Рабочая программа образовательной области "Речевое развитие"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Слепцова Алла Валентиновна

Рабочая программа образовательной области "Речевое развитие" ООД "Речевое развитие"  ("Детство") 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_rechevomu_razvitiyu.docx68.43 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Образовательная область:                                                                                               Речевое развитие

Вид организованной образовательной                                                                                                                        деятельности: речевое развитие

Возрастная группа: 3-4 лет

2015-2016 г.

Содержание:

  1. Введение
  2. Цель, актуальность, содержание направления, основные задачи, возрастные особенности развития детей, целевые ориентиры
  3. Режим реализации программы
  4. Расписание организованно-образовательной деятельности
  5. Календарно – тематическое планирование работы на год
  6. Комплексно-тематическое планирование образовательной области «Речевое развитие» ООД «Речевое развитие»
  7. Результаты образовательной деятельности
  8. Содержание коррекционной работы для детей с ОВЗ
  9. Содержание психолого-педагогической работы с детьми с ОВЗ
  10.  План работы с родителями.
  11.  Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
  12.  Развивающая предметно-пространственная  среда
  13.  Список литературы

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №12 «Белочка». Программа разработана на переходный период  и определяет содержание и организацию образовательного процесса детей 3-4 лет,  обеспечивая разностороннее развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности  с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – социально-коммуникативному, физическому, познавательному, речевому и художественно – эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Данная рабочая программа является нормативным документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности воспитателя.

Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

     

Рабочая программа разработана на основе:

- Примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

- Типового положения о дошкольном образовательном учреждении

   (утверждено постановлением Правительства РФ от 27.10.2011 г. № 2562)

- Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы детского сада

- Требований СанПин 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 г. № 26;

Цель программы «Детство» - создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активности практики в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Актуальность программы в том, что она берёт ориентир на современного ребенка и связана с его развитием, как субъекта становления человека в период дошкольного детства.

Содержание программы «Детство» направлено на взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой.                                                                                                                  Каждый раздел программы предусматривает освоение познавательных, практических, речевых и творческих умений в разнообразной деятельности. В результате дошкольник приобретает личный опыт, который становится фундаментом полноценного развития и готовности к школе.

Программа «Детство» ориентирована на задачи: 

— охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

— обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

 — обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

— создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; — объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

— формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

— обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей;

— формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

— обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Образовательная деятельность: «Речевое развитие»

Содержание направления образовательной области «Речевое развитие» нацелено на:

- формирование владения речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основные задачи образовательной деятельности «Речевое развитие» детей четвертого года жизни:

1. Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.

2. Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.

3. Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2—3-х простых фраз.

4. Развивать умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.

5. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.

6. Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием.

7. Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук.

Возрастные особенности развития детей 3-4 лет                           (младший дошкольный возраст)

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Психологи обращают внимание на кризис трех лет, когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Характерное для младшего дошкольника требование «я сам» отражает, прежде всего, появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень возможностей. Поэтому задача взрослого - поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать его веру в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Необходимо помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

В совместной деятельности воспитатель помогает ребенку освоить новые способы и приемы действий, показывает пример  поведения и отношения.

Под влиянием общения происходят большие изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем. При этом дети пользуются не только простыми, но и сложными предложениями. Младшие дошкольники любят играть словами, проявляют словотворчество. Девочки обычно по основным показателям речевого развития превосходят мальчиков (словарный запас, звукопроизношение, беглость речи, понимание и запоминании прочитанного).

В играх, в предметной и художественной деятельности воспитатель помогает детям принимать цель и связывать результат с поставленной целью. Так повышается осознанность действий и усиливается детская самостоятельность. Речь сопровождает практические действия ребенка, но еще не выполняет планирующей функции. Игра — любимая деятельность младших дошкольников. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни.

Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков. В 3—4 года в ситуации взаимодействия со взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес.

Целевые ориентиры:

  • вступать в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимать обращенную к нему речь, отвечать на вопросы, используя простые распространенные предложения
  • проявлять речевую активность в общении со сверстником; словами приветствовать и прощаться с воспитателем и детьми, благодарить за обед, выражать просьбу  
  • по вопросам составлять по картинке рассказ из 3—4 простых предложений
  • называть предметы и объекты ближайшего окружения
  • сопровождать эмоциональную речь правильным речевым дыханием
  • узнавать содержание прослушанных произведений по иллюстрациям, эмоционально откликаться на него.  
  • Совместно со взрослым пересказывать знакомые сказки, читать короткие стихи. 

