Игры и упражнения, способствующие развитию словесного творчества в старшем дошкольном возрасте.
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа) по теме

Охлопкова Тамара Николаевна

       Дошкольный возраст важный период развития речи ребёнка. Именно  в  этом возрасте закладывается любовь и внимание к родному слову.  Старшие  дошкольники уже  способны понимать  некоторые выразительные средства языка (сравнения, синонимы, антонимы). Поэтому развивать словесное творчество и формировать образную речь  можно начинать уже в старшем дошкольном возрасте.

    Широкие возможности в решении  этой задачи  открывает народное творчество и художественная  литература.  Помимо  этого существуют игры и упражнения,  в той или иной степени  способствующие  развитию  образной речи.  Подборку таких  игр предлагаю Вашему вниманию.

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovotv._knizh.docx53.43 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития  словесного творчества  старших дошкольников.

Тема.

Игры,  упражнения для развития  словообразовательной функции

Игры, упражнения  для  развития  понимания смысловой стороны  слова

Детский сад.

«Скажи  наоборот»

 Цель: подбор глаголов - антонимов

          В  детский  сад  пришел  Чиполлино.  Все  ему здесь  нравится: зарядку  делать,  с  детьми  играть,  лепить  из  пластилина,  петь  и  танцевать,  обедать,  ложиться  спать. Но вдруг  он  загрустил.  Почему?  Да потому,  что он  не  умеет  подбирать слова  «наоборот» -  с  противоположным  значением.  Поможем  Чиполлино.   Я  буду  называть  разные  слова,  а  вы  с Чиполлино  придумывайте  слова  «наоборот».

       Входить – выходить,  вбегать – выбегать, прибегать  ---- убегать, привозить – увозить,  прилетать – улетать, приходить – уходить, вставать – ложиться, говорить – молчать, надевать – снимать, смеяться – плакать, ругать – хвалить, улыбаться – хмуриться.

Почему  так  называют

Цель: объяснить  происхождение  слов

   «спальня», «столовая», «игровая».

Игрушки.

« Тепло – холодно»

Цель: образовывать  сравнительную  степень  наречий

      Водящий  выходит  за  дверь. Остальные  прячут  в  комнате  игрушку.  Зовут водящего.  Он  начинает искать игрушку, а  участники  игры  комментируют  поиски: если  он  приближается  к игрушке,  говорят  «тепло», «теплее», «совсем  тепло»,  «горячее»,  «горячо»;  если  удаляется «прохладно», «холодно», «холоднее»,  «совсем  холодно».

«Молчок»

Цель: образовывать глаголы  от  имен  существительных.

    Дети (хором):

           Раз, два, три, четыре, пять

           Начинаем  мы играть:

           Чик – чок, рот  на  крючок

           И  молчок!

Дети  замолкают и стараются не улыбаться.  Кто  нарушил  правила,  тот  отдаёт  фант.  Когда  будет  несколько  фантов,  их  разыгрывают.  Взрослый  подбирает  барабан, дудку, трубу, свисток, звонок.  Садится  спиной  к  детям. Один  из  детей  спрашивает  водящего: «Что  делать  этому  фанту?» Водящий  отвечает, например: барабанить  на  барабане, звонить в звонок, трубить на  трубе,  свистеть в свисток.  Кто  выполнит  поручение, получает  фант  обратно.

«Непослушная  кукла»

Цель:  подбор  глаголов - антонимов.

   Дети  слушают  стихотворение  В. Берестова  «Непослушная  кукла»

           -Что кукла делала не так?

           Что  будет делать  кукла,  если  её  попросят сидеть -…,

смеяться --…,  идти - …,  петь -…,  гладить - …,  завязать - ….,  зашить -…,  мыть -…,  молчать -…,  закрывать - …,  и т. д.

Овощи.

«Придумай  другое слово»

Цель:  упражнять  в образовании  с  помощью  суффиксов новые  слова.

         Детям  говорят,  что  можно  из  одного  слова придумывать  другое,  похоже. Например,  можно  сказать  бутылка из-под  молока,  а  можно  молочная  бутылка.  Далее  взрослый  называет  слова, а ребенок образует  новые  конструкции.  Примерный  материал:  салат из  капусты – капустный салат,    пюре из картофеля, суп из гороха,  сок из огурца, суп из овощей.

Почему  так  называют:

Теплица

Овощерезка

Многозначное  слово:  лук.

Фрукты.

«Придумай  другое слово»

Цель:  упражнять  в образовании  с  помощью  суффиксов новые  слова (относительные прил.)

         Детям  говорят,  что  можно  из  одного  слова придумывать  другое,  похоже. Например,  можно  сказать  бутылка из-под  молока,  а  можно  молочная  бутылка.  Далее  взрослый  называет  слова, а ребенок образует  новые  конструкции.  Примерный  материал: Компот (варенье, сок, пирог) из яблок, слив, груш, апельсинов, лимонов.

Образование  родственных  слов: сад

Как  называть  деревья,  которые  растут  в  саду? (садовые)

Как  назвать  человека, который выращивает  сады? (садовник, садовод)

Что  делают  дети в  саду? (по  картинке) сажают

Найди  противоположное  по  смыслу  слово»

Цель:   подбирать  противоположные  по  смыслу  прилагательные.

Почему  так  называют:

Садовод, сухофрукт

   Многозначное  слово: косточка

Что значит  выражение: «изюминка  в  человеке».

Осень.

«Какой  лист»

Цель: образование  прилагательных  от  существительных с помощью  суффикса  ОВ.

        Взрослый приносит корзинку  с  листьями  и  предлагает  назвать,  какие  там  листья.  Лист клена – кленовый. И  т.д.

«Что  делает  дождь»

Цель: обогащать  словарь, находить  в  тексте близкие и противоположные  по  смыслу  слова.

     Детям читают  стихотворение

                                   Какой  дождь.

