравни картинки»
  • «Что спряталось в рисунке?».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

         Дети подходят к воспитателю и становятся в круг.

         Воспитатель спрашивает: «Какое время года? Как мы рады весне? (Дети показывают радость).

- Представьте себе, что вы красивые весенние цветы. Давайте подставим головки солнышку, потянемся к нему. А теперь – спрячемся от солнышка. А сейчас подул ветер и закачал наши головки влево и вправо.

- Ветерок весенний дует, верит, к нам в окно влетел конвертик. Ну-ка посмотрим, что там за вести? О, да здесь картинки!

         Воспитатель показывает детям картинки (ножницы и цыплёнок).

- Давайте вспомним, как режут ножницы? (Чик, чик, чик. С имитацией движения)

- А как зовём цыплят? (Цып, цып, цып. С имитацией движения).

- О каких звуках мы сегодня будем говорить? (Ц и Ч).

- А теперь поиграем в игру «Эхо» (Воспитатель произносит звуки и слоги в разном сочетании с разной силой голоса, а дети по очереди повторяют):

Ц-Ц-Ц;   Ч-Ч-Ч;   Ц-Ч;   Ц-Ч-Ч;   Ч-Ц-Ч;   Ч-Ч-Ц;   Ч-Ц-Ц;   Ц-Ц-Ч;   Ц-Ц-Ч-Ч;   Ч-Ч-Ц-Ц;   Ч-Ц;   ЦА-ЦА-ЦУ;   ЧУ-ЧА-ЦА;   ОЧ-ОЧ-УЧ;   АЧ-АЧ-УЧ;   УЦ-АЦ;   ЦА-ЧА-ЧУ;   ЕЦ-ЕЦ-АЦ;   ЦУ-ЧУ-ЧУ;   ЦО-ЦУ-ЦЫ;   ИЦ-ИЧ-ЕЧ;   ЦИ-ЧА-ЦА;   ЧО-ЧО-ЧУ; ЧОК-ЦОК;   ИЧ-ИЦ.

           Дети садятся на места.

           Воспитатель выставляет на доске картинку на развитие зрительного внимания.

- Посмотрите, что прячется на картинке? Назовите все предметы. Назовите предметы в которых есть звук Ц. Звук Ч. (Аналогичные работы со второй картинкой).

- Дети, возьмите свои картинки и посмотрите, что на них нарисовано? Назовите свои картинки. Скажите, какой звук в вашем слове «Ц» или «Ч»?  Где находится этот звук? В начале, в середине или в конце? Отметьте  место звука на своей карточке.

- Чебурашка и цыплёнок предлагают вам поиграть в игру «Найди свой домик». Те, у кого в названии картинки звук Ч – живут в домике с чебурашкой. А у кого звук Ц – с цыплёнком. (Игра повторяется 2-3 раза, воспитатель проверяет правильность выполнения задания, привлекая к проверке детей. Дети садятся на места).

- Послушайте потешку:

Цок-цок, цок-цок

Я лошадка – серый бок

Я копытцем постучу

Если хочешь – прокачу!

- Какие слова со звуком Ч встречались в потешке? (Хочешь, прокачу, постучу). 

- Вспомните слова со звуком Ц. (Цок-цок, копытцем).

- Давайте повторим потешку все вместе:

  • Громко и медленно;
  • Тихо;
  • Тихо и быстро.

Затем дети индивидуально читают потешку с разными заданиями:

  • Весёлая лошадка;
  • Грустная лошадка;
  • Сердитая лошадка;
  • Ленивая лошадка.

- Немного отдохнём. (Пальчиковая гимнастика).

Повстречались два цыплёнка

И сказали: «Пи-пи».

Повстречались два утёнка

И сказали: «Кря-кря».

Повстречались два котёнка

И сказали: «Мяу-мяу).

Повстречались два щенка

И сказали: «Гав-гав».

Повстречались два быка

И сказали: «Му-му.

Смотрите какие рога!

Забодаю-забодаю!»

- А сейчас откройте свои конверты и посмотрите на картинки. Что на них изображено? Составьте предложение по своей картинке.

- Становитесь быстро в круг, поиграем в игру «Большой – маленький»:

Птица – птичка

Заяц – зайчик

Лисица – лисичка

Блюдце – блюдечко

Кольцо – колечко

Яйцо – яичко

Палец – пальчик

Крыльцо – крылечко

Пуговица – пуговичка

Огурец – огуречик

Страница – страничка

Птенец – птенчик

Перец – перчик

Овца – овечка

- Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось на занятии?

Ч-Ч-Ч;   Ц-Ц-Ц;   Ц-Ч;   Ц-Ч-Ч;   Ч-Ц-Ч;   Ч-Ч-Ц;  

Ч-Ц-Ц;   Ц-Ц-Ч;   Ц-Ц-Ч-Ч;   Ч-Ч-Ц-Ц;   Ч-Ц;

  ЦА-ЦА-ЦУ;   ЧУ-ЧА-ЦА;   ОЧ-ОЧ-УЧ;   АЧ-АЧ-УЧ;   УЦ-АЦ;   ЦА-ЧА-ЧУ;   ЕЦ-ЕЦ-АЦ;   ЦУ-ЧУ-ЧУ;

  ЦО-ЦУ-ЦЫ;   ИЦ-ИЧ-ЕЧ;   ЦИ-ЧА-ЦА;   ЧО-ЧО-ЧУ; ЧОК-ЦОК;   ИЧ-ИЦ.

Повстречались два цыплёнка

И сказали: «Пи-пи».

Повстречались два утёнка

И сказали: «Кря-кря».

Повстречались два котёнка

И сказали: «Мяу-мяу).

Повстречались два щенка

И сказали: «Гав-гав».

Повстречались два быка

И сказали: «Му-му.

Смотрите какие рога!

Забодаю-забодаю!»

Птица – птичка

Заяц – зайчик

Лисица – лисичка

Блюдце – блюдечко

Кольцо – колечко

Яйцо – яичко

Палец – пальчик

Крыльцо – крылечко

Пуговица – пуговичка

Огурец – огуречик

Страница – страничка

Птенец – птенчик

Перец – перчик

Овца – овечка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей разновозрастной группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж"....

Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"

Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...