«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»
статья по развитию речи (старшая группа) на тему
Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация у детей старшего дошкольного возраста, является важным условием для овладения языком, совершенствования речевого общения, развития понятийного мышления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»
Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация у детей старшего дошкольного возраста, является важным условием для овладения языком, совершенствования речевого общения, развития понятийного мышления.
Для успешного обогащения и активизации словаря должны быть сформированы интерес и любовь к книге, умение воспринимать и понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказывать и сочинять несложные произведения, определять свое отношение к героям – все эти качества и умения начинают формироваться и совершенствоваться в дошкольном возрасте.
Методические приемы, облегчающие восприятие читаемого.
Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь им усвоить его содержание и эмоциональный настрой, речь воспитателя должна быть выразительной, понятной, эмоционально окрашенной с использованием дополнительных художественных приемов, развивающих у детей навыки слушания, запоминания, понимания. Для этого в своей работе я соблюдаю следующие этапы:
1. Повторное чтение всего текста.
2. Повторное чтение и проговаривание отдельных частей текста.
Чтение художественных произведений сопровождается:
- Игровыми действиями детей (имитация, импровизация, драматизация)
- Предметной наглядностью:
- рассматриванием игрушек, муляжей
-рассматриванием иллюстраций, схем-моделей, карточек
-привлечением внимания слушателей к реальным объектам
3. Словесной помощью:
- сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения
- постановкой после чтения поисковых вопросов («Почему понравился герой? А как бы ты поступил на его месте? Какой финал был бы в произведении, если бы ты был автором?» и т.д.)
- подсказыванием при ответах детей слов - эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа ( храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрый, злой, решительный и т.д.)
4. Закрепление прочитанного текста через разные виды деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование, сенсорика и пр.)
Для ознакомления детей с художественной литературой использую следующие игры и упражнения:
- Дидактическая игра «Играем в сказку». Уметь рассказывать в последовательности сказку по картинкам, располагать картинки в соответствии с последовательностью и сюжетом произведения.
- Дидактическая игра «Сундук со сказками». Выявить знания детей о жанровых особенностях фольклорных произведений по картинкам. Уметь строить описательный рассказ о выбранном герое из прочитанного произведения.
- Видео - салон «Угадай, что за сказка». На слайдах герои сказок, дети узнают, называют и рассказывают отрывок из этого произведения.
- «Угадки-Загадки» - ознакомление через схемы – модели с жанром загадка. Формировать у детей умение отгадывать загадки по схеме. Воспитывать интерес к словесным, интеллектуально - познавательными играм.
- «Сказочная половинка». Уметь составлять сказочную пару, соединяя героев сказки и предметы друг с другом.
- «По страницам творчества детских авторов»- книга, составленная совместно с воспитанниками (портрет писателя, краткая биография, зарисовки героев произведения, иллюстрации из произведений, кроссворды, ребусы, паззлы, раскраски). Формировать у детей знания о творчестве авторов в соответствии программе и возрасту воспитанников.
- «Книга жанров»- иллюстрированная книга для детей, изготовленная совместно с родителями воспитанников для изучения разных литературных жанров.
Для закрепления навыков работы с художественной литературой привлекаю к сотрудничеству родителей воспитанников:
- Провожу анкетирование « Компетентность родителей по вопросу актуальности литературного чтения».
- Провожу консультации на тему «Книга в жизни дошкольника», « Если хочешь много знать книгу нужно прочитать», «Интерес к книге через собственный пример», « Читаем ребенку …»
- Размещаю в информационном уголке для родителей, брошюрки, рекомендации о значении чтения книг для дошкольников, списком авторов и произведений.
- Создание семейной библиотеки в группе для обмена прочитанными книгами между детьми.
- Привлекаю родителей для обогащения развивающей предметно-пространственной образовательной среды в группе (атрибуты, ширмы для театров, картинки, наглядный материал, иллюстрации, декорации, игры и пособия)
- Совместно с родителями организую периодический выход с детьми в районную библиотеку.
Таким образом, в дошкольном возрасте художественная литература знакомит с богатством, многообразием и силой русского языка, расширяет словарный запас дошкольника, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи, помогает владеть речевыми формулами, воздействует на личность ребенка, его эмоциональные качества, расширяет знания ребенка об окружающем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное и эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредствам использования художественной литературы
Презентация...
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Нравственное и эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредствам использования художественной литературы, живописи, музыки»
в наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Актуальность нашего исследования заключается в способах эстетического воспитания через совместное воспитание родителей и дошкольного учр...
Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы.
Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже на...
«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»
Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация у детей старшего дошкольного возраста, является важным условием для овладения языком, совершенствования речевого общения, развития понятийного м...
Консультация для родителей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы»
Различают активный и пассивный словарь....
«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»
laquo;Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»...
Проект «Фантазёры» по воспитанию нравственных качеств доброты, честности у детей старшего дошкольного возраста посредствам чтения художественной литературы в соответствии с ФГОС
Проект «Фантазёры» по воспитанию нравственных качеств доброты, честности у детей старшего дошкольного возраста посредствам чтения художественной литературы в соответств...