  Дождик  капал,  моросил,

  Припускал, стучал, косил,

  Ливнем  лил,  стеной  стоял,

  Барабанил,  травы  мял,

  Дождь  слепой и проливной,

  Нарастающий, грибной,

  Обложной, висячий, скорый,

  Сонный, медленный и спорый,

  Как  камыш, стоймя  стоячий,

  И  холодный, и горячий,

  А  ещё и грозовой,

  Радужный, полосовой,

  Параллелями и  в  сетку,

  А при  ветре  даже  в  клетку.

 Вот  как много есть дождей

  Для  растений  и  людей.     (О. Григорьев)

         Какой  бывает  дождь?  Если  дождь  только  начинается, как про  такой дождь  можно  сказать? (накрапывает,  моросит,  собирается, идет) А если  дождь  идет сильно, как про  него  можно  сказать? (льет, стучит, барабанит)

Многозначное  слово:  лист,  золотая.

Что  значит  выражение: «сесть  в  лужу»

Почему так называют: листопад

Деревья

Образование родственных  слов:  лес, береза, ель.

 1. Как  назвать  ягоды, которые растут  в лесу? (лесные)

    Как  называется  человек, который следит  за               порядком в лесу? (лесничий, лесник)

    Сказочный герой, живущий в лесу , старичок- … (лесовичок)

    Как  назвать  небольшой лес? (лесок)

    Как называют  человека,  который  рубит  лес? (лесоруб)

2.  Сок  берёзы? (березовый)

    Лес, в котором растут одни  березы? (березняк)

    Гриб, который  растет около  березы, под березой? (подберезовик)

    Как  назвать маленькую  березу? (березка)

   Назовите березу ласково (березонька)

3.  Показать  шишки  ели.  Чьи  это  шишки, с  какого  дерева?    (еловые)

    Как назвать маленькую  ель? (елочка)

    Лес, в котором растут одни  ели? (ельник)

    Игрушки, которыми  украшают  елку  на  Новый год? (ёлочные)

Почему  так  называют?

             Загадать  загадку:

      Я в красной шапочке  расту

      Среди корней осиновых,

      Меня узнаешь  за  версту,  

       Зовусь  я … (подосиновик)

- Почему гриб  называют  подосиновик?

-Почему березу называют белоствольной?

-Почему про дуб говорят столетний?

Для  чего  нужна  игла? Какая  она?

Цель: познакомить с разными значениями  слова «игла»

         Загадки:

Под  соснами, под елками  ползет мешок с иголками? (ёж)

Ничего  сама не шьет, а в иголках круглый год (ель, сосна)

-Про  какие иголки первая загадка? (про ежиные)

-Про какие иголки вторая  загадка?(еловые, сосновые)

-Какие иголки вы еще знаете? (швейная)

            Показать картинки, на которых показаны разные  виды  иголок.

Почему  так говорят:  дрожит как осиновый лист. Не кленовый, не дубовый, не берёзовый, а именно  осиновый. Вспомните, когда так говорят.

Одежда.

Игра «Ателье»

Цель:    образование  относительных прилагательных.

   Знакомим  детей с материалом, предлагаем каждому выбрать ткань для платья, рубашки, костюма. Ребенок приходит в  ателье и говорит: « У меня шелк. Сшейте мне, пожалуйста, шелковое платье».  Если ребенок сказал  все правильно, ткань вставляется в конверт с соответствующей прорезью, и заказ выдается:  «  Вот ваше  шелковое  платье» и т. д.  с  другими  видами  ткани.

Речевая ситуация.

           Речевая ситуация  не  дает  готовый ответ, а побуждает к активизации  знаний, представлений, заставляет в уме совершать словесно – логические операции (находить  нужное  слово)

           Катя  просыпается и начинает свои вещи  разыскивать:  платье  под  стулом, тапочки  на  стуле, колготок вообще  в  комнате  нет.  Ищет, ищет каждое  утро и часто на завтрак  опаздывает.   Как  можно  назвать  Катю? (лентяйка, неряха,  лодырь,  неопрятная)  Что  ей  надо делать, чтобы  не  опаздывать.

«Кто  сумеет  похвалить»

Цель:  подбор  определений к существительным, согласование  прилагательных с существительными.

          К  нам  пришла  кукла.  Что на  ней  надето? (платье, костюм, юбка, пальто  и т.п. ) Похвалите  куклино  платье, скажите,  какое  оно.  Кто  похвалит  лучше  всех,  тот получит от куклы карточку (цветочек, …)

Что  значит  выражение  «работать спустя  рукава».  Как  можно  сказать  по – другому?

 Многозначное  слово: шляпка

Части тела.

« Олины помощники»

Цель: образовывать  форму  множественного  числа глаголов.

  «К нам  пришла кукла  Оля  со  своими  помощниками.  Я  вам  их  покажу,  а   вы  догадайтесь, кто  эти  помощники и  что они  помогают  делать  Оле»  Кукла  идет  по  столу.  Указываем на  ноги. Что это? Ноги.  Что  ноги  делают? (ходят, прыгают, скачут,  танцуют,..)  Далее указываем на  другие  части  тела  и  задаем  аналогичные  вопросы. Далее  читаем  стихотворение, делая  паузы, а дети  добавляют  слово:

Оля  весело  бежит

прямо  по  дорожке,

А для  этого нужны  

Нашей Оле  …  ножки.

Оля ягодки  берет

По две, по три штучки,

А для  этого  нужны

нашей Оле  … ручки.

Оля  ядрышки  грызёт,

Падают  скорлупки,

А для  этого  нужны

нашей  Оле  … зубки.

Оля  смотрит на  кота,                                                                                                                                                                                                                                      

На  картинки – сказки,

А   для  этого нужны

Нашей  Оле … глазки.

                                ( Е. Карганова.)

« Кто  скажет  точнее»

Цель: улавливать оттенки  значений  слов, располагать  слова  по  степени качества или  по нарастанию  действий, которые  они обозначают.

            Детям  предлагают  следующие вопросы.

 - Мальчик  шепчет, говорит, кричит.  Какое  из  этих  слов надо произнести,  чтобы показать, что  мальчик  говорит  тихо.  А  если  он будет  говорить  очень  громко?

