Развитие речи с элементами ТРИЗ
статья по развитию речи на тему

Панченко Анастасия Николаевна

Для обучения составлению детьми связного текста по сюжетной картине. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_rechi_s_elementami_triz.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи с использованием элементов ТРИЗ для старшего дошкольного возраста.

Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,

но его надо научить ориентироваться в современном мире,

чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта.

(Г.С. Альтшуллер)

ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач – теория, которая, основываясь на относительной независимости процессов создания новых систем от желания человека, разрабатывает пути целенаправленного решения изобретательских задач.

Для успешной реализации программы в любом детском саду необходимо создать соответствующую развивающую среду, а также спокойную, доброжелательную атмосферу. Для проведения большинства занятий не нужно специального оборудования. Самое главное – это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что вас окружает – мебель, посуда, камешки и листики, - превращается в какие угодно сказочные элементы.

Очень удобно когда в группе есть комплект дидактических, развивающих игр, картинок, книг, которые постоянно используются на занятиях по всем темам.

Самое главное – вызвать у детей интерес к занятию, побудить мотив к творческой деятельности.  Например, мы часто играем в путешествия и походы:

  • Поход в сказочный лес, где дети могут превратиться в лесных зверят, стать ожившими деревьями, повстречаться с Лесовичком, Мальчишкой – Еловой шишкой, королем Боровиком, Кикиморой, Бабой Ягой и др.;
  • Путешествие по разным сказкам («Гуси - лебеди». «Колобок», «Зимовье зверей», «Теремок», «Рукавичка» и т.д.);
  • Путешествие на сказочном транспорте: на ковре – самолете, на воздушном шаре, на машине времени, на сказочном корабле и др.

Главный итог, ради которого совершаются все эти путешествия, - попасть в страну знаний, понять, что знания – это и есть главное богатство. Важно заострить внимание детей на нравственной стороне, в совместной беседе выяснить, кто прав, кто виноват, что такое хорошо и что такое плохо. Не надо допускать чисто развлекательного характера игры на занятии, необходимо разъяснить смысл каждого особытия, спрашивать детей о том, как они его понимают.

Конечно, перед каждым воспитателем стоит много задач, но прежде всего – это развитие речи ребенка. Главное - научить его четко излагать свои мысли. Особое значение в реализации этой задачи придается обогащению лексики.

Важнейшим этапом речевого развития является усвоение грамматической системы языка:

  • составление простых распространенных предложений;
  • критическое отношение к грамматическим ошибкам;
  • умение контролировать свою речь;
  • составление связных рассказов и т.д.

Формируя основы культуры личности дошкольника, надо дать детям понятия добра и зла, научить их отличать прекрасное от безобразного, пробудить в детях добрые начала.

Для воспитания коммуникативной культуры детей используются следующие приемы:

  1. Разыгрывание с детьми на занятиях и вне их различных сценок с использованием кукол. Это снимает у детей психическое напряжение, переносит внимание с собственного «Я» на другой объект – куклу.
  2. Разыгрывание различных сценок без использования кукол. Детям предлагается войти в образ какого-либо сказочного персонажа (Буратино, Незнайки, Колобка, Лисы ит.д.), поздороваться, поговорить о погоде, о жизни в детском саду, обо всем интересном и новом.
  3. Проведение игр на импровизацию диалогов, например детям предлагается:
  • придумать разговор двух сказочных героев в соответствии с имеющимися у каждого ребенка карточками или масками;
  • сочинить разговор двух героев по телефону;
  • придумать, какую телеграмму может послать один сказочный герой другому;
  1. Проведение игр с предметами быта. Например детям предлагается:
  • выбрать любой приглянувшийся предмет и рассмотреть его, подумать на что или кого он похож какое у него настроение в данный момент;
  • сочинить и рассказать небольшую историю о данном предмете;
  • придумать беседу между выбранными предметами.

Включение пантомимики помогает ребенку понять внутреннее состояние различных героев и предметов, очеловечит их чувства. Все это является своеобразным тренингом эмоций, творческого воображения, образного мышления и развития речи ребенка.