Режим реализации программы образовательной области:

Речевое развитие

Вид организованной образовательной                                                                                                                        деятельности: речевое развитие

Общее количество образовательных                               ситуаций в год

Количество образовательных ситуаций в неделю

Длительность образовательной ситуации

Форма организации образовательного процесса

36

1

15 минут

групповая

Программа составлена на основе учебного плана, который представляет собой сетки организованно-образовательной деятельности и образовательной деятельности в режимных моментах в течение дня с распределением времени на основе действующего СанПиН. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Структурный элемент

(период)

Начало

Окончание

Количество недель

Количество рабочих дней

Количество календарных дней

Учебный год:

01.09

31.05.

39

183

274

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность *:

- для детей от 2 дот 3 лет

- для детей от 3 до 7 лет

01.10.

01.09.

10.01

10.01

14 недель и 4 дня

19 недель

65

87

102

132

Каникулы

11.01.

07.03.

17.01.

11.03.

1 неделя  

1 неделя

5

5

7

7

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми  от 2 до 7 лет

18.01.

31.05.

19 недель и 2 дня

91

135

Летний оздоровительный период

01.06.

31.08.

13 недель и 1 день

65

92

Расписание организованно – образовательной деятельности

(от 3 до 4 лет)

Понедельник

9.00 – 9.15 –  Познавательное развитие (Социальный мир)/Речевое развитие (Чтение художественной литературы)

9.25 – 9.40  – Физическое развитие (физическая культура)

Вторник

9.00 -9.15  – Познавательное развитие

(математика)

9.25 – 9.40 -  Художественно-эстетическое развитие

(Музыка)

Среда

9.00 ––9.15   Художественно-эстетическое развитие (рисование/лепка)

9.25 – 9.40 -  Физическое развитие (физическая культура)

Четверг

9.00 – 9.15 – Речевое развитие (речевое развитие)

9.25 – 9.40 -  Художественно-эстетическое развитие

(Музыка)

Пятница

9.00 – 9.15 – Физическое развитие (физическая культура)

9.25 – 9.40 -  Художественно-эстетическое развитие

(конструирование/

аппликация)

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Неделя

Тема

Сентябрь

I неделя

(01. 09 – 04. 09)

Неделя знаний

«Умники и умницы»

II неделя

( 07.09 – 11.09)

ПДД, транспорт

III неделя

(14.09-18.09)

Как прекрасен этот мир!

IV неделя

(21.09 -25.09)

Моя семья

V неделя

(28.09 – 02.10)

Здоровей-ка

Октябрь

I неделя

(05.10 – 09.10)

Неделя вежливых детей

II неделя

(12.10 – 16.10)

Этот загадочный подводный мир

III неделя

(19.10 – 23.10)

Уборка урожая

IV неделя

(26.10 – 30.10)

Разноцветная осень

Ноябрь

I неделя

(02.11 – 06.11)

Россия – Родина моя

II неделя

(09.11 – 13.11)

В мире птиц

III неделя

(16.11 – 20.11)

Дикие животные и их детеныши

IV неделя

(23.11 – 27.11)

Домашние питомцы

Декабрь

I неделя

(30.11 – 04.12)

Неделя милосердия и добра

II неделя

(07.12 – 11.12)

Любимые игры и игрушки

III неделя

(14.12 – 18.12)

Труд и профессии людей

IV неделя

(21.12 – 25.12)

Зимушка-зима

V неделя

(28.12-31.12)

Новый год

Январь

II неделя

(11.01 - 15.01)

Зимние забавы и развлечения

III неделя

(18.01-22.01)

В гостях у сказки

IV неделя

 (25.01 - 29.01)

Многообразие рукотворного мира

(одежда, обувь, посуда, орудия труда, инструменты)

Февраль

I неделя

(01.02 – 05.02)

Человек по имени «Я»

II неделя

(08.02 – 12.02)

Наши добрые дела

III неделя

(15.02 – 19.02)

Защитники Отечества

IV неделя

(24.02 – 26.02)

Весна - красна

Март

I неделя

(29.02 – 04.03)

Мамина неделя

II неделя

(09.03 – 11.03)