 - Девочка летит  стрелой,  плетется, бежит, идет.  Какое  из  этих  слов  нужно сказать,  чтобы  все поняли,  что девочка двигается  очень медленно? (Плетётся). А  как  сказать, если  девочка двигается и не  быстро, и не  медленно.  (Идет) А  если  девочка  идет  очень  быстро,  то  как  мы скажем?

 - Про кого ещё можно  сказать бежит? (собака, лиса)А  про что говорят  бегут,  бежит?(облако,  облака,  река,…)

 Найди  ручку (головку, нос, ушко, спинку).

Цель:  составлять  предложения  со  словом  ручка, употребляя его  в разных значениях.

       Дети  отвечают  на  вопросы,  которые задает им  взрослый, заканчивают  начатые  им  предложения.

        - Мама  гладит  утюгом. Чем  мама берет  утюг? (рукой), А  за  что  она  держит  утюг? (за ручку)

  - Как мы  ласково  назовем  руку? Какие  ещё предметы называют  словом  «ручка»? (которыми  пишут).

 -  А теперь  говорите,  что  я  делаю (кладет ручку на  стол,  пишет ручкой,  берёт   чашку и держит  её  за  ручку). (Дети  называют: берете,  пишете, держите»)

    -Какие  ручки  вы  видите в группе? На улице,  в  транспорте? (ручка двери, у сумки, у холодильника, у вилки …)

        Закончите  предложения:

  Ручкой  можно    (писать)   Ручку  можно  на  стол…  За  ручку можно  чашку…  У кастрюли  две… .

Что  значит выражение: золотые  руки

Домашние птицы.

«Кто  проворней»

Цель: активизировать в речи наименования детенышей дом. птиц.

     На  столе раскладывают  кучками  камушки.  Около  каждой кучки  садятся по  двое детей: один из  них  цыпленок,  второй – утенок.  По  сигналу  они  начинают  собирать («клевать») камушки по  одному и складывать  в  коробочку.  Надо  сказать,  кто  более  проворный: цыпленок или  утенок (также – гусенок, индюшонок)

«Разбуди кота»

Цель: образовывать названия  детенышей домашних  птиц и глаголов  от звукоподражаний.

         Кто – то  из  детей становится  котом.  Он  садится  на  стул  с  закрытыми глазами (спит). Остальные – детеныши  встают  вокруг.  Тот на  кого  указывает  жестом взрослый,  подает  голос: произносит  соответствующее  звукоподражание (пи–пи, га-га, кря-кря, бл –бл).  Кот  спрашивает:  «Кто  это  пищит? (гогочет,  крякает, болболчет) и угадывает, кто  его  разбудил (указывает  игрока)  Когда  персонаж  назван,  он  меняется  местами  с  котом)

«Гуси»

Цель: использовать  в речи однокоренные  слова.

   Взрослый рассматривает картинки (игрушки): «Это гусь. Он крылатый, горластый, у него красивые ноги, как ласты.  А  это  мама-гусыня. У гуся и гусыни – дети –гусята.

                     Тот, кто с гусятами  близко знаком,

                       Знает:  гуляют гусята гуськом.

                 Тот же, кто близко  знаком с гусаком,

                 К ним ни за что не пойдет босиком.

                                                                (В. Берестов)

- Назвать  слова из стихотворения, которые похожи на  слово  «гусь»

«Петушки»

Петушки распетушились

Но  подраться не решились.            

Если очень петушиться,

Можно перышек лишиться.

Если перышек лишиться,

Нечем будет  петушиться.      

- Назвать слова, похожие на слово «петух»

Цель: подбор  определений, образных выражений.

       - Один  злой мальчик обидел  петушка. Он теперь грустный. Чтобы он  повеселел,  его  надо похвалить,  сказать,  какой он хороший. (Красивый, голосистый, нарядный, яркий, смелый, задорный,..). Вспомните, как о  нем говорят  в  потешках и сказках. (Петушок – золотой гребешок).

Кто внимательнее (по р.н.с. о птицах)

Цель: выделять в тексте образные выражения.

            Воспитатель: «В сказках есть особые сказочные слова, песенки. Сейчас я расскажу вам сказку, а вы постарайтесь заметить и запомнить  такие слова. Кто больше назовет, тот  и выиграл».   Каждый правильный ответ отмечается фишкой.

Синонимы.

Петух – кочет.

Курица – несушка – наседка.

     

Почему так называют?

Курятник, птичница, птицефабрика.

Что значит  выражение:  как  с гуся  вода,

Пишет (рисует), как курица лапой.  Как  сказать  по-другому?

(все  нипочем,  все равно;  пишет  очень  плохо)

Многозначное  слово:  крыло (у  самолета,  мельницы,  здания),  гребешок (у петушка,  расческа).

Посуда.

Ослик в гостях у медвежонка»

Цель:  образование названий посуды с помощью  суффикса  -ниц.

     В  гости  к медвежонку  пришел  Ослик.  Медвежонок  решил  угостить  его  чаем. Медвежонок  стал накрывать на  стол.  Поставил  чашки,  ложки, блюдца. К чаю  нужен  сахар (ставит  на  стол коробку с сахаром), конфеты, сухари(высыпает конфеты и сухари на  стол), ещё нужны салфетки.

          -Ребята,  Медвежонок  что – то сделал  не  так. Помогите  ему.  Куда надо  положить  сахар?  Для  него есть  специальная  посуда – сахарНИЦА, А  для конфет  нужна -…  конфетНИЦА.  Кто  догадался  как называется тарелка  для  сухарей? Подставка  для салфеток?

   -  Зачем  нужна  специальная  посуда? (чтобы  стол  был  опрятный, нарядный)

«Чаепитие»

Цель: образование названий посуды с помощью  суффикса  -ник.

             Поставим  на стол  самовар.  Пригласим  детей к столу. Скажем,  что сегодня  день  рождения  у  Пети. Сейчас  будем  пить  чай.  Чтобы  заварить  чай,  нужен  чайНИК.  Чай можно  пить  с  молоком.  Для молока  нужен   -… молочНИК.  А  ещё можно  заварить  кофе.  Какая  посуда  нужна  для  этого?   КофейНИК.

