Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: рассказ из опыта с опорой на сюжетные картинки «Как мы сажали овощи».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспект составила воспитатель: Крылова Надежда Михайловна

Цель: речевое развитие - закреплять умение составлять рассказ из опыта, с опорой на сюжетные картинки.

                                               - учить подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действующих персонажей.

                                                -уточнить и закрепить  правильное произношение звуков «с» и «з», учить дифференцировать эти  звуки, отчётливо и внятно произносить слова с ними.

            Познавательное развитие – обобщить представление о сельских профессиях .( труде овощеводов).

                                                   -формировать уважение к людям труда.

Предварительная работа:

-Посадка гороха в группе. Наблюдение за ростом гороха (март – июнь) средняя группа 2015год.

-Рассматривание картины «Дети работают в саду» средняя группа (май 2015год).

-Беседа по картине «Уборка  картофеля» старшая группа (сентябрь 2015год).

-Рисование. Натюрморт «Овощи» (сентябрь 2015год) старшая группа.

-Аппликация «Заготовки на зиму» старшая группа (сентябрь 2015год).

-Лепка «Мы корзиночки несём…» старшая группа (сентябрь 2015год).

Материал:

-Сюжетные картинки на тему «Труд на селе».

-Картины большого формата «Уборка картофеля», «Дети работают в саду», «Жатва», «Сенокос».

-Фотографии детей «Как мы ездили на дачу (в деревню)».

-Линейки с двумя полосками, синие и зелёные кружки по количеству детей.

 

                                      Ход занятия:

1часть. Воспитатель демонстрирует детям сюжетные картинки на тему «Труд на селе» и просит рассказать, что они видят.

Дети: - Люди косят траву (сушат сено). «Луг», «На покосе».

           - Комбайн жнёт (убирает) хлеб.  «Пшеничное поле».

           - Хозяйка доит корову. «Коровник».

           - Хозяйка кормит свиней. «Свинарник».

           -Конюх кормит коня (лошадь). «Конюшня».

           - Девочка кормит кур . «Птичий двор».

           - Девочка поливает капусту . «Огород».

Воспитатель: - Дети, кто был в деревне?  (отдыхал или гостил у родственников?)

Ответы детей: - (разные: кто-то отдыхал на даче, кто-то в деревне и т.д.)

Воспитатель: - Вспомните, весной мы с вами рассматривали вот эту картину «Дети работают в саду», осенью в сентябре у нас с вами была беседа по картине «Уборка картофеля».

А ещё мы с вами лепили корзиночки с овощами, затем у нас была аппликация «Заготовки на зиму», и ещё мы рисовали натюрморт «Овощи».

2часть .Воспитатель: - А сегодня мы с вами будем рассказывать, как весной сажали овощи на даче.

Сначала составим план, как будем рассказывать:

- Придумаем название рассказа («В деревне», «На даче», «Мы на даче», «Мы сажаем капусту» и т. д.).

- Что вы делали на даче (в деревне)?

- Что вырастет на грядке?

- Что можно сделать из выращенных овощей?

Воспитатель: - Теперь, когда у нас есть план, можно придумывать рассказ .

Сначала  подумайте , как вы будете рассказывать (минутку дети думают).

Полина: - Я назову свой рассказ «Как мы сажали помидоры».

Папа повёз меня, маму и моего маленького брата Ваню на дачу.

Мы взяли с собой ящик с рассадой помидоров, которые росли у нас на подоконнике всю весну. На даче уже были вскопаны грядки в парнике.

Мы делали ямки в земле и сажали туда кустики помидоров. Потом мы их полили водой из лейки.

Воспитатель: - Полина, когда помидоры выросли, что вы с ними сделали?

Полина: - Мама сделала из помидоров салат, замариновала в банки.

Воспитатель: - Теперь нам расскажет свою историю Толя.

Толя: - Я назову свой рассказ «Я видел, как сажают картошку в поле».