Масленица широкая

III неделя

(14.03 – 18.03)

Неделя творчества и фантазии

IV неделя

(21.03 – 25.03)

Театральная неделя

V неделя

(28.03 – 01.04)

Мы - исследователи

Апрель

I неделя

(04.04 – 08.04)

Ребенок и его права

II неделя

(11.04 – 15.04)

Наш дом- Земля. Космос

III неделя

(18.04 – 22.04)

Город, в котором я живу

IV неделя

(25.04 – 29.04)

Праздник весны и труда

Май

I неделя

(03.05 – 06.05)

Великая Победа

II неделя

(10.05 – 13.05)

Азбука здоровья

III неделя

(16.05 – 20.05)

Неделя безопасности

IV неделя

(23.05 – 27.05)

Здравствуй, лето!


Комплексно- тематическое планирование

Образовательная область:

Речевое развитие

Вид организованной образовательной деятельности:                                                                                                                                                          «Речевое развитие»

недели

Дата

Тема

недели

Цель

Методическое

обеспечение

сентябрь

I

01.09-04.09.15

Неделя знаний

«Умники и умницы»

«Знакомим куклу Дашу с нашей группой»

Цель: учить детей составлять короткий рассказ вместе с воспитателем; учить правильно называть предметы, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.

В.Н.Волчкова

Н.В.Степанова

стр.56

II

07.09-11.09.15

ПДД, транспорт

«Качу, лечу, во весь опор»

Цель: обогащать представления детей о транспорте; познакомить с обобщающим наименованием «транспорт». Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Развивать интонационную выразительность речи.

Л.А.Парамонова

стр.34, 381

III

14.09-18.09.15

Как прекрасен этот

мир

«Путешествие на волшебном поезде»

Цель: учить узнавать предмет по описанию, произносить звукоподражание; закрепить название пальцев рук.

А.В.Аджи

стр.40

IV

21.09-25.09.15

Моя семья

«Семья»

Цель: развивать слуховое внимание и восприятие; обогащать лексический запас по теме; учить употреблять существительные с предлогами около, рядом; обучать отвечать на вопросы по фотографии.

Н.В.Рыжова

стр.131

V

28.09-02.10.15

Здоровейка

Цель: преодолевать речевой негативизм; воспитывать потребность в речевом общении; закрепить понятие об осенних явлениях; учить употреблять форму множественного числа существительных в родительном падеже.

Н.В.Рыжова

стр.99

октябрь

I

05.10-09.10.15

Неделя вежливых

детей

«Волшебные слова»

Цель: воспитывать навыки культурного поведения, приучать к вежливости; формировать умение благодарить за оказанную помощь, за оказанное внимание; продолжать учить слушать стихотворение, отвечать на вопросы по содержанию.

А.В.Аджи

стр.112

II

12.10-16.10.15

Этот загадочный

подводный мир

«Кто как купается»

Цель: вовлекать детей в содержательное внеситуативное общение, в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Побуждать высказываться на темы из личного опыта.

Л.А.Парамонова

стр.597

III

19.10-23.10.15

Уборка урожая

«Собираем урожай»

Цель: вовлекать детей в игру. Подводить к составлению коротких текстов-описаний. Обогащать словарь прилагательными, глаголами. Формировать понятие обобщающего слова «овощи».

Л.А.Парамонова

стр.84

А.В.Аджи

стр.56

IV

26.10-30.10.15

Разноцветная осень

«Любуемся красотой осени»

Цель: учить составлять описательные рассказы о явлениях природы по своим личным впечатлениям; активизация в речи прилагательных и глаголов.

В.Н.Волчкова

Н.В.Степанова

стр.65

ноябрь

I

02.11-06.11.15

Россия – Родина

моя

«Что у нас растёт в России?»

Цель: приучать детей участвовать в общей беседе, слушать, не перебивая своего сверстника. Закреплять в активном словаре названия растений, произрастающих в России. Правильно произносить существительные в родительном падеже, закреплять произношение звуков (ж), (з), (и), (ш), (х).

В.Н.Волчкова

Н.В.Степанова

стр.83

II

09.11-13.11.15

В мире птиц

«Дикие птицы»

Цель: продолжать развивать зрительное восприятие: учить узнавать по описанию изображение птиц. Развивать импрессивную речь: учить различать противоположные по значению прилагательные: большой – маленький и т.д.