   Детям  разливают чай, угощают  печеньем. Поздравляют  Петю.

«Поставим  посуду на  полки»

Цель: образование  относительных прилагательных

               На  столе – разная посуда. Детям предлагают рассмотреть  из  чего  она  сделана и поставить   её на  полки : на первую полку – посуду из дерева, на вторую – из металла, на  третью – из стекла. Дети  говорят: « Стакан  из секла.  Он  стеклянный.» И ставят на нужную полку

«Какие  слова  вы  услышали?»

Цель: выделять  слова  противоположные по смыслу.

        Детям  читают  отрывок  из стихотворения  С. Капутикян  «Маша  обедает»:

   Никому  отказа нет, подан  каждому обед:

   Собачке  - в миске,  в  блюдечке – киске,

   Курочке – несушке  пшена  в черепушке,

   А  Машеньке    в тарелке,  в  глубокой, не  в мелкой.

 А)  - В какой  тарелке подан обед  Маше? (в глубокой)

   -А ещё  тарелка  бывает  не  глубокая,  а  …(мелкая)  

  -Что  ещё  бывает глубоким, мелким?

   -Дополните  предложение  противоположным  по  смыслу  словом:

       Лужа мелкая, а море -…

       Река  глубокая, а ручей -…

       Нора глубокая, а ямка - …

Б)  Ещё  посуда бывает  чистая и, наоборот, - …грязная, хрупкая и -…прочная, пустая и - … полная,  новая и … старая

Многозначные слова: ковш, носик.

 

Что значит выражение: носить воду решетом (заниматься бесполезным делом, зря терять время

Зима

Родственные слова: снег, зима, мороз. (с мячом)

1. Назовите ласково  (снежок)

   Ком  из снега  (снежный)

   Вылепленный из снега  человек (Снеговик)

  Снежная  девочка (Снегурочка)

  Птица, которая  прилетает, когда выпадает   снег (снегирь)

Цветок, расцветающий из-под снега (подснежник)

2. Время года, когда бывает  снег (зима)

    Назовите ласково (зимушка)

    Одежда, которую  носят зимой (зимняя)

    Пережить зиму (перезимовать)

3. Слабый, легкий мороз (морозец)

   Очень сильный, страшный  мороз (морозище)

   День, когда мороз (морозный)

   Превратить  воду в лед (заморозить)

   Самое  холодное  место в холодильнике ( морозилка)

«Снежинки» (по стихотворению о зиме)

Цель: учить подбирать определения, сравнения

          Воспитатель показывает детям снежинки, из бумаги и предлагает поиграть:

             - Больше снежинок будет у того, кто придумает, вспомнит больше красивых слов о снеге, деревьях зимой, о зиме.

             -Какой снег в ясный морозный день? На что он похож?

Каким становится снег, когда наступает оттепель?  На  что он  становится похож?

     -Как можно  сказать  о деревьях зимой,  какие  они?  На  кого похожи? Что  с ними  происходит?  Что они  делают?

«Первый  снег» (упражнение  по  стихотворению   Е. Трутневой)

Цель: обогащать словарь образной лексикой

          - Расскажите каким  вам  кажется снег в морозный солнечный день(сверкающим, серебристым, искристым, блестящим, холодным)

     - Раз снег  сверкающий, то,  скажите,  что  он  делает? (Сверкает,  блестит,  искрится,  серебрится)

             -С чем  можно  сравнить  снег, когда он  покрывает лес, луга, дома?  На  что  это похоже?

           -Подберите  слова  о  снежинках. Какие  они,  что делают?

    - НА что  похоже  движение снежинок,  когда  они плавно кружатся (на медленный  танец)

Почему  так называют:  снегопад.

Домашние птицы.

1.«Страшный  зверь»

Цель:  образование  названий детенышей животных во мн. числе.

                  Воспитатель:

    -У  девочки  Вари  была кошка  с  котятами,  собака со …(щенятами), коза с … (козлятами), телка с  … (теляТАМИ).

          Однажды  пошли они  на  луг гулять. Вдруг слышат: «Тра –та –та!» Испугались  детеныши и побежали к своим  мамам: к кошке …, к козе…, к собаке.., к телке ….. Спрашивают: «Кто  так страшно трещит?» Смотрят, а это  птица: сама черная, бока белые, хвост длинный. Затрещала  и  скрылась.

              Кто  испугал детенышей? (сорока) Кого  испугала  сорока?

  2.«У  кого  кто»

Цель: образование  названий детенышей животных  в ед. числе

       Упражнение можно проводить  по  картинкам или надеть детям шапочки с изображениями животных и их детенышей.

             Привели  животные  своих  детенышей в детский  сад.  Детеныши  поиграли, а потом за ними мамы пришли.  (Дети-детеныши находят своих «мам»).

          1) Воспитатель  спрашивает:  «У кого  котеНОК? (козлеНОК, зайчоНОК,  телеНОК).»  Дети  дают полный  ответ: « У кошки котенок.»

           2) Воспитатель  спрашивает: « Кто  у  кошки?»

  3.  «Назови  ласково» (с мячом)

Цель: образование уменьшительно – ласкательной формы слова.

        Дом. животные приносят человеку много пользы, поэтому люди любят их и часто называют ласково.

 Корова – коровка, коровушка.      Лошадь – лошадка, лошадушка.

Коза – козочка.

Кошка – кошечка.

Собака – собачка, собаченька.

Свинья – свинка, свинюшка.

1  «Угадай, о ком я скажу».

Цель: находить по образному описанию знакомые предметы

            На материале  р. Н. с.  «Хвосты».  Взрослый  дает описание, а дети  отгадывают, о каком звере  идет  речь: «Хвост пушистый, мягкий. Пошла домой, вертит хвостом, любуется»; №Хвост длинный, как палка, с метелкой на конце.  По  бокам бьет,  слепней отгоняет»;  «Хвост,  как шнурочек,  со щетинкой  на  конце»;  «Хвост  гладкий,  как веревочка.  Завила  его  колечком – какой красивый  показался –лучше  всех»

2. «Таня  гладит».