Мы с папой, мамой и старшим братом Вадиком ездили весной в гости к дедушке в деревню. Там на большом чёрном поле специальный трактор (картофелесажалка) сажал картофель. Сзади у трактора была прицеплена специальная машина, которая делала борозду в земле, из специального носика бункера в эту борозду падали картофелины и затем специальный нож приваливал землёй эту борозду вместе с картофелем.

Воспитатель: - Толя, а когда картофель вырос и люди собрали урожай, что из него можно приготовить?

Толя: - Картофельное пюре, суп, чипсы (дети добавляют свои варианты).

Воспитатель: - И послушаем ещё Настин рассказ. Настя, как ты назвала свой рассказ?

Настя: - Я назову свой рассказ «Мы сажали горох».

Мы приехали на дачу в выходной день. Папа и мама стали копать гряды на огороде, а мы с маленьким братиком Артёмкой и бабушкой гуляли.

Потом бабушка показала нам на тарелке жёлтые горошинки, они треснули на боку и из них выглядывали маленькие беленькие росточки.

Бабушка сказала, что горох уже пророс и пора сажать его в землю на грядку.

Мы делали в земле неглубокие ямки и клали туда по одной горошинке, затем засыпали их землёй. Мы хорошенько полили грядку водой из лейки.

Воспитатель: - Настенька, а что можно приготовить из гороха?

Настя: - Мама варит вкусный гороховый суп. А ещё горох  кладут в салат . (дети добавляют свои варианты).

Воспитатель: - Вот какие замечательные рассказы у нас получились. А сейчас мы с вами отдохнём.

Физминутка:

1.Поднимайте плечики,              

Прыгайте, кузнечики,                  поднимают и опускают плечи.

Прыг-скок, прыг-скок.

2.Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.                       Присели.

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко.                Прыжки на двух ногах.

(повторить упражнение три раза).

3часть. ЗКР.

Воспитатель: - А сейчас мы будем играть в «Эхо». Я говорю слово громко, а вы тихо.

-Саша  (дети - тихо: Саша).

-Синица (дети - тихо: синица).

-Зонтик  (дети - тихо: зонтик).

-Зайчик  (дети – тихо: зайчик).

Воспитатель: - Теперь мы будем слушать мягкие и твёрдые звуки «с», «сь», «з», «зь».

Я раздаю вам линейки с двумя полосками и кружки, синие и зелёные.

На верхнюю полоску вы будете класть синие кружки, если услышите твёрдые звуки «с» или «з», а на нижнюю – зелёные, если услышите мягкие звуки «сь» или «зь».

Воспитатель: - Зайчик. (дети кладут синий круг на верхнюю полоску).

                          -Замок.  (аналогично).

                           -Зима.  (дети кладут зелёный круг на нижнюю полоску).

                           -Тазик. (аналогично).

                           -Санки. (дети кладут синий круг на верхнюю полоску).

                           -Сапоги. (аналогично).

                           -Синица. (дети кладут зелёный круг на нижнюю полоску).

                           -Сироп. (аналогично).

Воспитатель: - Молодцы! Все сегодня занимались очень хорошо. И рассказы придумали, и в «Эхо» поиграли, и звуки мягкие и твёрдые услышали.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx528.92 КБ

Предварительный просмотр:

План–конспект занятия (развитие речи) на тему:

 Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: рассказ из опыта с опорой на сюжетные картинки «Как мы сажали овощи».

Конспект составила воспитатель: Крылова Надежда Михайловна

Цель: речевое развитие - закреплять умение составлять рассказ из опыта, с опорой на сюжетные картинки.

                                               - учить подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действующих персонажей.

                                                -уточнить и закрепить  правильное произношение звуков «с» и «з», учить дифференцировать эти  звуки, отчётливо и внятно произносить слова с ними.

            Познавательное развитие – обобщить представление о сельских профессиях .( труде овощеводов).

                                                   -формировать уважение к людям труда.

Предварительная работа:

-Посадка гороха в группе. Наблюдение за ростом гороха (март – июнь) средняя группа 2015год.