Н.В.Рыжова

стр.101

III

16.11-20.11.15

Дикие животные и

Их детёныши

«Медведица с медвежонком»

Цель: развивать диалогическую речь, умение вести в игре диалог. Побуждать строить короткие тексты-описания, высказываться на темы из личного опыта.

Л.А.Парамонова

стр.160

IV

23.11-27.11.15

Домашние питомцы

«Козочка Ме-ме и овечка Бе-бе»

Цель: подводить детей к составлению текстов-повествований. Побуждать разыгрывать ролевой диалог. Воспитывать любовь к домашним животным.

Л.А.Парамонова

стр.102

декабрь

I

30.11-04.12.15

Неделя милосердия и

добра

«Как лисичка с бычком поссорилась»

Цель: учить детей добру и милосердию; отвечать на вопросы воспитателя; закреплять правильное произношение звуков (б), (л).

В.Н.Волчкова

Н.В.Степанова

стр.47

II

07.12-11.12.15

Любимые игры и

игрушки

«Магазин игрушек»

Цель: Побуждать детей строить ролевой диалог в игре, подводить к составлению небольших рассказов-описаний. Уточнить знания о частях тела животных, знания обобщающего наименования игрушек. Уточнять и закреплять правильное произношение гласных звуков.

Л.А.Парамонова

стр.66

III

14.12-18.12.15

Труд и профессии

людей

«Мы были в гостях у врача»

Цель: пополнять словарь детей медицинской терминологией; проговаривать  сложные предложения в сюжетно-ролевой игре; закрепить звуковое произношение (к), (т).

В.Н.Волчкова

Н.В.Степанова

стр.219

IV

21.12-25.12.15

Зимушка - зима

«Как на горке - снег, снег»

Цель: вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Побуждать в инсценировке и игре-драматизации передавать ролевой диалог.

Л.А.Парамонова

стр.254

V

28.12-31.12.15

Новый год

«Новогоднее происшествие»

Цель: вызвать радостное ожидание новогоднего праздника. Вести ролевой диалог в игре-драматизации. В процессе чтения стихотворения работать над дикцией и интонационной выразительностью речи.

Л.А.Парамонова

стр.274

январь

II

11.01-17.01.16

Зимние забавы и

развлечения

Каникулы

III

18.01-22.01.16

В гостях у сказки

«Стоит в поле теремок»

Цель: вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Побуждать разыгрывать ролевой диалог. Самостоятельно связывать 2-3 фразы в игре-инсценировке. Строить повествование совместно со взрослыми.

Л.А.Парамонова

стр.122

IV

25.01-29.01.16

Многообразие

рукотворного мира

(одежда, обувь, посуда,

орудия труда, инструменты)

«Посуда»

Цель: расширять и обогащать словарный запас за счёт введения новых слов. Закреплять понимание и употребление обобщающего слова «посуда».

Н.В.Рыжова

стр.97

февраль

I

01.02-05.02.16

Человек по имени «Я»

«Кто у нас в группе трудолюбивый?»

Цель: учить детей отвечать на вопросы воспитателя и воспроизводить содержание сказки по вопросам; закрепить произношение звука (у).

В.Н.Волчкова

Н.В.Степанова

стр.37

II

08.02-12.02.16

Наши добрые дела

«Наши добрые дела»

Цель: учить детей отвечать на вопросы полными предложениями; пользоваться словами, обозначающими предметы и действия; закрепить произношение звуков (ч), (к), (в), (д).

В.Н.Волчкова

Н.В.Степанова

стр.249

III

15.02-19.02.16

Защитники Отечества

«Папы всякие важны»

Цель: развивать внеситуативное общение детей, умение высказываться на темы из личного опыта. Активизировать прилагательные и глаголы. Уточнять и закреплять правильное произношение звука (ф).

Л.А.Парамонова

стр417

Н.В.Рыжова

стр.133

IV

24.02-26.02.16

Весна - красна

«Очень рады солнышку»

Цель: обогащать опыт содержательного внеситуативного общения детей. Развивать речевое дыхание, интонационную выразительность речи. Уточнять и закреплять правильное произношение звука (с).