Цель: расширение  словаря, многозначное  слово  «гладить»

                 У  куклы Тани есть  котенок?  Какой  он?  Что  умеет  делать? Что  он  будет  делать,  если  его  погладить?  

                  Таня погладила  котенка.  Он  хочет гулять.  Таня  тоже  хочет  гулять.  Но  ей  надо  погладить платье.

-Что  ей  для  этого нужно?  (Утюг)

                 Погладила  Таня одежду,  погладила бантик  для котенка.  Потом погладила  Таня  котенка,  он замурлыкал,  и  они пошли гулять.

                  -Кого гладила Таня? Чем  гладила Таня котенка? (Ладошкой, рукой) Кого ещё  можно  гладить?

                 -Что  гладила  Таня?  Чем?  Что  ещё можно  гладить?

 3.«Отгадай  кличку»

Цель:  подбирать слова для характеристики персонажей, развитие внимания к слову.

               В  гости к детям  приходят  рыжий котенок и черный щенок. Предлагается  отгадать,  как  их зовут.  Взрослый объясняет,  что  у них должны быть  такие  имена,  чтобы сразу можно было догадаться, кого  как  зовут.

        - Как  вы думаете,  как  зовут котенка? Он  рыжий,  почти  оранжевый,  как  солнышко.  Догадались? Как  можно  звать  котенка?  Котенок,  тебя  зовут  Рыжик?  Оля,  спроси  ты котенка.

          Когда все  предположения будут  высказаны, воспитатель  от лица  котенка подсказывает: «Меня  зовут  Ого..нек»

  Аналогично придумывается  кличка щенка (Уголек)

              Уголек  и  Огонек  предлагают  детям  загадки.  Как  зовут  их  друга-гнома,  который всегда  ворчит? Любит  спать?  Любит  чистоту?

Дикие животные

Родственные  слова: еж, волк.

      Воспитатель  читает  «Тихую  сказку» С. Маршака

       - Какая семья  жила  в  лесу: кто  был папа, мама,  сын?  Как  спрятался  ёжик  от  волков? (съёжился).  Еж, ежиха, ежик, съёжился – эти  слова звучат  похоже,  все  они  получаются  из  слова  «ёж».

         -Какие  ещё  слова в этом  стихотворении  звучат похоже? (прочитать  строки,  выделяя родственные  слова  голосом).  Из  какого  слова  они  получаются?  Какие  ещё слов можно  придумать  из  слова «волк» (волчонок, волчище, волчий)

     «Заяц –Хваста»

Цель: образование слов  при  помощи  суффикса ИЩ.

       Воспитатель  читает  сказку и  просит  сказать, как хвастался  заяц. Затем  просит  объяснить,  что значит «лапищи»: это  какие  лапы – маленькие  или  большие,  огромные? И  так  про  другие  слова.

«Я начну, а ты продолжи»

ЦЕЛЬ: ПРОДОЛЖИТЬ СИНОНИМИЧЕСКИЙ  РЯД, НАХОДИТЬ  СЛОВА, БЛИЗКИЕ  ПО СМЫСЛУ.

            Взрослый говорит  предложение, выделяя в нем какое-нибудь  слово, ребенок подбирает  к  нему синонимы.  Например:

       А) «Заяц убегает  от  лисы . Каким  словом  можно  заменить  «убегает»? – мчится, летит, удирает, уносит  ноги,  спасается  бегством»

     Б)   «Рыжая белочка и серенький  зайчик были  друзьями.  Каждый  день прибегали  они  на полянку  и  приносили  друг другу  угощение. Белочка  приносила  шишки, орехи, ягоды,  а  зайчишка – морковку, капусту.  А потом  они  весело  играли.» Как  можно сказать,  какие  были зверята (дружные,  добрые, добродушные, чуткие,..) Если  они  весело  играли,  то  какое у  них  было  настроение? (веселое,  радостное,  игривое,  оживленное).

  В) «Захотел медведь зайцев медом угостить. Прибежали они к высокому  дубу.  Медведь полез  в дупло,  а там были пчелы. Они  стали  жалить  медведя. Бросился медведь  бежать, а зайцы стали  смеяться.»  Как  сказать  по –другому «смеяться»? (хохотать, веселиться,  заливаться  смехом)Каким  стал медведь (грустным,  печальным, унылым)  Почему?

«Придумай  сравнения»

Цель:  обогащать речь  образными  выражениями.

     Трусливый,  как  …(заяц);    голодный,  как …волк;    хитрый, как …лиса;   неуклюжий,  как…медведь.

Многозначное слово: заяц

Что значит  выражение:  гоняться  за  двумя  зайцами,  волк в овечьей шкуре.

Почему  так называют: длиннохвостый,  толстокожий, короткохвостый.

Новый год.

«Нарядим  елку»

Цель: образование относительных прилагательных

  Шар  из стекла – стеклянный

 Звезда из золота – золотая

 Дождь как серебро – серебряный

Солдатик из  олова –оловянный

флажок из бумаги –бумажный

домик из дерева – деревянный

«Что принес  Дед мороз»

Цель: придумывать  загадки,  используя  образные  выражения.

               Игрок  вынимает  из  мешка  картинку  или  игрушку так,  чтобы  никто не видел.   Задание: придумать  загадку всем  присутствующим.  Выигрывает  тот,  кто  подберет  самые  красивые  слова и сравнения.

Зимние забавы.

«Добрый волшебник  ОЧК»

Цель: образование  уменьшительно –ласкательной  формы  слов при  помощи  суффикса –очк.

        Однажды дети гуляли (показ картинки «Зимние забавы») К  детям  подошел  добрый  волшебник с необычным  именем Очк.  И  дети  сразу  стали  очень  ласковыми,  и  все  предметы  стали  называть  ласково.

   Горка – …горочка, санки – …саночки, коньки –…конёчки, снежки –…снежочки, комки -…комочки, елка –..елочка, дубы -…дубочки,  ветка –…  веточка.