-Рассматривание картины «Дети работают в саду» средняя группа (май 2015год).

-Беседа по картине «Уборка  картофеля» старшая группа (сентябрь 2015год).

-Рисование. Натюрморт «Овощи» (сентябрь 2015год) старшая группа.

-Аппликация «Заготовки на зиму» старшая группа (сентябрь 2015год).

-Лепка «Мы корзиночки несём…» старшая группа (сентябрь 2015год).

Материал:

-Сюжетные картинки на тему «Труд на селе».

-Картины большого формата «Уборка картофеля», «Дети работают в саду», «Жатва», «Сенокос».

-Фотографии детей «Как мы ездили на дачу (в деревню)».

-Линейки с двумя полосками, синие и зелёные кружки по количеству детей.

                                      Ход занятия:

1часть. Воспитатель демонстрирует детям сюжетные картинки на тему «Труд на селе» и просит рассказать, что они видят.

Дети: - Люди косят траву (сушат сено). «Луг», «На покосе».

           - Комбайн жнёт (убирает) хлеб.  «Пшеничное поле».

           - Хозяйка доит корову. «Коровник».

           - Хозяйка кормит свиней. «Свинарник».

           -Конюх кормит коня (лошадь). «Конюшня».

           - Девочка кормит кур . «Птичий двор».

           - Девочка поливает капусту . «Огород».

Воспитатель: - Дети, кто был в деревне?  (отдыхал или гостил у родственников?)

Ответы детей: - (разные: кто-то отдыхал на даче, кто-то в деревне и т.д.)

Воспитатель: - Вспомните, весной мы с вами рассматривали вот эту картину «Дети работают в саду», осенью в сентябре у нас с вами была беседа по картине «Уборка картофеля».

А ещё мы с вами лепили корзиночки с овощами, затем у нас была аппликация «Заготовки на зиму», и ещё мы рисовали натюрморт «Овощи».

2часть .Воспитатель: - А сегодня мы с вами будем рассказывать, как весной сажали овощи на даче.

Сначала составим план, как будем рассказывать:

- Придумаем название рассказа («В деревне», «На даче», «Мы на даче», «Мы сажаем капусту» и т. д.).

- Что вы делали на даче (в деревне)?

- Что вырастет на грядке?

- Что можно сделать из выращенных овощей?

Воспитатель: - Теперь, когда у нас есть план, можно придумывать рассказ .

Сначала  подумайте , как вы будете рассказывать (минутку дети думают).

Полина: - Я назову свой рассказ «Как мы сажали помидоры».

Папа повёз меня, маму и моего маленького брата Ваню на дачу.

Мы взяли с собой ящик с рассадой помидоров, которые росли у нас на подоконнике всю весну. На даче уже были вскопаны грядки в парнике.

Мы делали ямки в земле и сажали туда кустики помидоров. Потом мы их полили водой из лейки.

Воспитатель: - Полина, когда помидоры выросли, что вы с ними сделали?

Полина: - Мама сделала из помидоров салат, замариновала в банки.

Воспитатель: - Теперь нам расскажет свою историю Толя.

Толя: - Я назову свой рассказ «Я видел, как сажают картошку в поле».

Мы с папой, мамой и старшим братом Вадиком ездили весной в гости к дедушке в деревню. Там на большом чёрном поле специальный трактор (картофелесажалка) сажал картофель. Сзади у трактора была прицеплена специальная машина, которая делала борозду в земле, из специального носика бункера в эту борозду падали картофелины и затем специальный нож приваливал землёй эту борозду вместе с картофелем.

Воспитатель: - Толя, а когда картофель вырос и люди собрали урожай, что из него можно приготовить?

Толя: - Картофельное пюре, суп, чипсы (дети добавляют свои варианты).

Воспитатель: - И послушаем ещё Настин рассказ. Настя, как ты назвала свой рассказ?

Настя: - Я назову свой рассказ «Мы сажали горох».

Мы приехали на дачу в выходной день. Папа и мама стали копать гряды на огороде, а мы с маленьким братиком Артёмкой и бабушкой гуляли.