Л.А.Парамонова

стр.489

Н.В.Рыжова

стр.136

А.В.Аджи

стр.118

март

I

29.02-04.03.16

Мамина неделя

«8 марта – праздник мам»

Цель: вовлекать детей во внеситуативное содержательное общение. Побуждать высказываться на темы из личного опыта. Активизировать прилагательные и глаголы.

Уточнять и закреплять правильное произношение согласного звука (в).

Л.А.Парамонова

стр.436

Н.В.Рыжова

стр.133

II

09.03-11.03.16

Масленица широкая

Каникулы

III

14.03-18.03.16

Неделя творчества и

фантазии

Игра-драматизация «Мы в лесу построим дом»

Цель: развивать творческое воображение детей, учить подражать звукам и движениям персонажей. Учить детей составлению описательного рассказа о каждом из персонажей.

А.В.Аджи

стр.131

Л.А.Парамонова

стр.526

IV

21.03-25.03.16

Театральная

неделя

Игра-инсценировка по мотивам сказки «Теремок»

Цель: подвести детей к игровой деятельности, к импровизации сказки «Теремок». Активизировать речевые высказывания, уточнить и закрепить произношение гласных звуков в звукоподражательных словах.

А.В.Аджи

стр.68

V

28.03-01.04.16

Мы - исследователи

«Что я знаю о дожде?»

Цель: познакомить детей с некоторыми явлениями природы, характерными для весны. Закрепить умения проводить несложные исследования с водой.

А.В.Аджи

стр.140

апрель

I

04.04-08.04.16

Ребёнок и его

права

«Право на имя, отчество и фамилию»

Цель: познакомить детей с некоторыми правами человека; развивать речевую активность.

Т.А.Шорыгина

стр.4

II

11.04-15.04.16

Наш дом – Земля.

Космос.

«Наша планета»

Цель: рассказать о том, что наша планета Земля – это огромный шар. Рассмотреть глобус. Развивать речевую активность.

В.И.Натарова

Н.И.Карпухина

стр.138

III

18.04-22.04.16

Город, в котором я

живу

«Наш город»

Цель: учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя. В предложенной ситуации закрепить умение детей применять полученные знания в жизни. Закреплять и расширять знания о родном городе.

В.Н.Волчкова

Н.В.Степанова

стр.302

IV

25.04-29.04.16

Праздник весны и

труда

«Чтобы хлебушком насладиться,

надо долго потрудиться»

Цель: расширять представление детей о труде взрослых. Объяснить пользу труда. Вызывать положительные эмоции от праздника труда. Воспитывать уважение к труду людей.

В.Н.Волчкова

Н.В.Степанова

стр.369

май

I

03.05-06.05.16

Великая Победа

Цель: уточнить знания детей о великом празднике; рассмотреть фотографию Вечного огня.

В.В.Гербова

«Занятия по развитию речи» стр.68

II

10.05-13.05.16

Азбука здоровья

«Уши мыть или не мыть»

Цель: познакомить с правилами личной гигиены, объяснить, почему их нужно соблюдать. Побуждать разыгрывать ролевой диалог.

Л.А.Парамонова

стр.398

А.В.Аджи

стр.110

III

16.05-20.05.16

Неделя безопасности

«Пожарная машина»

Цель: учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя; правильно использовать в речи названия предметов; закрепить звукопроизношение звуков (ш), (р), (у).

В.Н.Волчкова

Н.В.Степанова

стр.312

IV

23.05-27.05.16

Здравствуй, лето!

«В гости к бабушке в деревню»

Цель: Обрадовать скорым наступлением лета; побеседовать о том, чем можно заниматься летом;  познакомить с приметами лета;

А.В.Аджи

стр.156

Целевые ориентиры содержания работы:

Владение речью как средством общения и культуры:

- называет членов своей семьи, знакомых литературных героев и их действия на картинках, ведёт беседу о любимых игрушках;

- договаривается со сверстником о совместных действиях в игровом общении;

- с помощью воспитателя определяет и называет ярко выраженные эмоциональные состояния детей (радуются, смеются, испугались, плачут), учитывает их при общении: пожалеть, развеселить, использовать ласковые слова;

- использует основные формы речевого этикета в ситуациях общения: приветствие (здравствуйте), просьба (дайте, пожалуйста), благодарность (спасибо), знакомство (как тебя зовут, меня зовут.., давай играть);

- различает формы обращения ко взрослому и ребенку (здравствуйте — здравствуй); называет детей в группе по именам, использование ласковых форм имен.