Я  начну,  а вы  продолжите»  (по рассказу  Н. Носова  «На  горке»).

Цель: подбирать наиболее  подходящие  по  смыслу  образные слова и выражения.

   Взрослый  составляет  незаконченные  предложения.  Ребенок должен  закончит, использовав  разные  речевые обороты.  

    -Был  ясный, морозный день,  снег  на  солнце … (сверкал, искрился, переливался,  блестел)

     - Миша  сел на санки и помчался  с горы (как  ветер,  пулей,  вихрем, так  что  дух  захватывало,  молнией)

      -Санки  перевернулись, и мальчик… (упал, шлепнулся, полетел  кубарем,  полетел  вверх тормашками, бухнулся  в  снег).

    -Коле  очень хотелось,  чтобы  горка  получилась,  и  он  трудился … (не покладая  рук,  без  устали,  в поте  лица)

Почему  так  называют: снеговик,  снегокат.

Многозначное  слово:  каток

Зимующие птицы

«Сова – сплюшка»

Цель:  -  учить  выбирать  из текста родственные слова;

             -  образовывать слова при помощи суффикса  УШК (ЮШК)

  Детям  читают стихотворение  В. Приходько  «Совка – сплюшка»

Вы  видали  совку –сплюшку,          Я уселся  у  осины,

Вечно  сонную  старушку,                 Долго  слушал крик совиный:

Совку – сплюшку,                               «Сплю, сплю – сплю»…

Сплюшку –совку  -                              Я  обманщиц не люблю!

И  болтушку и плутовку?                   Если  ты и вправду  спишь,

Мне она  в лесу  кричала:                  Почему  же  ты  кричишь?          

«Сплю –сплю –сплю!»

Умолкала и – сначала:

«Сплю – сплю – сплю!»

            Какие  похожие  слова вы услышали? (Или: Какие слова в стихотворении похожи на  слово «сова»)? Как  называются  птенцы совы? Назовите сову ласково.

            Почему  сову  в  этом стихотворении  называют «сплюшка», «болтушка».

  Как  назвать  птицу,  которая  кричит  «ку-ку»?

«Кто  больше  придумает»

Цель: подбирать  яркие  эпитеты.

          Рассмотреть  изображения  воробьев. Нужно придумать  как  можно  больше  слов  о том,  какой  воробей.  За  каждое  слово ребенок  получает  фишку.

         Взъерошенный, драчливый, невзрачный, пестрый, серый, маленький, шустрый, бойкий.

Многозначное  слово:  хвост  (самолета, поезда, лисы, дятла)  крыло (самолета, здания, мельницы, птицы).

        Что  значит  выражение: «ловить  ворон»

         Почему  так  называют: кормушка

       

Продукты.

Повар.

Родственные слова:  хлеб, соль.

1.Магазин, в котором  продают  хлеб (хлебный)

Назовите ласково (хлебушек, хлебец)

Человек, который выращивает  хлеб (хлебороб)

Завод, на  котором  пекут  хлеб (хлебозавод)

2. Огурец, который посыпали  солью (соленый)

    Положить  соль  в  суп (посолить)

    Положить  слишком  много  соли (пересолить)

«Приготовим  ужин»

  Цель: образование относительных  прилагательных

           Приготовим  куклам  ужин.  Сварим  кашу.

 Из  риса – рисовую.

Из  пшена – пшенную.

Из манки – манную.

Из  гречки – гречневую.

Из овса – овсяную. и  т. п.

     Сварим  кисель.

Из  молока – молочный.

Из клюквы – клюквенный.

Из малины – малиновый. И т.п.

«Приготовим  обед»

Цель:

Закрепление  использования относительных прилагательных.

Салат из капусты - …

Мясной суп  -…

Пюре из картофеля -…

Котлеты из рыбы -…

Сок из фруктов - …

Что  значит выражение: как  выжатый  лимон.  Как  сказать по-другому?  (Очень  устал)

«Скажи  наоборот»

Цель: подбор  антонимов.

  Горячий – холодный, сладкий – кислый, острый – пресный, мягкий – твердый, свежий – черствый.

«О чем еще  так  говорят»

Цель:  уточнить значения многозначных слов.

            Карлсон  произносит  словосочетание,  в  котором одно из слов многозначное.  Дети  должны подобрать к этому слову другие с учетом его  многозначности.

             «Я  был  у  Малыша в гостях,  и  он  угощал  меня: холодным соком, сладким  вареньем , свежим  хлебом, мягкой булочкой, острым перцем. После  всего этого у меня заболел живот, и доктор дал мне горькое лекарство.»

               А про что  ещё можно сказать «холодный» (чай, снег, молоко, погода, ветер, зима),  «сладкий» (сон, мечты, речи, человек); «свежий»(ветер, рыба, рубашка, газета, голова, краски)

Почему  так  называют:  скороварка,  мясорубка?

Мебель.

«Гномы ИК и ЧИК»

Цель: образование  уменьшительно – ласкательной формы существительных с помощью  суффиксов чик, ик.

        -К  нам  в  гости  пришли гномы-волшебники, они умеют превращать  большие  предметы  в маленькие.

 Подошел  Ик  к  столу: был  стол,  а стал -…столик, был сервант, а  стал  … сервантик.

Потом  пошел Чик: был  стул,  стал …стульчик, был диван,  стал   -…диванчик, был шкаф, стал – шкафчик.

Многозначное  слово:  спинка, ножка.

Что  значит  выражение:  сидеть  на  двух  стульях (жадничать; иметь  больше, чем нужно

Наша Армия.

«Кто  ты?»

Цель:  образование  названий  профессий военных

     Каждому  мальчику выдают картинку  (с  изображением  самолета, танка, автомата ит. п.).

          А) -У  тебя  танк,  ты кто?  Я  танкист.

              Ты  служишь  в артиллерии, ты  кто? (в кавалерии)

          Б) – У  тебя самолет,  ты летаешь.  Ты кто? (летчик. (пулемет – пулемётчик, автомат –автоматчик, ракета - ракетчик)

        Затем  спрашивают  девочек:  кто у нас  Петя?  И т. д.