Все эти задачи помогает реализовать игра «Чудесные вещи».

Многие взрослые воспринимают мир только в розовом или только в черном цвете. Нам есть чему поучиться у детей.

Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многообразии. ТРИЗ учит детей находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни. Не надо плакать и огорчаться, если тебе достался кислый лимон,  - сделай из него лимонад. И может быть, тогда в мире станет на одного несчастного человека меньше и на одного счастливого больше.

Решая различные проблемы вместе с детьми, мы приближаемся к миру более гармоничному и совершенному.

Для успешной подготовки ребенка к школе всеми без исключения программами воспитания и обучения дошкольников, рекомендованными Министерством образования России, определено умение самостоятельно составлять  рассказ по сюжетным картинам.

Методические рекомендации к выполнению этой задачи в общем плане  сводятся к следующему:

  1. Картина вносится  на рассмотрение детям вначале занятия. Она не показывается детям заранее.
  2. Воспитателем готовятся вопросы к детям по содержанию картины. Обычно дошкольники сами не задают вопросов.
  3. Рекомендуется использовать образец рассказа воспитателя по картине.
  4. На занятии всей группой детей выслушиваются рассказы, составленные только 3-5 ребятами.
  5. Качество рассказов оценивается воспитателем, как правило, на уровне «хорошо-плохо».

По отзывам педагогов, можно сделать вывод, что более неинтересного занятия в детском саду, чем составление рассказа по картине, нет. А такой вид работы должен проводиться, и давать положительные результаты!

Используя данную методику, педагоги качественно решают задачу обучения составлению детьми связного текста по сюжетной картине.

Ребенок думает, что он составляет рассказ по конкретной картине. Мы, взрослые, знаем, что важнее понимать главное: при составлении рассказа по картине, ребенок должен мысленно сначала назвать объекты, увидеть связи между ними, представить возможные ощущения, найти местоположение объекта на картине, подумать о том, что было и что будет с конкретными объектами, сделать сравнения по выбранному признаку. Чтобы рассказ получился интересным, то найти рифмовку или составить рассказ от имени какого-либо объекта на картине, найти житейскую мудрость, подходящую к ситуации.

Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса  дошкольника к созданию собственного речевого продукта.

Дорогие родители!

Игры с сюжетной картинкой не обязательно растягивать на две недели. Вы может проводить их в любой последовательности. Только первые два этапа идут всегда первыми.

Заранее готовить эмблемы этапов не обязательно, лучше вместе с ребенком обсудить и засхематизировать проведенные игры.

Попробуйте сами сочинить рассказ по картине, но озвучивайте его только после того, как ребенок рассказал свой.

Обязательно записывайте детские рассказы!

Проанализировав созданный ребенком текст, Вы можете наметить пути дальнейшего развития речи своего ребенка.

Предложив ребенку сделать рисунок к рассказу, Вы научите его иллюстрировать собственные тексты. Собрав творческие продукты Вашего ребенка воедино, можете создать его первую книгу  речевого и изобразительного творчества!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи с элементами ТРИЗа "Новая Красная Шапочка"

Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе "Новая Красная Шапочка" с использованием элементов ТРИЗа. Занятие развивает связную речь детей, формирует мотивацию к учению, развивает нагля...

«В музее головных уборов» Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ в средней группе.

Цель занятия: 1. Закрепить представления детей о головных уборах, которые носят люди разных профессий....

Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ - технологии "Путешествие в мир головных уборов"

Занятие заинтересует творческих педагогов, которые используют в своей работе исследовательские, поисковые методы работы с детьми. Использование игровых ТРИЗ-технологий делают занятие интересным и вовл...

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами ТРИЗ в средней группе на тему: «В музее головных уборов»

Цель:  создание условий для обогащения знаний детей о головных уборах с использованием элементов ТРИЗ.Задачи: 1. Создать условия для побуждения детей к речевой активности.2. Создать условия для р...

Конспект открытого занятия на тему "Зима - лето" по развитию речи с элементами ТРИЗ.

Конспект занятия на тему "Зима-лето" по развитию речи с элементами ТРИЗ в подготовительной к школе группе....