Потом бабушка показала нам на тарелке жёлтые горошинки, они треснули на боку и из них выглядывали маленькие беленькие росточки.

Бабушка сказала, что горох уже пророс и пора сажать его в землю на грядку.

Мы делали в земле неглубокие ямки и клали туда по одной горошинке, затем засыпали их землёй. Мы хорошенько полили грядку водой из лейки.

Воспитатель: - Настенька, а что можно приготовить из гороха?

Настя: - Мама варит вкусный гороховый суп. А ещё горох  кладут в салат . (дети добавляют свои варианты).

Воспитатель: - Вот какие замечательные рассказы у нас получились. А сейчас мы с вами отдохнём.

Физминутка:

1.Поднимайте плечики,              

Прыгайте, кузнечики,                  поднимают и опускают плечи.

Прыг-скок, прыг-скок.

2.Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.                       Присели.

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко.                Прыжки на двух ногах.

(повторить упражнение три раза).

3часть. ЗКР.

Воспитатель: - А сейчас мы будем играть в «Эхо». Я говорю слово громко, а вы тихо.

-Саша  (дети - тихо: Саша).

-Синица (дети - тихо: синица).

-Зонтик  (дети - тихо: зонтик).

-Зайчик  (дети – тихо: зайчик).

Воспитатель: - Теперь мы будем слушать мягкие и твёрдые звуки «с», «сь», «з», «зь».

Я раздаю вам линейки с двумя полосками и кружки, синие и зелёные.

На верхнюю полоску вы будете класть синие кружки, если услышите твёрдые звуки «с» или «з», а на нижнюю – зелёные, если услышите мягкие звуки «сь» или «зь».

Воспитатель: - Зайчик. (дети кладут синий круг на верхнюю полоску).

                          -Замок.  (аналогично).

                           -Зима.  (дети кладут зелёный круг на нижнюю полоску).

                           -Тазик. (аналогично).

                           -Санки. (дети кладут синий круг на верхнюю полоску).

                           -Сапоги. (аналогично).

                           -Синица. (дети кладут зелёный круг на нижнюю полоску).

                           -Сироп. (аналогично).

Воспитатель: - Молодцы! Все сегодня занимались очень хорошо. И рассказы придумали, и в «Эхо» поиграли, и звуки мягкие и твёрдые услышали.

-C:\Users\анна\Desktop\бабушка\IMG_20151013_181737.jpgC:\Users\анна\Desktop\бабушка\IMG_20151013_181904.jpg

C:\Users\анна\Desktop\бабушка\IMG_20151013_181037.jpgC:\Users\анна\Desktop\бабушка\IMG_20151013_181654.jpgC:\Users\анна\Desktop\бабушка\IMG_20151013_101433.jpg

 

C:\Users\анна\Desktop\бабушка\IMG_20151012_122906.jpg

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с нарушением зрения пересказ рассказа с опорой на мнемотаблицы "Купание медвежат" В. Бианки

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с нарушением зренияпересказ рассказа с опорой на мнемотаблицы "Купание медвежат" В. Бианки Цель: продолжать обучать связному последователь...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: "Пересказ рассказа В.Бианки "Купание медвежат" (с опорой на графические схемы)

Занятие направлено на решение задач по развитию связной речи с помощью приёмов наглядного моделирования....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Рассказ по картине кошка с котятами»

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. «Рассказ по картине кошка с котятами»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.«Рассказ по картине кошка с котятами&raq...

Конспект занятия по развитию речи детей старшей группы. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Клубок»

Цель: Создание условий для развития связной речи у детей (обучение рассказыванию по восприятию)....

Конспект занятия по развитию речи детей старшей группы. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Клубок» 4.04.23

Конспект занятия по развитию речи детей старшей группы. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Клубок»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление описательного рассказа об овощах"

Предложенный конспект занятия поможет начинающим учителя-логопедам провести занятие по развитию связной речи у дошкольников старшей логогруппы....