«Назови  по-другому»

Цель: обогащение  речи  прилагательными.

  Смелый – отважный, храбрый, бесстрашный.

  Родина – Отечество,  Отчизна, земля-матушка.

  Солдат – защитник, воин, богатырь, служивый.

   

Что  значит  пословица:   Один  в поле  не  воин

Комнатные растения.

Почему  так  называют: тенелюбивый,

Светолюбивый

влаголюбивый,

теневыносливый.

Многозначное слово:  лист.

«Скажи  наоборот»

Цель:  подбор  прилагательных  с  противоположным  значением.

У  осоки листья длинные,  а у фиалки …короткие.

У  осоки листья узкие, а у бегонии…широкие.

У кактуса  стебель  толстый,  а у  ?  …  тонкий.

У розана  листья  гладкие,  а  у фиалки …пушистые.

У розана цветы крупные,  а  у  традесканции …мелкие.

Семья.

Назови  ласково» (с мячом)

Цель: образование уменьшительно-ласкательной  формы  существительных.

   Мама - …           Катя -…

   Папа-…                   Миша -…  

   дочь - …                  Петя - ….

   сын - …                    Таня-…      

   дед -…                      Дима -…

  баба- …                    Света -…

  тетя -…                    и т. д.        

  дядя -…

«Чья  вещь?»

Цель: образование притяжательных  прилагательных

        На  столе – картинки  или предметы: очки, газета, клубок ниток, книга, ключ, духи, мяч, кукла и т. п.. На  мольберте – картинки с изображением  членов  семьи.

Воспитатель предлагает «провести  уборку» и раздать  вещи  их владельцам, при  этом нужно назвать,  чья  это  вещь.  

«Дополни  предложения»

Цель: расширять  представления  о  соединении слов  в  предложении, расширять  словарный запас.

              Взрослый    помещает  на  фланелеграф фигурку девочки, говорит:  И  сейчас мы  вместе  придумаем  про  эту девочку  историю.  Придумайте,  как её зовут.  Оля просит …кого? (маму,  брата, продавца,  врача, …)  дать  ей  …что? (конфету,  игрушку, лекарство, …).  Просит  …как? (ласково,  грубо, вежливо,  невежливо, настойчиво). Оля  могла просить ёще … чего? (прощения,  совета,  помощи, ).  Она  попросила брата  принести  альбом…куда? ( в школу, в детский  сад, домой, в парк,..)  и положить  его  куда? ( на  стол, на  полку,  в  портфель,….)  И  т.  п.

 «Все  наоборот»

Цель: образовывать глаголы  с противоположным  значением.

         У  мамы было  две дочки (куклы). Старшую звали  Послушница.  Как  вы  думаете,  почему?  А  младшую  Упрямица.  Почему?  Упрямица  любила  делать  всё  наоборот.  Послушница соберет игрушки, а  Упрямица их  разбросает.  Сестра  закроет  дверь,  а  Упрямица … (договаривают  дети). И  т.  д.

Весна.

Подбор  родственных  слов:   весна.

  1. Ветер, который  дует  весной  (весенний)
  2. Крапинки  на носу, которые  появляются  весной (веснушки)
  3. Народная  песня о весне (веснянка)

Почему  так  называют:  первоцвет,

 ледоход, подснежник, капель, проталина.

Что  значит  выражение:  первая  ласточка, лед  тронулся.

Птицы.

«Птичка»

Цель:  образование  приставочных  глаголов.

      Воспитатель  показывает  детям  игрушечную  птичку.  Затем  он  выполняет  с ней  действия, начинает  фразу  и просит  закончить  её.

       «Жила – была  маленькая  птичка.  Однажды  она  полетела  в  теплые края.  Летела,  летела  и  …(прилетела).  Она села на  красивое  дерево,  а  потом  с  него … (перелетела) на  куст.  Её  спугнула  большая кошка, и птичка  …(улетела).  Она оказалась  около  дома. Птичка  вокруг  дома …(облетела)  и  в открытое  окно …(влетела, залетела), там  на  столе  она  поклевала  крошек и из  окна …(вылетела).»

                Назвать,  что  делала  птичка.

Почему  так  называют:  скворечник.

 Что  значит  выражение:  «первая  ласточка».

Дикие животные весной.

«Семья  зверей»

Цель:  образование  слов при  помощи суффикса ИЦ, онок.

           -Жила – была в лесу  семья  медведей:  папа – медведь, мама-… медведица и сынок -…медвежонок.  К  ним  в гости  пришла  семья лис  и  семья волков.  Назовите,  кто  был  в каждой семье. Придумайте,  что  делали  папы,  мамы. Чем  занимались  их  детки?

(Медведь,  волк и  лис играли  в шашки.  Медведица, лисица и волчица  пекли  пирог. Медвежонок, лисенок, волчонок играли в прятки.

Почему  так  называют:  травоядный

 всеядный.

Что значит  выражение: волк в овечьей  шкуре. (Можно  вспомнить  сказку «Три  поросенка», эпизод, в котором  волк  прикидывается  овечкой.)

«Кто  придумает  больше  слов»

Цель:  активизация  и  расширение  словаря  признаков.

       Рассказать,  какой  медведь (лиса, белка,  заяц, волк).

За  каждое  слово  ребенок  получает  фишку.  Выигрывает тот,  у кого  больше  фишек.  Награда – по  усмотрению  воспитателя.

Дом

Родственные  слова:  дом.

Маленький  дом (домик, домишко, домушка)

Огромный дом (домище, домина)

Сказочный герой,  живущий  в доме  (домовой)

Назовите  домового ласково (домовенок, домовеночек)

«Построим  дом»

Цель:  образование  относительных  прилагательных.

      Детям читают  сказку  «Три  поросенка».  Затем  выясняют,  как  назвать  дом из  дерева,  соломы, кирпича.

      Ещё  в  сказках бывают  дома изо  льда,  из  пряников, из  леденцов.  Как  назвать  такие  дома? (ледяной,  пряничный, леденцовый)

         Придумать,  из  чего  ещё можно  построить  сказочный  дом.