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи:

- отвечает на вопросы и обращения взрослого;

- делится своими впечатлениями, желаниями;

- задаёт вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (кто это? Как его зовут? (и т. п.)).

- составляет по вопросам воспитателя рассказ по картинке из 3—4-х предложений;

- пересказывает совместно с воспитателем хорошо знакомые сказки;

- читает наизусть короткие стихи;

- слушает чтение детских книг и рассматривает самостоятельно иллюстрации;

- согласовывает прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; - правильно использует в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе: кошка — котенок, котята;

- использует в речи простое распространенное предложение; с помощью воспитателя строит сложные предложения.

Обогащение активного словаря:

- использует в речи: названия предметов и объектов близкого окружения, их назначения, частей и свойств, действий с ними; названий действий гигиенических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом (причесаться, аккуратно повесить одежду) и поддержания порядка (убрать игрушки, поставить стулья); названий некоторых качеств и свойств предметов (мягкость, твердость, гладкость и др.; предметы рвутся, бьются, размокают); материалов (глина, песок, бумага, ткань); объектов и явлений природы: растения близкого окружения, овощи и фрукты, домашние животные и некоторые дикие животные и их детеныши.

- понимает значения обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные, звери и др.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха:

- умеет правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки ([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц]);

- слышит специально интонируемый в речи воспитателя звук (песенка для укладывания куклы спать — «а-а-а», песенка ветра — «у-у-у», колокольчика — «з-з-з», жука — «ж-ж-ж», мотора — «р-р-р», насоса — «с-с-с»).

- умеет правильно пользоваться речевым дыханием;

- имеет слуховое внимания, фонематический слух;

 - умеет пользоваться моторикой речевого аппарата;

Знакомство с книжной культурой, детской литературой:

- проявляет интерес к фольклорным и литературным текстам и имеет желание их слушать;

-  может  воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх-драматизациях;

- повторяет за взрослым знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, игр с пальчиками.

Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка

  • Ребенок с удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения.
  • Проявляет речевую активность в общении со сверстником; здоровается и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, выражает просьбу.  
  • По вопросам составляет по картинке рассказ из 3—4 простых предложений.
  • Называет предметы и объекты ближайшего окружения.
  • Речь эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием.
  • Ребенок узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям, эмоционально откликается на него.  
  • Совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, читает короткие стихи. 

Содержание коррекционной работы для детей с ОВЗ

Целью коррекционной работы в группе для детей с особыми возможностями здоровья является – обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи детям этой категории в освоении общеобразовательной программы.

Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ строится с учетом следующих принципов:

  • системный подход к коррекционно-педагогической работе, который предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений.
  • раннее начало комплексного воздействия с опорой на сохранные функции.
  • организация работы в рамках ведущей деятельности с учетом закономерностей онтогенетического развития.
  • наблюдение за динамикой психоречевого развития.
  • сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы.
  • тесное взаимодействие с семьей ребенка.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми с ОВЗ                                              по образовательной области «Речевое развитие»                                                            ООД «Речевое развитие»

Владение речью как средством общения и культуры

- Учить называть членов своей семьи, знакомых литературных героев и их действия на картинках, разговаривать о любимых игрушках;

- помочь договариваться со сверстником о совместных действиях в игровом общении;

- научить использовать формы речевого этикета в ситуациях общения: приветствие (здравствуйте), просьбы (дайте, пожалуйста), благодарности (спасибо), знакомства (как тебя зовут, меня зовут, давай играть);

- учить различать формы обращения ко взрослому и ребенку (здравствуйте — здравствуй); называть детей в группе по именам, использование ласковых форм имен.

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

- Помочь в освоении умений диалогической речи: отвечать на вопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях;

- учить задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (кто это? Как его зовут? (и т. п.)).

- помочь в освоении умений монологической речи: по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3—4-х предложений; совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать наизусть короткие стихи, слушать чтение детских книг и рассматривать иллюстрации; согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе: кошка — котенок, котята; использовать в речи простое распространенное предложение; с помощью воспитателя строить сложные предложения.