Беседа  по  сказке  «Теремок»

Цель:  обогащение  речи  образными   оборотами.

           Как  в  сказке  называют  мышку, лягушку, лисичку, зайчика, волка, ёжика, медведя.  Объяснить,  почему.

Многозначное  слово:  ключ (дверной, родник,  скрипичный),  труба ( муз. инструмент, труба  в  доме)

  Что  значит  выражение:  как  за  каменой  стеной (не  за  деревянной,  не  за  соломенной,  а именно  за  каменной

Транспорт.

Отправляемся  в  отпуск»

Цель:  учить  понимать  оттенки  значений  слов,  овладевать  представлениями  об  изменении  значений  слова  с изменением приставки,  суффикса.

         Петрушка сидит  в машине  и  едет  в  отпуск.  Он  решил  в  деревню  …(поехать).  Рано  утром  он  из  дома …(выехал). Ехал он, ехал и к  яме …(подъехал). Петрушка не растерялся и яму …(объехал),  потом к  мосту…(подъехал),  через речку …(переехал) и  по  ровной дороге …(поехал).  К  вечеру  он  в деревню... (приехал).

         А  Карлсон  решил  лететь  на  море. Но  по  пути  он  хотел  к Петрушке  в  деревню …(залететь),  погостить  у  него  и  дальше  …(лететь).  Он  должен  горы …(перелететь,  облететь) и на   берег  моря ….(прилететь).

          Вот  как  отдыхали  Карлсон  и  Петрушка

Почему  так  называют:  самолет,  вертолет, молоковоз,  бензовоз,  самосвал,  грузовик.

Синонимы: машина – автомобиль,  шофер – водитель.

Многозначное слово:  кран.

Что значит  выражение:  тише едешь,  дальше  будешь;  вставлять  палки  в  колеса

Родной город.

Родственные  слова:  город,  Шуя.

1. Маленький  город  (городок,  городочек, городишко)

   Огромный  город (городище)

   Житель города (горожанин)

   Не деревенский,  а  …(городской)

2. Жители  города  Шуя (шуяне)

     Жительница  Шуи (шуянка)

     Назови  ласково: шуянка  (шуяночка)

     Житель Шуи (шуянин)

     Продукт,  изготовленный  в  Шуе,  например,  гармонь… (шуйская),  мыло … (Шуйское

« О  чем  говорит  пословица»? Одна  пчела  много  меда не  наносит.

Что  значит  выражение: тружусь  как  пчелка.

Почему  так называют: жук – дровосек, жук – плавунец, муравейник.

Насекомые.

«Куда  полетела  бабочка»

Цель: закрепление употребления приставочных глаголов.

     Воспитатель  показывает,  бумажную бабочку  выполняет с  ней действия и  просит  рассказать,  что делает  бабочка  (летает,  улетает,  подлетает, вылетает,  перелетает)

«Маленький жук»

Цель:  образование  прилагательных с уменьшительно-ласкательными  суффиксами.

      -Жил – был маленький  Жучок  (показ  картинки,

на  которой нарисован жук в  одежде).  И  все-то  у него  было маленькое –премаленькое. Усики  были …(черненькие), глазки (серенькие),  кафтанчик  (красненький),  а  на нем крапинки  …(беленькие), сапожки - …(зелененькие).  Носил  он  шляпку …(синенькую),  перчаточки …(желтенькие).   Чаек  он  любил  с  песочком - …(сладенький),  супчик ел – сразу с огня -…(горяченький), а сок  любил из  холодильничка - …(холдненький) А еще  он любил  шутки  и  много смеялся,  т.к.  был очень …(веселенький).

1.« О  чем  говорит  пословица»? Одна  пчела  много  меда не  наносит.

2.Что  значит  выражение: тружусь  как  пчелка.

3.Почему  так называют: жук – дровосек, жук –плавунец, муравейник

Итог.

Чтение стихотворения  Ю. Тувима – закрепление навыка словообразования

Кто не слышал об артисте 

Тралиславе Трулялинском! 

А живёт он в Припевайске, 

В переулке Веселинском. 

 

С ним и тётка - Трулялётка, 

И дочурка - Трулялюрка, 

И сынишка - Трулялишка, 

И собачка - Трулялячка. 

Есть у них ещё котёнок 

По прозванью Трулялёнок, 

И вдобавок попугай - 

Развесёлый Труляляй! 

 

На заре они встают, 

Чаю наскоро попьют, 

И встречает вся компания 

Звонкой песней утро раннее. 

 

Палочку-трулялочку 

Поднимет дирижёр - 

И сразу по приказу 

Зальётся дружный хор: 

 

"Тру-ля-ля да тру-ля-ля! 

Тра-ля-ля да тра-ла-ла! 

Честь и слава Тралиславу! 

Трулялинскому хвала!" 

 

Трулялинский чуть не пляшет 

Дирижёрской палкой машет 

И, усами шевеля, подпевает: 

"Тру-ля-ля!" 

 

"Тру-ля-ля!" - звучит уже 

На дворе и в гараже, 

И прохожий пешеход 

Ту же песенку поёт, 

 

Все шофёры - Трулялёры, 

Почтальоны - Труляльоны, 

Футболисты - Трулялисты, 

Продавщицы - Трулялицы, 

Музыканты - Трулялянты, 

И студенты - Труляленты, 

Сам учитель - Трулялитель, 

А ребята - Трулялята! 

Даже мышки, даже мушки 

Распевают: "Трулялюшки!" 

В Припевайске весь народ 

Припеваючи живёт.

Литература:

1.Придумай слово. /под. ред. О.С. Ушаковой. Издательство Института психотерапии, - М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов Тема: «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста»

Цель: познакомится с приёмами направленными на развитие фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи».Задачи:• Активизировать знания педагогов о значимости ра...

Семинар-практикум на тему: "Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста"

Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к школе. Важной составной частью этой работ...

Перспективный план развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии ТРИЗ

В плане отражена система работы по обучению дошкольников составлению загадок. с помощью технологии ТРИЗ....