Обогащение активного словаря

- учить использовать в речи: названия предметов и объектов близкого окружения, их назначения, частей и свойств, действий с ними;

- учить называть действия гигиенических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом (причесаться, аккуратно повесить одежду) и поддержания порядка (убрать игрушки, поставить стулья); названий некоторых качеств и свойств предметов (мягкость, твердость, гладкость и др.; предметы рвутся, бьются, размокают); материалов (глина, песок, бумага, ткань); объектов и явлений природы: растения близкого окружения, овощи и фрукты, домашние животные и некоторые дикие животные и их детеныши.

- учить  понимать значения обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные, звери и др.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

- помочь правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки ([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц]); слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук (песенка для укладывания куклы спать — «а-а-а», песенка ветра — «у-у-у», колокольчика — «з-з-з», жука — «ж-ж-ж», мотора — «р-р-р», насоса — «с-с-с»).

- развивать правильное речевое дыхание, слуховое внимание, фонематический слух, моторику речевого аппарата.

План работы с родителями

месяц

Название мероприятия

Сентябрь

Групповое родительское собрание на тему: «Внедрение ФГОС в ДОУ.»

Консультация на тему: «Роль сказки в воспитании дошкольников»

Октябрь

Консультация для родителей на тему: «Играем пальчиками и развиваем речь»

Ноябрь

Консультация на тему: «Роль потешки в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Декабрь

Презентация  «Словесные  игры для малышей»

Январь

Папка-передвижка « Особенности развития речи в игровой деятельности детей раннего возраста» 

Февраль

Рекомендации «Учим стихи дома»

Март

Стенд для родителей «Как мы живем»- отражающий досуговую деятельность детей (фото)

Консультация на тему: «Словесные игры и упражнения для детей по дороге домой»

Апрель

День открытых дверей «Ознакомление родителей с содержанием, организационными формами и методами речевого развития»

Май

Родительское собрание «Речь младшего дошкольника»

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

- серии наглядно-дидактических материалов, обучающих карточек  по развитию речи

- сюжетные картинки, игрушки, ролевые атрибуты к играм

- схемы, алгоритмы картотеки

- дидактические, словесные игры, игры помогающие малышам сблизиться  друг с другом и воспитателем

- экспериментальная деятельность

- подвижные игры, пальчиковые

- артикуляционная, дыхательная гимнастика

- художественная литература  

- театр пальчиковый, перчаточный и т.д.

- технические средства: магнитофон, телевизор, ноотбук, интерактивная доска

- настольно-печатные игры, разрезные картинки  6-8 частей

Развивающая предметно-пространственная среда:

Центры развития

- центр познания обеспечивает решение задач познавательно- исследовательской деятельности детей (развивающие и речевые игры);

- центр творчества обеспечивает решение задач активизации творчества детей (театрализованные, художественно-речевые игры, различные виды театров);                                                        

 - литературный центр обеспечивает литературное развитие дошкольника;

Список литературы:

1.Беседы о правах ребёнка. Т.А.Шорыгина, Москва, ТЦ Сфера, 2013.

2.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева,  СПб:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО-ПРЕСС», 2014.

3.Конспекты интегрированных занятий во второй младшей группе детского сада. А.В.Аджи, Воронеж, ТЦ «Учитель», 2009

4.Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова, Воронеж, ТЦ «Учитель», 2004

5.Моя страна. В.И.Натарова, Воронеж, ТЦ «Учитель»2005

6.Развитие речи в детском саду. Н.В.Рыжова, Ярославль, Академия развития, 2010

7.Развивающие занятия с детьми 3-4 лет. Л.А.Парамонова, Москва,  «ОЛМА Медиа Групп», издание 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

Рабочая программа образовательной области Речевое развитие (по примерной образовательной программе "Детство") Средняя группа

Примерная образовательная программа "Детство", образовательная область Речевое развитие...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Речевое развитие". Развитие речи. Конспекты образовательной деятельности

Речь — это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.Основная ...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Развитие познавательной активности через экспериментирование". Рекомендации для педагогов.

Роль опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей....

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Речевое развитие". Развитие речи. Конспекты образовательной деятельности

Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка...

Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Развитие речи. "Раздел: "Речевое развитие"

Речевое развитие – одна из основных линий развития дошкольника. Речевое развитие помогает дошкольнику войти в современный мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3-7 ЛЕТ

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дошкольного образования относится умственное воспитание детей. Серьёзное внимание в контексте умственного воспитания уделяется развитию речи. Мыш...